Экзотермические и эндотермические реакции. Лабораторный опыт №4 «Химические реакции, сопровождающиеся изменением энергии»
Экзотермические и эндотермические реакции. Лабораторный опыт №4 «Химические реакции, сопровождающиеся изменением энергии»
| Цели обучения (ссылка на учебную программу): | 8.3.1.3 -знать, что экзотермические реакции идут с выделением теплоты, а эндотермические реакции с поглощением теплоты. |
| Цели урока: | Все учащиеся: понимают, что при химических реакциях теплота затрачивается или поглощается; знают и отличают, что такое экзотермическая и эндотермическая реакция. Большинство учащихся: приводят несколько примеров эндо- и экзотермических реакций. Некоторые учащиеся: понимают, что энергия химических соединений сосредоточена главным образом в химических связях, окажут помощь и поддержку менее способным учащимся. |
| Языковые цели: | Языковые цели: используя специальную лексику и терминологию задавать и отвечать на вопросы относительно экзотермических и эндотермических реакций. Предметная лексика и терминология: Количества теплоты, изменение энергии, экзотермическая реакция, эндотермическая реакция, энергия химических соединений, термохимические уравнения. Серия полезных фраз для диалога/письма: При протекании любой реакции происходит ... или ... теплоты. Реакции бывают ... / с ... теплоты /, ... / с ... теплоты /. Химические уравнения, в которых указывается ... эффект, называются ... . |
| Критерии успеха: | Учащиеся достигли цели, если: - объясняет, что при химических реакциях теплота затрачивается или поглощается; - определяет экзотермическую и эндотермическую реакции; - приводит несколько примеров эндо- и экзотермических реакций |
| Привитие ценностей: | Уважение к природе, понимание последствий воздействия различных горючих на окружающую среду. Стремление к вносу своей лепты по уменьшению парникового эффекта Общенациональная идея «Мәңгілік ел» Экономический рост, основанный на индустриализации и инновациях. Формирование интереса детей к изучению химической науки в будущем и самообразованию способствует становлению интеллектуального потенциала Казахстана, конкурентно способного поколения. ( 4 - ценность «Мәңгілік Ел») |
| Межпредметная связь: | Физика |
| Предыдущие знания: | Знание процесса горения (7.4A) Знание углекислого газа и угарного газа (7.4C) Знание об изменении энергии в процессе плавления и кипения (7.1C) Знание об экзотермической природе процесса кристаллизации (7.3C) |
Ход урока
| Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
|---|---|---|
|
Начало урока (5 минут) |
Организационный момент. Просмотр видеоматериала «Изменение энергии в ходе процессов» Как вы думаете, каких целей мы должны достичь? Сопровождаются ли химические реакции изменением энергии? Все ли они идут с выделением энергии? Есть ли у них обратные примеры? О чем мы будем говорить сегодня на уроке? Как вы думаете, каких целей мы должны достичь? Тема урока «Экзотермические и эндотермические реакции». Цель: знать, что экзотермические реакции идут с выделением теплоты, а эндотермические реакции с поглощением теплоты. |
https://bilimland.kz/ru/subject/ximiya/8-klass/termoximicheskie-reakczii-ehkzotermicheskie-i-ehndotermicheskie-reakczii Слайд 1-3 |
|
Середина урока (30 минут) |
Демонстрация материалов ресурса BilimLand «Изменение энергии в ходе химических реакций». В результате реакций горения выделяется свет и тепло, которые мы можем увидеть и почувствовать. В результате некоторых других химических реакций теплота, наоборот, затрачивается или поглощается, и мы можем почувствовать понижение температуры. В этом случае мы можем говорить также о выделении или поглощении энергии. Энергия химических соединений сосредоточена главным образом в химических связях. Чтобы разрушить связь между двумя атомами, требуется затратить энергию, а когда химическая связь образуется, энергия выделяется. Убедимся в этом, выполнив лабораторную работу. Выполнение лабораторного опыта №4 «Химические реакции, сопровождающиеся изменением энергии» • Раздать ученикам листы с текстом лабораторной работы. • Раздать химическое оборудование и реактивы, обеспечить возможность проведения учащимися лабораторной работы. Цель: (Учащиеся формулируют самостоятельно). Повторение правил техники безопасности при работе с химическим оборудованием и реактивами. Ход работы: 1. Взаимодействие карбоната натрия с разбавленной уксусной кислотой. 2. Растворение твердого гидроксида натрия в воде. 3. Растворение хлористого калия в воде. 4. Реакция между лимонной кислотой и гидрокарбонатом натрия. 5. Взаимодействие магния с разбавленной серной кислотой Вывод: (Учащиеся формулируют самостоятельно). Когда в результате химической реакции при образовании новых связей выделяется энергии больше, чем потребовалось для разрушения "старых" связей в исходных веществах, то избыток энергии высвобождается в виде тепла. Например: CH4 + 2O2 =CO2 + 2H2O + 880,90 кДж/кмоль Такие реакции называются экзотермическими от латинского "экзо" - наружу (имея в виду выделяющуюся энергию). В других случаях на разрушение связей в исходных веществах требуется энергии больше, чем может выделиться при образовании новых связей. Такие реакции называются эндотермическими (от латинского «эндо» - внутрь). Например: CаСО3 =CаO + СО2 - 165,3 кДж/кмоль Какие экзотермические или экзотермические реакции вы можете назвать? Уравнения химических реакций, в которых вместе с реагентами и продуктами записан и тепловой эффект реакции, называются термохимическими уравнениями. Выполнение тестовых заданий (источник – образовательный ресурс BilimLand): 1.Термохимические уравнения – это... a) реакции, протекающие самопроизвольно b) уравнения химических реакций, в которых указывается тепловой эффект c) уравнения химических реакций, в которых указывается, что образуется газ d) уравнения химических реакций, в которых указывается, что образуется осадок e) реакции, протекающие лишь при нагревании 2. Экзотермические реакции – это... a) реакции, протекающие с поглощением газов b) реакции, протекающие с выделением газов c) реакции, протекающие с выделением теплоты d) реакции, протекающие с поглощением ультрафиолетового света e) реакции, протекающие с поглощением теплоты 3. К эндотермической реакции относится a) гашение извести b) восстановление меди из оксида меди (II) c) взаимодействие оксида фосфора (V) с водой d) разложение хлората калия e) горение бензина 4. Какие из предложенных уравнений отображают эндотермический процесс? 1. CH4(г)+2O2(г) = CO2(г) + 2H2O(г) = -892 кДж/моль 2. 2H2O(ж) = 2H2(г) + O2(г) = +286 кДж/моль 3. 2PH3 + 4O2 = P2O5 + 3H2O = –2440 кДж/моль a) 1 и 2 b) 1, 2 и 3 c) 1 и 3 d) 2 и 3 e) только 1 5.Приведены уравнения реакций. 1. CaO + H2O = Ca(OH)2 2. 2HgO = 2Hg + O2 Определи тип, к которому относятся данные реакции. a) 1 – экзотермическая, 2 – эндотермическая b) 1 – эндотермическая, 2 – экзотермическая c) обе реакции экзотермические d) обе реакции эндотермические Взаимопроверка (правильные ответы выведены на экран), самооценивание (метод пяти пальцев). Учащиеся сдают рабочие листы с лабораторными работами на проверку. |
Слайд 5
Слайд 6-7 Реактивы: карбонат натрия, разбавленная уксусная кислота, хлорид калия, лимонная кислота, гидрокарбонат натрия, магний, разбавленная серная кислота. Пробирки, штатив для пробирок. Карточки с инструкцией (Рабочий лист – приложение 1) Слайд 8-10 Карточки с заданиями Слайд 11 |
|
Конец урока (2 минуты) |
Домашнее задание: § 22 учить. |
Слайд 12 |
|
Рефлексия (3 минуты) |
- Что нового мы узнали сегодня на уроке? - Достигли ли мы целей урока? |
Слайд 13-14 |
Отзывы(0)