Рефлекс. Рефлекторная дуга

Станкевич Татьяна Михайловна
Станкевич Татьяна Михайловна
Алматинская
Саркан
Школа-гимназия №1
Биология
Класс:
8 класс
Раздел:
Координация и регуляция
Тема:

Рефлекс. Рефлекторная дуга

26.10.2019
243
Скачать в PDF Скачать в WORD
Цели обучения

Определить понятия рефлекса как ответной реакции организма. Установить значение частей рефлекторной дуги на примере коленного рефлекса в ходе проведения эксперимента. Выяснить влияние рефлексов на поведение человека. Развивать навыки наблюдательности и проведения эксперимента.

Цели обучения

Все учащиеся смогут:

· объяснять понятие рефлекса и простой рефлекторной дуги;

· называть составляющие части коленного рефлекса и проводить эксперимент по его изучению.

Большинство учащихся будут уметь:

· определять составляющие части сложных рефлексов на примере мигательного рефлекса.

Некоторые учащиеся смогут:

· объяснять рефлексы с помощью моносинаптической и полисинаптической теории.

Языковая цель

Объяснять биологические термины рефлекс, рецептор, центробежный нерв, центростремительный нерв, рефлекторная дуга.  

Ключевые слова и фразы: рефлекторная дуга, рефлекс, аксон, дендрит, нерв.  

Стиль языка, подходящий для диалога/письма в классе – научный.  

Вопросы для обсуждения: Можете ли вы сказать, почему при рождении ребенка никто не учит дышать, чихать, кашлять…?  

Подсказки: нейрон, аксон, дендриты, нервная система.  

Предыдущее обучение

Нервная система, отделы нервной системы.  

Ход урока

Этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы

Начало урока

(8-10 минут)

*Тренинг «Встреча» создание эмоционального настроя. Предлагаем ребятам повернуться друг к другу и представить себе встречу друзей-весельчаков, которые не виделись целый год. Здравствуй, друг мой дорогой! (изображаем радость, удивление, объятия)

Год не виделись с тобой.

Я здороваться могу Другу крепко руку жму! (жмём друг другу руки)

И по-дружески хочу Друга хлопнуть по плечу. (изображаем похлопывание)

Улыбнусь ему задорно, (улыбаемся)

Рожицу сострою, (строим рожицы)

И потопаю, как будто Марширую с ним в строю. (топаем ногами)

Я руками помашу – (машем руками как крыльями)

Другу спину почешу. (чешем друг другу спину – просто весело!)

Воротник ему поправлю, прозвенел уже звонок начинается урок.

*Группы вместе дополняют и презентуют, составленные на предыдущем уроке презентации по заданиям и резюмируют итог.

Выполнение задания «ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА»

1 группа «Нейрон»

2 группа «Синапс»

3 группа «Функции нервной системы»

Выполнение индивидуального задания «Строение клетки нервной ткани»

Инструктивная карта урока по группам: зеленые, желтые, красные

Определение таймкипера и ответственного за оценивание


Листы оценивания Групповые работы всех оцениваются по предложенным листам с дескрипторами (оценивание ведет группа)


Логическая цепочка составляется из разноцветных кубиков (для выполнения задания предлагаются составные части)  

Оценивание задания по предложенным дескрипторам

Середина урока

(1 минута)

Мозговой штурм «Буквы и цифры»

Определяем тему урока ************дуга. *******.

Заготовленные буквы и цифры определяют тему урока.

Внимание вопрос:

Можете ли вы сказать, почему при рождении ребенка никто не учит дышать, чихать, кашлять…?

Песочные часы

Цветные буквы с цифрами

Определение понятия РЕФЛЕКС

Середина урока

(12-13 минут)

Групповая работа по теоретическому исследованию частей простой рефлекторной дуги. Просмотр видеофрагмента и работа с учебным материалом из 12 параграфа для понимания частей рефлекторной дуги и составления схемы дуги.

1 группа «Зеленые»

1. Рецептор 2. Чувствительны нервы

2 группа «Желтые»

3. центральные нервы

3 группа «Красные»

4. двигательное волокно 5. рабочий орган   

https://bilimland.kz/ru/courses/biologiya-ru/chelovek-kak-biologicheskij-vid/nervnaya-sistema/lesson/refleksy 

Просмотр видеофрагмента Рефлекторная дуга из ресурсов портала BILINLAND.KZ (https://www.bilimland.kz/ru/content/lesson/13071-refleksy

Составление и защита органайзеров схемы частей рефлекторной дуги

Апология рефлекторной дуги командами схема – проекция на доске ИКТ – определение числа синапсов в рефлекторной дуге

Оценивание работ в листах оценивания


Середина урока

(7 минут)

Минутка знаний беседа врача невропатолога о роли и видах рефлекса человека, знакомство с синаптической теорией сложных рефлексов, значения для развития памяти.

Выполнение лабораторной работы: «Изучение коленного рефлекса и наблюдение за коленным рефлексом при эксперименте». Минутка знаний беседа врача невропатолога по проведению эксперимента за наблюдением коленного рефлекса, ФО «самооценивание» по выполненным этапам работы

Фрагмент учебного фильма https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/uchebnye-filmy/biologiya/lesson/chto-takoe-chelovecheskaya-pamyat 

видеофрагмент с 45 сек по 1 мин 25 сек

Инструктивные картыТетради для лабораторных работ

Резиновые молоточки

Таблица «рефлекторная дуга»

Пошаговая работа по инструктивной карте.

Проведение эксперимента

Оформление отчетов

Конец урока

(8-10 минут)

Определение уровня достигнутых целей обучения через выполнение заданий разного уровня от понимания, объяснения до анализа и оценивания Обсуждение в группах:

«ЗЕЛЕНЫЕ»

Виртуальная лаборатория по физике симулятор «звук» https://bilimland.kz/ru/courses/simulyaczii/fizika/lesson/zvuk   

«ЖЕЛТЫЕ»

Виртуальная лаборатория по биологии симулятор «Зрение» https://bilimland.kz/ru/courses/simulyaczii/biologiya/lesson/czvetovoe-zrenie  «КРАСНЫЕ»

Виртуальная лаборатория симулятор «Нейрон» https://bilimland.kz/ru/courses/simulyaczii/fizika/lesson/nejron 

5db435b26ffbd.jpg

Выполнение и оценивание результатов теста

Домашнее задание.

Синие стикеры: параграф 12, Интересное о авторе слова рефлекс

А*

Вспомните приветствие вначале урока и приведите примеры рефлексов, которые вы проделали подумайте в чем их сходство и различие. Назовите общую часть во всех примерах.

Зеленые стикеры: параграф 12, «все о сером и белом в нервной системе человека»

В*

Сядьте, согнув ноги под углом 90 градусов и скрестив руки на груди. Попытайтесь встать, не нагибая корпуса вперед. Это невозможно. Дайте объяснения.

С*

Вспомните средства ИКТ, которые использует человек, и найдите то, которое по принципу работы будет аналогом простой рефлекторной дуги.

Выполнение теста 

https://itest.kz/ru/ent/biologiya/8-klass/lecture/stroenie-i-funkcii-nervnoj-sistemy-refleks-i-reflektornaya-duga 

5db436086cef9.jpg

Отзывы(0)

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить отзыв
Авторизоваться