Практикум по составлению алгоритмов

Орешина Ирина Дмитриевна
Акмолинская обл., Бурабайский район, г. Щучинск, КГУ «Школа-интернат общего типа №10»
890
Информатика
Тема:
Практикум по составлению алгоритмов

Цель:

отработать навыки составления линейных, разветвляющихся, циклических алгоритмов и составление блок-схем.

Задачи:

Образовательные:

  • научить учащихся определять тип алгоритма;
  • научить учащихся читать алгоритмы на языке блок-схем;
  • повторить ранее изложенные представления и понятия, связанные с исполнителями и их системами команд;
  • закрепить знания по пройденным темам – разделам – алгоритмы и блок-схемы.

Развивающие:

  • развитие логического мышления учащихся;
  • стимулирование самостоятельной творческой деятельности детей;
  • способствовать развитию умения планировать последовательность действий для достижения поставленной цели.

Воспитательные:

  • воспитание аккуратного и бережного отношения к технике;
  • воспитание коллективизма и взаимопомощи.

Тип урока:

обобщение изученного материала

Вид урока:

комбинированный

Оборудование:

авторская презентация; образовательный ресурс www.bilimland.kz,  видеоролик, карточки, учебник («Информатика» 6 класс./Под ред.Е.А. Вьюшкова, Н.В. Параскун); технические (компьютер, мультимедиа проектор, экран на треноге, компьютеры). BilimLand.jpgпрактикум

Методы и приемы обучения:

частично-поисковый; словесный (фронтальная беседа); наглядный (демонстрация компьютерной презентации); практический (исполнение алгоритма на компьютере с целью получения конкретного изображения), электронное тестирование.

Компьютерное программное обеспечение:

графический  редактор Paint, образовательный ресурс www.bilimland.kz, слайдовая презентация, выполненная в Power Point, флипчарт.

 

Ход урока

I. Организационный момент:

приветствие, визуальный контроль готовности учащихся к уроку.

II. Мотивационное начало урока:

  • постановка цели урока: ребята, сегодня мы должны отработать навыки составления линейных, разветвляющихся, циклических алгоритмов и составление блок-схем и оценивать вы будите себя сами.

(раздать карточки по оцениванию и объяснению оценивания)

Оценивание учащегося

 

Вид работы

Оценка

  1.  

Работа с ресурсомwww.bilimland.kz (итоговый тест)

 

  1.  

Работа в группах

 

  1.  

Практическая работа за компьютером

 

 

СРЕДНЕЕ АРИФМЕТИЧЕСКОЕ (А+В+С)/3

 

  • актуализация знаний: (работа со слайдами) – отвечают на вопросы и дополняют предложения:

1. Что такое алгоритм? (Алгоритм – это последовательный порядок действий, направленный на решение поставленной задачи).

2. Назовите формы записи алгоритмов… (в словесной форме, в графической форме, на алгоритмическом языке, на языке программирования).

3. Перечислите типы алгоритмов… (линейный, разветвляющийся, циклический).

4. Кто является исполнителем алгоритмов? (человек, робот, животное).

5. При помощи чего соединяются элементы блок-схем? (линий-стрелочек).

III Проверка домашнего задания:

Оцените себя, выставьте оценки в карту оценивания (оценка выставляется за итоговый тест) Проверка домашнего задания с использованием  ресурса www.bilimland.kz

BilimLand.jpgпрактикум

Информатика – 6 класс - Запись алгоритма блок-схемами  - https://bilimland.kz/ru/courses/informatika-ru/6-klass/lesson/zapis-algoritma-blok-sxemami (учащиеся выполняют упражнение 1,2, тест)

IV. Практическая часть:

Давайте еще раз вспомним, какие три типа алгоритмов мы знаем. (Ответы учащихся)

  • работа с флипчартом – соотнеси картинки и блок-схемы;
  • работа со слайдами (у доски) – к предложенным пословицам составь блок-схемы; (работа в группах). Какие типы алгоритмов подходят к данным пословицам? Назовите 2 формы разветвляющихся алгоритмов (полная и неполная)

ПОСЛОВИЦЫ: «Назвался груздем – полезай в кузов»

практикум 1.PNG

«Любишь кататься – люби и саночки возить»

практикум 2.PNG

«Если хочешь быть здоров – закаляйся» 

практикум 3.PNG

V. Домашнее задание:

Найдите примеры стихов, поговорок, сказок, где мы могли бы построить один из типов алгоритмов.

  • работа с учебником - решение задач стр. 70 -71  задание 2, 6 (устно)
  • работа в группах - у нас три группы, вы решаете задачи:

1 группа составляет алгоритм

1. «Определения периметра прямоугольника»

2 группа составляет алгоритм

1. «Нахождения большего из двух чисел»

3 группа составляет алгоритмы

1. «Мытья посуды»

(на листах А3 показывают и объясняют свои алгоритмы)

А сейчас я предлагаю всем вам немного отдохнуть. Для этого, пожалуйста, встаньте и выйдете из-за столов. Вы согласны немного побыть в роли моих исполнителей? видеоролик ФИЗМИНУТКА

Ответьте на вопрос, какой алгоритм вы выполняли? (ответ учащихся - линейный)

А теперь с новыми силами садимся на свои места.

 

  • работа в группах по карточкам (устно)

Задание: дайте название, определите тип алгоритма

  1. Достать ключ.

Вставить ключ в замочную скважину.

Повернуть ключ 2 раза против часовой стрелки.

Вынуть ключ (алгоритм открытия двери, циклический)

  1. Встать, одеться, умыться.

Если портфель не собран, то собрать, иначе позавтракать.

Идти в школу (алгоритм сбора в школу, разветвляющийся)

  1. Налить в чайник воду.

Зажечь спичку.

Поднести спичку к горелке.

Открыть кран газовой горелки.

Поставить чайник на плиту.

Ждать, пока вода закипит.

Выключить газ (алгоритм кипячения чайника, линейный)

  1. Найти первое предложение.

Перевести его.

Записать перевод в тетрадь.

Пока текст не закончился

Найти следующее предложение;

Перевести его;

Записать перевод в тетрадь (алгоритм перевода текста, циклический)

  1. Выйти из дома.

Повернуть направо.

Пройти 2 квартала до автобусной остановки.

Сесть в автобус №22, идущий к центру города.

Проехать 3 остановки.

Выйти из автобуса (алгоритм поездки на автобусе, линейный)

  1. Измерить температуру;

Если температура выше 37º, то вызвать врача, иначе пойти в школу (алгоритм измерения температуры, разветвляющийся)

 оцените работу в группах, выставите оценку в карточку по оцениванию

  • практическая работа за компьютером, ТБ (вы должны при помощи копирования изобразить гроздь винограда и определить, какой тип алгоритма вы использовали при рисовании) - выставите оценку в карточку по оцениванию
  • работа по слайду – злоумышленник перепутал алгоритмы, выстроить в правильной последовательности

  ***

2 Взять деньги и пакет

3 Пойти в магазин

1 Мама попросила купить хлеба

4 Если нет хлеба, вернуться домой
***

2 Прочитать условие

1 Открыть книгу

Записать ответ

5 Выполнить решение

3 Обдумать решение

4 Подобрать формулу

VI. Подведение итогов:

- выставление оценок, учащиеся суммируют свои оценки и находят среднее арифметическое

- Экранная рефлексия:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я приобрел…
  8. я научился…

 

Приложение

Задание: дайте название, определите тип и результат выполнения алгоритма.

  1. Достать ключ.

Вставить ключ в замочную скважину.

Повернуть ключ 2 раза против часовой стрелки.

Вынуть ключ.

  1. Встать, одеться, умыться.

Если портфель не собран, то собрать, иначе позавтракать.

Идти в школу.

Задание: дайте название, определите тип и результат выполнения алгоритма.

  1. Налить в чайник воду.

Зажечь спичку.

Поднести спичку к горелке.

Открыть кран газовой горелки.

Поставить чайник на плиту.

Ждать, пока вода закипит.

Выключить газ.

  1. Найти первое предложение.

Перевести его.

Записать перевод в тетрадь.

Пока текст не закончился

Найти следующее предложение;

Перевести его;

Записать перевод в тетрадь.

Задание: дайте название, определите тип и результат выполнения алгоритма.

  1. Выйти из дома.

Повернуть направо.

Пройти 2 квартала до автобусной остановки.

Сесть в автобус №22, идущий к центру города.

Проехать 3 остановки.

Выйти из автобуса.

  6.  Измерить температуру;

Если температура выше 37º , то вызвать врача, иначе пойти в школу. 

 

Сообщить об ошибке