Образ Лидии Михайловны в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»

Литвинова Алена Васильевна
Литвинова Алена Васильевна
Акмолинская
Степногорск
МШЛ № 3 им. А.Пушкина
Русская литература
Класс:
8 класс
Раздел:
Дети и взрослые
Тема:

Образ Лидии Михайловны в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»

24.12.2019
205
Скачать в PDF Скачать в WORD
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке <p>8.1.6.1 давать аргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты </p><p> 8.2.5.1 характеризовать героев произведения, их поступки, мотивы поведения, значение имен и фамилий </p><p> 8.4.1.1 участвовать в обсуждении произведения, отстаивая свою точку зрения, оценивая поведение, поступки героев, позицию автора&nbsp;&nbsp;</p>
Цели урока <p>Все учащиеся смогут: </p><p>• Давать характеристику героям, его поступкам, мотивам поведения, анализируя эпизоды; </p><p> • Оценить поступки Лидии Михайловны с позиции «Согласен – не согласен» </p><p> Большинство учащихся смогут: </p><p> • Объяснить свою точку зрения, приводя цитаты из текста </p><p> Некоторые учащиеся смогут: </p><p> • Отстаивать свою точку зрения, используя жизненный опыт или примеры из литературных произведений.&nbsp;&nbsp;</p>

Ход урока

Этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы

Начало урока. Психологический настрой

(2 минуты)

<p><b>Психологический настрой</b> Стратегия «Улыбка». </p><p> Встаньте в круг. Улыбнитесь друг другу. Пожелайте что-нибудь хорошее и доброе. Последним желает учитель: - Желаю вам всем …&nbsp;&nbsp;</p>

Стратегия «Бельевая веревка»

(3 минуты)

<p><b>Коллективная работа</b></p><p><b> Задание 1.</b> Узнай героя произведения по его описанию и прикрепи к иллюстрации на доске. </p><p> А) крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками - (тетя Надя) </p><p> Б) рослый и крепкий, заметный своей силой и властью, парень с длинной рыжей челкой – (Вадик) </p><p> В) большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень - (Птаха) </p><p> Г) суетливый, с моргающими глазенками мальчишка, любивший на уроках поднимать руку – (Тишкин) </p><p> Д) аккуратная, вся умная и красивая, правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами - (учительница Лидия Михайловна) </p><p> Е) тощий диковатый мальчишка в застиранном пиджачишке на обвислых плечах – (герой) </p><p> Ж) расхаживал перед линейкой, закинув руки за спину, вынося вперед в такт широким шагам плечи, так что казалось, будто наглухо застегнутый, оттопыривающийся темный френч двигается самостоятельно чуть поперед - (директор Василий Андреевич) <b>Дескриптор</b> • узнает героя рассказа по его описанию • соотносит произведения с иллюстрацией </p><p><b> ФО</b> наблюдение учителя, похвала&nbsp;&nbsp;</p>

Подведение к теме урока

<p>&nbsp;Эпиграф <i>«Почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то, вовсе, что было в школе, - нет. А за то, что сталось с нами после»?</i> В.Г.Распутин </p><p> Между какими героями в рассказе происходит конфликт? Какой? Кто из героев противопоставлен друг другу? Посмотрите на эпиграф к уроку и скажите, о ком и о чем мы сегодня с вами будем говорит?&nbsp;&nbsp;</p><p>На доске остаются 3 портрета – Лидии Михайловны, Василия Андреевича, между ними – героя рассказа </p><p><b> Деление на 3 гетерогенные группы</b> по принципу «Собери пословицу». Раздаю размещенные высказывания и прошу ребят собрать их. Каждое высказывание – группа. 1. Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях (Л.Н.Толстой) 2. Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра (Л.Н.Толстой) 3. Чтобы поверить в добро, надо начать его делать (Л.Н.Толстой)&nbsp;&nbsp;</p>

Середина урока

(32 минуты)

<p><b>Групповая работа </b></p><p><b><br></b> Задание 3. Поработайте в группах и ответьте на вопросы, лежащие у вас на партах. Составьте кластер или постер, которые помогут вам при ответе. </p><p><b> 1 группа. </b>Лидия Михайловна узнает, что ее ученик играет на деньги. Вопросы для группы 1. Как автор описывает внешность Лидии Михайловны? Какова ее манера держаться? Особенности речи? Как это все характеризует учительницу? 2. Как Лидия Михайловна реагирует, когда видит синяки у своего ученика? Как учитель выясняет причины происшествия? Как она ведет беседу? Меняется ли интонация учительницы во время разговора после уроков? 3. На какие хитрости пришлось пуститься учительнице, чтобы помочь герою рассказа? Удалось ли ей это? 4. Какие качества характера героини подчеркивает автор? Меняется ли первоначальное представление мальчика об учителе?&nbsp;&nbsp;</p><p><b>2 группа.</b> Директор Василий Андреевич на линейке 1. Каким вы представляете директора школы? Как автор описывает Василия Андреевича? 2. Как относятся к директору дети? Почему? 3. Как вы считаете, почему на линейке директору было очень важно довести до слез правонарушителя? Как он относится к детям? 4. Василий Андреевич выстраивает между собой и окружающими непреодолимую стену. Какая деталь портрета является символом этой стены? </p><p><b> 3 группа.</b> Директор застает учительницу и ученика за игрой на деньги. 1. Почему Лидия Михайловна решилась на игру с учеником? Как она объясняла свое желание помочь ему? 2. Кто стал свидетелем игры? Как директор охарактеризовал поступок Лидии Михайловны? 3. Как ведет себя Лидия Михайловна в этом эпизоде? Директор? Ученик? 4. Почему Лидия Михайловна не объяснила свой поступок директору? Какой художественный прием использует автор при характеристике учителя и директора? <b>Выступления групп. «Авторский стул»</b> </p><p> Перед выступлением группы дети просматривают фрагмент фильма «Уроки французского» соответствующего содержания </p><p> 1 группа – (с 45:14 по 48:50) </p><p> 2 группа – (с 49:05 по 50:25) </p><p> 3 группа – (с 1:12:05 по 1:17:10) </p><p><b> Критерии оценивания</b> • Дает ответ на поставленный вопрос • Использует цитаты из текста • Объясняет мотивы поведения героя • Разъясняет позицию автора • Высказывает свою точку зрения по предложенному вопросу • Приводит аргументы для подтверждения своего мнения </p><p><b> Дескрипторы:</b> - отвечает на 1 группу вопросов; - отвечает на 2 группу вопросов; - отвечает на 3 группу вопросов; - отвечает на 4 группу вопросов; - аргументирует свой ответ; - последовательно и логично излагает свои мысли; - обобщает сказанное.&nbsp;&nbsp;</p><p><b>ФО </b> «Две звезды, одно пожелание»</p>

Коллективная работа

(10 минут)

<p><b>Стратегия «Свободный микрофон»</b></p><p> Задание 4. Дайте оценку поступку Лидии Михайловны. Как вы думаете, ее поступок – должностное преступление или проявление гуманизма? Перед вами лежат стикеры. Прикрепите свой стикер возле портрета директора, если вы согласны с ним, что поведение Лидии Михайловны – это «преступление, совращение, растление». Или возле портрета Лидии Михайловны, если считаете она проявила доброту, отзывчивость и душевную щедрость. Аргументируйте свой вы выбор. Можете ли вы привести примеры подобного поведения взрослых из других произведений художественной литературы? А из личного жизненного опыта? Посмотрите на доску. Возле какого портрета больше всего стикеров? Какой вывод мы можем сделать? Как вы думаете, какие уроки получил герой рассказа? Только ли французского? Выскажите свое мнение, чему учит этот рассказ? </p><p> Как вы понимаете слова В.Распутина, взятые эпиграфом к уроку: «Почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то, вовсе, что было в школе, - нет. А за то, что сталось с нами после»? Какую вину чувствует автор перед своим учителем? </p><p><b> ФО</b> – наблюдение учителя, словесное поощрение, три хлопка от учащихся&nbsp;&nbsp;</p>

Окончание урока

(2 минуты)

<p>Рефлексия. </p><p> Стратегия «Продолжи предложение». </p><p> • Сегодня на уроке я узнал… </p><p> • Мне было интересно… </p><p> • Я выполнял задания… </p><p> • Я почувствовал, что… </p><p> • Меня удивило… </p><p> • Урок дал мне для жизни… </p><p> • Мне захотелось…&nbsp;&nbsp;</p>

Домашнее задание.

(1 минута)

<p>Выберите одно из предложенных заданий&nbsp;</p><p>1) Напишите письмо Лидии Михайловне от лица героя рассказа или от себя лично. </p><p> 2) Посмотрите фильм Е.Ташкова «Уроки французского» и напишите отзыв, включив в него отзывы других зрителей и свое мнение о том, какие уроки вынесли вы из данного произведения. </p><p> 3) Найдите материал о прототипах учительницы Лидии Михайловны и составьте презентацию.&nbsp;&nbsp;</p>

Отзывы(0)