Реакции разбавленных кислот с металлами. Лабораторный опыт № 9 «Взаимодействие цинка с разбавленной соляной кислотой». Лабораторный опыт № 10 Качественная реакция на водород»

Есенбаева Бахыт Калиевна
Есенбаева Бахыт Калиевна
Акмолинская
Село Веселое
ГУ "Веселовская средняя школа имени Б.Уразалина - Героя Социалистического Труда"
Химия
Класс:
7 класс
Раздел:
Химические реакции
Тема:

Реакции разбавленных кислот с металлами. Лабораторный опыт № 9 «Взаимодействие цинка с разбавленной соляной кислотой». Лабораторный опыт № 10 Качественная реакция на водород»

30.01.2020
367
Скачать в PDF Скачать в WORD
Цели обучения (ссылка на учебную программу): <p>7.2.2.1 -называть области применения и правила обращения с разбавленными кислотами;</p><p> 7.2.2.2 -исследовать реакции разбавленных кислот с различными металлами и осуществлять на практике качественную реакцию на водород&nbsp;&nbsp;</p>
Цели урока: <p>- называть области применения некоторых кислот; </p><p> - знать правила обращения с разбавленными кислотами; </p><p> - исследовать реакции разбавленных кислот с различными металлами (Zn, Mg, Cu); </p><p> - практически осуществлять качественную реакцию на водород.&nbsp;&nbsp;</p>
Языковые цели: <p><b>Учащиеся могут: </b></p><p> сравнивать результаты испытаний при изучении химических свойств разбавленных кислот с помощью специфичной лексики, относящейся к предмету </p><p><b> Лексика и терминология: </b></p><p> Природные кислоты, концентрированные и разбавленные кислоты, ряд активности металлов, химические свойства, качественная реакция.</p><p><b> Серия полезных фраз для диалога/письма:</b></p><p> Разбавленные кислоты могут реагировать с… </p><p> При взаимодействии разбавленных кислот с… образуется… </p><p> При проведении эксперимента с…мы должны/мы не должны…. </p><p> В ряду напряжений металлов…</p><p> Качественная реакция на…&nbsp;&nbsp;</p>
Критерии успеха: <p><b>Учащиеся:</b></p><p> • называют области применения некоторых кислот; </p><p> • знают и соблюдают правила обращения с разбавленными кислотами. </p><p> • на основе наблюдений, делают вывод о возможность взаимодействия разбавленных кислот с различными металлами. </p><p> • записывают словестные уравнения реакций взаимодействия разбавленных кислот с металлами; </p><p> • осуществляют на практике качественную реакцию на водород.&nbsp; &nbsp;</p>
Привитие ценностей: Труд и творчество (умение организовать свою работу, усердие, честность), Сотрудничество, Образование на протяжении всей жизни.&nbsp;
Межпредметная связь: <p>Биология - во время изучения пищеварительной системы (желудочный сок)</p><p> Физика- при изучении агрегатного состояния веществ (газы) </p><p> Английский язык – знание на английском языке терминов: кислота, металл&nbsp;&nbsp;</p>
Предыдущие знания: <p>6-класс- Естествознание 6.1А (1.3-1.6) Мир науки, 3.2. Классификация веществ, 3.3 Образование и получение веществ </p><p> 7 класс-Химия- 7.3А Природные кислоты и щелочи. Индикаторы.&nbsp;&nbsp;</p>

Ход урока

Этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы

Начало урока

<p><b>Организационный момент (2 мин)</b> </p><p><b> Приветствие, психологический настрой.</b></p><p> Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. </p><p><b><i> Деление учащихся на группы и актуализация знаний </i></b></p><p><b> ФО</b>-словесная поддержка и устное комментирование.</p><p><i> (Из истории)</i> Однажды английский химик Р. Бойль, изучая свойства соляной кислоты, закупленной в Германии у И. Глаубера, случайно пролил ее. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. Это явление удивило Р. Бойля, и он тут же провел серию опытов с разными кислотами и цветкам разных растений. Оказалось, что и васильки, и розы, и цветки некоторых других растений изменяли свою окраску при действии кислот.</p><p> Ребята, как назвал Р.Бойль эти вещества? Мы, юные химики тоже умеем распознавать вещества с помощью индикаторов. </p><p><b> Задание: (работа в паре) </b></p><p><b> (Уровень навыков - понимание)</b></p><p> С помощью различных индикаторов определи среду предложенных растворов:</p><p> 1) средство для мытья посуды;</p><p> 2) раствор стирального порошка; </p><p> 3) кефир; </p><p> 4) газированная вода; </p><p> 5) водопроводная вода. </p><p> Сделай вывод из наблюдений. </p><p><b> Само- и взаимооценивание «Подумай в паре-поделись» </b></p><p><b> Критерии оценивания: </b></p><p> По изменению окраски индикаторов определяет кислую и щелочную среду растворов. <b>Дескрипторы: </b></p><p> Определяет с помощью индикаторов : щелочную среду средства для мытья посуды и стирального порошка; кислую среду кефира и газированной воды; нейтральную среду водопроводной воды; делает вывод. </p><p><b> Актуализация знаний</b></p><p> - Сегодня мы продолжим изучение кислот. Давайте вспомним, что вы знаете по данной теме? </p><p><b> Уровень мыслительных навыков:</b> Знание, понимание.</p><p> Критерии оценивания:</p><p> -называет факты по теме «Природные кислоты и щелочи. Индикаторы». </p><p><b> Упражнение «Верно – неверно» </b></p><p> Определите, являются ли следующие выражения правдой или ложью.</p><p><b> Дескриптор </b></p><p> Все обучающиеся, по очереди называют один факт, по имеющимся у них знаниям по пройденной теме.</p><p><b> Вызов (3 мин) </b></p><p> - Сплав нейзильбер, из которого изготовлена казахстанская монета номиналом в 20 тенге, состоит из меди, никеля и цинка. Как вы думаете, что произойдёт с этой монетой, если её опустить в раствор соляной кислоты. (Ученики предлагают свои версии.)</p><p> -Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить, какова тема нашего урока? Каких целей мы должны достичь? (Ребята определяют тему урока и его цели).&nbsp;&nbsp;</p> <p>Карточки трех цветов по числу учащихся.&nbsp;</p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p>https://bilimland.kz/ru/courses/chemistry-ru/neorganicheskaya-ximiya/osnovnye-klassy-neorganicheskix-soedinenii/lesson/kisloty-1</p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p>https://bilimland.kz/ru/courses/chemistry-ru/neorganicheskaya-ximiya/osnovnye-klassy-neorganicheskix-soedinenii/lesson/kisloty-1</p>

Середина урока

<p><b>Изучение нового материала</b></p><p><b><br></b> Кислоты имеют много общих свойств: они кислые на вкус, изменяют цвет индикаторов и уничтожают живые клетки. Некоторые из них являются крайне едкими. Давайте исследовать влияние серной (VI) кислоты на сахар, дерево и ткани. (Демонстрация опыта).</p><p> - Для того, чтобы правильно ответить на вопрос о монете, работая в группах, вы проведете эксперимент. </p><p> Но вначале вспомните, для чего можно использовать кислоты в быту и какие правила безопасности необходимо соблюдать при работе с ними. Почему? </p><p> Предупреждение:</p><p> Кислоты часто выглядят как обычная вода. Тем не менее, в отличие от воды, они − опасные вещества. Они едкие и иногда даже ядовитые. </p><p> - Как вы думаете, чем будут отличаться разбавленная и концентрированная кислота? (Учащиеся называют области применения кислот и правила техники безопасности). (<b>ФО</b>-словесная поддержка и устное комментирование)</p><p> -Кислоты активно взаимодействуют с большинством металлов, при этом можно наблюдать выделение пузырьков водорода. Водород – это легкий газ, намного легче воздуха, без цвета, без вкуса. Им можно наполнять мыльные пузыри, которые легко будут подниматься вверх. </p><p> - Испытать полученный водород можно с помощью горящей лучинки. При внесении горящей лучинки в сосуд, заполненный водородом, раздаётся характерный глухой хлопок. Это является <b>качественной реакцией</b> на определение водорода.</p><p> - При проведении лабораторной работы, используйте «Инструкцию» <b>Задание по формативному оцениванию. </b></p><p><b> Раздел 7.3 А «Химические реакции» </b></p><p><b> Цель обучения: </b></p><p> 7.2.2.2 -исследовать реакции разбавленных кислот с различными металлами и осуществлять на практике качественную реакцию на водород </p><p><b> Уровень мыслительных навыков:</b> Знание, понимание, применение, анализ. </p><p><b> Критерии оценивания: </b></p><p> • Устанавливает возможность взаимодействия разбавленных кислот с различными металлами; </p><p> • Осуществляет на практике качественную реакцию на водород. <b>Задания. </b></p><p> Лабораторный опыт № 9 «Взаимодействие цинка с разбавленной соляной кислотой».</p><p> Лабораторный опыт № 10 Качественная реакция на водород» <i>Оборудование</i>: лабораторный штатив, пробирка, пробка с газоотводной трубкой, мерный цилиндр, кристаллизатор</p><p><i> Реактивы:</i> гранулы цинка, меди, магния, раствор соляной кислоты, вода</p><p> Ход работы: </p><p> I. </p><p>1.Установите пробирку в лапку лабораторного штатива.</p><p> 2.Поместите в пробирку выданный вам металл. </p><p> 3.Прилейте к металлу разбавленную соляную кислоту. </p><p> 4.Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, конец которой поместите в перевернутый мерный цилиндр, заполненный водой. 5.Зафиксируйте время, в течении которого будет происходить реакция. </p><p> 6.Запишите наблюдение и словесное уравнение протекающей реакции в таблицу результатов.&nbsp; &nbsp;</p><p><b>Таблица результатов:&nbsp;</b></p><p><b><br></b></p><table class="table table-bordered"><tbody><tr><td>Опыт</td><td>Наблюдения</td><td>Уравнение реакции (Словесно)&nbsp;&nbsp;</td></tr><tr><td>1. Взаимодействие меди с разбавленной соляной кислотой&nbsp;</td><td><br></td><td><br></td></tr><tr><td>2. Взаимодействие магния с разбавленной соляной кислотой</td><td><br></td><td><p><br></p></td></tr><tr><td>3. Взаимодействие цинка с разбавленной соляной кислотой</td><td><br></td><td><br></td></tr></tbody></table><p><b><br></b></p><p>II.Протестируйте полученный газ горящей лучиной. Если вы услышите глухой хлопок, значит, вам удалось собрать чистый водород. Если хлопок будет с визгом, значит, водород смешался с кислородом воздуха.&nbsp; &nbsp; &nbsp;&nbsp;</p><p>III.Сформулируйте вывод о способности разбавленных кислот взаимодействовать с металлами и образующихся при этом продуктах.&nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp;</p><p>__________________________________________________________________</p><p>__________________________________________________________________</p><p>__________________________________________________________________</p><p><b>Дескриптор </b></p><p><b> Учащийся:&nbsp; &nbsp;</b></p><p>• выполняет эксперимент в соответствии с инструкцией, соблюдая правила ТБ, и записывает наблюдения в таблицу результатов;</p><p> • правильно записывает словесное уравнение реакции взаимодействия металлов с разбавленной соляной кислотой; </p><p> • осуществляет на практике качественную реакцию на водород.</p><p> • формулирует вывод о способности разбавленных кислот взаимодействовать с металлами и образующихся при этом продуктах и свойствах водорода.&nbsp; &nbsp;</p><p>Учащиеся в группах выполняют лабораторные опыты № 9 и № 10. Заполняют таблицу.&nbsp;</p><p>Записывают словесно уравнения реакций.</p><p> -Какие металлы реагировали с кислотой?</p><p> -Одинакова ли скорость химических реакций металлов с кислотой?</p><p> - Где расположены металлы в ряду активности Н.Н.Бекетова?</p><p> -Почему скорость реакции взаимодействия активных металлов с кислотой происходят по разному? </p><p> -Какие металлы кроме меди не будут реагировать с кислотой? -Сделайте выводы по проведенным опытам и запишите их.&nbsp;&nbsp;</p><p>(<b>ФО</b>-письменное комментирование по дескрипторам, в соответствии с критериями оценивания) </p><p> - Давайте сделаем вывод по составу и реакциям взаимодействия металлов монеты с кислотой. </p><p> (<b>ФО</b>-словесная поддержка и устное комментирование)&nbsp;&nbsp;</p><p><b>Закрепление </b></p><p><b> Уровень мыслительных навыков:</b> Знание, понимание, применение&nbsp;&nbsp;</p><p><b>Критерии оценивания:</b></p><p>- отмечают верные утверждения по изученной теме.</p><p><b> Дескриптор </b></p><p> Учащиеся находят правильные ответы. </p><p> - Сейчас вы, работая в парах, выполните упражнение «Покопаемся в памяти». После выполнения задания, поменяйтесь ответами с соседями. Проведите взаимопроверку. Сравните свои ответы с эталоном, указанным на доске (<b>ФО</b>-взаимооценивание, устное комментирование)&nbsp;&nbsp;</p><p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;<b>«Покопаемся в памяти»</b></p><p>1. Что такое индикатор?</p><p> 2. Какие вы знаете индикаторы?</p><p> 3. Что такое кислота? </p><p> 4. Какие простые вещества по физическим свойствам реагируют с кислотой? </p><p> 5. Какую технику безопасности необходимо соблюдать при работе с кислотами?</p><p> 6. Какие вещества образуются при взаимодействии кислот с металлами? </p><p> 7. Какие металлы в ряду активности реагируют с кислотами? </p><p> 8. Как определить выделение газа водорода?</p> <p>Видео </p><p>https://bilimland.kz/ru/courses/chemistry-ru/neorganicheskaya-ximiya/osnovnye-klassy-neorganicheskix-soedinenii/lesson/kisloty-1</p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><a href="https://bilimland.kz/ru/courses/chemistry-ru/neorganicheskaya-ximiya/osnovnye-klassy-neorganicheskix-soedinenii/lesson/kisloty-1" target="_blank">https://bilimland.kz/ru/courses/chemistry-ru/neorganicheskaya-ximiya/osnovnye-klassy-neorganicheskix-soedinenii/lesson/kisloty-1</a><a href="https://bilimland.kz/ru/courses/chemistry-ru/neorganicheskaya-ximiya/osnovnye-klassy-neorganicheskix-soedinenii/lesson/kisloty-1" target="_blank"></a></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p>Учебник «Химия» для 7 класса, М.К.Оспанова, Т.Г. Белоусова, К.С.Аухадиева изд. «Мектеп», 2017г. § 12, стр.66-68&nbsp;&nbsp;</p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p>Инструкции по выполнению лабораторных опытов</p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p>Учебник «Химия» для 7 класса, М.К.Оспанова, Т.Г. Белоусова, К.С.Аухадиева изд. «Мектеп», 2017г. § 12, стр.66-68&nbsp;&nbsp;</p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p>Ряд активности металлов Н.Н.Бекетова</p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p>Учебник «Химия» для 7 класса, М.К.Оспанова, Т.Г. Белоусова, К.С.Аухадиева изд. «Мектеп», 2017г. § 12, стр.71-78&nbsp;&nbsp;</p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p>

Конец урока

<p>&nbsp;Д/з §12 ответить на вопросы и упражнение 4</p><p><br></p>

Рефлексия

<p><b>Рефлексия (2 мин)</b></p><p><b> Цель:</b></p><p> получить обратную связь с учащимися; проводить самоанализ и самооценивание. </p><p>-Сегодня вы изучили взаимодействие разбавленных кислот с металлами. Подумайте и оцените свои знания, полученные на уроке, на листе оценивания «Ладошка» (ФО-оценивание, обратная связь) </p><p>&nbsp; Прием<b> "Ладошка"</b></p><p> На листе бумаги обведите свою ладошку, каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение, запишите его. </p><p> большой – для меня это важно … / неважно …</p><p> указательный - я получил конкретные рекомендации… / я не узнал для себя ничего нового… </p><p> средний - мне было интересно, легко… / скучно, неинтересно, трудно (не понравилось)… </p><p> безымянный – моя оценка психологической атмосферы… </p><p> мизинец – хочу для себя выяснить …&nbsp; &nbsp;<br></p>

Приложение:

Открыть файл Приложение

Отзывы(0)