Асхат Аймагамбетов о мерах, реализованных в сфере образования и науки
604
0
1
07.02.2022
Пост об основных инициативах, реализованных в 2021 году.
Мы часто пишем о планах и предложениях на дальнейшую перспективу. Но вместе с тем, я считаю важным также предоставлять информацию о том, что уже выполнено.
Поэтому, хочу рассказать о некоторых наиболее важных мерах, принятых в сфере образования и науки в прошлом году.
1. В первых классах всех школ нашей страны были введены «Әліппе» и «Букварь», разработанные на основе методики Ахмета Байтурсынова.
2. С января 2021 года заработная плата учителей школ, воспитателей детских садов и преподавателей колледжей была повышена на 25%. Кстати, она увеличилась еще на 25% и с января этого года. Также с сентября 2021 года была уменьшена рабочая нагрузка педагогов. Это значит, что теперь в рамках одной ставки педагоги
работают не 18, а 16 часов в неделю.
3. В связи с тем, что Закон «О статусе педагога» не распространялся на преподавателей вузов, соответственно их заработная плата не подлежала ежегодному 25%-ому повышению, мы приняли специальный приказ, и подведомственные нам вузы повысили зарплату ППС с 1 сентября 2021 года.
Для рядовых преподавателей установлена минимальная оплата в 200 тыс. тенге, а для профессоров – в 350-400 тыс. тенге. При этом учебная ставка теперь не должна превышать 680 часов в год. Данная мера также стала возможной благодаря поддержке нашего Президента и повышению стоимости гранта в таком объеме впервые с 2011 года.
4. В 2021 году мы значительно повысили требования для желающих работать педагогами. Причем как «на входе», так и «на выходе». Таким образом, слабые выпускники школ уже не могут поступить на эти специальности, поскольку на педагогическое направление сейчас установлен самый высокий пороговый балл ЕНТ среди всех направлений подготовки. Равно как и размеры стипендий обучающихся по педспециальностям сейчас являются самыми высокими.
Повышение заработной платы, снижение нагрузки, сокращение отчетности, меры по недопущению привлечения педагогов к несвойственным функциям стали важными шагами по повышению статуса профессии. Эффект не заставил себя ждать, и мы уже видим, что в нашу профессию – профессию педагога – сейчас приходят лучшие из лучших. Средний балл поступающих значительно повысился, в разы выросло количество обладателей знака «Алтын белгі».
5. Еще одно новшество – мы ввели обязательное тестирование для выпускников педвузов. Теперь слабо подготовленные претенденты не смогут трудоустроиться в качестве учителей. То есть диплом о педагогическом образовании уже не является гарантом трудоустройства. Поскольку работа с детьми – крайне важное и ответственное направление, предварительно необходимо пройти независимое тестирование. Такой внешний экзамен в 2021 году сдали почти 40 тыс. выпускников. Из них только те, кто набрал пороговый балл, получили возможность работать в школе. Новшество наглядно продемонстрировало и качество работы вузов. 36 университетов уже лишены лицензии и теперь не смогут «печатать» дипломы.
6. Для директоров школ, которые очень долго работают в одной организации, впервые введена система ротации. Теперь они смогут работать первыми руководителями в одной организации не дольше 7 лет. Ротация уже стартовала и будет проводиться на протяжении всего года.
7. Также для директоров организаций образования в 2021 году введена новая система назначения на эту должность с четкими сроками, критериями, тестированием и др. для улучшения качественного состава.
8. Кстати, для директоров мы ввели квалификационные категории, за которые они стали получать ежемесячную надбавку от 30% до 100% от своего оклада. Как это работает? Каждые 3 года директор теперь обязан проходить аттестацию. По результатам руководитель либо получает одну из категорий, а вместе с ней на 3 года и ежемесячную солидную надбавку (от 30% до 100% от оклада), либо в случае очень низкой эффективности руководителя увольняют.
9. Мы также разработали и приняли новые правила приема на работу педагогов. Если кратко, то отныне у директоров не будет возможности на свое усмотрение единолично принимать на работу учителей.
Теперь установлены четкие критерии, и учителя принимаются на работу через конкурс на основании результатов своей деятельности и достижений. В этом году процедура будет переведена в цифровой формат.
10. Говоря о снижении отчетности и непривлечении педагогов к несвойственным функциям, отмечу следующее. Нормы закона работают. Ситуация кардинальным образом отличается от той, которая была ранее. Мы занимаем в этом вопросе жесткую позицию. В 2021 году нам пришлось наказать несколько сотен руководителей организаций образования и иных должностных лиц за нарушение норм нового закона (требование лишних отчетов, привлечение к несвойственной работе и т.д.). Мы и дальше будем жестко пресекать подобные факты.
11. В прошлом году мы впервые ввели должность педагога-ассистента для детей с особыми потребностями. На сегодня в школах страны работают уже 1200 таких педагогов. Это важная мера для развития инклюзивного образования. Также в 2021 году по стране открыто около 50 кабинетов поддержки инклюзии, значительно выросло число ПМПК – на 12 единиц, количество КППК увеличилось на 13 единиц. В номенклатуру нами включены аутизм-центры.
12. Что касается дошкольных организаций. Разработана новая модель развития дошкольного воспитания и обучения. Она направлена на изменение подходов к процессам воспитания и обучения детей. Благодарю экспертов, ученых и представителей НПО за содействие.
13. Всего в 2021 году было открыто 480 детских садов, в том числе 3 для детей с особыми образовательными потребностями, что позволило создать почти 35 тысяч новых мест.
14. В 2021 году ЕНТ переведено в электронный формат. Теперь тестирование проходит за компьютерами под наблюдением видеокамер с прокторингом, прямой трансляцией в Интернете и последующей повторной проверкой видео. В отличие от предыдущей бумажной системы, когда все бланки и книжки-вопросники сжигали в день сдачи тестирования, теперь при экзаменации остаются цифровые следы, что соответственно, помимо всех прочих плюсов, еще и серьезно повышает объективность и прозрачность тестирования.
В 2021 году и экзамены в докторантуру впервые проведены централизованно в электронном формате.
15. Также с прошлого года мы предоставили возможность абитуриентам поступать в магистратуру и докторантуру два раза в год вместо одного, как это было ранее. Судя по отзывам, такое нововведение обрадовало желающих обучиться в магистратуре и докторантуре.
16. Полностью изменились Правила деятельности диссертационных советов. Важно обеспечить качество их работы. Нашему Комитету пришлось закрыть почти 40 диссоветов. При этом мы открыли доступ ко всем защищаемым после принятия этих Правил диссертациям, а сама процедура защиты теперь обязательно проходит с подключением онлайн-трансляции. Есть и другие важные нормы в этих Правилах.
17. Закрыты 15 вузов, предоставлявших некачественное образование. Еще у 65 вузов отозвано более 500 лицензий из-за слабого качества обучения. Также закрыты 30 колледжей, и отозвано 2000 лицензий по тем специальностям, обучение по которым осуществлялось не на должном уровне.
Более 100 тыс. студентов переведены в другие вузы. Помимо этого, во время проверок были отчислены десятки тысяч фактически не обучавшихся студентов, на которых элементарно в вузе не было даже документов.
18. В 2021 году был отмечен настоящий бум открытия частных школ. Почти 170 частных школ открыли свои двери в прошлом году. Это произошло, в первую очередь, благодаря введению подушевого финансирования и размещению госзаказа.
19. В связи с реорганизацией вузов через конкурсные процедуры ректорами вузов были назначены молодые, но квалифицированные специалисты. Выпускники Кембриджского, Пенсильванского университетов, Назарбаев Университета, других ведущих вузов мира и программы «Болашак». Провостами и проректорами также назначены более 20 выпускников ведущих вузов мира. Активно привлекали к работе в министерстве и подведомственных организациях членов Президентского молодежного кадрового резерва.
20. В соответствии с поручением Президента увеличены стипендии у студентов вузов. К примеру, у докторантов за последние два года стипендия выросла с 82 тыс. до 170 тыс. тенге. В сентябре этого года последует еще одно повышение размера стипендии.
21. Количество государственных образовательных грантов для обучения в вузе было увеличено на 5000. На столько же число грантов возрастет и в этом году. При присуждении грантов мы делаем акцент не только на «merit based», но и на «need based». К примеру, впервые введены квоты для детей из многодетных семей – 5% от общего количества грантов, для детей из неполных семей – 1% образовательных грантов.
22. Впервые в 2021 году мы ввели постдокторантуру для молодых ученых. Теперь благодаря поддержке Президента страны ежегодно 1000 молодых ученых могут на 3 года зачисляться в постдокторантуру, получать эти 3 года стабильную и солидную зарплату и начинать карьеру ученого.
23. Впервые появились стажировки для ученых.
Теперь ежегодно 500 ученых могут на целый год поехать в самый лучший научный центр зарубежья за счет бюджета на стажировку. В декабре 2021 года на заседании комиссии около 500 ученым уже были присуждены эти стипендии.
24. Принятые недавно по прямому поручению Президента страны поправки в Закон «О науке», наконец, избавили ученых-языковедов, историков, археологов, философов и др. от грантовой зависимости. Соответственно им предоставлена гарантия поддержки их научной деятельности. Как минимум 1600 ученых получили постоянную стабильную оплату труда вне зависимости от результатов грантовых конкурсов. Важность такой поддержки трудно переоценить.
25. Давно поднимаемая учеными проблема, связанная с продлением сроков научных грантов и расширением перечня ученых, получающих гарантированную зарплату в НИИ, также решена. Теперь гранты будут реализовываться не три года, а пять лет, их перечень также расширен.
26. QazVac – это тоже результат работы ученых Института проблем биобезопасности, подведомственного ранее нашему министерству. Координация деятельности по разработке вакцины и проведению клинических испытаний в свое время была возложена на наше министерство.
При всеобъемлющей поддержке Президента подготовлена вакцина, и заработал завод при НИИПББ. Открыты образовательная программа по вирусологии, совместный диссертационный совет, в разы повышены заработные платы, приобретено современное лабораторное оборудование.
27. Мы подвели итоги первого конкурса «Лучший научный работник-2021». 50 лауреатов данного конкурса получили, кроме искомого почетного звания, еще и почти по 6 млн тенге. Теперь конкурс будет проводиться ежегодно.
28. В рамках реализации поручений Главы государства, данных на заседании НСОД, нами была утверждена новая Модель развития дошкольного воспитания и обучения. Меняются типовые программы, проводится работа по повышению квалификации. В 2021 году мы ввели государственный контроль в систему дошкольного обучения и воспитания. Более 10 лет назад для ускоренного увеличения охвата детей и развития частных детских садов было решено освободить их от лицензирования и аттестации. Сейчас же при 99%-ом охвате детей важно обеспечить выполнение государственного стандарта во всех дошкольных организациях.
29. Для поддержки одаренных детей разработан и внесен в Мажилис законопроект, предусматривающий выплату денежных премий призерам международных олимпиад, а также педагогам-тренерам. В дополнение к принимаемым мерам мы планируем предоставить призерам возможность для поступления в вузы на грант без сдачи ЕНТ.
30. Для развития технического и профессионального образования были приняты новые поправки. С 2021 года время обучения по дуальной системе засчитывается в трудовой стаж, колледжи теперь могут продавать продукцию, изготавливаемую во время практических работ, наставники от производства, помогающие студентам во время дуального обучения, теперь получают оплату, утвержден новый классификатор, внедрена новая система приема студентов в колледжи и размещения госзаказа по принципу «Деньги следуют за студентом».
31. С января 2021 года мы внедрили новую модель управления системой образования в регионах.
С 2021 года районные и городские отделы образования финансово и организационно стали подотчетны управлениям образования областей. До этого времени районные и городские отделы были фактически не зависимы от областных управлений, подчиняясь и управляясь районными и городскими акиматами. Управляемости в системе руководства средним и дошкольным образованием стало намного больше.
Я считаю именно это решение наиболее важным шагом для повышения эффективности работы системы среднего и дошкольного образования.
32. Утвержден четкий план реализации проекта «Читающая школа». В школах создаются комфортные условия для чтения книг детьми, обновляются библиотеки. В 2021-2022 учебном году впервые закуплено для школьных библиотек больше 2,5 млн экземпляров детской художественной литературы.
И все это лишь небольшая часть работы, которая велась благодаря поддержке Президента нашей страны К.К. Токаева на протяжении минувшего года.
Многие изменения и решения не вошли в этот пост, но за каждой инициативой стоит большой труд работников нашей сферы. Некоторые меры не пользовались популярностью и принимались под определенным неприятием и давлением. Тем не менее то, что раньше было идеей, сегодня стало реальностью. И принимаемые меры будут менять наше образование и науку в лучшую сторону.
Со своей стороны, хочу отметить, что мы продолжим усиленную работу для того, чтобы улучшить систему образования и науки нашей страны.
Проблемы еще имеются, и из-за специфики отрасли некоторые из них пока не решены. Но мы приложим все усилия для скорейшего разрешения актуальных вопросов.
https://www.facebook.com/1120704037/posts/10219641689729050/?d=n
Ссылка на источник:
МОН РК