Образ Германна в повести А.С.Пушкина «Пиковая дама»

Волкова Татьяна Александровна
Волкова Татьяна Александровна
Костанай
Костанай
ООШ №25
Русская литература
Класс:
9 класс
Раздел:
Тайны человеческой души
Тема:

Образ Германна в повести А.С.Пушкина «Пиковая дама»

27.01.2020
211
Скачать в PDF Скачать в WORD
Цели обучения (ссылка на учебную программу):

9.2.7.1. – определять способы выражения авторского отношения к герою

9.4.2.1. – сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя специфические средства создания образов в разных видах искусства  

Цели урока:

Все учащиеся смогут: определять отношение автора к герою повести, сравнивать художественное произведение с произведениями живописи, отвечать на вопросы теста

Большинство учащихся смогут: определять способы выражения авторского отношения к герою повести, сравнивать художественное произведение с произведениями музыки

Некоторые учащиеся смогут: выражать авторскую позицию, аргументировать, сравнивать текст художественного произведение с его экранизацией, характеризовать специфические средства создания образов в литературе и кино  



Языковые цели:

Учащиеся смогут: определять авторское отношение к герою, сравнивать произведения разных видов искусства

Ключевые слова и фразы: демоническая личность, профиль Наполеона, душа Мефистофеля, тройка, семерка, туз, дама

Терминология: тема произведения, проблематика, светская повесть, главный герой, второстепенный герой, эпизодический персонаж, эпизод, завязка конфликта, кульминация, развязка конфликта

Полезные выражения для диалогов и письма:

Я считаю …

На мой взгляд …

Я думаю …

Во-первых,….во-вторых,…

Используемый язык для диалога/письма на уроке: русский

Вопросы для обсуждения:

- Какими качествами характера обладает Германн?

- С какой целью Германн начинает оказывать знаки внимания Лизавете Ивановне?

- Какие мотивы движут героем?

- Почему желание Германна разбогатеть терпит крах?  


Критерии успеха:

Обучающийся:

- определяет способы выражения авторского отношения к герою повести

- сопоставляет художественное произведение с произведениями живописи, музыки и кинематографии

- отвечает на вопросы теста  

Привитие ценностей:

Формирование открытости и сотрудничества, пожизненного образования согласно общенациональной идее «Мәңгілік Ел», воспитание ценности коллективного труда, уважения мнения собеседника

Навыки использования ИКТ:

Интернет-ресурсы, аудиозапись оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама», видеофрагменты фильма Я.Протазанова

https://bilimland.kz/ru   

Межпредметная связь:

Самопознание, музыка, изобразительное искусство

Предыдущие знания:

Учащиеся знакомы с историей создания повести, художественными особенностями произведения, владеют навыками сравнения, интерпретации

Ход урока

Этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы

Начало урока

I. Организационный этап. Приветствие учащихся

- Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым.

- Какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи фишек разного цвета, которые лежат у вас на парте. Красная фишка настроение отличное, зелёная хорошее, синяя - грустное.

- Я тоже покажу вам своё настроение.

- Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведём наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное.  

II. Деление на группы.

Прием «Атомы-молекулы».  Каждый учащийся объявляется одиноким атомом, блуждающим в пространстве. Учащиеся совершают «броуновское движение», встречаясь с другими атомами и даже совершая легкие столкновения. Но по команде учителя атомы объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле называет учитель.  

III. (К) Актуализация знаний

Графический органайзер «Гора истории». Определить элементы композиции повести «Пиковая дама»


Формативное оценивание: наблюдения учителя, «Словесное оценивание»  

IV. Подведение к теме урока

Обсуждение эпиграфа: «...В «Пиковой даме» герой повести — создание истинно оригинальное, плод глубокой наблюдательности и познания сердца человеческого...» (А.А.Краевский)

- Как вы думаете, о каком герое повести идет речь?

V. Ознакомление с целями урока и критериями оценивания  


Фишки разного цвета 



Графический органайзер     


«Русская литература» учебник для учащихся 9 класса – Шашкина Г.З.





  

Середина урока

(К) Анализ и интерпретация текста

Уровни мыслительных навыков: Понимание Применение  Оценка

Критерии оценивания:

Понимает содержание и основную мысль повести

Определяет способы выражения авторского отношения к герою повести

Оценивает позицию автора, обосновывает

Дескрипторы Обучающийся

- Определяет основную мысль, отвечает на вопросы

- Находит способы выражения авторского отношения к герою через внешность, речь, поведение, эпиграф   

- Выделяет особенности авторского отношения к герою, приводит примеры  

Задание: определите способы выражения авторского отношения к герою

5e2efef4994a1.png

Формативное оценивание: стратегия «Две звезды и одно пожелание»

(Г) Оценка и сравнительный анализ

Дифференцированное задание (по источнику информации, заданию)

Уровень А. Сравните иллюстрации: «Германн и графиня» художника Г.Гагарина, стр.114, «Проигрыш Германна» художника А.Кравченко, стр.113 – с эпизодами повести и ответьте на вопросы: - Какие эпизоды изображены на картинах? - Какие цвета используют художники для описания героев повести? - Почему художник А.Кравченко не соблюдает пропорции, изображая Германна и три карты (стр.112)? - Какие чувства возникли у вас после прочтения повести и просмотра картин? - Есть ли сходства и различия эпизодов повести и репродукций картин? Какие?

Уровень В. «Созвездие муз» задание 2 стр.116. Сравните повесть А.С.Пушкина с оперой П.А.Чаковского. Какие чувства у вас вызвало музыкальное воплощение пушкинской повести? Наблюдения оформить в виде «Графика эмоций».

Уровень С. «Созвездие муз» задание 1 стр.116. Сравните повесть «Пиковая дама» с фильмом Я. Протазанова. Удалось ли режиссеру передать замысел автора? Свои наблюдения оформить в виде «Диаграммы Венна»

Дескрипторы: Обучающийся

- находит эпизоды повести, соответствующие иллюстрациям, музыкальному произведению;

- сравнивает повесть с ее экранизацией;

- находит общие и отличительные признаки; - отвечает на вопросы; - оформляет свои наблюдения в виде графика;

- заполняет диаграмму Венна

Формативное оценивание: прием «Лист взаимооценивания»

   

Разминка «Пароход пришел в порт»     


Графический органайзер

Стикеры

Русская литература» учебник для учащихся 9 класса – Шашкина Г.З. стр.112-114


https://www.youtube.com/watch?v=16I8grKxD5w

«Русская литература» учебник для учащихся 9 класса – Шашкина Г.З. стр.116

https://www.youtube.com/watch?v=60GFl-WvdXI

«Русская литература» учебник для учащихся 9 класса – Шашкина Г.З. стр.116

Листы взаимооценивания    

Конец урока

(К) Задание на закрепление

Решение тестирования онлайн
КО

Обучающийся

-отвечает на вопросы теста

Формативное оценивание: прием «Сэндвич»

Дифференцированное домашнее задание (по уровню знаний учащихся):

Уровень А: написать письмо главному герою

Уровень В: «Проба пера» стр.113. Определить, кем является главный герой – злодеем или жертвой – размышления изложить в дискуссионной карте

Уровень С: сформулировать вопросы для «Ромашки Блума»  

https://itest.kz/ru/test/469929808


«Русская литература» учебник для учащихся 9 класса – Шашкина Г.З

Рефлексия

«Чемодан, мясорубка, корзина»

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.  


Дополнительная информация

Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими? 

На протяжении урока учащиеся работают во взаимосвязи с учителем. Дифференциация проводится по уровню знаний учащихся, диалогу и поддержке, заданиям и темпу

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень освоения материала учащимися?

В течение урокам предусмотрено формативное оценивание по критериям и дескрипторам с использованием приемов: наблюдение учителя «Словесное оценивание», листы взаимооценивания, «Две звезды и одно пожелание», прием «Сэндвич»

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности

Психологический настрой на урок, сопровождающийся движениями по классу, смена видов деятельности, постоянный контроль за выполнением требований Сан ПиНа при работе с компьютерами  


Отзывы(0)