Формулы сокращённого умножения
Формулы сокращённого умножения
Цели обучения (ссылка на учебную программу): | 7.2.1.10 знать и применять формулы сокращённого умножения a2 — b2 = (a + b)(a — b) (разность квадратов) (a + b)2 = a2 + 2ab + b2 (квадрат суммы) (a — b)2 = a2 — 2ab + b2 (квадрат разности) 7.2.1.11 знать и применять формулы сокращённого умножения (a + b)3 = a3 + 3a2b + 3ab2 + b3 (куб суммы) (a — b)3 = a3 — 3a2b + 3ab2 — b3 (куб разности) a3 + b3 = (a + b)(a2 — ab + b2) (сумма кубов) a3 — b3 = (a — b)(a2 + ab + b2) (разность кубов) |
Цели урока: | Отработка навыков применения формул «разность квадратов», «квадрат суммы и разности двух выражений», «куб суммы и разности двух выражений » при решении различных заданий |
Языковые цели: | |
Ожидаемый результат: | ВСЕ: знают формулы разности квадратов, квадрата суммы и разности двух выражений, кубов суммы и разности двух выражений Большинство: умеют применять формулы разности квадратов, квадрата суммы и разности двух выражений, кубов суммы и разности двух выражений Некоторые: выполняют преобразования выражений с помощью ФСУ |
Критерии успеха: | умеют применять формулы разности квадратов, квадрата суммы и разности двух выражений, кубов суммы и разности двух выражений при преобразованиях выражений с целью упрощения. |
Привитие ценностей: | Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. |
Навыки использования ИКТ: | На данном уроке учащиеся используют компьютер, интерактивную доску, распечатанный материал |
Межпредметная связь: | Взаимосвязь с предметами самопознание, естествознание, музыка. |
Предыдущие знания: | знают формулы разложения на множители разности квадратов, преобразования в многочлен квадрата суммы и разности двух выражений, куба суммы и разности двух выражений |
Ход урока
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
---|---|---|
Начало урока (15 мин) |
Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Атом и молекулы». 1. Тренирующая игра «Минутка» Умеешь ли ты концентрировать свое внимание и в какой степени? Внимателен ли ты и наблюдателен или рассеян? Ответ на эти вопросы может дать следующее задание. Цель: Задание в том, чтобы подчеркнуть в каждой строчке такие две рядом стоящие цифры, которые в сумме дают 10? На выполнение дается 1 минута Тренирующая игра «Минутка» • А 4 8 7 5 6 3 9 4 6 7 8 8 3 1 3 3 4 5 6 7 8 • Б 6 5 4 3 2 1 9 8 7 6 5 4 3 1 4 2 1 6 2 1 7 • В 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 1 6 3 1 7 4 6 1 • Г 2 8 6 1 7 3 5 4 1 9 7 2 5 5 1 6 4 3 9 1 7 • Д 8 2 7 7 4 6 7 5 3 7 5 3 7 0 9 8 8 0 2 8 3 • А 4 8 7 5 6 3 9 4 6 7 8 8 3 1 3 3 4 5 6 7 8 • Б 6 5 4 3 2 1 9 8 7 6 5 4 3 1 4 2 1 6 2 1 7 • В 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 1 6 3 1 7 4 6 1 • Г 2 8 6 1 7 3 5 4 1 9 7 2 5 5 1 6 4 3 9 1 7 • Д 8 2 7 7 4 6 7 5 3 7 5 3 7 0 9 8 8 0 2 8 3 Игра «Найди ошибку» Учащиеся работают в парах, находят ошибки, в пустые клетки вписывают ошибку и правильный вариант. №Найти ошибкуОшибка Правильный ответ1(4у-3х)(3х+4у)=8y2-98y216y22100m4-4n6=(10m2-2n2)(10m2+2n2)2n22n33(3x+a)2=9x2-6ах+a2-6aх6aх4(6a2-9c)2=36a4-108a2c+18c218c281c25(3х+1)3=27х3+9х+9х+19х27 Заполни пропуски. (индивидуальные задания) Заполни пропуски так, чтобы получились тождества: • (2x + y)2 = 4x2 + … + y2; • (3a2 + …)2 = … + 6a2b + b2; • (4x3 – …)2 = … … … + y4; • (… – 9b4)2 = 4a2- … + …; • (-2y4 + …)2 = … – 4y4z2 + …; • 9a2 – … = (3a + 2b)(3a – 2b); • 16y4 – … = (3x + …)(… – 3x); • (0,8у – …)(… +0,8y) =… – 0,25x6; • 25m2 – 9n2 =(5m + 3n)(… – …). Найди верный ответ (тестирование, фронтально) |
https://bilimland.kz/ru/subject/algebra/7-klass/kvadrat-raznosti-dvux-vyrazhenij?mid=f7b7a2d9-9ee4-11e9-a361-1f1ed251dcfe https://bilimland.kz/ru/subject/algebra/7-klass/raznost-kvadratov-dvux-vyrazhenij?mid=e87f9c09-9ee4-11e9-a361-1f1ed251dcfe https://bilimland.kz/ru/subject/algebra/7-klass/kub-summy-dvux-vyrazhenij?mid=fdf801d9-9d59-11e9-be78-49d30a05e051 https://bilimland.kz/ru/subject/algebra/7-klass/kub-raznosti-dvux-vyrazhenij?mid=ea19eb18-9ee4-11e9-a361-1f1ed251dcfe |
Середина урока (15 мин) |
"Узнай и назови" При любых значениях a и b верно равенство (a + b)3 = a3 + 3a2b + 3ab2 + b3 Это тождество называется формулой куба суммы. Куб суммы двух выражений равен кубу первого выражения плюс утроенное произведение квадрата первого выражения и второго, плюс утроенное произведение первого выражения на квадрат второго, плюс куб второго выражения. При любых значениях a и b верно равенство (a - b)3 = a3 - 3a2b + 3ab2 - b3 Это тождество называется формулой куба разности. Куб разности двух выражений равен кубу первого выражения минус утроенное произведение квадрата первого выражения и второго, плюс утроенное произведение первого плюс куб второго выражения Задание по группам 1 группа Представьте в виде многочленов: 1). ( х – у ) ( х + у ) = х2 - у2 2). ( 2х – 1 )2 = 4х2 - 4х + 1 3). ( а + 3 )2 = а2 + 6а2 + 9 4). ( а + 2х ) 3 = а 3 + 6а2 х + 6ах2 + 8х3 5). ( р – 3q )3 = p3 - 9p2 q + 27 pq2 - 27q3 6). ( у + 3 ) 3 = у3 + 9у2 + 27у + 27 2 группа 1. Запишите выражение: а) куб суммы 4а и 7в в) куб разности 5х и 3у 2. Представьте в виде многочлена: а) ( 5 – в ) 3 б) ( у + 3 ) 3 3 группа . Представьте многочлены в виде куба двучлена: а) 125 + 75а + 15а2 + а3 в) у3 – 3у2 + 3у – 1 4 группа . Представить выражение в виде многочлена: а) (b + a)(b − a); в) (а − 4)(а + 4); б) (х + у)(у − х); г) (3р + 1)(1 − 3р). 5 группа Разложите многочлен на множители: а) m2 – n2 + d2 + 2 md; в) а2 + 10а + 25 – у2; Самостоятельная работа для групп Запишите в виде многочлена 1)( 2m + 3 )( 4m2 –6m + 9 ) = 2) ( m +2а )(m2 – 2аm + 4а2 ) = 3) ( 16у2 + 4уz2 + z4 )( 4y – z2) = 4) ( 4z6 -2x3z3 + x6 )( 2x3 + x3) = Представьте в виде произведения 1)m3 – n3 + 2n – 2m = 2) x6 + y6 +x2 + y2 = 3) x4 + xy3 – x3y – y4 = |
|
Конец урока (9 мин) |
Математический диктант. 1) Формула а 2 - в2 =(а – в) (а + в) читается: « Разность квадратов двух выражений равна произведению их разности на их сумму ». 2) Формула (а + в) 2 = а 2 + 2ав + в2 читается: « Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения, плюс удвоенное произведение первого выражения на второе и плюс квадрат второго выражения ». 3) Формула (а - в) 2 = а 2 - 2ав + в 2 читается: « Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения, минус удвоенное произведение первого выражения на второе и плюс квадрат второго выражения ». 4) Формула ( а + в ) 3 = а 3+ 3а 2в + 3ав2 + в 3 читается : « Куб суммы двух выражений равен кубу первого выражения, плюс утроенное произведение квадрата первого выражения на второе, плюс утроенное произведение первого выражения на квадрат второго, плюс куб второго выражения» 5) Формула ( а – в ) 3 = а 3 - 3а2 в + 3ав2 - в 3 читается : « Куб разности двух выражений равен кубу первого выражения, минус утроенное произведение квадрата первого выражения на второе, плюс утроенное произведение первого выражения на квадрат второго, минус куб второго выражения ». Взаимопроверка: «5» - нет ошибок «4» - 1 ошибка «3» - 2-3 ошибки Представьте в виде многочленов: 1). ( х – у ) ( х + у ) = х2 - у2 2). ( 2х – 1 )2 = 4х2 - 4х + 1 3). ( а + 3 )2 = а2 + 6а2 + 9 4). ( а + 2х ) 3 = а 3 + 6а2 х + 6ах2 + 8х3 5). ( р – 3q )3 = p3 - 9p2 q + 27 pq2 - 27q3 6). ( у + 3 ) 3 = у3 + 9у2 + 27у + 27 |
|
Рефлексия (1 мин) |
Лестница успеха |
Отзывы(0)