Анализ стихотворения Б.Пастернака "Рождественская звезда"
Русская литература
Класс:
6 класс
Раздел:
Тема Рождества в литературе
Тема:
Анализ стихотворения Б.Пастернака "Рождественская звезда"
30.01.2020
63
0
Цели обучения (ссылка на учебную программу): | <p>6.1.1.1. понимать термины: художественный мир, миф, мифический герой, мифический образ, рассказ, повесть, пьеса-сказка, афиша, ремарка, портрет, пейзаж, метафора, олицетворение, риторические фигуры, антитеза, перифраз; эпос, лирика, драма как роды литературы;</p><p>6.1.6.1. давать развернутый ответ на вопрос.</p> |
Цели урока: | <p>Все учащиеся смогут находить в тексте художественный средства, используемые автором;</p><p>большинство сопоставлять стихотворения, близкие по тематике;</p><p>некоторые смогут давать развернутые ответы на вопросы</p> |
Языковые цели: | <p>Развитие речевых навыков через постановку вопроса и ответа на вопрос;</p><p>толкование терминов и основных понятий по теме урока.</p> |
Ожидаемый результат: | <p>Учащийся находит в тексте приемы, используемые автором для создания образов;</p><p>дает объяснение используемых автором приемов; </p><p>находит общие признаки стихотворений;</p><p>находит отличительные признаки стихотворений;</p><p>делает выводы по проделанной работе;</p><p>дает развернутые ответы на вопросы</p> |
Критерии успеха: | <p>Находят приемы, используемы автором для создания образов (2-3),</p><p>объясняют, с какой целью автор использует их в тексте,</p><p>находят общее и различное в стихотворениях разных авторов, делают выводы и отвечают на вопросы.</p> |
Привитие ценностей: | Развитие общечеловеческих ценностей: доброта, милосердие, толерантность (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания текста); культуры взаимоотношений, сплоченности и уменя работать в команде, ответственности и лидерства (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/ уверенным в себе учащимся). |
Навыки использования ИКТ: | <p>Мультимедийная презентация. </p><p>Приложение 1. </p><p>Приложение 2. </p><p>https://www.google.com/search, </p><p>https://www.pravmir.ru/sasha-chyornyiy-rozhdestvenskoe-chitaet-mihail-politseymako/</p> |
Межпредметная связь: | Всемирная история, изобразительное искусство, музыка |
Предыдущие знания: | Анализировали стихотворение в 1 -й четверти, находили изобразительные средства, объясняли их роль в создании образов. Активизация имеющихся знаний осуществляется через учебную деятельность, которая ориентирована на понимание значений приемов, применение изобразительно-выразительных средств языка в характеристике образов. |
Ход урока
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
---|---|---|
Начало урока (7 мин) |
<p>1. Тема урока. Целеполагание.</p><p>2. Повторить "Изобразительно- выразительные средства": выполнить задание на соответствие и проверить по Презентации (самопроверка). </p><p>Лирика как род литературы</p><p>Жанры лирики.</p><p>Особенности стихотворной речи.</p><p>Пейзаж.</p><p>Метафора.</p><p>Олицетворение.</p><p>Сравнение.</p><p>ФО. "Смайлик"</p> | <p>Презентация.</p><p>Раздатка.</p><p><br></p> |
Середина урока (23 мин) |
<p>1. Выразительное чтение стихотворения Пастернака “Рождественская звезда” (звучит музыка Чайковского из цикла “Времена года”). </p><p>2. Анализ стихотворения. Парная работа.</p><p>-Какому событию посвящено стихотворение? </p><p>-Найдите черты русского пейзажа в стихотворении. </p><p>-Почему пейзаж не Вифлеемский, а русский? (Учитель добавляет, что тому, кому посчастливилось побывать в загадочном доме Б.Пастернака в Переделкино, узнает в этих строчках до боли знакомый пейзаж, видимый из окна дома поэта.)</p><p> -Кроме пейзажа там еще есть приметы русского быта. Найдите их (“запахнув кожухи”, “вели за хибарку босые следы”, “хутор в огне”, “пожар не гумне”). </p><p>-Каково их назначение в тексте? </p><p>-Чье присутствие, кроме пастухов, мы ощущаем? (Босые следы ангелов). В каком еще образе автор выразил присутствие высших сил? (Звезда Рождества). </p><p>-О чем она возвестила? (Рождение новой жизни. Отсчет нового времени). </p><p>-С помощью каких сравнений поэт приблизил божественные события к земной жизни? </p><p>-С помощью каких олицетворений, метафор картина становится более яркой и выразительной и приглашает нас присутствовать при этом событии? </p><p>-Какая общая идея роднит стихотворение Б.Пастернака “Рождественская звезда” и картину П.Брейгеля “Поклонение волхвов” (Среди обыденности и суеты вдруг происходит Чудо – рождается Спаситель. Обыденный план изображения подчеркивает мысль, что Спасителем может стать каждый пришедший в этот мир человек).</p><p>Дескрипторы:</p><p>Дает развернутые ответы на вопросы,</p><p>находит черты пейзажа в тексте,</p><p>объясняет, почему автор использует русский пейзаж,</p><p>находит в тексте примеры русского быта,</p><p>дает объяснение, почему автор рисует русский быт в стихотворении.</p><p>3. Стихотворение Саши Чёрного «Рождественское» (https://www.pravmir.ru/sasha-chyornyiy-rozhdestvenskoe-chitaet-mihail-politseymako/)</p><p>4. ГРУППОВАЯ РАБОТА.</p><p>Группа 1. Задание: Выпишите из текста художественные средства, которые использует Б.Пастернак. Объясните, для чего, с какой целью они используются в тексте. Свои наблюдения оформите в таблицу.</p><p>Группа 2.Выпишите из текста образы, которые рисует Б.Пастернак. Объясните, при помощи каких средств художественной выразительности автору удалось создать образ. Свои наблюдения оформите в таблицу.</p><p>Группа 3. Используя прием "Диаграмма Венна", сравнить два стихотворения - Б.Пастернака "Рождественская звезда" и С.Черного "Рождественское" (Приложение 1)</p><p>Дескрипторы для каждой группы разрабатываются отдельно вместе с учащимися.</p><p>ФО: Прием "Две звезды, одно пожелание"</p> | <p><a href="https://www.pravmir.ru/sasha-chyornyiy-rozhdestvenskoe-chitaet-mihail-politseymako/" target="_blank">https://www.pravmir.ru/sasha-chyornyiy-rozhdestvenskoe-chitaet-mihail-politseymako/</a><a href="https://www.pravmir.ru/sasha-chyornyiy-rozhdestvenskoe-chitaet-mihail-politseymako/" target="_blank"></a></p><p>Приложение 1</p><p>Приложение 2<br><br></p> |
Конец урока (6 мин) |
<ul><li>Дают развернутый ответ на вопрос: Чему учит нас "Рождественская звезда" Б.Пастернака? </li><li><i>Б.Пастернаку в стихотворении “Рождественская звезда” удалось показать рождение Чуда на русской почве. Идея его проста и гениальна одновременно: на русской земле жили и творили А.Пушкин, Н.Гоголь, А.Блок, Д.Менделеев, П.Чайковский…Приход каждого человека в этот мир, его рождение – это Чудо. Надо помнить о своем предназначении на земле. Чувства, пережитые Поэтом в тишине переделкинского дома, донесены до читателей в Слове, побуждающем нас постигать чудо жизни. </i></li></ul> | |
Рефлексия (3-4 мин) |
<p>Прием три "М" и одно предложение.</p><p><br></p> |
Приложение:
Открыть файл
План анализа стихотворения включает в себя следующие этапы.
Открыть файл
Приложение 2
Отзывы(0)