Разбор слова по составу. История школьных вещей.

ШПИГЕР ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА
ШПИГЕР ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА
Костанайская
Lisakovsk
КГУ Школа - лицей
Русский язык
Класс:
2 класс
Раздел:
Моя школа
Тема:

Разбор слова по составу. История школьных вещей.

28.11.2019
328
Скачать в PDF Скачать в WORD
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

2.1.1.1 определять с помощью учителя опорные слова, фиксировать их; отвечать на закрытые вопросы.

2.2.3.1 формулировать вопросы с опорой на ключевые слова, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

2.3.8.2 определять значимые части слова, выделять корень в слове и подбирать однокоренные слова.  

Развитие навыков

1.1 Понимание содержания информации/ сообщения

2.3 Формулирование вопросов и ответов

3.8 Соблюдение грамматических норм.  

Цели урока

определять опорные слова, фиксировать слова, отвечать на вопросы;

формулировать вопросы по тексту, составлять мини – рассказ;

разбирать слова по составу, подбирать однокоренные слова.  

Критерии успеха

- находят информацию используя опорные слова, отвечают на закрытые вопросы;

-формулируют вопросы по содержанию, отвечают на вопросы по содержанию прочитанного, составляют мини- рассказ;

-определяют корень, суффикс, приставку, окончание;

-подбирают однокоренные слова.  

Языковая цель

Основные термины и словосочетания: Состав слова, части слова, приставка, корень, суффикс, окончание, однокоренные слова, пословица.  

Привитие ценностей

уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

Межпредметные связи

литература, самопознание

Навыки использования ИКТ

использование ИКТ

Предварительные знания

Предложение, прописная буква в начале предложения и в именах собственных, перенос слов, ударные и безударные гласные, состав слова, окончание, корень, приставка, суффикс, родственные и однокоренные слова.

Ход урока

Этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы

Эмоциональный настрой

(1-2 мин)

Создание положительного эмоционального настроя

– Ребята, послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

- Покажите свое настроение.

- Вы любите преодолевать трудности?

– Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

– Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.  

Начало урока

(10 мин)

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. Цель: ввод ситуации для открытия и постановки целей урока.

АМО «Нестандартный вход в урок» Просмотр мультфильма «Школьные принадлежности» Прием «Доскажи словечко» 

(что ты будешь делать карандашами…, линейкой… ручкой… и . д.) – работа во время просмотра мультфильма

-Я предлагаю вам окунуться в прошлое, подумать и ответить, откуда у нас появились школьные принадлежности? (ответы обучающихся)

-Закончите предложение «Книга, линейка, ластик, тетрадь - это слова…(предметы) Сформулируйте тему урока.

Чем мы будем заниматься? (мы узнаем о истории школьных вещей, будем работать со словами, выполнять задания)

Стратегия «Ромашка»

) на доске ромашка с отрывными лепестками. На каждом лепестке написан вопрос. На другой стороне схема. Ответив на вопросы обучающие составляют полную схему разбора слова по составу)

- Что такое окончание?

- Что такое корень?

- Что такое приставка?

-Что такое суффикс?

- Какую роль в слове играют эти части слова?

-Какие слова называются однокоренными?

ФО «Сигналы рукой»   

https://www.youtube.com/watch?v=jXJ0zO-Cz_Q (время 1.55)    


ромашка на доске с отрывными лепестками

Середина урока

(20 мин)

Работа над темой урока. Цель: усвоение содержания темы. Работа по учебнику.

(К, И) Минутка чистописания: запись пословицы с соблюдением высоты, ширины и наклона прописных и строчных букв, их соединений.

Знание и мудрость украшают человека.

Работа с пословицей по плану:

1. Чтение пословицы.

2. Объяснить значение непонятных слов .

3. Выяснить смысл пословицы в целом: о чём она и чему учит?

4. Подобрать жизненную ситуацию, в которой можно употребить данную пословицу

(П) Прием «Стрелочки» Цель: Закрепление знаний предыдущих тем. домики подружка холодный лес переходы столы

Дескриптор:

-соотносят слова со схемами

- выбирают лишнее слово  

Критерии успеха

Соотносят слова со схемами, выделяют корень, окончание, суффикс, приставку, находят лишнее слово 

Минутка красивого письма

ФО Самопроверка с доски. Самооценивание. Сигнальные карты «Светофор»

Дескриптор:

-зеленый цвет – без ошибок

-желтый цвет – 1-2 ошибки

-красный цвет – более 3 ошибок

Дифференциация по выбору. Деление на группы по картинкам (ластик, книга, карандаш, ручка) Распределение ролей: лидер, тайм менеджер, секретарь, помощник секретаря, спикер.

Правила работы в группе.

1.Не ссоримся

2.Слушаем друг друга

3.Выполняем работу сообща

4.Работаем на результат

(Г) Алгоритм разбора слова по составу.

-Задание: прочитать стихотворение и познакомиться с алгоритмом разбора слова по составу.  

Физминутка для глаз

(Д, К) Физминутка для глаз. Рисование носом.

Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенные: указку, тетрадь, пенал, кисть и т.д.  

Работа по теме урока

Работа по теме урока. Цель: развитие связной речи.

АМО «Добывание информации. История школьных вещей» Дифференциация по ресурсу:

(Г) - Найти, прочитать, составить вопросы по тексту;

- составить мини- рассказ;

- разобрать слово по составу и подобрать однокоренное слово.

1 группа – «Ластики» - история возникновения ластика (Энциклопедия) Ластик появился благодаря французскому путешественнику Шарлю Мари де ла Кондамину. Он обратил внимание на резину, которой пользовались индейцы. Это был каучук. Шарль привез каучук в Европу. До этого люди использовали вместо ластика мякиш. В 1839 году американец смешал каучук с серой и получил резину. Ластик отлично стирает простой карандаш, труднее стирает цветные карандаши. 1 группа –разбор слова по составу «Ластики»

2 группа – «Книги» - история возникновения книги (Интернет) Было время, когда на земле не было книг. Люди делали зарубки на деревьях, а пещерах, рисовали на скалах. Затем люди стали использовать глину. Из глины делали таблички, писали на них и обжигали в печи. Такие книги хранились в пещерах. В Дневнем Египте книги научились делать из папируса. На нем писали деревянными палочками. Затем появился пергамент. Его делали из кожи животных. Бедные люди писали на бересте. Первый лист появился в Китае. 2 группа –разбор слова по составу  «Книги»

3 группа –« Карандаши» - история возникновения карандаша (Энциклопедия) В 13 веке люди пользовались серебряными палочками, которые были куском проволоки. Их хранили в футляре. В 14 веке появился «итальянский» карандаш из черного глинистого сланца. Слово «карандаш» переводится с тюрского языка как «черный камень». Современный карандаш состоит из графита, глины, сажи, крахмала и воды. В 1916 году японец Халкава изобрел механический карандаш, которым мы пользуемся сейчас. 3 группа –разбор слова по составу« Карандаши»

4 группа –«Ручки» - история ручки (карточка) В далёкие времена люди писали заостренными палочками из тростника. Для письма использовали гусиные перья. Затем гусиные перья заменили ручки с пером. Далее люди придумали ручку с чернилами. В настоящее время люди пользуются шариковыми, гелевыми и маркерными ручками. 4 группа –разбор слова по составу «Ручки» Отвечает спикер.

5 группа – «Линейки» (карточка) Сегодня для нас линейка – это обычная вещь. Ее используют во многих сферах жизни. Линейка просто незаменима для школьников. Линейки бывают разные по форме, величине, отметкам и многих других признакам. Но, кто-нибудь задумывался, откуда она появилась, какая история ее происхождения? Доказательством существования линейки еще в древние времена, стало ее нахождение на раскопках на территории древней Помпеи. Она представляла собой тщательно отструганную дощечку, которая помогала архитекторам в планировании сооружений. 5 группа - разбор слова по составу "Линейка"

    Проговаривание слов на казахском и английском языках. Қалам pen ручка Қарындаш pencil карандаш кітап book книга өшіргіш eraser ластик сызғыш ruler линейка

АМО «Карусель» - обмен информацией по кругу. Спикеры рассказывают о найденном материале.

Дескриптор:

- находят текст

- читают, составляют вопросы по тексту;

- составляют мини - рассказ;

Вывешивают слова на доску с объяснением.

Дескриптор:

-выделяют окончание

-выделяют корень

-выделяют суффикс

-подбирают одно однокоренное слово

ФО «Хлопки», самооценивание (внутри группы) взаимооценивание (друг друга)  

Критерии успеха

Находят текст, составляют вопросы по тексту, составляют мини-рассказ, разбирают слово по составу, подбирают однокоренное слово

Динамическая пауза

(Д, К) Динамическая пауза.

Раз - подняться, потянуться

Раз - подняться, потянуться,

Два – нагнуться , разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.  

Практические задания

Работа по развитию речи. Цель: развитие связной речи, выполнение практических заданий. Дифференциация по выбору заданий

Деление на группы по разноуровневым заданиям (обучающиеся меняются местами, выбирая задания)

1 группа - задание высокого уровня

составить загадку о книге, используя рифмы

________________учу, _

________________ молчу.

_______________подружиться,

________________ учиться. (книга)

Дескриптор: составляют загадку о книге.

2 группа задание среднего уровня – выписать однокоренные слова, выделить корень.

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут снег снегурки.

Дескриптор: -выписывают слова -выделяют корень

3 группа –задание среднего уровня- распределить слова: в один столбик с приставкой, в другой все остальные и выделить корень.

лесной перелесок лесок лесничий подлесок лесочек лесоруб

Дескриптор: -распределяют слова в два столбика -выделяют корень

4 и 5 группа – задание низкого уровня- зачеркнуть лишнее слово в каждом столбике и выделить корень.

Вода                           белка                    разлиновать

Водяной                   побелка                 линия

Водолаз                    белочка                линять

Водитель                 бельчонок             линовать

Дескриптор:

-зачеркивают лишнее слово

-выделяют корень

ФО отвечает лидер, три другие группы поднимают сигнальные карточки. «Светофор»

Дескриптор:

-зеленый цвет – без ошибок

-желтый цвет – 1-2 ошибки

-красный цвет – более 3 ошибок  

Критерии успеха

-составляют загадку о книге -выделяют корень в словах  

Пальчиковая физминутка

(Д, К) Пальчиковая физминутка.

Ёжик топал по дорожке

И грибочки нёс в лукошке.

Чтоб грибочки сосчитать,

Нужно пальцы загибать. (Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулаки.)  

Конец урока

(8 мин)

ФО: Цель: оценка уровня усвоения навыка по теме.

(И) вставить букву и разобрать по составу.

Х_дит, перех_дить, зах_дит, пох_д

Дескриптор. Обучающийся

- вписывает гласную в корнях родственных слов;

- определяет приставку, корень, суффикс, окончание в словах и выделяет их;   

Критерии успеха

разбирает слова по составу

Домашнее задание

Дифференциация по выбору заданий. Цель: изучение дополнительного материала из разных ресурсов, развитие речи, воображения.

(Т)Домашнее задание. Разноуровневые задания.

Уровень А– найти информацию о тетради и составить два предложения. Дескриптор:

-находит информацию о тетради -составляет два предложения

Уровень В– найти информацию о линейке и представить в виде кластера. Дескриптор:

-находит информацию о линейке -создает кластер

Уровень С – найти информацию о истории портфеля и составить рекламу портфеля.

Дескриптор:

- находит информацию о портфеле -составляет рекламу портфеля  

Критерии успеха

находят информацию и выполняют задания

Итог урока

Итог урока. Рефлексия. Многогранник «Блума»

Мне понравилось на уроке….

Я узнал много нового о…

Я могу похвалить себя за то ... .

Я могу похвалить своих одноклассников за ... .

Я могу похвалить учителя за….

- Если вам урок понравился и вы получили удовольствие от путешествия в прошлое нарисуйте смайлику улыбку уголками вверх. Если же урок не понравился или у вас что- то не получилось, то нарисуйте смайлику улыбку уголками вниз.  

многогранник Блума




смайлы на магнитах

Дополнительная информация

Применение на уроках АМО  «Добывание информации. История школьных вещей»,  "Карусель" способствует осмысленному восприятию текста и  эффективному усвоению материала урока.  Своевременный контроль и оценка знаний  влияют  на реализацию поставленных целей обучения.  

Отзывы(0)