Сложные слова. Строительство слова.

Радченко Анжела Анатольевна
Радченко Анжела Анатольевна
Костанайская
Костанай
СШ №16
Русский язык
Класс:
3 класс
Раздел:
Архитектура
Тема:

Сложные слова. Строительство слова.

30.01.2020
79
Скачать в PDF Скачать в WORD
Цели обучения (ссылка на учебную программу):

3.1.5.1 - строить монологическое высказывание на основе опорного плана и ключевых слов/моментов

3.2.5.1 - познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных).

3.3.8.3 - определять основу и окончание слова; определять части основы: корень, суффикс, приставка  

Цели урока:

Познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования. Строить монологическое высказывание на основе опорного плана и ключевых слов.  Научимся находить сложные слова, составлять их.   

Определять основу и окончание слова; определять части основы: корень, суффикс, приставка 

Языковые цели:

Основные термины и словосочетания: Сложные слова, корень, основа, соединительная гласная, словосочетание, небоскребы

Используемый язык для диалога/письма на уроке:

Вопросы для обсуждения:

Почему чтобы построить здание - надо иметь знания?

Какие дома называются небоскребами?

Какие небоскребы являются самыми высокими в мире?

Как называются слова образованные от двух или более основ при помощи соединительных букв о и е или без них?

Когда в сложных словах пишется соединительные буквы о или е?  

Ожидаемый результат:

Все учащиеся смогут:

Узнать, как образуются сложные слова; какие гласные соединяют основы в сложных словах.

Большинство учащихся смогут: Строить монологическое высказывание по теме. Выделять части слова. Составлять сложные слова, используя части основ. Обозначь основы, от которых образованы сложные слова. Используя алгоритм действий, сделать вывод о правописании соединительных букв в сложных словах. Некоторые учащиеся смогут: При образовании сложных слов, определить, является ли выделенная буква соединительной буквой или входит в состав корня.  




Привитие ценностей:

Привитие ценностей, основанных на национальной идее «Мәнгілік ел»: Уважение, сотрудничество, доброта, ответственность, взаимовыручка, обогащение словарного запаса, духовная ценность языка.

Межпредметная связь:

Литература, естествознание.

Предыдущие знания:

Способы образования слов. Окончание и основа слова. Однокоренные слова. Части основы. Чередование звуков в корне слова.

Ход урока

Этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы

Начало урока

(0-3)

Создание положительного эмоционального настроя: 2 сл.

Вот звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем

И урок наш начинаем.

- Сегодня мы будем работать со словами, анализировать, сравнивать, рассуждать, искать решения.

- Я хочу вам пожелать удачи и активной работы на уроке. - Сегодня мы с вами продолжим раскрывать секреты русского языка.

Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.   

Середина урока

(4-34)

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.

Открываем тетрадь.

Записываем число, классная работа. 3 сл

Минутка чистописания:

работа с пословицей «Построить здание – надо иметь знание»

1. Объясните смысл пословицы в целом: о чем она и чему учит?

Работа над грамматической и лексической темами урока (К)

Рассматривание картинок из презентации «Виртуальная экскурсия «Небоскребы мира» Просмотр видиоролика

Для справки: Небоскреб – очень высокое здание с несущим стальным каркасом, предназначенное для жизни и работы людей. В русском языке также используется термин «высотное здание» или просто «высотка».

4 сл. Самым красивым небоскребом в мире была признана чикагская высотка Aqua. Этот огромный 250-метровый гигант издали ничем не выделяется из общего чикагского «пейзажа», но стоит подойти поближе, как он превращается в настоящий водопад.

(К,И). -Прежде, чем мы начнём работать дальше, давайте вспомним то, что мы уже знаем. Вам нужно выбрать правильное утверждение. Если вы согласны хлопните в ладоши один раз, если не согласны не хлопаете, садитесь прямо.

1. Корень – это главная часть предложения (-)

2 Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)

3.Берёза, осина, дуб - это однокоренные слова.(-)

4. Окончание – это изменяемая часть слова.(+)

5. Суффикс помогает образовывать новые слова (+)

6. Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

7. Основа – это часть слова без окончания(+)

Отгадайте загадки.

1.Обруч, мяч и колесо,

Вам напомнят букву (о)

2.Енот жуёт, жуёт енот,

Ежевику он жуёт,

И на розовой стене

Он рисует букву (е)

- Наши буквы – помощницы – это буквы «о» и «е». Почему они? Позже узнаете. Мы с вами повторили состав слова. 5 сл.

Посмотрите на слово НЕБОСКРЕБ дайте попробуем его разобрать по составу. Подберите однокоренные слова. (небо – небеса, небосклон, поднебесье; скреб – наскребать, скребсти)

- Что соединяет корни? (Гласная О).

Она называется соединительная гласная. - Ребята, как бы вы назвали слова с двумя корнями?

Сложные (Ответы учащихся) (Потому что слова образовались от сложения корней.)

Буква Е тоже может соединять корни. - Сформулируйте тему нашего урока.

СЛОЖНЫЕ СЛОВА

6 сл Сформулируйте цели нашего урока, используя начало предложений.7 сл

• Мы узнаем… (какие слова называются сложными).

• Мы познакомимся…(как пишутся такие слова).

• Мы будем учиться…(находить сложные слова, составлять их)

Работа с правилом книга стр. 43. Чтение алгоритма с. 44 слайд 8

- Отгадайте загадки и запишите отгадки, объясните лексическое значение слов, выделите в словах корень. (Один учащийся работает у доски)

В синем небе пролетает,

Обгоняя птиц полёт.

Человек им управляет.

Что такое? (Самолет)      (Почему его так назвали?)


Есть у нас в квартире робот,

У него огромный хобот.

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер ТУ. (Пылесос)(Почему его так назвали?)


С горы бежит поток проворный,

Быстро падает вода.

Красоту увидишь эту

– Не забудешь никогда. (Водопад) (Почему его так назвали?)


Ем я уголь, пью я воду,

Как напьюсь – прибавлю ходу.

Везу обоз на сто колёс

И называюсь … (Паровоз) (Почему его так назвали?)


Несмотря на непогоду,

Делает сквозь льды проходы.

Режет их, как масло нож.

Как корабль назовешь? (Ледокол) (Почему его так назвали?)


(Г)Используя алгоритм действий, делается вывод о правописании соединительных букв в сложных словах.


(Д,К) Динамическая пауза «Арам зам зам»


9 сл (РП) Работа в парах. 

Сконструируйте слова из двух корней. Составленные слова разберите по составу.


Пчела     пчеловодпчеловод  море плавать
мореплаватель 
земля пахать
землепашец
лес рубить
лесоруб
скала лазать

скалолаз

рыба ловить
рыболов

 (К) Исследовательская работа по изучению образования сложных слов. 10 сл – ПРОВЕРКА

1.Самостоятельная работа в группах.(10 мин) – Предлагаю закрепить новое знание. Для этого организуем исследовательские группы. 11 сл.

Задания для групп.

Группа №1.

1. Соедините фломастером по точкам предмет:

2. Разделите слова на 2 группы. Выделите корень. Докажите, что одна из групп - сложные слова. Ледокол, снежок, пешеход, островок, землекоп, моряк.

План отчёта группы №1.

1. Наша группа соединила определённым цветом по точкам числа. Получился предмет ________________

2.Наша группа разделила слова на 2 группы. Это 1 группа: 2 группа: __________________ _______________ __________________ _________________ __________________ ___________________ Эти слова _________, так как имеют в своём составе _________.

Группа №2.

1.Соедините фломастером по точкам предмет.

2.Замените словосочетания одним словом. Выделите корень. Докажите, что это сложные слова. Бетон мешать Резать овощи Ловить мышей

План отчёта группы №2.

1. Наша группа соединила определённым цветом по точкам числа. Получился предмет ________________

2. Наша группа составила слова. Это (прочитать слова): __________________, __________________, __________________. Эти слова _________, так как имеют в своём составе _________.

Группа №3.

1.Соедините фломастером по точкам предмет.

2.Составьте сложные слова с данными корнями. Назовите слова, которые у вас получились. Докажите, что это сложные слова. Устно приготовьте отчёт по плану.

Карточки с корнями слов: -нос- -пряд- -шелк- -нос- -утк- -рог-

План отчёта группы №3.

1. Наша группа соединила определённым цветом по точкам числа. Получился предмет ________________

2. Наша группа составила слова с данными корнями. Это (прочитать слова): _________ о _________, _________ о _________, _________ о _________.

3. Эти слова _________, так как имеют в своём составе ______. Слова: носорог, шелкопряд, утконос.

Носорог – крупное травоядное млекопитающее южных стран с одним или двумя рогами на передней части морды. Шелкопряд – бабочка, гусеница которой вьёт коконы, из которых изготавливается шёлк. Утконос – кладущее яйца австралийское млекопитающее с челюстями наподобие утиного носа.

- Выслушаем отчёт каждой группы.

Картинки вывешиваются на доску и разгадают учащиеся ребус 12 сл. Оценка уровня достижений.  

https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/poznavatelnye-filmy/lesson/neboskreby

Конец урока

(35-37)

Итог урока. 13 сл

А итогом нашего урока будет решение теста. Запишите в тетради числа под диктовку: 1 2 3 4 5

Тест “Верные и неверные высказывания”.

Я произношу утверждения, если вы согласны с ним – ставьте под заданием “+”, не согласны “-”

1. Сложные слова – это все длинные слова.

2. Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то пишем соединительную гласную –О-.

3. После букв – Ж – и – Ш – пишется – О-.

4. В словах садовод, водолаз – соединительная гласная –О-.

5. Ударение в сложных словах падает на первую половинку слов.

Вот закончился урок,

Подвели сейчас итог.

А теперь внимание:

Домашнее задание… Стр.44 упр.3 

https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/poznavatelnye-filmy/lesson/neboskreby


Рефлексия

(38-40)

Рефлексия 14 сл

"Гора успеха" - предлагаю побывать скалолазами (альпинистами). Знаете, кто это? (Люди, достигающие вершин гор). У каждого на парте фигурка своего альпиниста.

- Если вы усвоили на уроке всё и можете объяснить другим, поместите альпиниста на вершину горы. Если вы, в основном, всё усвоили, но остались некоторые моменты, непонятные вам, поместите человечка на середину горы. Если вам непонятно написание сложных слов, оставьте альпиниста у подножия горы. (Ученики размещают фигуры альпинистов).

Поднимите руки у кого альпинист на вершине горы. Я желаю вам чтобы все вершины вам давались также легко и просто!

- Молодцы!

Спасибо всем за урок!      

Приложение:

Открыть файл Презентация "Сложные слова"

Отзывы(0)