Римская нумерация чисел

Сальникова Виктория Валериевна
Сальникова Виктория Валериевна
Акмолинская
Каменка
Каменская СШ
Математика
Класс:
2 класс
Раздел:
Сложение и вычитание двузначных чисел. Сотни. Задачи
Тема:

Римская нумерация чисел

28.01.2020
121
Скачать в PDF Скачать в WORD
Цели обучения (ссылка на учебную программу): <p>2.1.1.3.читать, записывать и использовать римскую нумерацию до 12</p>
Цели урока: Чтение, запись и использование римской нумерации до 12
Языковые цели: <p>Учащиеся смогут: читать римские цифры до 12</p><p>Предметная лексика и терминология: число, цифра, двузначное, однозначное, место цифры в записи числа, десятки, единицы, сумма, разряд, слагаемые, сравнение чисел</p>
Ожидаемый результат: <p>Все учащиеся будут: читать числа в римской нумерации до 12</p><p>Многие учащиеся будут: использовать римскую нумерацию до 12</p><p>Некоторые учащиеся будут: объяснять происхождение цифр в записи римской нумерации до 12</p>
Критерии успеха: Учащиеся повторили что такое число, цифра и как выполнять сложение и вычитание по числовому отрезку. Учащиеся называют цель урока: Изучить римские цифры. Учащиеся на своих отрезках записывают римские числа и показывают по отрезку вычитание 9 - 3
Привитие ценностей: Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.
Навыки использования ИКТ: ИКТ-просмотр видеоролика, презентация урока.
Межпредметная связь: Естествознание, познание мира
Предыдущие знания: Нумерация двухзначных чисел

Ход урока

Этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы

Начало урока

(0-15)

<p>Мотивация:</p><p>-Но что вы будете делать на уроке? (Учиться.) </p><p>-Что это значит? (Мы должны сами понять, что мы еще не знаем, и самим постараться «открыть» новое знание.) </p><p>-Посмотрите на доску и на столы. На доске открыта модель числового отрезка&nbsp;</p><p>-С чем будет связано ваше новое знание? (С числовым отрезком.) </p><p>-Верно, пожелайте друг другу удачи и в путь!&nbsp;&nbsp;</p><p>Актуализация. </p><p> Числовой ряд. </p><p> Счёт: 1) счёт до 20 (прямой и обратный); </p><p> 2) счёт от 9 до 16, от 12 до 3. </p><p> - Назовите соседей числа 8,12, 15. </p><p> - Какое число стоит между числами 9 и 11, 15 и 17? </p><p> - Что вы можете рассказать о числе 5? </p><p> - Назовите числа, которые меньше 5. </p><p> - Назовите числовые выражения, значения которых равны 5. </p><p>-Из ряда чисел назовите только те, которые, начиная с 1, больше на 3 предыдущего. (1, 4, 7.) </p><p> Числовой отрезок. Цифры и числа. </p><p> - Начертите в тетради отрезок. </p><p> - Как превратить его в числовой отрезок? </p><p> - Что можно увидеть с помощью числового отрезка? (Место каждого числа в натуральном ряду.) </p><p> - Что вы написали под каждым делением? (Цифры.) </p><p> - Что же такое цифра? (Это знак для обозначения числа.) </p><p> - Покажите как выполнить сложение 3 + 4 на числовом отрезке.&nbsp; &nbsp;</p><p>Постановка цели (проблемная ситуация). </p><p>-Что вы сейчас повторили? (Мы повторили, что такое число и цифра, расположение чисел на числовом отрезке, сравнение, сложение и вычитание с помощью числового отрезка.) </p><p>-Какое задание вы сейчас получите? (Задание, с помощью которого мы поймем, чего мы еще не знаем.) </p><p>-Что нужно сделать? (Нужно решить пример на вычитание.) </p><p>-Что нового для вас в этом задании? (В данном примере необычные цифры.) </p><p>-Кто знает, как называются эти цифры? (Римские.) </p><p>-Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Научиться решать примеры с римскими цифрами.) </p><p>-Как назовем урок? (Римские цифры.)</p><p>-Попробуйте выполнить это задание. Учащиеся самостоятельно выполняют задание на индивидуальных планшетках. </p><p>-Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось.&nbsp; </p><p>-Кто не смог выполнить это задание? Учащиеся поднимают руки. </p><p>-Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли решить данный пример.)&nbsp; </p><p>-У кого есть ответ? Учащиеся называют результаты. </p><p>Провожу анализ, при этом указываю, что ответ должен быть записан так же с помощью римских цифр. Учащиеся, записавшие ответ с помощью арабских цифр, фиксируют, что они не смогли выполнить это задание правильно. </p><p>-Кто записал ответ с помощью римских цифр? Учащиеся показывают свои планшетки.&nbsp; -Обоснуйте свои результаты. (Мы не можем обосновать свои результаты.) </p><p>-Какой следующий шаг вы должны сделать? (Разобраться, в чем затруднение.) </p><p>-Какова же цель дальнейшей деятельности? (Изучить римские цифры.)&nbsp;</p><p>-Что вам может помочь в работе. Куда вы можете обратиться? (Мы можем посмотреть в учебнике.) </p><p>-А затем? (Сделаем вывод.) </p><p> – Знаете ли вы, что означают и как использовать цифры в римской нумерации?&nbsp;&nbsp;</p>

Середина урока

(15-30)

<p>Открытие нового.</p><p>Предлагаю выполнить задание №1 из учебника. Дети рассматривают римские цифры и рассказывают, где встречались им такие знаки. Показываю детям плакат с часами, месяцами и другими вариантами использования римских цифр в записи чисел. Составляю план работы, предлагая последовательно отвечать на вопросы: </p><p> – Сколько цифр в обычной нумерации, а в римской? </p><p> – Какими знаками обозначили числа? </p><p> – Можете ли вы их изобразить? Подумайте, почему именно так сочетают знаки в римской нумерации для записи чисел до 12. </p><p> – Рассмотрите карточки на доске. </p><p> – Кто из вас может рассказать о знаках, изображённых на этих карточках? </p><p> Учащиеся рассказывают, что знают о римской нумерации. </p><p>Дополнительно: цифры не были придуманы сразу. Это результат длительного исторического развития человека. В древности люди записывали числа словами, затем стали придумывать знаки. Наиболее долговечной из древних систем цифр является рим¬ская нумерация, которая возникла более 25 веков назад, т. е. более 2500 лет назад. – Сравните цифры в таблице. (I - одна палочка, 2 - две, 3 - три палочки.) </p><p> – Как обозначена цифра 5? (Это знак V, очень похож на рас¬крытую ладонь.) </p><p> – Как получили IV? (Четыре - это пять без одного.) </p><p> – Остальные? (Шесть - это пять и один; аналогично VII и VIII; X - это похоже на две ладони, IX- это десять без одного.) </p><p> – Запишите каждую цифру в таблице самостоятельно. Затем предлагаю перейти к заданию №2. Работу можно организовать по группам. Каждая группа получает свои числа и задание – изобразите числа, объясните их запись. </p><p>-Можем ли мы использовать числовой отрезок при решении примеров с римскими цифрами? (Да.) </p><p>-Что нужно сделать с вашим числовым отрезком, чтобы было удобно его использовать? (Нанести на него римские цифры.) </p><p>-Сделайте это. Один из учащихся наносит римские цифры на числовой отрезок у доски, остальные учащиеся работают на моделях Р-1. </p><p>-Что теперь вы можете делать? (Сравнивать, складывать и вычитать числа, записанные с помощью римских цифр.) </p><p>-Какой следующий шаг на уроке? (Потренироваться в выполнении заданий с римскими цифрами.) </p><p> – Вернёмся к пробному действию. Какой результат получим? (6) </p><p> – Докажите на числовом отрезке.&nbsp;&nbsp;</p>

Конец урока

(30-38)

<p>Первичное закрепление с проговариванием.</p><p>Предлагаю детям обозначить месяцы года римскими цифрами. </p><p> В учебнике предлагаю рассмотреть иллюстрацию. Выполните задание №2&nbsp;&nbsp;</p>

Рефлексия

(38-40)

<p>Рефлексия.</p><p>&nbsp; -Итак, какие виды цифр вы знаете? (Арабские и римские.) </p><p>-Как вы заканчиваете урок? (Анализируем свою работу.) </p><p>-Какую цель вы ставили перед собой? («Открыть», как числа обозначаются римскими цифрами.) </p><p>-Достигли ли вы цели? </p><p>-Кому удалось сделать «открытие» самому. Докажите. </p><p>-Оцените свою работу на уроке. Вам поможет числовой отрезок с римскими цифрами. Оцените свою работу по числовому отрезку и зарисуйте на планшетках отметку в виде соответствующей цифры.&nbsp;&nbsp;</p>

Отзывы(0)