Разбор слова по составу. История школьных вещей.

ШПИГЕР ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА
ШПИГЕР ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА
Костанайская
Lisakovsk
КГУ Школа - лицей
Русский язык
Класс:
2 класс
Раздел:
Моя школа
Тема:

Разбор слова по составу. История школьных вещей.

28.11.2019
328
Скачать в PDF Скачать в WORD
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) <p>2.1.1.1 определять с помощью учителя опорные слова, фиксировать их; отвечать на закрытые вопросы.</p><p> 2.2.3.1 формулировать вопросы с опорой на ключевые слова, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. </p><p> 2.3.8.2 определять значимые части слова, выделять корень в слове и подбирать однокоренные слова.&nbsp;&nbsp;</p>
Развитие навыков <p>1.1 Понимание содержания информации/ сообщения</p><p> 2.3 Формулирование вопросов и ответов </p><p> 3.8 Соблюдение грамматических норм.&nbsp;&nbsp;</p>
Цели урока <p>определять опорные слова, фиксировать слова, отвечать на вопросы; </p><p> формулировать вопросы по тексту, составлять мини – рассказ;</p><p> разбирать слова по составу, подбирать однокоренные слова.&nbsp;&nbsp;</p>
Критерии успеха <p>- находят информацию используя опорные слова, отвечают на закрытые вопросы; </p><p> -формулируют вопросы по содержанию, отвечают на вопросы по содержанию прочитанного, составляют мини- рассказ; </p><p> -определяют корень, суффикс, приставку, окончание;</p><p> -подбирают однокоренные слова.&nbsp;&nbsp;</p>
Языковая цель <b>Основные термины и словосочетания: </b> Состав слова, части слова, приставка, корень, суффикс, окончание, однокоренные слова, пословица.&nbsp;&nbsp;
Привитие ценностей уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.
Межпредметные связи литература, самопознание
Навыки использования ИКТ использование ИКТ
Предварительные знания Предложение, прописная буква в начале предложения и в именах собственных, перенос слов, ударные и безударные гласные, состав слова, окончание, корень, приставка, суффикс, родственные и однокоренные слова.

Ход урока

Этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы

Эмоциональный настрой

(1-2 мин)

<p><b>Создание положительного эмоционального настроя </b></p><p> – Ребята, послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас? </p><p> - Покажите свое настроение. </p><p> - Вы любите преодолевать трудности? </p><p> – Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.</p><p> – Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.&nbsp;&nbsp;</p>

Начало урока

(10 мин)

<p><b>Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. Цель</b>: ввод ситуации для открытия и постановки целей урока. </p><p><b> АМО «Нестандартный вход в урок» Просмотр мультфильма «Школьные принадлежности» Прием «Доскажи словечко»</b>&nbsp;</p><p>(что ты будешь делать карандашами…, линейкой… ручкой… и . д.) – работа во время просмотра мультфильма </p><p> -Я предлагаю вам окунуться в прошлое, подумать и ответить, откуда у нас появились школьные принадлежности? (ответы обучающихся) </p><p> -<b>Закончите предложение «Книга, линейка, ластик, тетрадь - это слова…</b>(предметы) Сформулируйте тему урока.</p><p> Чем мы будем заниматься? (мы узнаем о истории школьных вещей, будем работать со словами, выполнять задания)</p><p><b> Стратегия «Ромашка»</b></p><p><b> (К</b>) на доске ромашка с отрывными лепестками. На каждом лепестке написан вопрос. На другой стороне схема. Ответив на вопросы обучающие составляют полную схему разбора слова по составу) </p><p> - Что такое окончание? </p><p> - Что такое корень? </p><p> - Что такое приставка? </p><p> -Что такое суффикс? </p><p> - Какую роль в слове играют эти части слова?</p><p> -Какие слова называются однокоренными?</p><p><b> ФО «Сигналы рукой»&nbsp; &nbsp;</b></p> <p>https://www.youtube.com/watch?v=jXJ0zO-Cz_Q (время 1.55)&nbsp; &nbsp;&nbsp;</p><p><br></p><p>ромашка на доске с отрывными лепестками</p>

Середина урока

(20 мин)

<p><b>Работа над темой урока. Цель: </b>усвоение содержания темы. Работа по учебнику.</p><p><b> (К, И) Минутка чистописания</b>: запись пословицы с соблюдением высоты, ширины и наклона прописных и строчных букв, их соединений. </p><p><b> Знание и мудрость украшают человека. </b></p><p><b> Работа с пословицей по плану</b>: </p><p> 1. Чтение пословицы.</p><p> 2. Объяснить значение непонятных слов .</p><p> 3. Выяснить смысл пословицы в целом: о чём она и чему учит? </p><p> 4. Подобрать жизненную ситуацию, в которой можно употребить данную пословицу </p><p><b> (П) Прием «Стрелочки» Цель</b>: Закрепление знаний предыдущих тем. домики подружка холодный лес переходы столы </p><p><b> Дескриптор:</b> </p><p> -соотносят слова со схемами </p><p> - выбирают лишнее слово&nbsp;&nbsp;</p>

Критерии успеха

<span style="font-weight: bold;">Соотносят слова со схемами, выделяют корень, окончание, суффикс, приставку, находят лишнее слово&nbsp;</span>

Минутка красивого письма

<p><span style="font-weight: bold;">ФО Самопроверка с доски. Самооценивание. Сигнальные карты «Светофор»</span> </p><p><span style="font-weight: bold;"> Дескриптор: </span></p><p> -зеленый цвет – без ошибок </p><p> -желтый цвет – 1-2 ошибки </p><p> -красный цвет – более 3 ошибок </p><p><span style="font-weight: bold;"> Дифференциация по выбору.</span> Деление на группы по картинкам (ластик, книга, карандаш, ручка)<span style="font-weight: bold;"> Распределение ролей:</span> лидер, тайм менеджер, секретарь, помощник секретаря, спикер. </p><p><span style="font-weight: bold;"> Правила работы в группе.</span></p><p> 1.Не ссоримся </p><p> 2.Слушаем друг друга</p><p> 3.Выполняем работу сообща</p><p> 4.Работаем на результат </p><p><span style="font-weight: bold;"> (Г) </span>Алгоритм разбора слова по составу.</p><p> -Задание: прочитать стихотворение и познакомиться с алгоритмом разбора слова по составу.&nbsp;&nbsp;</p>

Физминутка для глаз

<p><span style="font-weight: bold;">(Д, К) Физминутка для глаз. Рисование носом.</span></p><p> Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенные: указку, тетрадь, пенал, кисть и т.д.&nbsp;&nbsp;</p>

Работа по теме урока

<p><span style="font-weight: bold;">Работа по теме урока. Цель: развитие связной речи.</span></p><p><span style="font-weight: bold;"> АМО «Добывание информации. История школьных вещей»</span> Дифференциация по ресурсу: </p><p><span style="font-weight: bold;"> (Г) </span>- Найти, прочитать, составить вопросы по тексту; </p><p> - составить мини- рассказ; </p><p> - разобрать слово по составу и подобрать однокоренное слово.</p><p><span style="font-weight: bold;"> 1 группа – «Ластики» - история возникновения ластика</span> (Энциклопедия) Ластик появился благодаря французскому путешественнику Шарлю Мари де ла Кондамину. Он обратил внимание на резину, которой пользовались индейцы. Это был каучук. Шарль привез каучук в Европу. До этого люди использовали вместо ластика мякиш. В 1839 году американец смешал каучук с серой и получил резину. Ластик отлично стирает простой карандаш, труднее стирает цветные карандаши. 1 группа –разбор слова по составу «Ластики»</p><p><span style="font-weight: bold;"> 2 группа – «Книги» - история возникновения книги</span> (Интернет) Было время, когда на земле не было книг. Люди делали зарубки на деревьях, а пещерах, рисовали на скалах. Затем люди стали использовать глину. Из глины делали таблички, писали на них и обжигали в печи. Такие книги хранились в пещерах. В Дневнем Египте книги научились делать из папируса. На нем писали деревянными палочками. Затем появился пергамент. Его делали из кожи животных. Бедные люди писали на бересте. Первый лист появился в Китае. 2 группа –разбор слова по составу&nbsp; «Книги» </p><p><span style="font-weight: bold;"> 3 группа –« Карандаши» - история возникновения карандаша (</span>Энциклопедия) В 13 веке люди пользовались серебряными палочками, которые были куском проволоки. Их хранили в футляре. В 14 веке появился «итальянский» карандаш из черного глинистого сланца. Слово «карандаш» переводится с тюрского языка как «черный камень». Современный карандаш состоит из графита, глины, сажи, крахмала и воды. В 1916 году японец Халкава изобрел механический карандаш, которым мы пользуемся сейчас. 3 группа –разбор слова по составу« Карандаши»</p><p><span style="font-weight: bold;"> 4 группа –«Ручки» - история ручки (</span>карточка) В далёкие времена люди писали заостренными палочками из тростника. Для письма использовали гусиные перья. Затем гусиные перья заменили ручки с пером. Далее люди придумали ручку с чернилами. В настоящее время люди пользуются шариковыми, гелевыми и маркерными ручками. 4 группа –разбор слова по составу «Ручки» Отвечает спикер.</p><p><span style="font-weight: bold;"> 5 группа – «Линейки» (</span>карточка) Сегодня для нас линейка – это обычная вещь. Ее используют во многих сферах жизни. Линейка просто незаменима для школьников. Линейки бывают разные по форме, величине, отметкам и многих других признакам. Но, кто-нибудь задумывался, откуда она появилась, какая история ее происхождения? Доказательством существования линейки еще в древние времена, стало ее нахождение на раскопках на территории древней Помпеи. Она представляла собой тщательно отструганную дощечку, которая помогала архитекторам в планировании сооружений. 5 группа - разбор слова по составу "Линейка"</p><p>&nbsp; &nbsp; <span style="font-weight: bold;">Проговаривание слов на казахском и английском языках</span>. Қалам pen ручка Қарындаш pencil карандаш кітап book книга өшіргіш eraser ластик сызғыш ruler линейка </p><p><span style="font-weight: bold;"> АМО «Карусель» - </span>обмен информацией по кругу. Спикеры рассказывают о найденном материале. </p><p> Д<span style="font-weight: bold;">ескриптор:</span> </p><p> - находят текст </p><p> - читают, составляют вопросы по тексту; </p><p> - составляют мини - рассказ; </p><p> Вывешивают слова на доску с объяснением.</p><p><span style="font-weight: bold;"> Дескриптор</span>:</p><p> -выделяют окончание </p><p> -выделяют корень </p><p> -выделяют суффикс </p><p> -подбирают одно однокоренное слово </p><p><span style="font-weight: bold;"> ФО «Хлопки», самооценивание </span>(внутри группы) взаимооценивание (друг друга)&nbsp;&nbsp;</p>

Критерии успеха

<span style="font-weight: bold;">Находят текст, составляют вопросы по тексту, составляют мини-рассказ, разбирают слово по составу, подбирают однокоренное слово</span>

Динамическая пауза

<p><span style="font-weight: bold;">(Д, К) Динамическая пауза.</span> </p><p> Раз - подняться, потянуться </p><p> Раз - подняться, потянуться, </p><p> Два – нагнуться , разогнуться,</p><p> Три - в ладоши, три хлопка, </p><p> Головою три кивка.</p><p> На четыре - руки шире, </p><p> Пять - руками помахать,</p><p> Шесть - на место тихо сесть.&nbsp;&nbsp;</p>

Практические задания

<p><span style="font-weight: bold;">Работа по развитию речи. Цель: развитие связной речи, выполнение практических заданий. Дифференциация по выбору заданий</span></p><p> Деление на группы по разноуровневым заданиям (обучающиеся меняются местами, выбирая задания) </p><p><span style="font-weight: bold;"> 1 группа - задание высокого уровня </span></p><p><span style="font-weight: bold;">–</span> составить загадку о книге, используя рифмы </p><p> ________________учу, _</p><p>________________ молчу.</p><p> _______________подружиться, </p><p> ________________ учиться. (книга) </p><p><span style="font-weight: bold;"> Дескриптор</span>: составляют загадку о книге.</p><p><span style="font-weight: bold;"> 2 группа задание среднего уровня</span> – выписать однокоренные слова, выделить корень. </p><p> Проплясали по снегам </p><p> Снежные метели. </p><p> Снегири снеговикам </p><p> Песню просвистели. </p><p> У заснеженной реки</p><p> В снежном переулке </p><p> Звонко носятся снежки,</p><p> Режут снег снегурки. </p><p><span style="font-weight: bold;"> Дескриптор</span>: -выписывают слова -выделяют корень </p><p><span style="font-weight: bold;"> 3 группа –задание среднего уровня</span>- распределить слова: в один столбик с приставкой, в другой все остальные и выделить корень.</p><p> лесной перелесок лесок лесничий подлесок лесочек лесоруб </p><p><span style="font-weight: bold;"> Дескриптор:</span> -распределяют слова в два столбика -выделяют корень </p><p><span style="font-weight: bold;"> 4 и 5 группа – задание низкого уровня</span>- зачеркнуть лишнее слово в каждом столбике и выделить корень. </p><p> Вода&nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp;белка&nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; разлиновать</p><p> Водяной&nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp;побелка&nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp;линия</p><p> Водолаз&nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; белочка&nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; линять</p><p> Водитель&nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp;бельчонок&nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp;линовать </p><p><span style="font-weight: bold;"> Дескриптор</span>: </p><p> -зачеркивают лишнее слово</p><p> -выделяют корень</p><p><span style="font-weight: bold;"> ФО отвечает лидер, три другие группы поднимают сигнальные карточки. «Светофор»</span></p><p><span style="font-weight: bold;"> Дескриптор</span>: </p><p> -зеленый цвет – без ошибок</p><p> -желтый цвет – 1-2 ошибки </p><p> -красный цвет – более 3 ошибок&nbsp;&nbsp;</p>

Критерии успеха

<span style="font-weight: bold;">-составляют загадку о книге -выделяют корень в словах&nbsp;&nbsp;</span>

Пальчиковая физминутка

<p><span style="font-weight: bold;">(Д, К) Пальчиковая физминутка.</span> </p><p> Ёжик топал по дорожке </p><p> И грибочки нёс в лукошке. </p><p> Чтоб грибочки сосчитать, </p><p> Нужно пальцы загибать. (Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулаки.)&nbsp;&nbsp;</p>

Конец урока

(8 мин)

<p><span style="font-weight: bold;">ФО: Цель:</span> оценка уровня усвоения навыка по теме. </p><p><span style="font-weight: bold;"> (И)</span> вставить букву и разобрать по составу.</p><p>Х_дит, перех_дить, зах_дит, пох_д</p><p><span style="font-weight: bold;"> Дескриптор</span>. <span style="font-weight: bold;">Обучающийся</span></p><p> - вписывает гласную в корнях родственных слов;</p><p> - определяет приставку, корень, суффикс, окончание в словах и выделяет их;&nbsp; &nbsp;</p>

Критерии успеха

<span style="font-weight: bold;">разбирает слова по составу</span>

Домашнее задание

<p><span style="font-weight: bold;">Дифференциация по выбору заданий. Цель: </span>изучение дополнительного материала из разных ресурсов, развитие речи, воображения.</p><p><span style="font-weight: bold;"> (Т)Домашнее задание. Разноуровневые задания. </span></p><p><span style="font-weight: bold;"> Уровень А</span>– найти информацию о тетради и составить два предложения. <span style="font-weight: bold;">Дескриптор</span>: </p><p> -находит информацию о тетради -составляет два предложения </p><p><span style="font-weight: bold;"> Уровень В</span>– найти информацию о линейке и представить в виде кластера. <span style="font-weight: bold;">Дескриптор</span>: </p><p> -находит информацию о линейке -создает кластер </p><p><span style="font-weight: bold;"> Уровень С </span>– найти информацию о истории портфеля и составить рекламу портфеля.</p><p><span style="font-weight: bold;"> Дескриптор:</span></p><p>- находит информацию о портфеле -составляет рекламу портфеля&nbsp;&nbsp;</p>

Критерии успеха

находят информацию и выполняют задания

Итог урока

<p><span style="font-weight: bold;">Итог урока. Рефлексия. Многогранник «Блума»</span></p><p> Мне понравилось на уроке….</p><p> Я узнал много нового о…</p><p> Я могу похвалить себя за то ... .</p><p> Я могу похвалить своих одноклассников за ... . </p><p> Я могу похвалить учителя за….</p><p>- Если вам урок понравился и вы получили удовольствие от путешествия в прошлое нарисуйте смайлику улыбку уголками вверх. Если же урок не понравился или у вас что- то не получилось, то нарисуйте смайлику улыбку уголками вниз.&nbsp;&nbsp;</p> <p>многогранник Блума</p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p>смайлы на магнитах</p>

Дополнительная информация

Применение на уроках АМО&nbsp; «Добывание информации. История школьных вещей»,&nbsp; "Карусель" способствует осмысленному восприятию текста и&nbsp; эффективному усвоению материала урока.&nbsp; Своевременный контроль и оценка знаний&nbsp; влияют&nbsp; на реализацию поставленных целей обучения.&nbsp;&nbsp;

Отзывы(0)