Сложные слова. Строительство слова.
Русский язык
Класс:
3 класс
Раздел:
Архитектура
Тема:
Сложные слова. Строительство слова.
30.01.2020
79
3
Цели обучения (ссылка на учебную программу): | <p>3.1.5.1 - строить монологическое высказывание на основе опорного плана и ключевых слов/моментов </p><p> 3.2.5.1 - познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных). </p><p> 3.3.8.3 - определять основу и окончание слова; определять части основы: корень, суффикс, приставка </p> |
Цели урока: | <p>Познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования. Строить монологическое высказывание на основе опорного плана и ключевых слов. Научимся находить сложные слова, составлять их. </p><p>Определять основу и окончание слова; определять части основы: корень, суффикс, приставка <br></p> |
Языковые цели: | <p><b>Основные термины и словосочетания:</b> Сложные слова, корень, основа, соединительная гласная, словосочетание, небоскребы</p><p><b> Используемый язык для диалога/письма на уроке: </b></p><p><i>Вопросы для обсуждения:</i></p><p><i> </i> Почему чтобы построить здание - надо иметь знания? </p><p> Какие дома называются небоскребами? </p><p> Какие небоскребы являются самыми высокими в мире? </p><p> Как называются слова образованные от двух или более основ при помощи соединительных букв о и е или без них? </p><p> Когда в сложных словах пишется соединительные буквы о или е? </p> |
Ожидаемый результат: | <p><b>Все учащиеся смогут:</b> </p><p> Узнать, как образуются сложные слова; какие гласные соединяют основы в сложных словах. </p><p><b> Большинство учащихся смогут:</b> Строить монологическое высказывание по теме. Выделять части слова. Составлять сложные слова, используя части основ. Обозначь основы, от которых образованы сложные слова. Используя алгоритм действий, сделать вывод о правописании соединительных букв в сложных словах. <b>Некоторые учащиеся смогут: </b>При образовании сложных слов, определить, является ли выделенная буква соединительной буквой или входит в состав корня. </p><p><br></p><p><br></p><p><br></p> |
Привитие ценностей: | Привитие ценностей, основанных на национальной идее «Мәнгілік ел»: Уважение, сотрудничество, доброта, ответственность, взаимовыручка, обогащение словарного запаса, духовная ценность языка. |
Межпредметная связь: | Литература, естествознание. |
Предыдущие знания: | Способы образования слов. Окончание и основа слова. Однокоренные слова. Части основы. Чередование звуков в корне слова. |
Ход урока
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
---|---|---|
Начало урока (0-3) |
<p><b>Создание положительного эмоционального настроя: </b> 2 сл.</p><p> Вот звонок нам дал сигнал: </p><p> Он учиться нас позвал, </p><p> А мы время не теряем </p><p> И урок наш начинаем.</p><p> - Сегодня мы будем работать со словами, анализировать, сравнивать, рассуждать, искать решения.</p><p> - Я хочу вам пожелать удачи и активной работы на уроке. - Сегодня мы с вами продолжим раскрывать секреты русского языка. </p><p> Рассказать секреты слова</p><p> Я для вас всегда готова. </p><p> Но на уроке будь готов </p><p> Сам раскрыть секреты слов. </p> | |
Середина урока (4-34) |
<p><b>Актуализация жизненного опыта. </b><b>Целеполагание.</b></p><p> Открываем тетрадь.</p><p> Записываем число, классная работа. 3 сл </p><p><i><b>Минутка чистописания</b>:</i> </p><p>работа с пословицей «Построить здание – надо иметь знание» </p><p> 1. Объясните смысл пословицы в целом: о чем она и чему учит? </p><p> </p><p>Работа над грамматической и лексической темами урока (К)</p><p>Рассматривание картинок из презентации «Виртуальная экскурсия «Небоскребы мира» Просмотр видиоролика </p><p><i> Для справки: </i> Небоскреб – очень высокое здание с несущим стальным каркасом, предназначенное для жизни и работы людей. В русском языке также используется термин «высотное здание» или просто «высотка». </p><p> 4 сл. Самым красивым небоскребом в мире была признана чикагская высотка Aqua. Этот огромный 250-метровый гигант издали ничем не выделяется из общего чикагского «пейзажа», но стоит подойти поближе, как он превращается в настоящий водопад. </p><p><b> (К,И)</b>. -Прежде, чем мы начнём работать дальше, давайте вспомним то, что мы уже знаем. Вам нужно выбрать правильное утверждение. Если вы согласны хлопните в ладоши один раз, если не согласны не хлопаете, садитесь прямо.</p><p> 1. Корень – это главная часть предложения (-) </p><p> 2 Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+) </p><p> 3.Берёза, осина, дуб - это однокоренные слова.(-) </p><p> 4. Окончание – это изменяемая часть слова.(+) </p><p> 5. Суффикс помогает образовывать новые слова (+) </p><p> 6. Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. </p><p>7. Основа – это часть слова без окончания(+) </p><p><b> Отгадайте загадки. </b></p><p> 1.Обруч, мяч и колесо, </p><p> Вам напомнят букву (о) </p><p> 2.Енот жуёт, жуёт енот,</p><p> Ежевику он жуёт, </p><p> И на розовой стене </p><p> Он рисует букву (е) </p><p> - Наши буквы – помощницы – это буквы «о» и «е». Почему они? Позже узнаете. Мы с вами повторили состав слова. 5 сл. </p><p>Посмотрите на слово <b>НЕБОСКРЕБ</b> дайте попробуем его разобрать по составу. Подберите однокоренные слова. (небо – небеса, небосклон, поднебесье; скреб – наскребать, скребсти)</p><p> - Что соединяет корни? (Гласная О). </p><p>Она называется соединительная гласная. - Ребята, как бы вы назвали слова с двумя корнями? </p><p>Сложные (Ответы учащихся) (Потому что слова образовались от сложения корней.) </p><p> Буква Е тоже может соединять корни. - Сформулируйте тему нашего урока. </p><p><b> СЛОЖНЫЕ СЛОВА </b></p><p>6 сл Сформулируйте цели нашего урока, используя начало предложений.7 сл</p><p><b> • Мы узнаем…</b> (какие слова называются сложными). </p><p><b> • Мы познакомимся…</b>(как пишутся такие слова). </p><p><b>• Мы будем учиться…</b>(находить сложные слова, составлять их) </p><p><u> Работа с правилом книга стр. 43. </u> Чтение алгоритма с. 44 слайд 8 </p><p> - Отгадайте загадки и запишите отгадки, объясните лексическое значение слов, выделите в словах корень. (Один учащийся работает у доски) </p><p> В синем небе пролетает,</p><p> Обгоняя птиц полёт. </p><p> Человек им управляет. </p><p> Что такое? (Самолет) (Почему его так назвали?)</p><p><br></p><p> </p><p> Есть у нас в квартире робот, </p><p> У него огромный хобот. </p><p> Любит робот чистоту </p><p> И гудит, как лайнер ТУ. (Пылесос)(Почему его так назвали?)</p><p><br></p><p> С горы бежит поток проворный, </p><p> Быстро падает вода.</p><p> Красоту увидишь эту </p><p>– Не забудешь никогда. (Водопад) (Почему его так назвали?)</p><p><br></p><p> Ем я уголь, пью я воду, </p><p> Как напьюсь – прибавлю ходу. </p><p> Везу обоз на сто колёс </p><p> И называюсь … (Паровоз) (Почему его так назвали?) </p><p><br></p><p> Несмотря на непогоду, </p><p> Делает сквозь льды проходы. </p><p> Режет их, как масло нож. </p><p> Как корабль назовешь? (Ледокол) (Почему его так назвали?)</p><p><br></p><p><b> (Г)</b>Используя алгоритм действий, делается вывод о правописании соединительных букв в сложных словах.</p><p><br></p><p><b> (Д,К)</b> Динамическая пауза «Арам зам зам» </p><p><br></p><p> 9 сл <b>(РП)</b> Работа в парах. </p><p> Сконструируйте слова из двух корней. Составленные слова разберите по составу.</p><p><br></p><table class="table table-bordered"><tbody><tr><td>Пчела пчеловод</td><td>пчеловод</td></tr><tr><td><span style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 16px; text-align: left;"> море плавать</span><br></td><td><span style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 16px; text-align: left;">мореплаватель </span><br></td></tr><tr><td><span style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 16px; text-align: left;">земля пахать</span><br></td><td><span style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 16px; text-align: left;">землепашец</span><br></td></tr><tr><td><span style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 16px; text-align: left;">лес рубить</span><br></td><td><span style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 16px; text-align: left;">лесоруб</span><br></td></tr><tr><td><span style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 16px; text-align: left;">скала лазать</span><br></td><td><p><span style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 16px; text-align: left;">скалолаз</span></p></td></tr><tr><td><span style="color: rgb(0, 0, 0); font-size: 16px; text-align: left;">рыба ловить</span><br></td><td>рыболов</td></tr></tbody></table><p><b> (К)</b> <b>Исследовательская работа по изучению образования сложных слов. </b>10 сл – ПРОВЕРКА </p><p> 1.Самостоятельная работа в группах.(10 мин) – Предлагаю закрепить новое знание. Для этого организуем исследовательские группы. 11 сл.<br></p><p><b>Задания для групп. </b></p><p><b> Группа №1. </b></p><p> 1. Соедините фломастером по точкам предмет: </p><p> 2. Разделите слова на 2 группы. Выделите корень. Докажите, что одна из групп - сложные слова. Ледокол, снежок, пешеход, островок, землекоп, моряк.</p><p><b> План отчёта группы №1. </b></p><p> 1. Наша группа соединила определённым цветом по точкам числа. Получился предмет ________________ </p><p> 2.Наша группа разделила слова на 2 группы. Это 1 группа: 2 группа: __________________ _______________ __________________ _________________ __________________ ___________________ Эти слова _________, так как имеют в своём составе _________. </p><p><b> Группа №2. </b></p><p> 1.Соедините фломастером по точкам предмет. </p><p> 2.Замените словосочетания одним словом. Выделите корень. Докажите, что это сложные слова. Бетон мешать Резать овощи Ловить мышей </p><p><b> План отчёта группы №2. </b></p><p> 1. Наша группа соединила определённым цветом по точкам числа. Получился предмет ________________ </p><p> 2. Наша группа составила слова. Это (прочитать слова): __________________, __________________, __________________. Эти слова _________, так как имеют в своём составе _________. </p><p><b> Группа №3. </b></p><p> 1.Соедините фломастером по точкам предмет. </p><p> 2.Составьте сложные слова с данными корнями. Назовите слова, которые у вас получились. Докажите, что это сложные слова. Устно приготовьте отчёт по плану. </p><p> Карточки с корнями слов: -нос- -пряд- -шелк- -нос- -утк- -рог- </p><p><b> План отчёта группы №3. </b></p><p> 1. Наша группа соединила определённым цветом по точкам числа. Получился предмет ________________ </p><p> 2. Наша группа составила слова с данными корнями. Это (прочитать слова): _________ о _________, _________ о _________, _________ о _________. </p><p>3. Эти слова _________, так как имеют в своём составе ______. Слова: носорог, шелкопряд, утконос. </p><p> Носорог – крупное травоядное млекопитающее южных стран с одним или двумя рогами на передней части морды. Шелкопряд – бабочка, гусеница которой вьёт коконы, из которых изготавливается шёлк. Утконос – кладущее яйца австралийское млекопитающее с челюстями наподобие утиного носа. </p><p> - Выслушаем отчёт каждой группы. </p><p> Картинки вывешиваются на доску и разгадают учащиеся ребус 12 сл. Оценка уровня достижений. </p> | https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/poznavatelnye-filmy/lesson/neboskreby |
Конец урока (35-37) |
<p><b>Итог урока. 13 сл </b></p><p> А итогом нашего урока будет решение теста. Запишите в тетради числа под диктовку: 1 2 3 4 5 </p><p><b> Тест “Верные и неверные высказывания”. </b></p><p> Я произношу утверждения, если вы согласны с ним – ставьте под заданием “+”, не согласны “-” </p><p> 1. Сложные слова – это все длинные слова. </p><p> 2. Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то пишем соединительную гласную –О-. </p><p> 3. После букв – Ж – и – Ш – пишется – О-. </p><p> 4. В словах садовод, водолаз – соединительная гласная –О-. </p><p> 5. Ударение в сложных словах падает на первую половинку слов. </p><p> Вот закончился урок, </p><p> Подвели сейчас итог.</p><p> А теперь внимание: </p><p> Домашнее задание… Стр.44 упр.3 </p> | <p>https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/poznavatelnye-filmy/lesson/neboskreby</p><p><br></p> |
Рефлексия (38-40) |
<p><b>Рефлексия 14 сл </b></p><p>"Гора успеха" - предлагаю побывать скалолазами (альпинистами). Знаете, кто это? (Люди, достигающие вершин гор). У каждого на парте фигурка своего альпиниста. </p><p>- Если вы усвоили на уроке всё и можете объяснить другим, поместите альпиниста на вершину горы. Если вы, в основном, всё усвоили, но остались некоторые моменты, непонятные вам, поместите человечка на середину горы. Если вам непонятно написание сложных слов, оставьте альпиниста у подножия горы. (Ученики размещают фигуры альпинистов).</p><p> Поднимите руки у кого альпинист на вершине горы. Я желаю вам чтобы все вершины вам давались также легко и просто!</p><p>- Молодцы! </p><p>Спасибо всем за урок! </p> |
Приложение:
Открыть файл
Презентация "Сложные слова"
Отзывы(0)