Анализ стихотворения Б.Пастернака "Рождественская звезда"
Анализ стихотворения Б.Пастернака "Рождественская звезда"
Цели обучения (ссылка на учебную программу): | 6.1.1.1. понимать термины: художественный мир, миф, мифический герой, мифический образ, рассказ, повесть, пьеса-сказка, афиша, ремарка, портрет, пейзаж, метафора, олицетворение, риторические фигуры, антитеза, перифраз; эпос, лирика, драма как роды литературы; 6.1.6.1. давать развернутый ответ на вопрос. |
Цели урока: | Все учащиеся смогут находить в тексте художественный средства, используемые автором; большинство сопоставлять стихотворения, близкие по тематике; некоторые смогут давать развернутые ответы на вопросы |
Языковые цели: | Развитие речевых навыков через постановку вопроса и ответа на вопрос; толкование терминов и основных понятий по теме урока. |
Ожидаемый результат: | Учащийся находит в тексте приемы, используемые автором для создания образов; дает объяснение используемых автором приемов; находит общие признаки стихотворений; находит отличительные признаки стихотворений; делает выводы по проделанной работе; дает развернутые ответы на вопросы |
Критерии успеха: | Находят приемы, используемы автором для создания образов (2-3), объясняют, с какой целью автор использует их в тексте, находят общее и различное в стихотворениях разных авторов, делают выводы и отвечают на вопросы. |
Привитие ценностей: | Развитие общечеловеческих ценностей: доброта, милосердие, толерантность (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания текста); культуры взаимоотношений, сплоченности и уменя работать в команде, ответственности и лидерства (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/ уверенным в себе учащимся). |
Навыки использования ИКТ: | Мультимедийная презентация. Приложение 1. Приложение 2. https://www.google.com/search, https://www.pravmir.ru/sasha-chyornyiy-rozhdestvenskoe-chitaet-mihail-politseymako/ |
Межпредметная связь: | Всемирная история, изобразительное искусство, музыка |
Предыдущие знания: | Анализировали стихотворение в 1 -й четверти, находили изобразительные средства, объясняли их роль в создании образов. Активизация имеющихся знаний осуществляется через учебную деятельность, которая ориентирована на понимание значений приемов, применение изобразительно-выразительных средств языка в характеристике образов. |
Ход урока
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
---|---|---|
Начало урока (7 мин) | 1. Тема урока. Целеполагание. 2. Повторить "Изобразительно- выразительные средства": выполнить задание на соответствие и проверить по Презентации (самопроверка). Лирика как род литературы Жанры лирики. Особенности стихотворной речи. Пейзаж. Метафора. Олицетворение. Сравнение. ФО. "Смайлик" | Презентация. Раздатка. |
Середина урока (23 мин) | 1. Выразительное чтение стихотворения Пастернака “Рождественская звезда” (звучит музыка Чайковского из цикла “Времена года”). 2. Анализ стихотворения. Парная работа. -Какому событию посвящено стихотворение? -Найдите черты русского пейзажа в стихотворении. -Почему пейзаж не Вифлеемский, а русский? (Учитель добавляет, что тому, кому посчастливилось побывать в загадочном доме Б.Пастернака в Переделкино, узнает в этих строчках до боли знакомый пейзаж, видимый из окна дома поэта.) -Кроме пейзажа там еще есть приметы русского быта. Найдите их (“запахнув кожухи”, “вели за хибарку босые следы”, “хутор в огне”, “пожар не гумне”). -Каково их назначение в тексте? -Чье присутствие, кроме пастухов, мы ощущаем? (Босые следы ангелов). В каком еще образе автор выразил присутствие высших сил? (Звезда Рождества). -О чем она возвестила? (Рождение новой жизни. Отсчет нового времени). -С помощью каких сравнений поэт приблизил божественные события к земной жизни? -С помощью каких олицетворений, метафор картина становится более яркой и выразительной и приглашает нас присутствовать при этом событии? -Какая общая идея роднит стихотворение Б.Пастернака “Рождественская звезда” и картину П.Брейгеля “Поклонение волхвов” (Среди обыденности и суеты вдруг происходит Чудо – рождается Спаситель. Обыденный план изображения подчеркивает мысль, что Спасителем может стать каждый пришедший в этот мир человек). Дескрипторы: Дает развернутые ответы на вопросы, находит черты пейзажа в тексте, объясняет, почему автор использует русский пейзаж, находит в тексте примеры русского быта, дает объяснение, почему автор рисует русский быт в стихотворении. 3. Стихотворение Саши Чёрного «Рождественское» (https://www.pravmir.ru/sasha-chyornyiy-rozhdestvenskoe-chitaet-mihail-politseymako/) 4. ГРУППОВАЯ РАБОТА. Группа 1. Задание: Выпишите из текста художественные средства, которые использует Б.Пастернак. Объясните, для чего, с какой целью они используются в тексте. Свои наблюдения оформите в таблицу. Группа 2.Выпишите из текста образы, которые рисует Б.Пастернак. Объясните, при помощи каких средств художественной выразительности автору удалось создать образ. Свои наблюдения оформите в таблицу. Группа 3. Используя прием "Диаграмма Венна", сравнить два стихотворения - Б.Пастернака "Рождественская звезда" и С.Черного "Рождественское" (Приложение 1) Дескрипторы для каждой группы разрабатываются отдельно вместе с учащимися. ФО: Прием "Две звезды, одно пожелание" | https://www.pravmir.ru/sasha-chyornyiy-rozhdestvenskoe-chitaet-mihail-politseymako/ Приложение 1 Приложение 2 |
Конец урока (6 мин) |
| |
Рефлексия (3-4 мин) | Прием три "М" и одно предложение. |
Отзывы(0)