Язык и языковые явления

Галенко Оксана Анатольевна
Галенко Оксана Анатольевна
Актюбинская
Хромтау
Коммунальное государственное учреждение «Хромтауская гимназия №2»
Русский язык
Класс:
4 класс
Раздел:
Моя Родина-Казахстан
Тема:

Язык и языковые явления

27.03.2020
151
Скачать в PDF Скачать в WORD
Цели обучения (ссылка на учебную программу): 4.1.2.1 определять тему и основную мысль высказывания, доказывая ее фактами 4.2.1.1 определять структурные компоненты текстов разных типов (описание, повествование, рассуждение) и обосновывать их 4.2.2.1 определять в тексте синонимы, антонимы, омонимы, однозначные и многозначные слова, фразеологизмы, понимать их роль в тексте и использовать в речи, понимать прямое и переносное 4.3.6.1 совершенствовать каллиграфические навыки: Соблюдение высоты, ширины и наклона прописных и строчных букв и их соединений  
Цели урока: Определение темы и основной мысли высказывания, доказательство фактами Определение структурных компонентов текстов разных типов Определение в тексте синонимов, антонимов, омонимов, однозначных и многозначных сов, фразеологизмов, понимание их роли Совершенствование каллиграфических навыков   
Языковые цели: синонимы, антонимы, омонимы, однозначные и многозначные слова, фразеологизмы.
Ожидаемый результат: Все учащиеся смогут: Повторить виды речи, виды речевой деятельности Повторить о средствах общения, роли языка в жизни человека. Большинство учащихся смогут: Объяснять свой выбор. Определять основную мысль произведения. Использовать дополнительные источники информации. Соблюдать каллиграфические нормы. Объяснять смысл высказывания. Определять части текста, подбирать заголовок Участвовать в диалоге. Использовать толковый словарь. Находить антонимы в предложении. Некоторые учащиеся смогут: Выделять главную информацию из текста. Использовать в речи фразеологизмы, многозначные слова, понимать их значение.   
Критерии успеха: Знать виды речи.Определять основную мысль произведения.Объяснять смысл высказывания.Находить антонимы.Использовать в речи фразеологизмы ,многозначные слова.
Привитие ценностей: Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.
Навыки использования ИКТ: составление схем.
Межпредметная связь: Взаимосвязь с предметами: – литература – физическая культура – самопознание – познание мира  
Предыдущие знания: Речь. Устная и письменная речь. Виды речевой деятельности. 

Ход урока

Этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы

Начало урока

(Создание положительного эмоционального настроя)

(К) Приветствие “Здравствуйте!” Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят: 1. желаю (соприкасаются большими пальцами); 2. успеха (указательными); 3. большого (средними); 4. во всём (безымянными); 5. и везде (мизинцами); 6. Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)  

Середина урока

<p>Актуализация жизненного опыта. Целеполагание (К) – Вспомните, чему был посвящен наш прошлый урок? (Мы изучали виды речи, ее значение в жизни людей) – Посмотрите на доску. (На доске карточки «слушание», «предложение», «письмо», «чтение», «говорение»). – Определите карточку, на которой записано «лишнее слово», («предложение») – Объясните свой выбор. (Слушание, говорение, чтение, письмо – это виды речевой деятельности). (Г) Игра «Что делает сказочный герой?» – Попробуйте определить, что делает каждый героев различных народных сказок. (Читает, слушает, пишет, говорит). – Ребята, у каждого народа есть не только свои сказки, одежда и инструменты, есть еще и средство общения друг с другом. Как вы думаете, как называется это средство? – Сформулируйте тему урока. – Что вы уже знаете о языке? – Как думаете, что нового мы узнаем?&nbsp; </p><p>&nbsp;Работа над лексической темой урока (К )Чтение стихотворения А.Кунанбаева Краткая биография 29 июля (10 августа) 1845 родился великий казахский поэт-просветитель Ибрагим Кунанбаев, известный в литературе под псевдонимом Абай. Получил хорошее образование – учился в Семипалатинском медресе, а также в русской школе. А.Кунанбаев с юношеских лет увлекался литературой (русской, европейской), а также работами восточных ученых. Много сил в своей биографии Абай Кунанбаев приложил для сближения русской и казахской культур. Он взывал свой народ к изучению русского языка. Среди стихотворений Кунанбаева важное место занимает борьба с социальной несправедливостью. Также биография поэта Абая Кунанбаева известна как новатора в поэзии. Именно Кунанбаев стал первым поэтом среди казахов, который использовал шестистишия и восьмистишья. Абай написал несколько поэм, больше полутора сотни стихотворений, выполнил более 50 переводов. Среди самых известных произведений писателя – поэма «Черное слово». Также в жизни Кунанбаева проявился незаурядный музыкальный талант – он стал автором нескольких популярных мелодий. Определение основной мысли произведения. Высказывания детей о родном языке, используются вопросы: Почему он дорог тебе? Как нужно относиться к родному языку? Что значит, для тебя любить и беречь красоту родного языка? Минутка чистописания: работа с пословицей – Язык – это душа народа. Работа с пословицей по плану: 1) Чтение пословицы. 2) Объяснение значения непонятных слов. 3) Выяснение смысла посло¬вицы в целом: о чем она и чему учит? 4) Подбор жизненной си¬туации, в которой можно употребить данную пословицу. (И) Составление и запись предложений о языке по вопросам 1. Какой язык в Казахстане является государственным? В Казахстане государственным языком является казахский язык. 2. Для чего нужен язык межнационального общения? Язык межнационального общения нужен для взаимного общения между народами государства. 3. Какой язык межнационального общения в Казахстане? Языком межнационального общения в Казахстане является русский язык. (Г) Составление и запись высказываний с использованием опорных слов По составу разбор слов казахский, русский. (И) Объяснение смысла высказывания А.Кунанбаева Работа с правилом по учебнику Составление вопроса по правилу. Рассказывание правила по памяти соседу по парте. Работа над грамматической темой урока (П) Развитие речи. Исследование. Работа над высказываниями и пословицами. Дети читают высказывания, определяют, какие из них являются пословицами. Пословицы: Язык языку весть даёт. Кто говорит, тот сеет, кто слушает – собирает. Доказывают свой выбор. Определяют смысл высказываний. (П) Запись высказываний, разделяя на группы. 1-й вариант – те, в которых говорится о языке как средстве общения: Кто говорит, тот сеет, кто слушает – собирает. Слово дано человеку для того, чтобы свои понятия сообщать другому. (М. Ломоносов). 2-й вариант – те, в которых говорится о языке как средстве познания мира. Язык языку весть даёт. Для всего в русском языке есть¹ великое множество хороших слов. (К. Паустовский). (Д,К) Динамическая пауза Иван-Царевич, вот герой! (руки вверх) Смело он вступает в бой, (выпады вперёд) Волшебным он взмахнет мечом –(махи руками) И Змей-Горыныч нипочем. (наклоны влево, вправо) Сделал выпад раз и два – Отлетела голова. Еще выпад - три-четыре – Отлетели остальные,(выпады) (Г) Работа с текстом В группах ученики читают текст, выделяют основную мысль, придумывают заголовок текста. Определяют части текста, из каждой части выписывают главную информацию. (Г) Исследование Учитель предлагает прочитать высказывание поэта. После рассмотрения схемы выполняют задания: из выделенных слов находят многозначные слова, объясняют значения самостоятельно или, используя толковый словарь. Записывают слова с их значениями. Язык 1. Орган в полости рта в виде мышечного выроста у позвоночных животных и человека, способствует пережевыванию и глотанию пищи, определяет ее вкус. 2. Орган некоторых животных, используемый как пища, кушанье. 3. Что-либо имеющее удлиненную, вытянутую форму (язык пламени). 4. Способность говорить, выражать словесно свои мысли, орган речи. 5. Пленный, от которого можно узнать нужные сведения. 6. Металлический стержень в колоколе или колокольчике, который, ударяясь о стенку, производит звон. Звезда 1. Небесное тело, состоящее из раскаленных газов (плазмы), по своей природе сходное с Солнцем и представляющееся взору человека на ночном небе светящейся точкой. 2. О человеке, прославившемся в какой-либо сфере деятельности; о знаменитости. 3. Геометрическая фигура с остроконечными выступами, равномерно расположенными по окружности; фигура с лучами, исходящими от центра. 4. Воинский значок, имеющий такую форму и носимый на фуражке, шапке. 5. Знак отличия, орден, имеющий такую форму. (П) Нахождение предложений с многозначными словами Учитель предлагает прочитать каждую группу предложений. Выделяют предложения с многозначными словами. Проверяют значения слов по толковому словарю. Списывают 2 любых предложения, подчеркивая многозначные слова. (Д,К) Гимнастика для глаз 1. «Зажмуривание». Сидя на стуле с усилием зажмурить глаза на 5 секунд, затем открыть веки на 5 секунд. Повторить 7-8 раз. 2. «Моргание». Сидя на стуле с прямой головой и быстро моргать не менее 1 минуты. 3.«Перемещение взгляда». В положении стоя (голова прямая) посмотреть вдаль в течение 2–3 секунд. Поднести указательный палец руки к лицу и поставить его на расстоянии 30 см от глаз, по средней линии, перевести глаза на кончик пальца и удерживать взгляд 3-5 секунд, затем опустить руку. Повторить 5 раз. Развитие речи. Работа над пословицами Дети объясняют смысл пословиц, проверяемые и непроверяемые орфограммы. Предлагают ситуации из жизни, где можно применить их. Учитель предлагает вспомнить, как называют слова с противоположным значением. Ученики выписывают пословицы с антонимами. Работа с правилом по учебнику по алгоритму 1. Прочитай правило. 2. О каких понятиях говорится в правиле? 3. Что о них говорится? 4. Составь схему по правилу, где представь существенную информацию из правила. (К) Игра «Угадай профессию» Назвать профессию, где появился данный фразеологизм. Стричь под одну гребенку. – Парикмахер. На живую нитку. – Портной, Сложить оружие. – Военный. Брать на прицел. – Охотник. Закидывать удочку. – Рыбак. В час по чайной ложке. – Врач. Играть первую скрипку. – Музыкант. Петь с чужого голоса. – Певец. Открывать Америку. – Путешественник. Ждать у моря погоды. – Рыбак. Попасть в ловушку. – Охотник. Закусить удила. – Конюх. Сгущать краски. – Художник. Ход конем. – Шахматист. С больной головы на здоровую. – Врач. Клевать носом. – Охотник.&nbsp;&nbsp;</p> карточки

Конец урока

(К) Творческая работа. Ученикам необходимо подобрать к словосочетаниям с переносным значением, как можно больше словосочетаний в прямом значении. Дети объясняют значение данных слов в переносном значении. Острый язык (Человек язвительный, саркастичный, бойкий) – острый нож, меч и т.д. В рубрике «Хочу знать больше!» дети узнают о значении фразеологизма типун тебе на язык. Подберут ситуации из жизни, где можно применить фразеологизм. (Д, К) Пальчиковая гимнастика «Кулак-ребро-ладонь» Три положения на плоскости стола. Кулачок, затем ладонь ребром на столе, прямая ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно. Можно увеличивать или уменьшать скорость выполнения. Работа в «Рабочей тетради» Оценка уровня усвоения навыка по теме урока.&nbsp; &nbsp;

Рефлексия

Итог урока. Заключительная работа по лексической и грамматической темам. Прием критического мышления «Звезда, тучка». Оцените свою работу на уроке одним из фразеологических оборотов, который соответствует вашей деятельности. – Напишите фразеологический оборот на звездочке, если работу оцениваете положительно  На все сто первый сорт  не ударил в грязь лицом  не покладая рук,  засучив рукава; – на тучке, если вы частично или полностью недовольны работой на занятии:  через пень колоду  спустя рукава  не ахти как  витал в облаках  как сонная муха  сложа руки бил баклуши  клевал носом. «Выбери одну фразу» Ученикам предлагается выбрать одну фразу, касающуюся содержания урока и завершить ее. Язык – это средство … и … . В русском языке слова могут быть … и … . Антонимы – это слова с … значением, а синонимы – слова с … значением. Крылатые выражения добавляют речи … .&nbsp;&nbsp;

Отзывы(0)