Ч.Т. Айтматова «Первый учитель»

mektep.2546 mektep.2546 Ханоглановна
mektep.2546 mektep.2546 Ханоглановна
Актюбинская
с.Акжайык
Ақжайық негізгі мектебі
Русская литература
Класс:
8 класс
Раздел:
Дети и взрослые
Тема:

Ч.Т. Айтматова «Первый учитель»

26.12.2019
143
Скачать в PDF Скачать в WORD
Цели обучения 8.2.3.1 выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять значение вставных эпизодов. 8.1.6.1. давать аргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты.  
Предварительные знания Это первый урок при изучении повести Ч. Айтматова «Первый учитель». Активизация знаний осуществляется через работу в парах и группе, в процессе которой учащиеся находят дополнительную информацию о жизни и творчестве Ч. Айтматова.Также учащиеся, опираясь на полученные ранее знания, будут выделять композиционные элементы в повести «Первый учитель».

Ход урока

Этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы

Начало урока

(8 мин)

1.1. Стартер. Учитель демонстрирует слайд, на котором изображены герои произведений Ч. Айтматова. Учащиеся будут письменно отвечать на вопрос: Как вы думаете, кто является героями произведений Ч. Айтматова? Используется прием «Письмо по кругу». Класс делится на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагаю детям записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Каждый ребенок читает написанное, затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным. 2. Целеполагание. Совместно с учащимися определяются цели урока: определять особенности композиции повести. отвечать на проблемный вопрос, используя цитаты из текста.  

Середина урока

(26 мин)

2.      1. женщин). 2. Расскажите о творчестве писателя. Учащиеся поочередно выступают. После каждого выступления задают друг другу 1 «тонкий» и 2 «то лстых» вопроса. Ч. Айтматов Повесть Ч. Айтматова «Первый учитель». –Какой смысл вкладывает писатель в понятие «первый учитель»? -Какие черты личности Дюйшена выявляются писателем в рассказе о жизни героя? (слайд: кадр из фильма) . Ч. Айтматов рисует самое тяжелое для Киргизии и для всей страны время 1924 год. Гражданская война закончилась, нов стране разруха. Начинается культурная революция в Киргизии, а первые шаги всегда трудные…Место действия : глухой аил, отсталая масса людей. Именно в это время в аиле начинает учительствовать малограмотный сын беднейшего декханина, в недавнем прошлом красноармеец – Дюйшен. – В чем же заключалась сила Дюйшена? ( слайд: кадр из фильма) -.Какие черты характера проявляет учитель? Это позиция человека, наделенного светлым умом, большим благородным сердцем, беспокойной совестью , выбравшего самый трудный участок – борьбу за души людей. Школа Дюйшена – это родник, из которого черпают особые знания – политические, нравственные, духовные.» Поражают слова, сказанные его ученицей, потрясенной великодушием Дюйшена : Индивидуальная работа. Учащиеся работают над поиском дополнительной информации 1. Расскажите о самых ярких страницах биографии Ч. Айтматова. Подготовьте историческую справку о жизни киргизского народа до революции(о правах Критерий: отвечать на проблемный вопрос, используя цитаты из текста. Дескрипторы: 1. Работает над поиском дополнительной информации. 2. Анализирует полученную информацию и на ее основе готовит сообщение. 3. Отвечает на «тонкий» и «толстые» вопросы. 4. Приводит примеры из проанализированных текстов. Ф взаимооценивание по дескрипторам. Анализ композиции Стратегия «Копилка вопросов» - Как жители аила встречают Дюйшена? (С недоверием, глумлением и враждебностью баев, ещё чувствующих себя хозяевами жизни.) - Как Дюйшен готовил школу к открытию? Как учил первых своих учеников? - Какими чертами характера наделён Дюйшен? (Наивен, неопытен, но при всех своих промахах “первый учитель” заражает своим энтузиазмом, смелостью, благородством, когда вступает в опасную и неравную борьбу с противником.) - В каких эпизодах проявляется жестокость и непримиримость ко всему, что враждебно новым жизненным началам? (Текст: “Значит, вы против этой бумаги, где сказано об обучении детей… Отвечай!” Он выкрикнул слово “отвечай” с такой звенящей, гневной силой, что оно, как пуля, прорезало теплынь осенней тиши и, словно выстрел, отозвалось коротким эхом в скалах”.) - В каких эпизодах проявляется благородство, любовь к детям? (На руках переносит детей в школу через зимний ручей, не останавливается ни перед какими лишениями и трудностями – лишь бы учить детей, жертвует любовью к Алтынай, боясь помешать её большому будущему, которое чутко угадывает.) - Какой эпизод служит преддверием отчаянной борьбы за спасение девушки от замужества-рабства? (На одинокого всадника в степи нападают волки, и Дюйшен рвётся в одиночку сразиться со стаей хищников, терзающих загнанную лошадь.) - Где проявился героизм учителя? (Он избавляет Алтынай от грозившей ей судьбы – навсегда остаться рабыней мужа-бая, сделаться похожей на свою предшественницу, встреченную в байской юрте. Текст: “Её потухшие, подобно холодному пеплу, глаза смотрели, ничего не выражая. Бывают собаки, забитые ещё со щенячьего возраста”. Учитель едва не погиб в стычке с “двуногими волками”, но всё же вырвал из-под власти бая свою ученицу. “Ты думаешь, что истоптал её, как траву, погубил её? – бросает он насильнику. – Врёшь, прошли твои времена, теперь её время…”) - Какова дальнейшая судьба Алтынай? (Индивидуальное задание.) - Почему Алтынай больше не приезжала в свой аил? - Забыла ли она своего учителя? (Случай в поезде.) - Расскажите о дальнейшей судьбе учителя. (Индивидуальное задание.) - Что послужило причиной для написания этой истории? (Спустя много лет туповатые и самодовольные люди посмеивались над тем, что были времена, когда Дюйшена “всерьёз считали…учителем”.) - А вы считаете Дюйшена учителем? Почему? (Его школа и впрямь послужила для многих прекрасной стартовой площадкой. “С бугра, где стояла наша школа, - вспоминает Алтынай, - открывался глазам прекрасный мир весны”.) - Да, поистине весенний мир, дали будущего открывались глазами детей и подростков, понявших из страстных речей Дюйшена, что настало новое время - их время. Писатель не побоялся рассказать трудную правду о дальнейшей судьбе первого учителя, для которого школа “на бугре” оказалась высшей жизненной точкой. Критерий: выделяет в тексте произведения элементы композиции, объясняет значение вставных эпизодов. Дескрипторы: 1. Выделяет в произведении экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку, эпилог. 2. Объясняет значение отдельного эпизода для сюжета; 3. Комментирует особенности композиции. ФО оценивание учителем. Аналитическая беседа по повести. 1. Ваше впечатление о повести? 2. Какова тема? Идея произведения? 3. Какова композиция повести? 4. В каком году происходят описываемые события? (1924год) 5. Что вы знаете об этом периоде нашей истории? (Сообщение учащегося.) 6. Кто главные герои повести? При каких обстоятельствах мы с ними знакомимся? 7. От чьего лица ведётся основное повествование? (Алтынай Сулайманова – академик.) 8. Как жители аила относятся к Алтынай Сулаймановой? (С уважением.) К Дюйшену? (С пренебрежением.) 9. Расскажите о появлении Дюйшена в ауле.   

Приложение:

Открыть файл КСП 8 кл Русская литература

Отзывы(0)