Структура и функции палочек и колбочек, волосковых клеток. Лабораторная работа «Определение слепого пятна, опыт со смешением цветов, воздушной и костной проводимости».

Шефер Людмила Юрьевна
Шефер Людмила Юрьевна
Костанайская
Костанай
СШ №23
Биология
Класс:
8 класс
Раздел:
Координация и регуляция
Тема:

Структура и функции палочек и колбочек, волосковых клеток. Лабораторная работа «Определение слепого пятна, опыт со смешением цветов, воздушной и костной проводимости».

27.02.2020
85
Скачать в PDF Скачать в WORD
Цели обучения (ссылка на учебную программу): 8.1.7.3 Соотношение структуры зрительного и слухового рецепторов с их функциями
Цели урока: <p><b>Все: </b>называть структуры зрительного и слухового рецепторов;</p><p><b>Большинство:</b> сопоставлять структуру зрительного и слухового рецепторов с их функциями; </p><p><b> Некоторые: </b>Объяснять принцип работы зрительного и слухового анализаторов.&nbsp; &nbsp;</p>
Языковые цели: <p style="text-align: justify; "><b>Учащиеся могут: </b></p><p style="text-align: justify; "> -в устной форме объяснить связь строения зрительного и слухового анализаторов с их функциями, </p><p style="text-align: justify; "> - письменно изображать виде схемы принцип работы зрительного и слухового анализаторов, </p><p style="text-align: justify; "><b> Предметная лексика и терминология:</b> Палочки, колбочки, йодопсин, родопсин, желтое пятно, слепое пятно, волосковые клетки; </p><p style="text-align: justify; "><b> Полезные слова и сочетания для диалога и записи: </b> Палочки сосредоточены по краям сетчатки. Слуховые рецепторы называются волосковыми клетками. Желтое пятно скопление колбочек. Йодопсин – пигмент, отвечающий за цветное зрение.&nbsp;&nbsp;</p>
Межпредметная связь: Физика (преломление света);&nbsp;
Предыдущие знания: Знает строение и функции основных структур органов зрения и слуха; нарушение работы органов зрения и слуха; гигиена зрения и слуха.

Ход урока

Этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы

Начало урока

(Начало урока (12 мин))

<div style="text-align: justify;"><b><i>Организационный момент.</i></b> Приветствие учащихся Тренинг «Кувшин». Учащиеся представляют, что они держат над головой кувшин доверху заполненный счастьем, везением, здоровьем, благополучием и всеми самыми сокровенными желаниями учащихся. А теперь ребята, возьмите и вылейте все содержимое до последней капли на себя, можете так же поделиться с соседом, если желаете ему тех же благ.&nbsp;&nbsp;</div><div style="text-align: justify;"><b><i>Проверка домашнего задания. </i></b>Прием «Немой рисунок». Работа с карточками. Используя знания, полученные на предыдущих занятиях, выполните следующее задание. У вас на столах карточки, на которых изображены орган зрения и слуха. Подпишите основные структуры каждого органа.&nbsp;&nbsp;</div><div style="text-align: justify;"><b><i>ФО:Взаимооценивание . « Ученик – ученик» (Учащиеся обмениваются карточками)&nbsp;&nbsp;</i></b></div><div style="text-align: justify;">Вызов: Метод «Знаю-хочу узнать-узнал» Учащимся предлагается таблица, которую они будет заполнять в течении всего урока. Знаю Хочу знать Узнал Выход на тему урока. Целеполагание. Ребята, скажите, пожалуйста, почему мы с вами слышим? (учитель выслушивает варианты ответов учеников) А почему мы с вами видим? Какие структуры участвуют в цветовом и сумеречном зрении? Почему мы не можем видеть ушами, а слышать глазами?&nbsp;&nbsp;</div> Технологическая карта, вариант 1,2.

Середина урока

(25 мин)

<p style="text-align: justify; ">Учащиеся в парах работают с раздаточным материалом Новый материал. Метод «Делегат». <b><i>Парная работа учеников</i></b>. </p><p style="text-align: justify; "><i> Задание 1 варианту пар:</i> Рассмотрите <i>строение и функции палочек и колбочек</i>. Сравните их. Данные занесите в таблицу.&nbsp; &nbsp;</p><p style="text-align: justify; "><i>Задание 2 варианту пар:</i> Рассмотрите строение и функции волосковых клеток. Изобразите в виде схемы путь прохождения звуковой волны через слуховой анализатор.</p><p style="text-align: justify; ">Критерии и дескрипторы для обоих вариантов&nbsp; отражены в технологической карте. Пары поворачиваются друг к другу и делятся материалом, который изучили. Когда закончат поднимают вверх большой палец ФО: «Большой палец» </p><p style="text-align: justify; "> Организация и проведение лабораторной работы в парах. <i><b>Л/р «Определение слепого пятна, опыт со смешением цветов, воздушной и костной проводимости</b></i>» </p><p style="text-align: justify; "><b><i> Цель работы:</i></b> находить слепое пятно на сетчатке. Выявлять результаты смешения цветов. Оборудование и материалы: рисунки для выявления слепого пятна, краски разных цветов; кисти, пробирки с водой. </p><p style="text-align: justify; "> <i><b>Ход работы:</b></i></p><p style="text-align: justify; "> • Возьмите в руку картинку для выявления слепого пятна и, закрыв левый глаз ладонью, смотрите правым глазом на черный круг с расстояния вытянутой руки. </p><p style="text-align: justify; "> • Медленно приближая рисунок к глазу, отметьте, видите ли вы геометрические фигуры одновременно? </p><p style="text-align: justify; ">• На каком расстоянии от глаза одно изображение исчезает? Составляет ли это расстояние примерно 15 – 20 см? </p><p style="text-align: justify; ">• Проделайте то же самое с левым глазом, закрыв правый. Совпадает ли расстояние, на котором вы перестали видеть одну из фигур? </p><p style="text-align: justify; ">• Определите: наличие какого специфического образования доказывает исчезновение из поля зрения одной из изображенных на рисунке фигур? </p><p style="text-align: justify; ">• Заполняем пробирки на 2/3 водой. С помощью мокрой кисти поместим в пробирку небольшое количество краски, поочередно ополаскивая кисть в них, стараясь, чтобы количество краски было примерно одинаковым. </p><p style="text-align: justify; ">• В чистых пробирках смешиваем растворы красок следующих цветов: желтый/ голубой (синий); желтый/красный; красный/синий; оранжевый/зеленый. Приливаем по 1/3 так, чтобы 1/3 исходного содержимого пробирки оставалась. </p><p style="text-align: justify; ">• Сравните их с исходными цветами. Результаты опишите. Камертон заставляют вибрировать ударом по нему резиновым молоточком, лишь слегка удерживая его за ножку пальцами, во избежание торможения его вибрации. Для выявления воздушной проводимости камертон подносят к наружному слуховому проходу максимально близко, но так, чтобы он не касался уха. Важно, чтобы обе бранши камертона и отверстие наружного слухового прохода были в одной фронтальной плоскости. Засекаем, какое время в секундах испытуемый слышит звук камертона. Данные записываем в тетрадь. Для исследования костной проводимости ножку камертона приставляют к сосцевидному отростку (кость черепа под ухом). Засекаем какое время в секундах испытуемый слышит звук камертона. Записываем данные в тетрадь. Делаем вывод, какая структура позволяет нам в определенный момент не видеть крестик; какие структуры позволяют различать и соотносить цвета; какие структуры позволяют улавливать звуковые колебания и преобразовывать их в нервные импульсы. ФО: «Светофор» Закрепление пройденного материала. </p><p style="text-align: justify; "><b><i>Индивидуальная работа с разноуровневым заданием.</i></b> </p><p style="text-align: justify; ">За каждый правильный ответ 1 балл. Выбери один правильный ответ (уровень А): 1.Фоторецепторы - это: А) только палочки; Б) палочки и колбочки; В) волосковые клетки. 2.Слуховые рецепторы называются: А) палочками; Б) колбочками; В)волосковыми клетками; </p><p style="text-align: justify; "> 3.Желтое пятно – это скопление: А) палочек; Б) палочек и колбочек; В) колбочек. </p><p style="text-align: justify; "><b> Уровень </b><i><b>В:&nbsp; &nbsp; Установи соответствие: </b></i></p><p style="text-align: justify; "><i>А) палочки</i></p><p style="text-align: justify; "><i> Б) колбочки</i></p><p style="text-align: justify; ">1.родопсин 2.цветное изображение 3. йодопсин 4. располагаются по краю сетчатки 5. расположены в центре сетчатки 6.черно – белое изображение&nbsp; </p><p style="text-align: justify; "><b><i>Уровень С:</i></b></p><p style="text-align: justify; ">Опишите путь прохождения звуковой волны по слуховому анализатору?</p><p><br></p> Технологическая карта урока

Конец урока

(3 мин)

<p>Рефлексия Таблица ЗХУ </p><p> Домашнее задание: Прочитать параграф 40&nbsp; &nbsp;</p>

Приложение:

Открыть файл Технологическая карта урока 1 вариант
Открыть файл Технологическая карта 2 вариант
Открыть файл определение слепого пятна
Открыть файл Структура и функции палочек и колбочек, волосковых клеток. Лабораторная работа «Определение слепого пятна, опыт со смешением цветов, воздушной и костной проводимости».

Отзывы(0)