Группы слов с различным лексическим значением. Слова, близкие или противоположные по значению.
Группы слов с различным лексическим значением. Слова, близкие или противоположные по значению.
| Цели обучения (ссылка на учебную программу): | 2.1.4.1 участвовать в диалоге, высказывая свое мнение и выслушивая мнения других. 2.2.2.1 различать синонимы, антонимы, омонимы и понимать их роль в тексте. 2.3.8.1 различать имена существительные, прилагательные, глаголы, предлоги; определять их роль в предложении. |
| Цели урока: | 1.4 Участие в диалоге, соблюдая речевые нормы в зависимости от ситуации общения. 2.2 Понимание роли лексических и синтаксических единиц в тексте. 3.8 Соблюдение грамматических норм. |
| Языковые цели: | Имена прилагательные, признаки предметов, род, окончание, лексическое значение слова, слов с близким и противоположным значением, слово, предложение, упражнение, словосочетание, пословица, сказка, загадка, таблица, постер. |
| Ожидаемый результат: | Объяснять лексическое значение слов. Различать антонимы и синонимы и понимать их роль в тексте с помощью учителя, используя словарь синонимов и антонимов. |
| Критерии успеха: | Все учащиеся смогут: Узнать о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах. Большинство учащихся смогут: Отгадывать загадки. Рассказать об именах прилагательных. Составить кластер к слову, используя прилагательные. Объяснять лексическое значение слов. Различать антонимы и синонимы и понимать их роль в тексте с помощью учителя, используя словарь синонимов и антонимов. Некоторые учащиеся смогут: Описать внешность животного. |
| Привитие ценностей: | Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; дружба, преданность, труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. |
| Навыки использования ИКТ: | Работа с презентацией. |
| Межпредметная связь: | - Литература самопознание |
| Предыдущие знания: | Звуки и буквы, гласные и согласные звуки, печатные и рукописные буквы, алфавитные названия букв, слог, язык – средство человеческого общения, высказывание, текст, языковые и неязыковые средства общения, устная и письменная речь, предложение, прописная буква в начале предложения и в именах собственных, сила голоса и темп речи, алфавитный порядок слов, перенос слов, ударные и безударные гласные, мягкий знак на конце и в середине слов, твердые и мягкие согласные, правописание жи-ши, ча-ща, чу- щу, чк, чн, нщ, рщ, шн, звонкие и глухие согласные, звук [й], разделительный Ь, состав слова, окончание, корень, приставка, суффикс, родственные и однокоренные слова, лексическое значение слова, слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, имена собственные, омонимы, синонимы, антонимы, части речи, имя существительное, слова с абстрактным и конкретным значением, род имен существительных, единственное и множественное число существительных, имя прилагательное, род имени прилагательного. |
Ход урока
| Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
|---|---|---|
|
Начало урока (0-7 мин) |
Создание положительного эмоционального настроя. Класс нас светлый и уютный, Хорошо мы в нём живём. Улыбнёмся же друг другу И урок скорей начнём. Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. Цель: ввод ситуации для открытия и постановки целей урока. «Отгадай – ка предметы из волшебных сказок» 1. золотое волшебное хрупкое (яйцо) 2. острая дырявая тонкая чудесная стальная (иголка) тёплая (шуба) 3. аленький ароматный (цветочек) 4. быстрые скоростные кожаные (сапоги - скороходы) - Как называются данные слова? (имена прилагательные) «Продолжи предложение» Имена прилагательные служат для … Имена прилагательные обозначают … Имена прилагательные отвечают на вопросы … Окончания м.р., ж.р., ср.р…. Могут изменяться по … Они согласуются … Чтобы определить род у имен прилагательных, нужно знать, что … В о множественном числе род у имён прилагательных … Постановка задач: Перед вами пары слов, разделите на две группы (синонимы и антонимы) Что общего у этих слов? Чем они различаются? Тема урока: Лексическое значение слов. Синонимы и антонимы. |
презентация,учебник, рабочая тетрадь, картинки животных |
|
Середина урока |
Работа над темой урока. Цель: усвоение содержания темы. Запись дата, классная работа. (К, И) Минутка чистописания. Н очь дочь камыш луч Какое правило нужно применить, чтобы записать слова правильно? (мягкий знак после шипящих согласных на конце слова) Запись пословицы: Красив тот, кто красиво мыслит. Обсуждение. Почему так говорят? (Красота души определяется поступками человека, его отношением к людям. Красив не тот, кто красив лицом или телом. А тот, кто честен, кто никогда не бросит в беде, кто не подведет и не предаст, не смотря ни на какие обстоятельства). (К, И) Работа с загадкой. Этот сказочный герой с хвостиком, усатый, В шляпе у него перо, сам весь полосатый. Ходит он на двух ногах в ярко – красных сапогах (Кот в сапогах). - Что доказал кот своему хозяину своими поступками? (преданность, верность) - Рассмотрите замок великана – людоеда и опишите его. (К, И) Работа с отрывком из сказки Ш. Перро «Кот в сапогах» Прочитайте с. 58 упр 3 отрывок из сказки. «В кого превратился великан в сказке «Кот в сапогах»? (мышку) (П) Работа с кластером. Придумайте к слову мышка как можно больше подходящих прилагательных (маленькая, ловкая, быстрая, юркая, серенькая) (К, И) Работа с правилом. Работая над правилом, учащиеся учатся подбирать свои примеры (мяч, людоед). Работа по теме урока. Цель: выполнение практических заданий. Маленькая, крошечная, мелкая. Почему данные слова называют словами – приятелями? (они близкие по значению – синонимы, обозначают одно и то же) Карточка жёлтого цвета. Запиши имена прилагательные близкие по значению (синонимы): Бесстрашный² лётчик - ______________(смелый, храбрый) Грустная² история - _____________ (печальная) Влажное² полотенце - _____________ (мокрое) *Определи род у имён прилагательных. Бесстрашный² Самопроверка Работа с учебником. Прочитайте предложения и доскажите пропущенные слова. Почему эти слова называют словами – неприятелями? (противоположные по значению) Карточка зелёного цвета. Исправь текст, записывая имена прилагательные , противоположные по смыслу (антонимы): Дом стоял в ужасном _____________саду. Там росли уродливые ____________цветы. Самыми худшими ________________были колокольчики. Они звенели грустными _____________напевами. В редких ___________кустах пел соловей. Люди слушали его печальные ____________песни и плакали ______________. Взаимопроверка. Работа в парах Работа со словарём – синонимов с.102 Работа со словарём – антонимов с. 103 Карточка красного цвета. По лексическому значению и признакам определи героя сказки: У отца есть мальчик странный, необычный, деревянный. _________________________ Был белый дом, чудесный дом, и что-то застучало в нем. И от туда живое выбежало чудо - такое тёплое, такое пушистое, золотое.________________________________ На сметане мешан, на окошке стужен, круглый бок, румяный бок.___________________ * Подчеркни прилагательные волнистой линией. Самопроверка. |
Учебник Карточка Словарь Синонимов, антонимов |
|
Конец урока |
Групповая работа Круглый, резиновый, лёгкий … Крепкий, горячий, сладкий … Рыжая, пушистая, хитрая … Творческое задание Придумай три прилагательных описывающих предмет, и загадай другой группе. (П) Играем с героями волшебных сказок Восстанови словосочетания. Упр.4. Самостоятельно учащиеся по признакам, данным в учебнике, отгадывают, о каком герое идет речь (Василиса Премудрая, Тридесятое царство, Кощей Бессмертный, Дремучие леса, Храбрые портные, Живая вода); |
Учебник |
|
Рефлексия |
Работа в тетради «Что я знаю и умею». Итог урока. Рефлексия «Светофор» Зелёная полоска – мне всё удалось; Жёлтая полоска – мне не всё удалось; Красная полоска – мне ничего не удалось. |
Тетрадь «Что я знаю и умею» Полоски с заданиями разных цветов |
Отзывы(0)