Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые имена числительные.

Каталагина Надежда Александровна
Каталагина Надежда Александровна
Акмолинская
Астана
Днепропетровская СШ
Русский язык
Класс:
4 класс
Раздел:
Природные явления
Тема:

Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые имена числительные.

25.01.2020
83
Скачать в PDF Скачать в WORD
Цели обучения (ссылка на учебную программу):

4.1.5.1 строить монологическое высказывание, используя самостоятельно разработанный план и наглядные материалы;

4.2.5.1 находить информацию по трем и более источникам (словари, справочники,энциклопедии детские познавательные журналы) на заданную тему и интерпретировать её

4.3.8.1 различать на основе существенных признаков имена существительные, прилагательные,глагол, местоимение, числительное, наречия, предлоги и союзы и определять их роль в предложении

Цели урока:

познакомить с именем числительным как частью речи; познакомить с образованием порядковых и количественных числительных; учить наблюдать различие вопросов к количественным и порядковым числительным, учить сравнивать,делать выводы

Языковые цели:

учащиеся могут: использовать специальную лексику соблюдая культуру речи при определение вывода

Ключевые слова и фразы: природные явления,времена года, числительные, порядковые, количественные

Вопросы для обсуждения: В какой сезон года бывают данные природные явления?

Какие еще природные явления тебе знакомы?

Ожидаемый результат:

учащиеся научатся отличать имена числительные от слов других частей речи, группировать имена числительные по заданным морфологическим признакам

Критерии успеха:

все учащиеся смогут: узнать об имени числительном как части речи,о количественных и порядковых числительных

большинство учащихся смогут:отгадать загадки, определять по вопросам порядковые и количественные числительные, ставить вопросы к числительным

некоторые учащиеся смогут: сделать вывод по диалогу, найти дополнительную информацию о природных явлениях

Привитие ценностей:

ценности, основанные на национальной идее "Мәңгілік ел" : казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течении всей жизни

Навыки использования ИКТ:
Межпредметная связь:

взаимосвязь с предметами: литература, физическая культура, математика ,естествознание 

Предыдущие знания:

части речи

Ход урока

Этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы

Начало урока

(0-1мин)

Создание положительного эмоционального настроя: 

Снег летает и сверкает,

В золотом сиянье дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома

Сыплет, сыплет снег, снежок

Начинаем наш урок.

А чтобы урок пошёл каждому в прок,

Смелее в работу включайся дружок!



ИКТ(отгадка рисунок)

Середина урока

(2- 35 мин)

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.

Минутка чистописания,работа с пословицей

Случается такой год,что в день по семь погод.

Работа с пословицей по плану: 

1. Чтение пословицы

2.Объяснение  значения непонятных слов

3.Выяснить смысл пословицы в целом,о чем она и чему учит?

4. Подобрать жизненную ситуацию, в которой можно употребить данную пословицу.

Спиши, объясни орфограммы.

Работа по теме урока:  Прочитай загадки. Отгадай.

Рассыпался горох

На семьдесят дорог(град)

В белом бархате деревня-

И заборы и деревья

А как ветер пойдёт,

Этот бархат опадёт (иней)

Разноцветные ворота

На лугу построил кто-то,

Но пройти в них нелегко - 

Те ворота высоко (радуга)

- Как можно назвать одним словом отгадки? О каких явлениях говорится? В какой сезон года они бывают? Какие природные явления тебе ещё знакомы? Как вы думаете, все ли мы знаем о природных явлениях?

Найдите интересную информацию о природных явлениях в справочниках, энциклопедиях,детских познавательных журналах. (Рассказывают в классе)

Создание проблемной ситуации:

- Прежде чем мы начнём работать по новой теме урока повторим пройденный материал.

Распределите слова в пословице по частям речи. Случается такой год,что в день по семь погод.

Все ли слова смогли распределить? Какое слово осталось? Можем определить часть речи? Что для этого надо сделать?(Нам надо дать характеристику и название новой части речи)

Что мы должны узнать? (Что обозначает и на какой вопрос отвечает)

Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.

- Прочитайте стихотворение:

Я каждый день и каждый час 

Сказать готово,сколько вас,

И я могу, имей ввиду,

Сказать, в котором ты ряду.(П. Чесноков)  

- Про что это стихотворение? 

-Правильно, а как вы догадались?

Формирование новых знаний.

1. -Посмотрите внимательно вокруг,везде и во всем нас окружают числа. Без чисел невозможна наука и сама жизнь.

- Вспомните и запишите названия сказок в которых употреблены числительные.

- Придумайте и задайте вопросы, чтобы в ответе на него было числительное.

-Поставьте вопросы к числительным.(Сколько? Какой? На каком?  В котором ?)

Все ли вопросы одинаковы? А что обозначают(называют) эти слова? (количество предметов, порядок предметов при счете)

Определите  тему нашего  урока: Имя числительное. Количественные и порядковые числительные. Название числительное произошло от слова "число".

Работа с правилом в учебнике.

2.Определение вида числительных.

- Я предлагаю провести небольшое исследование с числительными: разделите их на группы 

"Копилка слов"(каждой группе выдаётся копилка слов)

Два, четвертый, восемьдесят пять,тридцать, сорок один, шестой, семьдесят пять, семь, десятый, девяносто, второй, восемь ,двадцать четвертый, сороковой, первый, пять.

Задание: разделите на группы

- Как разделили?

1 группа-На какой вопрос отвечают?

Что они обозначают?

- Часть речи - Количество - Сколько-                 Количественные числительные

2 группа Задайте вопрос к оставшимся числительным

На какой вопрос отвечают эти числа?

Что они обозначают?

- Порядок - Какой?  - Это Порядковые числительные

Разыгрывание диалога. Детям в парах предлагаю разыграть диалог из учебника.

Рассуждают, кто из ребят был прав в споре. Доказывают свой выбор. 

 Физминутка.

Дружно с вами мы считали

И про числа рассуждали,

 А теперь мы дружно встали

Свои косточки размяли.

На счет раз кулак сожмем,

На счет два в локтях сожмем

На счет три прижмем к плечам,

На четыре к небесам.

Хорошо прогнулись

И друг другу улыбнулись.

На счет пять прошу всех сесть

Самостоятельная работа.  Перед вами на слайде числа: 5, 11, 36 - придумайте числительные: порядковые и количественные. Запишите.

- Составьте с каждым из них словосочетание.

- Составьте с каждым словосочетанием предложение, запишите.

Проверка. 

Устная работа: Замени цифры порядковыми или количественными числительными. Вставь пропущенные буквы,объясни.

(2) ......... друга м*ро* да в*юга.

Д* кабрь (1).......... мес*ц зимы.

(7)................ цв* тов радуги.

(4)..........день сильный сн*гопа*.




ИКТ

дополнительный материал

учебник

Конец урока

(36-37 мин)

"Заверши фразу"

Часть речи, которая обозначает количество предметов или порядок предметов при счёте называется ......... 

Имена числительные делятся на ................... и ......................     .

Домашнее задание. Найти и записать как можно больше фразеологизмов с числительными. Найти информацию о природных явлениях.

Рефлексия

(38-40 мин)

У вас на парте 3 смайлика, выберите тот который соответствует вашему настроению в конце урока и раскрасьте его:

Зелёный цвет, если на уроке все удавалось.

Красный цвет,если были ошибки.

Желтый цвет, если все удалось, но с помощью других.

Отзывы(0)