Деловая этика и организационная культура предпринимательства

Сейсекенова Мейрамбала Бейсембековна
Сейсекенова Мейрамбала Бейсембековна
Основы экономики
Класс:
10 класс
Раздел:
Предпринимательство как экономическое явление, процесс и качество личности
Тема:

Деловая этика и организационная культура предпринимательства

01.11.2024
0
Скачать в PDF Скачать в WORD
Цели обучения (ссылка на учебную программу):

Ссылка на видео: https://disk.yandex.com/i/iXV1E9qtD68nCw


Цели урока:

Изучить понятие деловой этики – познакомить учащихся с основами деловой этики, ее значением в предпринимательской деятельности и основными принципами, которые регулируют бизнес-отношения. Ознакомить с организационной культурой – рассмотреть, что такое организационная культура, ее элементы и влияние на бизнес-процессы, мотивацию сотрудников и корпоративный имидж. Понять важность деловой этики и культуры для успеха бизнеса – объяснить, как соблюдение этических норм и наличие сильной организационной культуры способствуют повышению конкурентоспособности и устойчивости предприятия. Развить навыки анализа этических дилемм – обучить учащихся идентифицировать и анализировать этические проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели, и разрабатывать подходы для их разрешения. Формировать понимание роли ценностей в организации – рассмотреть, как ценности, заложенные в организационной культуре, влияют на поведение сотрудников и принятие решений на всех уровнях организации.

Языковые цели:

Расширение словарного запаса – учащиеся должны ознакомиться с ключевыми терминами и понятиями, связанными с деловой этикой и организационной культурой, такими как "этика", "корпоративные ценности", "дилемма", "принципы", "культура", "командный дух" и др. Развитие навыков чтения и анализа – учащиеся будут читать и анализировать тексты, статьи и исследования на тему деловой этики и организационной культуры, что поможет им лучше понимать концепции и применять их в контексте. Устная практика – учащиеся смогут обсуждать темы, связанные с деловой этикой и организационной культурой, что развивает их устные навыки общения, умение аргументировать свою точку зрения и вести диалог. Навыки письменного выражения – учащиеся должны уметь формулировать свои мысли и идеи письменно, например, в эссе или отчетах по темам, связанным с этикой и культурой в бизнесе.

Ожидаемый результат:

Понимание деловой этики – учащиеся смогут четко объяснить, что такое деловая этика, и перечислить основные принципы, которые регулируют бизнес-отношения. Знание основ организационной культуры – учащиеся будут знакомы с ключевыми элементами организационной культуры и смогут описать ее влияние на эффективность работы предприятия. Осознание важности этики и культуры – учащиеся смогут аргументировать, как соблюдение деловой этики и наличие здоровой организационной культуры способствуют успешной деятельности бизнеса. Способность к анализу этических дилемм – учащиеся научатся выявлять этические проблемы в различных ситуациях и разрабатывать рекомендации по их разрешению. Понимание роли ценностей в организации – учащиеся смогут объяснить, каким образом ценности влияют на поведение сотрудников и принимаемые организацией решения, и как эти ценности способствуют формированию корпоративной культуры.

Критерии успеха:

Понимание ключевых понятий – учащиеся могут четко объяснить основные термины и концепции, связанные с деловой этикой и организационной культурой, и демонстрируют понимание их значимости в предпринимательстве. Анализ этических вопросов – учащиеся способны выявлять и анализировать этические дилеммы, с которыми сталкиваются предприниматели, и могут предложить обоснованные решения для их разрешения. Критическое мышление – учащиеся могут критически оценивать информацию о деловой этике и организационной культуре, рассматривая различные точки зрения и формируя собственное мнение на основе фактов и аргументов. Участие в обсуждениях – учащиеся активно участвуют в групповых обсуждениях, высказывая свои идеи и аргументы, и способны поддерживать конструктивный диалог с одноклассниками. Умение применять знания на практике – учащиеся могут применять полученные знания в реальных или гипотетических ситуациях, например, анализируя случаи из практики компаний, которые столкнулись с этическими проблемами. Качество письменных работ – учащиеся демонстрируют хорошие навыки написания, формулируя свои мысли логично и последовательно, используя соответствующую лексику и стиль.

Привитие ценностей:

Честность и прозрачность – формирование у учащихся понимания важности честности в бизнесе и прозрачности в отношениях между всеми участниками рынка. Ответственность – привитие чувства ответственности за свои действия и решения в бизнесе, включая их влияние на сотрудников, клиентов и общество в целом. Справедливость – развитие понимания необходимости справедливого отношения ко всем заинтересованным сторонам, включая клиентов, сотрудников и партнеров. Командный дух – формирование ценностей сотрудничества и взаимопомощи в команде, что способствует созданию позитивной организационной культуры.

Навыки использования ИКТ:

Поиск информации – учащиеся должны уметь эффективно искать и анализировать информацию о деловой этике и организационной культуре в интернете и других ресурсах. Использование презентационных программ – развитие навыков создания презентаций с использованием программ, таких как PowerPoint или Google Slides, для представления своих идей и анализов. Работа с онлайн-ресурсами – обучение учащихся использованию онлайн-курсов, вебинаров и других цифровых платформ для изучения деловой этики и культуры. Коммуникация через цифровые платформы – развитие навыков общения и сотрудничества с использованием электронных почтовых систем, мессенджеров и форумов. Создание контента – формирование навыков написания статей, блогов или социальных медиа-постов на темы, связанные с деловой этикой и организационной культурой.

Межпредметная связь:

Экономика – связь с курсом экономики в изучении влияния этических норм и организационной культуры на финансовые результаты предприятий. Социология – анализ влияния организационной культуры на социальные отношения внутри компаний и в обществе в целом. Право – понимание юридических аспектов деловой этики, включая нормы и законы, регулирующие бизнес-практики. Психология – изучение мотивации сотрудников и влияния организационной культуры на поведение и удовлетворенность работников. История – рассмотрение исторических примеров компаний, которые сталкивались с этическими дилеммами, и их влияние на развитие бизнеса.

Предыдущие знания:

Основы предпринимательства – учащиеся уже должны иметь базовые знания о принципах ведения бизнеса и ключевых аспектах предпринимательской деятельности. Коммуникационные навыки – умение общаться и работать в команде, что является важным для понимания организационной культуры. Знания о корпоративной социальной ответственности – понимание значимости ответственности бизнеса перед обществом и экосистемой. Основы управления – базовые знания о принципах управления и организации работы команды, что помогает понять важность организационной культуры. Этика в жизни – предшествующий опыт обсуждения этических вопросов в повседневной жизни, который можно использовать для анализа бизнес-этики.

Ход урока

Этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы

Начало урока

(5 минут)

Организационный момент (5 минут) Приветствие и объявление темы урока. Краткое введение в значимость деловой этики и организационной культуры для успешной предпринимательской деятельности.

 https://disk.yandex.com/i/iXV1E9qtD68nCw 

Середина урока

(30 минут)

Введение в тему: Понятие деловой этики (10 минут) Определение деловой этики: что это такое и какие основные принципы включает. Обсуждение: почему деловая этика важна для бизнеса? Примеры ситуаций, когда этические нормы помогают избежать проблем.  Организационная культура: Понятие и элементы (10 минут) Определение организационной культуры и ее основные элементы (ценности, нормы, ритуалы и т.д.). Обсуждение влияния организационной культуры на поведение сотрудников и общее настроение в коллективе.  Задание 1: Анализ этических дилемм (10 минут) Учащиеся делятся на группы и получают сценарии с этическими дилеммами, с которыми могут столкнуться предприниматели. Каждая группа анализирует свою ситуацию и предлагает решение, основываясь на принципах деловой этики.

 https://disk.yandex.com/i/iXV1E9qtD68nCw 

Конец урока

(5 минут)

Вопрос для обсуждения: как ценности, заложенные в организационной культуре, влияют на поведение сотрудников и принимаемые решения? Обсуждение примеров компаний, которые успешно интегрировали этические нормы и сильную культуру в свою деятельность.

 https://disk.yandex.com/i/iXV1E9qtD68nCw 

Рефлексия

(5 минут)

Рефлексия: что нового узнали о деловой этике и организационной культуре? Вопросы на самооценку: Как вы оцениваете свои знания о деловой этике? Как этика и культура влияют на ваш выбор в жизни и бизнесе?

 https://disk.yandex.com/i/iXV1E9qtD68nCw 

Приложение:

Открыть файл Практические по предмету Основы предпринимательства для школьников.

Отзывы(0)