Фантастические и реальные герои повести «Ночь перед Рождеством».

КОНЯХИНА ГАЛИНА ВЛАДИМИРОВНА
КОНЯХИНА ГАЛИНА ВЛАДИМИРОВНА
Актюбинская
Хромтау
Коммунальное государственное учреждение «Хромтауская гимназия №2»
Русская литература
Класс:
6 класс
Раздел:
Сказочные и мифологические элементы в литературных произведениях
Тема:

Фантастические и реальные герои повести «Ночь перед Рождеством».

27.12.2019
95
Скачать в PDF Скачать в WORD
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) 6.2.5.1 характеризовать героев, используя план и цитаты из текста; 6.2.7.1 определять отношение автора к главным и второстепенным героям. 6.1.1.1. понимать термины: художественный мир, миф, мифический герой, мифологический образ, рассказ, повесть и др.  
Цели урока <p>&nbsp;Учащиеся могут:</p><p>• Давать характеристику героям повести, опираясь на план и используя цитаты из текста. </p><p> • Определять, как относится автор к героям.&nbsp; &nbsp;</p>
Критерии оценивания – Дает характеристику героям повести. – Определяет авторскую оценку.&nbsp; &nbsp;
Привитие ценностей Данный урок направлен на развитие ценностей: академическая честность, культура взаимоотношений, сплоченность и умение работать в команде, ответственность и лидерство. Привитие ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся.&nbsp;&nbsp;
Межпредметные связи Межпредметная интеграция с историей и изобразительным искусством, музыкой, киноискусством на уроке будет реализована через содержание используемых материалов: иллюстраций к повести «Ночь перед Рождеством».&nbsp;
Предварительные знания В 5-ом классе учащиеся учились характеризовать героев при поддержке учителя. Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через групповую работу.

Ход урока

Этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы

Начало урока

(0-4)

Постановка цели урока. Формулировка темы. Итак, мы начинаем. Под музыку П.И.Чайковского «Декабрь. Святки» учитель зачитывает начало повести: «Последний день перед Рождеством……ведьма верхом на метле». - В какой мир мы попадаем? (в мир сказки, чуда, в фантастический мир). - Соответствует ли музыка, под которую я прочитала начало повести, передаваемым событиям? (Громкая. Веселая. Постепенно увеличивается темп). Действительно, мелодия заставила нас погрузиться в мир иллюзий, сказок. - Может быть, кто-то знает, кто автор этого музыкального произведения? - Это пьеса П.И.Чайковского «Декабрь. Святки» из его альбома «Времена года». Конец декабря – начало января - самое прекрасное, сказочное время года, когда происходят чудеса, когда не только дети, но и взрослые начинают верить в сказку. С чем это связано? Какие праздники? В это время наступает любимый многими праздник - Новый год. А у христиан вслед за Новым годом наступает самый светлый, самый главный праздник – Рождество Христово. Ощущение чуда, тайны продолжается до середины января. - И с самого начала повести мы попадаем в мир сказки, фантастики. Значит «Ночь перед Рождеством» - сказка? (Нет) - Но вы сказали, что появляются сказочные герои, будут происходить сказочные события? Почему это не сказка? Может ли повесть сочетать в себе сказочные черты? Чего же больше в повести реального или фантастического? - Сегодня на уроке мы должны будем разобраться, в чем же особенность повести Гоголя «Ночь перед Рождеством». Подумайте, какой будет тема урока? В ходе урока, мы заполним таблицу и посмотрим, чего же больше в повести реального или сказочного.&nbsp; &nbsp; Музыка П.Чайковского к фильму

Середина урока

(5 мин)

Викторина «УЗНАЙ ГЕРОЯ» - Раз мы с вами будем разбирать черты фантастические и реальные, то сначала посмотрим, что обозначают эти термины. - Раз мы с вами будем разбирать черты фантастические и реальные, то сначала посмотрим, что обозначают эти термины. Фантастика – то, что основано на воображении, вымысле, что-то волшебное, невероятное. Реальность – то, что действительно существует не в воображении. Работа с текстом повести.Работа в парах - Найдите реальные события, изображенные в повести,. - Найдите сказочные эпизоды в повести; Реальное Сказочное 1. Взаимоотношения хуторян. 1. Ведьма собирает звезды. 2. Картины природы. 2. Черт крадет месяц. 3. Приключения гостей Солохи. 3. Полет Вакулы и черта в Петербург. 4. Колядки. 4. Обед у Пацюка. - Сейчас, работая в парах, попробуйте записать героев повести в 2 столбика: фантастические и реальные. Лист с таблицей на парте. Фантастические герои Реальные герои Солоха, черт, Пацюк Оксана, Вакула, Чуб, дьяк, Екатерина, Потемкин ФО Наблюдения учителя - Следовательно, в повести встречаются и реальные и сказочные персонажи. - Кого из названных героев можно назвать главными? (Черт, Солоха, Вакула, Оксана). - Повесть прочитана до конца, попробуем дать характеристику ее главным героям. Выберем реальных героев и сказочных. Посмотрим одинаково или по – разному описывает их Гоголь. Работаем в группах. Восприятие и интерпретация новой информации. Обсуждение в группах – характеристика Солохи, Черта, Оксаны,Вакулы, Пацюка (5 групп) 6 группа: - На доске даны характеристики героев. Но они перепутаны. Два человека от группы выбирают характеристики, которые относятся к вашему герою, остальные работают с текстом повести, подбирая цитаты, ярко характеризующие образ. Кроме этого, каждая группа готовит вопрос классу про своего героя.&nbsp;&nbsp; видеофрагмент

Восприятие и интерпретация новой информации.

Сначала зачитываем портрет, затем характеристики. Данные на доске. Задаем вопрос классу. Группы отвечают в таком порядке: Солоха, черт, Оксана, Вакула. 1. Презентация работы. После выполнения задания группы делятся своими наблюдения с другими группами. Во время презентации учащиеся должны получить полное представление о героях, олицетворяющих зло в повести. План характеристики героя. 1.Имя героя. 2.Опишите внешность и характер героя. 3. приводит примеры из текста, раскрывающие образ героя; 4.Как ведет себя герой в просмотренном эпизоде. Дайте оценку поведению героя. 5. Ваше отношение к герою. ФОВзаимооценивание Критерий оценивания – характеризует героя на основе плана; определяет авторское отношение к герою. Дескрипторы оценивания (для 5 групп): • Описывает внешность героя. • Описывает характер героя. • Дает оценку поведению героя. • Формулирует авторскую позицию. • Дает собственную оценку герою. Критерий оценивания – характеризует героя, распределяя предложенные характеристики Дескрипторы оценивания (для 6 группы): • Правильно распределяют предложенные характеристики • Описывают внешность и характер героя. . Солоха. Чем отличается Солоха от сказочной Бабы – Яги? В образе Солохи Н. В. Гоголь показал людские пороки: жадность, обман, измену. И мы видим, что всё плохое всё равно обнаружится, и тогда человек выглядит смешно и глупо. Черт. Есть ли в черте человеческие черты? Почему черт не победил Вакулу? Ничего не получилось у этого проказника."И так, вместо того чтобы провести, соблазнить и одурачить других, враг человеческого рода был сам одурачен". После выступления 2 групп. -Черт и ведьма стараются разрушить красоту предрождественской морозной ночи, украсть с неба звезды и месяц. Преследуют они и личные, корыстные цели: черт пытается отомстить Вакуле, а Солоха хочет опередить своего сына и прибрать к рукам богатства Чуба. Но страшны ли нам и другим героям повести эти сказочные существа? Почему? (Гоголь описывает их как живых людей, со своими пороками, они выглядят глупо, смешно). Характерно это для сказки? (Нет) Вакула. Почему Вакула победил Черта, который уже готов был восторжествовать? Описывая образ кузнеца Вакулы, Н. В. Гоголь хотел сказать нам, что честность, трудолюбие, верность - всегда смогут победить зло. Ф Взаимооценивание «Я хочу похвалить…» - А теперь я проверю, все ли хорошо поняли характеры героев. Я читаю пословицу, та группа, к герою которой она относится, поднимает руки. 1.Красивая, как елка, колючая, как иголка (Оксана) 2. По одежде не суди – по делам гляди(Вакула) 3. не в деньгах счастье(Солоха) 4. Не рой яму другому, сам в нее попадешь(черт) - Итак, герои у нас и сказочные и реальные. А что еще можно в произведении назвать фантастическим, кроме героев? (события - Черт крадет месяц, Солоха собирает звезды, вареники сами прыгают в рот к Пацюку., Финал - Добро побеждает зло) - Фантастические существа (волшебные герои) живут вместе с обыкновенными людьми; все события, которые происходят с ними, Гоголь представил как обыкновенные, поэтому четких границ между реальным и фантастическим нет. Характерно это для сказки? (Нет) - Чего же больше встречается в произведении Гоголя: сказочного или реального? Попробуйте определить жанр этого произведения. Вам помогут подсказки, данные на доске: рассказ, сказка, повесть, былина, сказочная повесть. А почему? - «Ночь перед Рождеством» это не просто сказочная повесть, это РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ПОВЕСТЬ - это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие, в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал - хороший.&nbsp; &nbsp; карточки

Конец урока

(2 мин)

V. Рефлексия. Прием «Звезда нашего урока». Учащимся предлагается с помощью звезды выразить свое мнение об уроке.&nbsp;&nbsp; Звездочки из цветной бумаги

Приложение:

Открыть файл русская литература

Отзывы(0)