Реакции разбавленных кислот с металлами. Лабораторный опыт № 9 «Взаимодействие цинка с разбавленной соляной кислотой». Лабораторный опыт № 10 Качественная реакция на водород»
Реакции разбавленных кислот с металлами. Лабораторный опыт № 9 «Взаимодействие цинка с разбавленной соляной кислотой». Лабораторный опыт № 10 Качественная реакция на водород»
| Цели обучения (ссылка на учебную программу): | 7.2.2.1 -называть области применения и правила обращения с разбавленными кислотами; 7.2.2.2 -исследовать реакции разбавленных кислот с различными металлами и осуществлять на практике качественную реакцию на водород |
| Цели урока: | - называть области применения некоторых кислот; - знать правила обращения с разбавленными кислотами; - исследовать реакции разбавленных кислот с различными металлами (Zn, Mg, Cu); - практически осуществлять качественную реакцию на водород. |
| Языковые цели: | Учащиеся могут: сравнивать результаты испытаний при изучении химических свойств разбавленных кислот с помощью специфичной лексики, относящейся к предмету Лексика и терминология: Природные кислоты, концентрированные и разбавленные кислоты, ряд активности металлов, химические свойства, качественная реакция. Серия полезных фраз для диалога/письма: Разбавленные кислоты могут реагировать с… При взаимодействии разбавленных кислот с… образуется… При проведении эксперимента с…мы должны/мы не должны…. В ряду напряжений металлов… Качественная реакция на… |
| Критерии успеха: | Учащиеся: • называют области применения некоторых кислот; • знают и соблюдают правила обращения с разбавленными кислотами. • на основе наблюдений, делают вывод о возможность взаимодействия разбавленных кислот с различными металлами. • записывают словестные уравнения реакций взаимодействия разбавленных кислот с металлами; • осуществляют на практике качественную реакцию на водород. |
| Привитие ценностей: | Труд и творчество (умение организовать свою работу, усердие, честность), Сотрудничество, Образование на протяжении всей жизни. |
| Межпредметная связь: | Биология - во время изучения пищеварительной системы (желудочный сок) Физика- при изучении агрегатного состояния веществ (газы) Английский язык – знание на английском языке терминов: кислота, металл |
| Предыдущие знания: | 6-класс- Естествознание 6.1А (1.3-1.6) Мир науки, 3.2. Классификация веществ, 3.3 Образование и получение веществ 7 класс-Химия- 7.3А Природные кислоты и щелочи. Индикаторы. |
Ход урока
| Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
|---|---|---|
|
Начало урока |
Организационный момент (2 мин) Приветствие, психологический настрой. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Деление учащихся на группы и актуализация знаний ФО-словесная поддержка и устное комментирование. (Из истории) Однажды английский химик Р. Бойль, изучая свойства соляной кислоты, закупленной в Германии у И. Глаубера, случайно пролил ее. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. Это явление удивило Р. Бойля, и он тут же провел серию опытов с разными кислотами и цветкам разных растений. Оказалось, что и васильки, и розы, и цветки некоторых других растений изменяли свою окраску при действии кислот. Ребята, как назвал Р.Бойль эти вещества? Мы, юные химики тоже умеем распознавать вещества с помощью индикаторов. Задание: (работа в паре) (Уровень навыков - понимание) С помощью различных индикаторов определи среду предложенных растворов: 1) средство для мытья посуды; 2) раствор стирального порошка; 3) кефир; 4) газированная вода; 5) водопроводная вода. Сделай вывод из наблюдений. Само- и взаимооценивание «Подумай в паре-поделись» Критерии оценивания: По изменению окраски индикаторов определяет кислую и щелочную среду растворов. Дескрипторы: Определяет с помощью индикаторов : щелочную среду средства для мытья посуды и стирального порошка; кислую среду кефира и газированной воды; нейтральную среду водопроводной воды; делает вывод. Актуализация знаний - Сегодня мы продолжим изучение кислот. Давайте вспомним, что вы знаете по данной теме? Уровень мыслительных навыков: Знание, понимание. Критерии оценивания: -называет факты по теме «Природные кислоты и щелочи. Индикаторы». Упражнение «Верно – неверно» Определите, являются ли следующие выражения правдой или ложью. Дескриптор Все обучающиеся, по очереди называют один факт, по имеющимся у них знаниям по пройденной теме. Вызов (3 мин) - Сплав нейзильбер, из которого изготовлена казахстанская монета номиналом в 20 тенге, состоит из меди, никеля и цинка. Как вы думаете, что произойдёт с этой монетой, если её опустить в раствор соляной кислоты. (Ученики предлагают свои версии.) -Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить, какова тема нашего урока? Каких целей мы должны достичь? (Ребята определяют тему урока и его цели). |
Карточки трех цветов по числу учащихся. https://bilimland.kz/ru/courses/chemistry-ru/neorganicheskaya-ximiya/osnovnye-klassy-neorganicheskix-soedinenii/lesson/kisloty-1 https://bilimland.kz/ru/courses/chemistry-ru/neorganicheskaya-ximiya/osnovnye-klassy-neorganicheskix-soedinenii/lesson/kisloty-1 |
|
Середина урока |
Изучение нового материала
- Для того, чтобы правильно ответить на вопрос о монете, работая в группах, вы проведете эксперимент. Но вначале вспомните, для чего можно использовать кислоты в быту и какие правила безопасности необходимо соблюдать при работе с ними. Почему? Предупреждение: Кислоты часто выглядят как обычная вода. Тем не менее, в отличие от воды, они − опасные вещества. Они едкие и иногда даже ядовитые. - Как вы думаете, чем будут отличаться разбавленная и концентрированная кислота? (Учащиеся называют области применения кислот и правила техники безопасности). (ФО-словесная поддержка и устное комментирование) -Кислоты активно взаимодействуют с большинством металлов, при этом можно наблюдать выделение пузырьков водорода. Водород – это легкий газ, намного легче воздуха, без цвета, без вкуса. Им можно наполнять мыльные пузыри, которые легко будут подниматься вверх. - Испытать полученный водород можно с помощью горящей лучинки. При внесении горящей лучинки в сосуд, заполненный водородом, раздаётся характерный глухой хлопок. Это является качественной реакцией на определение водорода. - При проведении лабораторной работы, используйте «Инструкцию» Задание по формативному оцениванию. Раздел 7.3 А «Химические реакции» Цель обучения: 7.2.2.2 -исследовать реакции разбавленных кислот с различными металлами и осуществлять на практике качественную реакцию на водород Уровень мыслительных навыков: Знание, понимание, применение, анализ. Критерии оценивания: • Устанавливает возможность взаимодействия разбавленных кислот с различными металлами; • Осуществляет на практике качественную реакцию на водород. Задания. Лабораторный опыт № 9 «Взаимодействие цинка с разбавленной соляной кислотой». Лабораторный опыт № 10 Качественная реакция на водород» Оборудование: лабораторный штатив, пробирка, пробка с газоотводной трубкой, мерный цилиндр, кристаллизатор Реактивы: гранулы цинка, меди, магния, раствор соляной кислоты, вода Ход работы: I. 1.Установите пробирку в лапку лабораторного штатива. 2.Поместите в пробирку выданный вам металл. 3.Прилейте к металлу разбавленную соляную кислоту. 4.Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, конец которой поместите в перевернутый мерный цилиндр, заполненный водой. 5.Зафиксируйте время, в течении которого будет происходить реакция. 6.Запишите наблюдение и словесное уравнение протекающей реакции в таблицу результатов. Таблица результатов: ОпытНаблюденияУравнение реакции (Словесно) 1. Взаимодействие меди с разбавленной соляной кислотой 3. Взаимодействие цинка с разбавленной соляной кислотой II.Протестируйте полученный газ горящей лучиной. Если вы услышите глухой хлопок, значит, вам удалось собрать чистый водород. Если хлопок будет с визгом, значит, водород смешался с кислородом воздуха. III.Сформулируйте вывод о способности разбавленных кислот взаимодействовать с металлами и образующихся при этом продуктах. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Дескриптор Учащийся: • выполняет эксперимент в соответствии с инструкцией, соблюдая правила ТБ, и записывает наблюдения в таблицу результатов; • правильно записывает словесное уравнение реакции взаимодействия металлов с разбавленной соляной кислотой; • осуществляет на практике качественную реакцию на водород. • формулирует вывод о способности разбавленных кислот взаимодействовать с металлами и образующихся при этом продуктах и свойствах водорода. Учащиеся в группах выполняют лабораторные опыты № 9 и № 10. Заполняют таблицу. Записывают словесно уравнения реакций. -Какие металлы реагировали с кислотой? -Одинакова ли скорость химических реакций металлов с кислотой? - Где расположены металлы в ряду активности Н.Н.Бекетова? -Почему скорость реакции взаимодействия активных металлов с кислотой происходят по разному? -Какие металлы кроме меди не будут реагировать с кислотой? -Сделайте выводы по проведенным опытам и запишите их. (ФО-письменное комментирование по дескрипторам, в соответствии с критериями оценивания) - Давайте сделаем вывод по составу и реакциям взаимодействия металлов монеты с кислотой. (ФО-словесная поддержка и устное комментирование) Закрепление Уровень мыслительных навыков: Знание, понимание, применение Критерии оценивания: - отмечают верные утверждения по изученной теме. Дескриптор Учащиеся находят правильные ответы. - Сейчас вы, работая в парах, выполните упражнение «Покопаемся в памяти». После выполнения задания, поменяйтесь ответами с соседями. Проведите взаимопроверку. Сравните свои ответы с эталоном, указанным на доске (ФО-взаимооценивание, устное комментирование) «Покопаемся в памяти» 1. Что такое индикатор? 2. Какие вы знаете индикаторы? 3. Что такое кислота? 4. Какие простые вещества по физическим свойствам реагируют с кислотой? 5. Какую технику безопасности необходимо соблюдать при работе с кислотами? 6. Какие вещества образуются при взаимодействии кислот с металлами? 7. Какие металлы в ряду активности реагируют с кислотами? 8. Как определить выделение газа водорода? |
Видео https://bilimland.kz/ru/courses/chemistry-ru/neorganicheskaya-ximiya/osnovnye-klassy-neorganicheskix-soedinenii/lesson/kisloty-1 Учебник «Химия» для 7 класса, М.К.Оспанова, Т.Г. Белоусова, К.С.Аухадиева изд. «Мектеп», 2017г. § 12, стр.66-68 Инструкции по выполнению лабораторных опытов Учебник «Химия» для 7 класса, М.К.Оспанова, Т.Г. Белоусова, К.С.Аухадиева изд. «Мектеп», 2017г. § 12, стр.66-68 Ряд активности металлов Н.Н.Бекетова Учебник «Химия» для 7 класса, М.К.Оспанова, Т.Г. Белоусова, К.С.Аухадиева изд. «Мектеп», 2017г. § 12, стр.71-78 |
|
Конец урока |
Д/з §12 ответить на вопросы и упражнение 4 |
|
|
Рефлексия |
Рефлексия (2 мин) Цель: получить обратную связь с учащимися; проводить самоанализ и самооценивание. -Сегодня вы изучили взаимодействие разбавленных кислот с металлами. Подумайте и оцените свои знания, полученные на уроке, на листе оценивания «Ладошка» (ФО-оценивание, обратная связь) Прием "Ладошка" На листе бумаги обведите свою ладошку, каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение, запишите его. большой – для меня это важно … / неважно … указательный - я получил конкретные рекомендации… / я не узнал для себя ничего нового… средний - мне было интересно, легко… / скучно, неинтересно, трудно (не понравилось)… безымянный – моя оценка психологической атмосферы… мизинец – хочу для себя выяснить … |
Отзывы(0)