Группы слов с различным лексическим значением. Слова, близкие или противоположные по значению.

Биктимирова kostanai23.16 Равильевна
Биктимирова kostanai23.16 Равильевна
Костанайская
Костанай
СШ №23
Русский язык
Класс:
2 класс
Раздел:
Традиции и фольклор
Тема:

Группы слов с различным лексическим значением. Слова, близкие или противоположные по значению.

29.02.2020
126
Скачать в PDF Скачать в WORD
Цели обучения (ссылка на учебную программу): <p>2.1.4.1 участвовать в диалоге, высказывая свое мнение и выслушивая мнения других. </p><p> 2.2.2.1 различать синонимы, антонимы, омонимы и понимать их роль в тексте. </p><p> 2.3.8.1 различать имена существительные, прилагательные, глаголы, предлоги; определять их роль в предложении.&nbsp;&nbsp;</p>
Цели урока: <p>1.4 Участие в диалоге, соблюдая речевые нормы в зависимости от ситуации общения. </p><p> 2.2 Понимание роли лексических и синтаксических единиц в тексте. </p><p> 3.8 Соблюдение грамматических норм.&nbsp;&nbsp;</p>
Языковые цели: Имена прилагательные, признаки предметов, род, окончание, лексическое значение слова, слов с близким и противоположным значением, слово, предложение, упражнение, словосочетание, пословица, сказка, загадка, таблица, постер.&nbsp;&nbsp;
Ожидаемый результат: <p>Объяснять лексическое значение слов. Различать антонимы и синонимы и понимать их роль в тексте с помощью учителя, используя словарь синонимов и антонимов.<br></p><p><br></p>
Критерии успеха: <p><b>Все учащиеся смогут:</b> Узнать о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах. </p><p><b> Большинство учащихся смогут:</b> Отгадывать загадки. Рассказать об именах прилагательных. Составить кластер к слову, используя прилагательные. Объяснять лексическое значение слов. Различать антонимы и синонимы и понимать их роль в тексте с помощью учителя, используя словарь синонимов и антонимов. </p><p><b> Некоторые учащиеся смогут: </b> Описать внешность животного.&nbsp; &nbsp;</p>
Привитие ценностей: Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; дружба, преданность, труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.
Навыки использования ИКТ: Работа с презентацией.
Межпредметная связь: - Литература самопознание&nbsp;
Предыдущие знания: Звуки и буквы, гласные и согласные звуки, печатные и рукописные буквы, алфавитные названия букв, слог, язык – средство человеческого общения, высказывание, текст, языковые и неязыковые средства общения, устная и письменная речь, предложение, прописная буква в начале предложения и в именах собственных, сила голоса и темп речи, алфавитный порядок слов, перенос слов, ударные и безударные гласные, мягкий знак на конце и в середине слов, твердые и мягкие согласные, правописание жи-ши, ча-ща, чу- щу, чк, чн, нщ, рщ, шн, звонкие и глухие согласные, звук [й], разделительный Ь, состав слова, окончание, корень, приставка, суффикс, родственные и однокоренные слова, лексическое значение слова, слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, имена собственные, омонимы, синонимы, антонимы, части речи, имя существительное, слова с абстрактным и конкретным значением, род имен существительных, единственное и множественное число существительных, имя прилагательное, род имени прилагательного.&nbsp;&nbsp;

Ход урока

Этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы

Начало урока

(0-7 мин)

<p><b>Создание положительного эмоционального настроя. </b></p><p> Класс нас светлый и уютный, </p><p> Хорошо мы в нём живём. </p><p> Улыбнёмся же друг другу </p><p> И урок скорей начнём.&nbsp;&nbsp;</p><p><br></p><p><b>Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.</b> </p><p> Цель: ввод ситуации для открытия и постановки целей урока. </p><p> «Отгадай – ка предметы из волшебных сказок» </p><p> 1. золотое волшебное хрупкое (яйцо) </p><p> 2. острая дырявая тонкая чудесная стальная (иголка) тёплая (шуба)</p><p> 3. аленький ароматный (цветочек) </p><p> 4. быстрые скоростные кожаные (сапоги - скороходы) </p><p><br></p><p> - Как называются данные слова? (имена прилагательные) </p><p> «Продолжи предложение» </p><p> Имена прилагательные служат для … </p><p> Имена прилагательные обозначают … </p><p> Имена прилагательные отвечают на вопросы … </p><p> Окончания м.р., ж.р., ср.р…. </p><p> Могут изменяться по … </p><p> Они согласуются … </p><p> Чтобы определить род у имен прилагательных, нужно знать, что … В</p><p>о множественном числе род у имён прилагательных … </p><p><br></p><p><b> Постановка задач: </b> Перед вами пары слов, разделите на две группы (синонимы и антонимы) Что общего у этих слов? Чем они различаются? Тема урока: Лексическое значение слов. Синонимы и антонимы.&nbsp;&nbsp;</p> презентация,учебник, рабочая тетрадь, картинки животных&nbsp;&nbsp;

Середина урока

<p><b>Работа над темой урока.</b></p><p> Цель: усвоение содержания темы. Запись дата, классная работа. (К, И) <b>Минутка чистописания. </b> Н</p><p>очь дочь камыш луч </p><p> Какое правило нужно применить, чтобы записать слова правильно? (мягкий знак после шипящих согласных на конце слова) </p><p>Запись пословицы: Красив тот, кто красиво мыслит. </p><p> Обсуждение. Почему так говорят? (Красота души определяется поступками человека, его отношением к людям. </p><p>Красив не тот, кто красив лицом или телом. А тот, кто честен, кто никогда не бросит в беде, кто не подведет и не предаст, не смотря ни на какие обстоятельства). </p><p><b> (К, И) Работа с загадкой.</b> </p><p> Этот сказочный герой с хвостиком, усатый, </p><p>В шляпе у него перо, сам весь полосатый. </p><p>Ходит он на двух ногах в ярко – красных сапогах (Кот в сапогах). </p><p> - Что доказал кот своему хозяину своими поступками? (преданность, верность)</p><p> - Рассмотрите замок великана – людоеда и опишите его. </p><p><b> (К, И) Работа с отрывком из сказки Ш. Перро «Кот в сапогах»</b> Прочитайте с. 58 упр 3 отрывок из сказки. </p><p>«В кого превратился великан в сказке «Кот в сапогах»? (мышку) </p><p><b> (П) Работа с кластером. </b>Придумайте к слову мышка как можно больше подходящих прилагательных (маленькая, ловкая, быстрая, юркая, серенькая) </p><p><b> (К, И) Работа с правилом. </b> Работая над правилом, учащиеся учатся подбирать свои примеры (мяч, людоед).&nbsp;&nbsp;</p><p><b>Работа по теме урока.</b> </p><p> Цель: выполнение практических заданий. </p><p> Маленькая, крошечная, мелкая. </p><p> Почему данные слова называют словами – приятелями? (они близкие по значению – синонимы, обозначают одно и то же) </p><p><br></p><p><b> Карточка жёлтого цвета</b>. </p><p> Запиши имена прилагательные близкие по значению (синонимы): </p><p>Бесстрашный² лётчик - ______________(смелый, храбрый) Грустная² история - _____________ (печальная) Влажное² полотенце - _____________ (мокрое) *Определи род у имён прилагательных. Бесстрашный² </p><p><b>Самопроверка </b></p><p><b> Работа с учебником.</b> Прочитайте предложения и доскажите пропущенные слова. Почему эти слова называют словами – неприятелями? (противоположные по значению) </p><p><br></p><p><b> Карточка зелёного цвета.</b></p><p> Исправь текст, записывая имена прилагательные , противоположные по смыслу (антонимы): </p><p> Дом стоял в ужасном _____________саду. Там росли уродливые ____________цветы. Самыми худшими ________________были колокольчики. Они звенели грустными _____________напевами. В редких ___________кустах пел соловей. Люди слушали его печальные ____________песни и плакали ______________. </p><p><b> Взаимопроверка. </b></p><p><b> Работа в парах</b> Работа со словарём – синонимов с.102 </p><p> Работа со словарём – антонимов с. 103 </p><p><br></p><p><b> Карточка красного цвета.</b></p><p> По лексическому значению и признакам определи героя сказки: </p><p> У отца есть мальчик странный, необычный, деревянный. _________________________ </p><p> Был белый дом, чудесный дом, и что-то застучало в нем. </p><p>И от туда живое выбежало чудо - такое тёплое, такое пушистое, золотое.________________________________ </p><p> На сметане мешан, на окошке стужен, круглый бок, румяный бок.___________________ </p><p>* Подчеркни прилагательные волнистой линией.<b> </b></p><p><b> Самопроверка.&nbsp;&nbsp;</b></p> <p><a href="https://bilimland.kz/ru/subject/russkiy-yazyk/5-klass/sinonimy-i-antonimy-paronimy-dobro?mid=05582130-9d5a-11e9-be78-49d30a05e051" target="_blank">https://bilimland.kz/ru/subject/russkiy-yazyk/5-klass/sinonimy-i-antonimy-paronimy-dobro?mid=05582130-9d5a-11e9-be78-49d30a05e051</a></p><p>Учебник </p><p> Карточка&nbsp; </p><p>Словарь Синонимов, антонимов&nbsp;&nbsp;</p>

Конец урока

<p><b>Групповая работа</b> </p><p> Круглый, резиновый, лёгкий … </p><p> Крепкий, горячий, сладкий … </p><p> Рыжая, пушистая, хитрая … </p><p><b> Творческое задание </b></p><p> Придумай три прилагательных описывающих предмет, и загадай другой группе. </p><p><b> (П) Играем с героями волшебных сказок</b> </p><p> Восстанови словосочетания. Упр.4. Самостоятельно учащиеся по признакам, данным в учебнике, отгадывают, о каком герое идет речь (Василиса Премудрая, Тридесятое царство, Кощей Бессмертный, Дремучие леса, Храбрые портные, Живая вода);&nbsp; &nbsp;</p> Учебник

Рефлексия

<p><b>Работа в тетради</b> «Что я знаю и умею».</p><p><b>Итог урока. Рефлексия&nbsp;</b>«Светофор»&nbsp;&nbsp;</p><p><u>Зелёная полоска</u> – мне всё удалось; </p><p><u> Жёлтая полоска</u> – мне не всё удалось;</p><p><u> Красная полоска </u>– мне ничего не удалось. </p><p><br></p> <p>Тетрадь «Что я знаю и умею»</p><p><br></p><p>Полоски с заданиями разных цветов</p>

Приложение:

Открыть файл Презентация "Лексическое значение имен прилагательных. Синонимы и антонимы
Открыть файл карточки
Открыть файл наглядность

Отзывы(0)