Историческая обусловленность формирования родоплеменной структуры казахов

Уксукбаев Амангельды Елубаевич
Уксукбаев Амангельды Елубаевич
Актюбинская
Хромтау
Коммунальное государственное учреждение «Хромтауская гимназия №2»
Всемирная история
Класс:
9 класс
Раздел:
Социально-экономическое развитие Европы во второй половине ХХ века
Тема:

Историческая обусловленность формирования родоплеменной структуры казахов

27.12.2019
135
Скачать в PDF Скачать в WORD
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) 10.2.2.1 использовать понятия «ру», «тайпа», «жүз», «ата-жұрт», «ата-мекен», «ел» для описания этнической структуры казахов
Цели урока Ознакомить учащихся с этнической структурой казахов 
Критерии успеха Все формулируют понятия терминов «ру», «тайпа», «жүз», «ата-жұрт», «ата-мекен», «ел» Большинство определяют особенности племенной структуры казахов и функциональное значение ро-доплеменных союзов. Некоторые анализируют предпосылки формирования, функциональное значение и объединяющую роль родоплеменных объединений казахов  
Языковые цели Учащиеся объясняют понятия «тайпа», «ата-жұрт», описывают особенности родоплеменных объединений (навыки речи и письма); Предметная лексика и терминология «ру», «тайпа», «жүз», «ата-жұрт», «ата-мекен», «ел». Серия полезных фраз для диалога/письма Культурно – генетический код.... Роль родоплеменных объединений в обществе отражается .......... потому что ...... Понятие «ру» на сегодняшний день ................, Важность функционального значения племенной структуры.........,  
Привитие ценностей Патриотизм, ответственное отношение к своим обязанностям, толерантность.
Межпредметные связи всемирная история, биология,география.
Навыки использования ИКТ Использование возможностей интерактивной доски
Предварительные знания этногенез и этнические процессы в Казахстане

Ход урока

Этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы

Запланированные этапы урока

(Начало урока 3 минуты)

<p>Запланированная деятельность на уроке</p><p>Приветствие. Учитель: Вспомните тему прошлого урока Ученики: «Этногенез и этнические процессы на территории Казахстана» Учитель: Что значит «этногенез»? Ученики: Процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов Учитель: (показывает картинку) что изображено здесь? (Если учащиеся не могут ответить, сообщает, что на картинке изображен генетический код) - Что такое генетический код? - Как вы понимаете культурно-генетический код? - Предлагаю подумать связаны ли понятия «этногенез» и «генетический код»? (прослушиваются ответы) Учитель подытоживая ответы, возможно, корректируя их, подводит учащихся к теме и целям урока.&nbsp;&nbsp;</p> При входе учащимся предлагается выбрать разные фигуры разных цветов: треугольники, круги, квадраты, звездочки красного, синего, зеленого и желтого цветов

Основная часть урока 35 мин

(Работа в группах)

<p>Учитель записывает на доске основные понятия по теме «Ру, тайпа, жүз, ата-жұрт, ата-мекен» и уточняет понимание о «структуре родоплеменных объединений».</p><p><br></p><p>Учащиеся делятся на 4 группы по цвету фигур. 1. Каждой группе предлагается понятие, о котором следует указать всё известное. При работе можно использовать учебник, интернет. Каждая группа предлагает найденную краткую информацию классу, другие группы, при необходимости, дополняют. Учитель подводит итоги работы. Критерии <b>оценивания:</b> 1. Раскрытие предложенного понятия 2. Функциональное значение данного родоплеменного союза в структуре родоплеменных обьединений 3. Роль предложенного понятия в современной жизни казахов 2. Предлагаются карточки с мнениями нескольких ученых. Изучив взгляды учёных о про-исхождении «Жүз», группы отвечают на вопросы: «Каковы причины объединения казах-ских племен в жузы?», «Каковы внутренние особенности казахских жузов?» I. Ч. Валиханов считал, что когда государство Золотая Орда начала распадаться, то для того чтобы оставить за собой территории своих кочевий, казахи создали такие большие союзы. II. По мнению Н. А. Аристова, объединение жузы произошло во время набегов джунгар. III. В. В. Бартольд связывает возникновение жузов с географическими факторами. Вы-годное природно-географическое положение позволило казахам отдалённых регионов сохранить культурно-хозяйственные особенности. IV. М.П. Вяткин соглашается с доводами В. В. Бартольда и добавляет к природно-географическим факторам политические события. Он считает, что обособленные орды в XVI в. сформировались как политические союзы. V. Языковед С. Аманжолов считает, что казахи разделились на жузы ещё в X-XII вв. — до монгольского нашествия. VI. Востоковед Т. И. Султанов говорит о скудности достоверных фактов о происхождении жузов и предполагает, что во второй половине XVI в. система улусов трансформировалась в жузы. Не полностью раскрыта ещё и само понятие — «жуз». Некоторые ученые связывают его с арабским словом «джуз» — «основная часть чего-то, ответвление». В вос-точных документах первых сведения о жузах начинают появляться в середине XVII в. В трудах Махмуда бен Вали, написаных в 1634—1641 гг., описывается, что после смерти хана Шайбани его сын Бахадур «начинает руководить этой страной и улусами… для зимовок и своих джайлауов он выбрал Белую Орду, которая ещё известна как Йуз Орда». Это слово «йуз» (жузик-пузик) некоторые ученые сравнивают с казахскими жузом. VII. По мнению М.С. Муканова, казахские жузы являются одним из высших проявлений этносоциального сознания. Этносоциальным организмом называют этническое, социаль-ное, хозяйственное и политическое объединение.&nbsp; &nbsp;&nbsp;</p> карточки с понятиями «ру», «тайпа», «ата-жұрт», «ата-мекен», «ел», А-4 высказы-вания учё-ных, А-4&nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp;&nbsp;

Индивидуальная работа

(Конец урока 2 минуты)

<p>Предлагается ответить на следующий вопрос: «Каковы предпосылки формирования, функ-циональное значение и объединяющую роль родоплеменных объединений казахов? (в своём рассуждении используйте фразы «Я считаю...», «причина...» , «примером может быть....», «... можно сделать следующее заключение....») Предлагается зачесть одно-два рассуждения Дескриптор: - учащийся формулирует свою позицию; - учащийся приводит аргументы в объяснении причины своей позиции; - учащийся приводит аргументы для подтверждения своей позиции; - учащийся подытоживает свои рассуждения&nbsp;&nbsp;</p><p>Учитель подводит итоги урока. Благодарит учащихся. Домашнее задание ______________________ Рефлексия: Предлагается на мишени отметить «своё местонахождение»&nbsp;&nbsp;</p><p><br></p> <p>&nbsp; карточки с заданием (каждому)&nbsp; &nbsp;</p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p>мишень</p>

Приложение:

Открыть файл история казахстана

Отзывы(0)