Сложные слова. Строительство слова.
Сложные слова. Строительство слова.
Цели обучения (ссылка на учебную программу): | 3.1.5.1 - строить монологическое высказывание на основе опорного плана и ключевых слов/моментов 3.2.5.1 - познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных). 3.3.8.3 - определять основу и окончание слова; определять части основы: корень, суффикс, приставка |
Цели урока: | Познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования. Строить монологическое высказывание на основе опорного плана и ключевых слов. Научимся находить сложные слова, составлять их. Определять основу и окончание слова; определять части основы: корень, суффикс, приставка |
Языковые цели: | Основные термины и словосочетания: Сложные слова, корень, основа, соединительная гласная, словосочетание, небоскребы Используемый язык для диалога/письма на уроке: Вопросы для обсуждения: Почему чтобы построить здание - надо иметь знания? Какие дома называются небоскребами? Какие небоскребы являются самыми высокими в мире? Как называются слова образованные от двух или более основ при помощи соединительных букв о и е или без них? Когда в сложных словах пишется соединительные буквы о или е? |
Ожидаемый результат: | Все учащиеся смогут: Узнать, как образуются сложные слова; какие гласные соединяют основы в сложных словах. Большинство учащихся смогут: Строить монологическое высказывание по теме. Выделять части слова. Составлять сложные слова, используя части основ. Обозначь основы, от которых образованы сложные слова. Используя алгоритм действий, сделать вывод о правописании соединительных букв в сложных словах. Некоторые учащиеся смогут: При образовании сложных слов, определить, является ли выделенная буква соединительной буквой или входит в состав корня. |
Привитие ценностей: | Привитие ценностей, основанных на национальной идее «Мәнгілік ел»: Уважение, сотрудничество, доброта, ответственность, взаимовыручка, обогащение словарного запаса, духовная ценность языка. |
Межпредметная связь: | Литература, естествознание. |
Предыдущие знания: | Способы образования слов. Окончание и основа слова. Однокоренные слова. Части основы. Чередование звуков в корне слова. |
Ход урока
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
---|---|---|
Начало урока (0-3) |
Создание положительного эмоционального настроя: 2 сл. Вот звонок нам дал сигнал: Он учиться нас позвал, А мы время не теряем И урок наш начинаем. - Сегодня мы будем работать со словами, анализировать, сравнивать, рассуждать, искать решения. - Я хочу вам пожелать удачи и активной работы на уроке. - Сегодня мы с вами продолжим раскрывать секреты русского языка. Рассказать секреты слова Я для вас всегда готова. Но на уроке будь готов Сам раскрыть секреты слов. |
|
Середина урока (4-34) |
Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. Открываем тетрадь. Записываем число, классная работа. 3 сл Минутка чистописания: работа с пословицей «Построить здание – надо иметь знание» 1. Объясните смысл пословицы в целом: о чем она и чему учит? Работа над грамматической и лексической темами урока (К) Рассматривание картинок из презентации «Виртуальная экскурсия «Небоскребы мира» Просмотр видиоролика Для справки: Небоскреб – очень высокое здание с несущим стальным каркасом, предназначенное для жизни и работы людей. В русском языке также используется термин «высотное здание» или просто «высотка». 4 сл. Самым красивым небоскребом в мире была признана чикагская высотка Aqua. Этот огромный 250-метровый гигант издали ничем не выделяется из общего чикагского «пейзажа», но стоит подойти поближе, как он превращается в настоящий водопад. (К,И). -Прежде, чем мы начнём работать дальше, давайте вспомним то, что мы уже знаем. Вам нужно выбрать правильное утверждение. Если вы согласны хлопните в ладоши один раз, если не согласны не хлопаете, садитесь прямо. 1. Корень – это главная часть предложения (-) 2 Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+) 3.Берёза, осина, дуб - это однокоренные слова.(-) 4. Окончание – это изменяемая часть слова.(+) 5. Суффикс помогает образовывать новые слова (+) 6. Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. 7. Основа – это часть слова без окончания(+) Отгадайте загадки. 1.Обруч, мяч и колесо, Вам напомнят букву (о) 2.Енот жуёт, жуёт енот, Ежевику он жуёт, И на розовой стене Он рисует букву (е) - Наши буквы – помощницы – это буквы «о» и «е». Почему они? Позже узнаете. Мы с вами повторили состав слова. 5 сл. Посмотрите на слово НЕБОСКРЕБ дайте попробуем его разобрать по составу. Подберите однокоренные слова. (небо – небеса, небосклон, поднебесье; скреб – наскребать, скребсти) - Что соединяет корни? (Гласная О). Она называется соединительная гласная. - Ребята, как бы вы назвали слова с двумя корнями? Сложные (Ответы учащихся) (Потому что слова образовались от сложения корней.) Буква Е тоже может соединять корни. - Сформулируйте тему нашего урока. СЛОЖНЫЕ СЛОВА 6 сл Сформулируйте цели нашего урока, используя начало предложений.7 сл • Мы узнаем… (какие слова называются сложными). • Мы познакомимся…(как пишутся такие слова). • Мы будем учиться…(находить сложные слова, составлять их) Работа с правилом книга стр. 43. Чтение алгоритма с. 44 слайд 8 - Отгадайте загадки и запишите отгадки, объясните лексическое значение слов, выделите в словах корень. (Один учащийся работает у доски) В синем небе пролетает, Обгоняя птиц полёт. Человек им управляет. Что такое? (Самолет) (Почему его так назвали?) Есть у нас в квартире робот, У него огромный хобот. Любит робот чистоту И гудит, как лайнер ТУ. (Пылесос)(Почему его так назвали?) С горы бежит поток проворный, Быстро падает вода. Красоту увидишь эту – Не забудешь никогда. (Водопад) (Почему его так назвали?) Ем я уголь, пью я воду, Как напьюсь – прибавлю ходу. Везу обоз на сто колёс И называюсь … (Паровоз) (Почему его так назвали?) Несмотря на непогоду, Делает сквозь льды проходы. Режет их, как масло нож. Как корабль назовешь? (Ледокол) (Почему его так назвали?) (Г)Используя алгоритм действий, делается вывод о правописании соединительных букв в сложных словах. (Д,К) Динамическая пауза «Арам зам зам» 9 сл (РП) Работа в парах. Сконструируйте слова из двух корней. Составленные слова разберите по составу. Пчела пчеловодпчеловод море плавать скалолаз рыба ловить (К) Исследовательская работа по изучению образования сложных слов. 10 сл – ПРОВЕРКА 1.Самостоятельная работа в группах.(10 мин) – Предлагаю закрепить новое знание. Для этого организуем исследовательские группы. 11 сл. Задания для групп. Группа №1. 1. Соедините фломастером по точкам предмет: 2. Разделите слова на 2 группы. Выделите корень. Докажите, что одна из групп - сложные слова. Ледокол, снежок, пешеход, островок, землекоп, моряк. План отчёта группы №1. 1. Наша группа соединила определённым цветом по точкам числа. Получился предмет ________________ 2.Наша группа разделила слова на 2 группы. Это 1 группа: 2 группа: __________________ _______________ __________________ _________________ __________________ ___________________ Эти слова _________, так как имеют в своём составе _________. Группа №2. 1.Соедините фломастером по точкам предмет. 2.Замените словосочетания одним словом. Выделите корень. Докажите, что это сложные слова. Бетон мешать Резать овощи Ловить мышей План отчёта группы №2. 1. Наша группа соединила определённым цветом по точкам числа. Получился предмет ________________ 2. Наша группа составила слова. Это (прочитать слова): __________________, __________________, __________________. Эти слова _________, так как имеют в своём составе _________. Группа №3. 1.Соедините фломастером по точкам предмет. 2.Составьте сложные слова с данными корнями. Назовите слова, которые у вас получились. Докажите, что это сложные слова. Устно приготовьте отчёт по плану. Карточки с корнями слов: -нос- -пряд- -шелк- -нос- -утк- -рог- План отчёта группы №3. 1. Наша группа соединила определённым цветом по точкам числа. Получился предмет ________________ 2. Наша группа составила слова с данными корнями. Это (прочитать слова): _________ о _________, _________ о _________, _________ о _________. 3. Эти слова _________, так как имеют в своём составе ______. Слова: носорог, шелкопряд, утконос. Носорог – крупное травоядное млекопитающее южных стран с одним или двумя рогами на передней части морды. Шелкопряд – бабочка, гусеница которой вьёт коконы, из которых изготавливается шёлк. Утконос – кладущее яйца австралийское млекопитающее с челюстями наподобие утиного носа. - Выслушаем отчёт каждой группы. Картинки вывешиваются на доску и разгадают учащиеся ребус 12 сл. Оценка уровня достижений. |
https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/poznavatelnye-filmy/lesson/neboskreby |
Конец урока (35-37) |
Итог урока. 13 сл А итогом нашего урока будет решение теста. Запишите в тетради числа под диктовку: 1 2 3 4 5 Тест “Верные и неверные высказывания”. Я произношу утверждения, если вы согласны с ним – ставьте под заданием “+”, не согласны “-” 1. Сложные слова – это все длинные слова. 2. Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то пишем соединительную гласную –О-. 3. После букв – Ж – и – Ш – пишется – О-. 4. В словах садовод, водолаз – соединительная гласная –О-. 5. Ударение в сложных словах падает на первую половинку слов. Вот закончился урок, Подвели сейчас итог. А теперь внимание: Домашнее задание… Стр.44 упр.3 |
https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/poznavatelnye-filmy/lesson/neboskreby |
Рефлексия (38-40) |
Рефлексия 14 сл "Гора успеха" - предлагаю побывать скалолазами (альпинистами). Знаете, кто это? (Люди, достигающие вершин гор). У каждого на парте фигурка своего альпиниста. - Если вы усвоили на уроке всё и можете объяснить другим, поместите альпиниста на вершину горы. Если вы, в основном, всё усвоили, но остались некоторые моменты, непонятные вам, поместите человечка на середину горы. Если вам непонятно написание сложных слов, оставьте альпиниста у подножия горы. (Ученики размещают фигуры альпинистов). Поднимите руки у кого альпинист на вершине горы. Я желаю вам чтобы все вершины вам давались также легко и просто! - Молодцы! Спасибо всем за урок! |
Отзывы(0)