Музыка - язык души. Род и число имён существительных
Музыка - язык души. Род и число имён существительных
| Цели обучения (ссылка на учебную программу): | 3.1.2.1 - определять тему, основную мысль высказывания, опираясь на ключевые моменты 3.2.6.1 - сравнивать тексты описательного и повествовательного характера по следующим параметрам: тема, основная мысль, стиль и тип текста, структурные элементы текста, ключевые слова 3.3.8.2 - определять род, число, падеж имен существительных и правильно употреблять их в речи |
| Цели урока: | Все учащиеся смогут: Повторить о роде и числе имён существительных. Узнать о родовых окончаниях существительных. Повторить о написании Ь после шипящих у существительных женского рода. Большинство учащихся смогут: Определить род и число существительных. Выписать основную мысль текста. Восстановить последовательность частей текста в нужном порядке. Сравнить тексты по следующим параметрам: тема, основная мысль, тип и стиль текста. Анализировать группы слов, выделяя общий признак. Участвовать в мини-проекте, конкурсе. Рассмотреть и проанализировать диаграмму Некоторые учащиеся смогут: Создать мини-проект «Музыка всегда с нами». Найти в дополнительной литературе песенки, загадки, сказки, рассказы, пословицы, поговорки, крылатые выражения о музыке и музыкальных понятиях. Выступить перед одноклассниками. |
| Языковые цели: | Лексика и терминология, специфичная для предмета: мужской род, средний род, женский род существительных, единственное и множественное число существительных, словосочетание, родовые окончания, начальная форма существительного, тема, основная мысль, тип, стиль текста, части текста, Полезные слова и сочетания для диалогов и письма: Музыка, музыкальные инструменты, композитор, пьеса, мелодия, песни, танцы, марши. Как появилась музыка? Какую роль музыка играет в твоей жизни и жизни твоей семьи? Некоторые люди всё делают под музыку, другие – практически её не слушают. Как ты думаешь, от чего это зависит? В какие минуты музыка тебе необходима? Какие музыкальные инструменты ты знаешь? Какие музыкальные инструменты ты использовал бы в своей музыкальной сказке? Какую музыку предпочитают слушать твои одноклассники? Знаешь ли ты, кого называют композитором? Почему у слов, которые согласуются с выделенными существительными, разные окончания? Как определить род и число имён существительных? Какие имена существительные близки по значению? Когда пишется Ь на конце слов после шипящих? |
| Критерии успеха: | - пишет ь после шипящих на конце имен существительных женского рода; - сопоставляет тексты описательного и повествовательного характера, выделяя параметры (тему, основную мысль, стиль и тип текста, ключевые слова) |
| Привитие ценностей: | Сотрудничества, уважения друг к другу, открытости и честности. |
| Межпредметная связь: | Художественный труд, литературное чтение. |
| Предыдущие знания: | Знакомы с понятием «части речи», «имя существительное», «лексическое значение слова», «род», «окончание», «изменение слова», «части слова». |
Ход урока
| Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
|---|---|---|
|
Начало урока |
Создание положительного эмоционального настроя. Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Предлагаю улыбнуться И в работу окунуться. Отгадайте загадку: Давно живу я в мире этом, даю названье всем предметам. - О какой части речи на уроке пойдёт речь? (об имени существительном) Сегодня на уроке мы продолжим открывать тайны имён существительных. Узнаем, каким ещё постоянным признаком они обладают. - Сегодня на уроке мы будем вновь наблюдать, сравнивать, анализировать и откроем ещё одну тайну русского языка. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, нам необходимо выполнить несколько заданий. (К, И) Минутка чистописания: работа с высказыванием И. Тургенева – Музыка – это разум, воплощенный в прекрасных звуках. Работа с высказыванием по плану: - Как вы понимаете пословицу? - Назовите имена существительные. -Определите род существительных. Сформулируйте тему урока. Целеполагание ФО словесная похвала К концу урока мы сможем: - называть тему и основную мысль; - определять имена существительные; - определять род и число имен существительных во множественном числе |
Учебник тетрадь |
|
Середина урока |
На экране слова. - Прочитайте слова. (птицы, пчела, окно, малыш, свечи, дерево) - Найдите орфограммы. - Что вы можете сказать об этих словах? (имена сущ.) - На какие группы вы сможете разделить эти слова? Разделите? - По какому признаку вы разделили слова? (одуш. и неодуш., ед.ч., мн.ч.) - А почему вам не трудно было это сделать? - Вы разделили их на 2 группы, а теперь попробуйте эти же слова разделить на 3 группы по другому признаку. - Вы можете выполнить это задание? - В чем затруднение? - Почему не получается выполнить? - Значит нам нужно узнать, как определять род имен существительных во множественном числе. Где можно найти и прочесть более точный вывод? (в учебнике) Работа с правилом на с. 22 Дифференциация по способу «Задание»: для учащихся с разным уровнем мыслительной деятельности предлагается самостоятельно составить алгоритм, либо объяснить, опираясь на схему. Динамическая пауза - Какую роль музыка играет в твоей жизни и жизни твоей семьи? -Некоторые люди всё делают под музыку, другие – практически её не слушают. -Как ты думаешь, от чего это зависит? В какие минуты музыка тебе необходима? - А знаешь ли ты, как появилась музыка? Чтение текста «Как появилась музыка» -Определите тему и основную мысль текста. Рассматривание диаграммы. Дети делают вывод о предпочтениях в прослушивание музыки. Работа с карточками. Определить род, число имен существительных. |
презентация Учебник тетрадь карточки |
|
Конец урока |
Сколько родов в русском языке? - Изменяются ли имена существительные по родам? - Как определять род у имени существительного, если оно стоит во множественном числе? |
|
|
Рефлексия |
Стратегия «Рефлексивный экран» (см. методические рекомендации) Посмотрите на ожидаемые результаты, которые мы определили вначале урока. Достигли ли мы цели урока? Почему? |
презентация |
Отзывы(0)