Ментальная арифметика: «за» и «против»

14 Янв 2016
Статьи
Ментальная арифметика: «за» и «против»
12729
Mental Math Kazakhstan
Ментальная арифметика: «ЗА» и «ПРОТИВ»
Родителям, которые хотят дать своему ребенку максимально полноценное образование, предоставляется большой выбор всевозможных развивающих детских центров, где, наряду с традиционными методиками и форматами обучения, используются новые: методика раннего развития, современные методики обучения чтению, иностранным языкам, устному счету…

Бесспорно, что навык счета является очень важным формируемым навыком на начальном этапе обучения и используется затем в нашей ежедневной жизни. Например, при подсчете сдачи в магазине или разделении общего счета в кафе или ресторане между друзьями. А если числа большие, что обычно используем мы для счета? Калькулятор? Ручку и бумагу, чтобы сделать вычисления в столбик? Получится ли сделать вычисления в уме?

В это сложно поверить, но существует методика, благодаря которой можно научиться находить сумму чисел в уме за считанные доли секунды! Это менар, или ментальная арифметика - уникальная методика развития умственных способностей детей от 4 до 12 лет, основанная на системе устного счета.

Эта методика научит производить математические вычисления в уме даже с большими числами и сложными действиями за минимальную единицу времени. Но чтобы добиться такого результата, понадобятся время и ежедневная практика.

Методика существует уже более 20 лет и обучает детей в возрасте от 4 до 12 лет, так как именно в этом возрасте, как утверждают педагоги по ментальной арифметике, навык усваивается легко и надолго. Продолжительность обучения составляет 10 уровней по 3—4 месяца каждый (от 2 с половиной лет), либо 12 уровней по 3—4 месяца каждый (4 года!). При этом интенсивность занятий - 2 часа один раз в неделю. Пропускать занятия не рекомендуется, так как это может сказаться на результатах – утрачивается навык быстроты и правильности вычислений.

Итак, обучение проходит в несколько этапов: на первом этапе обучения используется абакус - механическое счетное устройство, помогающее делать вычисления, основанные на системе устного счета.

 

Автор

Татьяна Сарсенова

Механические счетные устройства:

Ancient Count Devices

В дальнейшем детей учат воспроизводить действия в уме, на ментальном уровне, используя воображение. И как утверждают модераторы - специалисты, которые занимаются обучением ментальной арифметике, результатом обучения является не только отточенный вычислительный навык, но и улучшение умственных способностей и навыков. Но так ли это на самом деле? И формируются ли, кроме автоматического навыка счета, другие навыки, так необходимые в успешном овладении математикой?

Мы попытались разобраться, почему ментальная арифметика так популярна сегодня и полезна ли она для формирования мозга ребенка. Для этого мы обратились к экспертам в области математики и педагогики, мнения которых оказались полярными:

ЗА
ПРОТИВ
«Цель программы – не научить ребенка просто быстро считать, а помочь развить его интеллектуальные способности. А вот это умение считать - это ему как подарок, как бонус, для использования навыка счета в будущем».
 
green quote
Ержанова Сана Курмановна – директор научно-практического центра Международной академии «UCMAS». В международном детском центре «UCMAS KAZAKHSTAN» с детьми занимаются по программе «UCMAS» (Universal Concept of Mental Arithmetics System), которая получила международное признание, а затем распростанение в Казахстане с 2011 года. На данный момент совместно с Московским Городским Педагогическим Университетом центр проводит исследовательскую работу в области эффективности программы по ментальной арифметике UCMAS.
- Как Вы считаете, насколько навыки устного счета значимы для успешного овладения математикой?

Для чего нужен навык устного счета? Например, для сдачи тех же экзаменов, тестов. На каждый предмет уделяется определенное время. А ребенок может быстро произвести математические действия в уме, без калькулятора, сотового. То есть, он высвобождает себе время для другого задания, предметов. Умение считать, приобретенное в центре, остается у ребенка на всю жизнь, потом это можно использовать в любом месте. Имея свой первый выпуск студентов, мы уже можем говорить, что эта программа развивает умственные способности детей, такие как зрительное, слуховое, тактильное восприятие, а развивая восприятие, мы формируем и развиваем память. Очень хорошо развивается непроизвольное внимание, например, Гай Юлий Цезарь умел одновременно делать несколько дел. Так и наши дети уже на уровне 4-5-ом, решают, переговариваются друг с другом, могут еще по сторонам посмотреть и в это время решают всё правильно.
- Можно ли утверждать, что основное назначение обучающей программы устного вычисления заключается только в навыке считать в уме?

Не только. Это поразительные результаты в интеллектуальном развитии: у многих детей, обучающихся по нашей программе, наблюдается значительное улучшение успеваемости в школе, причем не только по математике, но и по другим школьным предметам, прогресс в изучении иностранных языков, литературных произведений, дети начали писать стихи, поэмы, рисовать картины. И самое главное, у детей появляется поразительное стремление быть первыми везде и повсюду, они побеждают на многих республиканских и школьных олимпиадах не только в Казахстане, но и за пределами страны. Благодаря отзывам родителей, мы узнаем об успехах наших студентов: Бахытбекұлы Жалантөс в этом году занял 1-е место на Международном математическом конкурсе «Весенний Олимп» в Лондоне, Куандык Алдияр занял 3-е место на Республиканском конкурсе по дисциплине «Математика и информатика», где он защищал свой научно-исследовательский проект, Абдыгали Нурасыл занял 3-е место на Международном конкурсе «Снежная зарница-2015» в городе Переславль, и таких примеров много.
- Как Вы думаете, почему ментальная арифметика так популярна сегодня?

У современных детей нарушено внимание, многие из них с внутричерепным давлением и не способны сосредоточиться, в принципе не могут заниматься интеллектуальной деятельностью продолжительно, заниматься интеллектуальным трудом не приучены с детства. А требования школы к ребенку очень высокие. Родители видят, с какими трудностями сталкиваются дети, и приводят их в наш центр именно для того, чтобы у ребенка сформировалась и память, и внимание, и мышление, и воображение, чтобы ему легче было учиться в школе. Они понимают, что они ведут сюда детей для того, чтобы с помощью абакуса, арифметических вычислений развить или помочь развить у ребенка именно интеллектуальные способности.
Но важно помнить, что любое обучение – это не только заслуга и обязанность учителя, это обязательно большая ответственность родителя. Поэтому мы работаем также и с родителями – объясняем, что ежедневно нужно проследить за тем, чтобы ребенок занимался, не отвлекался. Вырабатывается привычка трудиться, и это работа не одного человека, а всех: ребенка, педагога и родителей.
«Устный счет, конечно, нужен. Но не надо так много времени уделять тому, чтобы научить ребенка делать такие вещи, которые потом просто не понадобятся».
 
pink quote
Ильяс Шакенов -основатель проекта «Skystudents» (с 2010 года). Окончил РСФМШИ им. Жаутыкова, Казахский Национальный Университет им. аль-Фараби, факультет "механико-математический", бакалавриат, магистратура, докторантура, специальность "Вычислительная математика". Направление деятельности: подготовка студентов и абитуриентов к различным международным экзаменам (GMAT, SAT, SSAT, SAT II, GRE, GRE, Subject, SET (Math), Экзамены в МГУ, ISE exams (экзамен в МШЭ), A-level по математике, механике и статистике, Mechanics (механика на английском), Calculus AP, Business Quantitative Methods, Probability & Statistics, IB Diploma, Physics, Programming on C++, Introduction to Financial Mathematics), разработка онлайн-уроков.
- Как Вы считаете, насколько навыки устного счета значимы для успешного овладения математикой?

В действительности, устный счет нужен, но это 1\100, а может 1\1000 процента навыков, которые необходимы для хорошего математического образования. Счет применяется при решении базовых задач. Когда задача более сложная, уже не счет, а идея решения важна. Поэтому, чтобы заинтересовать ребенка, чтобы он действительно полюбил математику, просто развить навык устного счета вовсе недостаточно, важно показать красоту математики, красоту идей, которые там присутствуют, а едва ли большинство этих идей связаны с устным счетом. Нужно больше давать примеров того, как это работает, упрощает жизнь, как это интересно. И я думаю, что ребенку до 12, а тем более старше, какая сумма получится при сложении многозначных чисел - это совсем неинтересно…
- Могут ли навыки счета помочь при решении задач? нахождении нестандартных решений?

Устный счет, конечно, нужен. Но не надо так много времени уделять тому, чтобы научить ребенка делать такие вещи, которые потом просто не понадобятся. Что гораздо более важно для того, чтобы человек мог использовать нестандартные подходы к решению задач, это:
1)  Концентрация внимания - сейчас это проблема номер один, дети пошли такие, что концентрация у них рассеянная.
2)  Усердие и желание уделять время чему-то - если человек время не уделяет, для того чтобы читать, решать что-то, необходимый багаж у него не накопится.
3)  Любознательность.
4)  Oперативная память, как в компьютерах называется ОЗУ (оперативное запоминающее устройство) - я столкнулся с тем, что именно этот навык очень важен. Когда человек должен обработать какую-то сложную идею, если оперативная память очень маленькая и он просто не может продвинуться в реализации этой идеи. Постоянно нужно возвращаться назад, что-то обдумывать, закреплять, снова делать расчет, обдумывать... Он все время откатывается на предыдущий уровень рассуждений. А если у человека оперативная память большая, он может более масштабные и красивые идеи проглатывать за единицу времени. Это навык развиваемый, но едва ли он развивается за счет устного счета. Это огромный комплекс упражнений и задач, которые выводят на это. Это не только умножение чисел, а и проведение операций в уме, запоминание, в какой части уравнения вы оставили тот или иной член, запоминание промежуточных результатов, воображение, представление, разложение идей на составные части, связывание их между собой – это мини рабочий стол у вас в мозгу.
- Какое Ваше отношение, как профессионала, к данной методике?

Не могу сказать, что это зло, но в целом, отношусь к данной методике отрицательнo. Эти упражнения направлены не на суть вопроса: составление уравнения, решение проблемы, в каком порядке, как правильно интерпретировать – этого ребенок уже не может выполнить. Этот навык можно потерять, если погрузиться с головой в эту методику … А это будет катастрофа. Дети в таком возрасте (4-12 лет) – это настраиваемый механизм: как мы его настроим, так он и будет развиваться дальше. Поэтому … сводите ребенка на одно занятие, пусть он посмотрит, узнает. Но не на постоянной основе, а разбавляя это большим количеством разнообразных упражнений и занятий.
И самое главное: я хотел бы призвать родителей больше заниматься своими детьми самим.
Популярная на сегодняшний день в Казахстане методика является темой горячих споров и обсуждений, и простому родителю, желающему дать своему ребенку только самое лучшее, трудно разобраться в пользе ментальной арифметики с точки зрения успешного будущего ребенка.
Сложно определить, взвесив все «за» и «против», вести ли малыша на занятия по устному счету или активно формировать другие способности.
А как считаете вы? Ментальная арифметика - это гарантия интеллектуального развития ребенка или потраченное время, которому можно найти лучшее применение?

Комментарии0

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий Регистрация