Звуки и буквы. Слог, ударение. Звуко-буквенный анализ слов

Галенко Оксана Анатольевна
Галенко Оксана Анатольевна
Актюбинская
Хромтау
Коммунальное государственное учреждение «Хромтауская гимназия №2»
Русский язык
Класс:
4 класс
Раздел:
Моя Родина-Казахстан
Тема:

Звуки и буквы. Слог, ударение. Звуко-буквенный анализ слов

27.03.2020
169
Скачать в PDF Скачать в WORD
Цели обучения (ссылка на учебную программу): 4.1.5.1 строить монологическое высказывание, используя самостоятельно разработанный план и наглядные материалы 4.2.3.1 формулировать вопросы и ответы, отражающие понимание и свое отношение к содержанию текста, чтобы углубить понимание и уточнить ответ 4.3.6.1 совершенствовать каллиграфические навыки: Соблюдение высоты, ширины и наклона прописных и строчных букв и их соединений  
Цели урока: Построение монологического высказывания самостоятельно. Формулирование вопросов и ответов по тексту Совершенствование каллиграфических навыков  
Языковые цели: Гласные ,согласные звуки , твёрдые ,мягкие звонкие,звонкие ,глухие звуки.
Ожидаемый результат: Все учащиеся смогут: Повторить о средствах общения, роли языка в жизни человека. Закрепить понятие о языковых явлениях. Большинство учащихся смогут: Участвовать в диалоге. Отвечать на вопросы. Определять количество букв и звуков в слове, ставить ударение. Соблюдать каллиграфические нормы. Работать с пословицей по плану. Рассказывать о звуках речи. Записывать слова буквами по транскрипции. Работать по памятке, с правилом. Использовать алгоритм звуко-буквенного анализа слов. Исправлять ошибки в пословицах. Некоторые учащиеся смогут: Исследовать анаграммы, находить пары слов. Высказывать мнения о профессиях родного края.  
Критерии успеха: Объяснять роль языка в жизни человека. Отвечать на вопросы. Определять количество букв и звуков в слове, ставить ударение. Соблюдать каллиграфические нормы
Привитие ценностей: Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.
Навыки использования ИКТ: Работа с таблицами.
Межпредметная связь: Взаимосвязь с предметами: – литература – физическая культура – самопознание – познание мира  
Предыдущие знания: Речь. Устная и письменная речь. Виды речевой деятельности. Язык. Языковые явления. 

Ход урока

Этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы

Начало урока

<p>Здравствуй, Солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю - Всех я вас приветствую!&nbsp;&nbsp;</p><p><br></p>

Середина урока

<p>Актуализация жизненного опыта. Целеполагание </p><p> (К) Ассоциации – Когда вы слышите название нашей Родины – Казахстан, то какие у вас возникают ассоциации? Дети составляют словесный кластер. (Степи, ковыль, тюльпаны, озёра, горы, леса, полезные ископаемые, пустыни, гости, дастархан, кумыс, бесбармак, беркуты, домбра, пшеница, баурсаки, Астана, Байтерек). </p><p> Подбери синоним к слову «Родина». - Какие города нашей страны вы знаете? -А как называется наша область? Наш город? Учитель напоминает детям события первого школьного дня, который начался торжественной общешкольной линейкой. На линейке был исполнен гимн Республики Казахстан. И так было в этот день в каждой школе нашей страны. И, слушая гимн, каждый человек, гражданин нашей страны, взрослый и маленький, учитель и ученик, испытывает чувство гордости за свою Родину, которая дала нам возможность свободно жить, трудиться и учиться. Прослушивание записи гимна РК стоя. 30 августа наша страна отмечает день Конституции РК. Конституция – это основной закон нашей страны. В ней записаны все правила и нормы жизни для каждого человека. Учитель показывает изображение Конституции. Наша страна огромна, но в каждом ее уголке люди выполняют законы Конституции РК, которая гарантирует каждому гражданину Казахстана право на образование. Учитель напоминает детям события первого школьного дня, который начался торжественной общешкольной линейкой. На линейке был исполнен гимн Республики Казахстан. И так было в этот день в каждой школе нашей страны. И, слушая гимн, каждый человек, гражданин нашей страны, взрослый и маленький, учитель и ученик, испытывает чувство гордости за свою Родину, которая дала нам возможность свободно жить, трудиться и учиться. Прослушивание записи гимна РК стоя. 30 августа наша страна отмечает день Конституции РК. Конституция – это основной закон нашей страны. В ней записаны все правила и нормы жизни для каждого человека. Учитель показывает изображение Конституции. Наша страна огромна, но в каждом ее уголке люди выполняют законы Конституции РК, которая гарантирует каждому гражданину Казахстана право на образование. Учитель напоминает детям события первого школьного дня, который начался торжественной общешкольной линейкой. На линейке был исполнен гимн Республики Казахстан. И так было в этот день в каждой школе нашей страны. И, слушая гимн, каждый человек, гражданин нашей страны, взрослый и маленький, учитель и ученик, испытывает чувство гордости за свою Родину, которая дала нам возможность свободно жить, трудиться и учиться. Прослушивание записи гимна РК стоя. 30 августа наша страна отмечает день Конституции РК. Конституция – это основной закон нашей страны. В ней записаны все правила и нормы жизни для каждого человека. Учитель показывает изображение Конституции. Наша страна огромна, но в каждом ее уголке люди выполняют законы Конституции РК, которая гарантирует каждому гражданину Казахстана право на образование. Учитель напоминает детям события первого школьного дня, который начался торжественной общешкольной линейкой. На линейке был исполнен гимн Республики Казахстан. И так было в этот день в каждой школе нашей страны. И, слушая гимн, каждый человек, гражданин нашей страны, взрослый и маленький, учитель и ученик, испытывает чувство гордости за свою Родину, которая дала нам возможность свободно жить, трудиться и учиться. 30 августа наша страна отмечает день Конституции РК. Конституция – это основной закон нашей страны. В ней записаны все правила и нормы жизни для каждого человека. Учитель показывает изображение Конституции. Наша страна огромна, но в каждом ее уголке люди выполняют законы Конституции РК, которая гарантирует каждому гражданину Казахстана право на образование. </p><p> Работа над лексической темой урока (К )Чтение стихотворения У.Турманжанова Определение основной мысли произведения.</p><p> Дети определяют, что поэт называет Родиной. Рассказывают о свое Родине, используя вопросы: – Какой уголок родной земли тебе особенно дорог? Почему? – Что ты можешь рассказать о своей Родине? </p><p> Разбор слова «Родина», определяют количество букв и звуков. Записывают слова из стихотворения, обозначающие предметы живой и неживой природы родного края. Делят слова на слоги, ставят ударение.</p><p> Минутка чистописания: работа с пословицей –</p><p> Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.</p><p> Работа с пословицей по плану: </p><p> 1) Чтение пословицы. 2) Объяснение значения непонятных слов. 3) Выяснение смысла посло¬вицы в целом: о чем она и чему учит? 4) Подбор жизненной си¬туации, в которой можно употребить данную пословицу. Работа над грамматической темой урока (Г) Рассмотрение таблицы. </p><p> Рассказывают о звуках речи. </p><p> (П) Выполнение упражнения </p><p> Записывают транскрипции слов буквами.</p><p> Организуется работа по написанию словарных слов.</p><p> Составляют три предложения о Родине, используя полученные слова. Делают вывод об отличии букв от звуков. Звуки – это то, что мы произносим и слышим. На письме звуки обозначаются с помощью букв, а записываются при помощи специального знака – транскрипции […]. Звуки различают: гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие. Буквами мы обозначаем звуки речи при письме. (Д,К) Динамическая пауза Раз – подняться, подтянуться и на город оглянуться, 2 –нагнуться, разогнуться, развернуться, улыбнуться. 3 – как мы рады встречи с вами, Мы покажем вам хлопками 1-2–3. Головой кивнем – 4 – улыбнемся еще шире. 5 – мы с городом растем, спинки выпрямляем, 6 – по городу идем, весело шагаем. Мы закончили разминку, отдохнуть успели И, за парты возвращаясь, мы тихонько сели. (К) Работа по учебнику Учитель организовывает работу с диалогом. Дети рассказывают о своей малой родине. Отвечают на вопрос: «Чем славится твой край?» Учитель просит обратить внимание на выделенные слова. Ученики анализируют слова, выясняют, совпадает ли произношение и написание слов. Мотивированные ученики помогают вспомнить случаи, в которых е,ё,ю,яобозначают два звука. Работа с правилом По памятке ученики вспоминают случаи, в которых е,ё,ю,яобозначают два звука, а когда один звук. (К) Игра-разминка Ученик произносит слова, в которых есть гласные Е, Ё, Ю, Я. Если гласный обозначает 2 звука, то дети поднимают вверх обе руки, а если 1 звук, то одну только правую руку. Юнга, хлеб, пень, люстра, ружьё, барьер, баян, клюква, вьюга, маятник, свёкла, память, каюта, озеро. Используя алгоритм звуко-буквенного анализа слов ученики выполняют анализ любого выделенного слова из диалога в учебнике.</p><p> (И) В рубрике «Это интересно!» дети узнают об анаграммах. (П) Исследование «Найди пару» Используя таблицу, дети находят анаграммы к словам, записывают их парами. Разделяют слова для переноса, ставят ударение. (П) Развитие речи. Работа с пословицами. Учитель предлагает прочитать пословицы, найти и исправить ошибки. 1) Труд человека кормит, а лень портит. 2) Береги землю родимую, как мать любимую. 3) Маленькое дело лучше большого безделья. 4) Каждый кулик свое болото хвалит. 5) Терпенье и труд всё пере¬трут. 6) Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Определяют тему пословиц (Родина и труд). Дети объясняют смысл пословиц, проверяемые и непроверяемые орфограммы. Предлагают ситуации из жизни, где можно применить их. Записывают пословицы правильно, разделяя слова для переноса по вариантам. (Г) Творческая работа. Списывание с использованием рифмы. Ученикам предлагается стихотворение с пропущенными словами, их необходимо подбирать с учётом рифмы. Дети расставляют ударение. (И) В рубрике «Выскажи своё мнение» ученики рассказывают о профессиях, почитаемых в родном городе.&nbsp; &nbsp;</p> <p>Работа в «Рабочей тетради» Оценка уровня усвоения навыка по теме урока.&nbsp;&nbsp;</p>

Конец урока

(К) Творческая работа. Дети записывают 4 предложения на тему: «Я люблю город (село), в котором живу». Я очень люблю город, в котором живу. Я не знаю, как можно не любить свою малую родину, ведь это твой родной дом. Малая Родина- это место, где ты родился, вырос и живешь. Мне нравятся парки и аллеи в моем городе, красивые постройки, памятники, школа. Но самое главное, я люблю свой город, потому что это мой родной дом! Выполняют звуко-буквенный анализ одного слова из текста. (Д, К)Пальчиковая гимнастика «Прогулка по городу» Пошли пальчики гулять, (пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу) А вторые догонять, (ритмичные движения по столу указательных пальцев) Третьи пальчики бегом, (движение средних пальцев в быстром темпе) А четвертые пешком, (медленные движения безымянных пальцев по столу) Пятый пальчик поскакал (ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами) И в конце пути упал. (стук кулаками по поверхности стола) Работа в «Рабочей тетради» Оценка уровня усвоения навыка по теме урока.&nbsp; &nbsp;

Рефлексия

Итог урока. Заключительная работа по лексической и грамматической темам. Работа с высказыванием английского философаФ.Бэкона Любовь к Родине начинается с семьи. Прием критического мышления «Опорные слова». Некоторые вопросы для рефлексии (содержания заданий, способов организации работы, итоговой, текущей, до и после выполнения заданий) – Какую задачу решали? Что надо было сделать? Что делали? Как выполняли задание? Что не получилось и почему? Что следует делать в дальнейшем? Что может помочь в дальнейшей работе? – Какие трудности (проблемы) возникли (испытывали)? Почему? Как они были преодолены? – Что хотели? Чего достигли? Как этого достигли? Что нас не устраивает? – Как назвать задание (урок)? Как вы думаете, чем мы будем заниматься на следующем уроке? – Какие другие виды заданий можно придумать по данному условию? Какие задания из тех, что были на уроке, оказались самыми простыми, сложными, интересными…? Почему? «Заверши фразу» Чтобы выполнить звукобуквенный анализ слова, нужно … . Рекомендации для учителя На тему отводится 2 часа. 1-й урок – задания с 1 по 4, 2-й урок – с 5 по 10. На втором уроке дети пишут мини-сочинение.&nbsp; &nbsp;

Отзывы(0)