Архитектура и скульптура, города тюрков в период раннего Cредневековья в VI-IX веках

Изатова Алмагуль Есенгельдиновна
Изатова Алмагуль Есенгельдиновна
Астана
Астана
Средняя школа №43
История Казахстана
Класс:
7 класс
Раздел:
Казахстан в VI – IX вв.
Тема:

Архитектура и скульптура, города тюрков в период раннего Cредневековья в VI-IX веках

26.10.2019
994
Скачать в PDF Скачать в WORD
Цели урока

сформировать представление о развитии архитектуры и скульптуры, городах тюркских племен на территории Казахстана в период раннего Средневековья.

Обучающие

сформировать представление об архитектуре и скульптуре как о неотъемлемых элементах культурного наследия тюрков.

Дать определение таким понятиям, как «Архитектура», «Скульптура», «Шанырак», «Кереге», « Уыки», «Рабат», «Шахристан», «Цитадель», «Балбал», «Менгиры».

Развивающие

выявить причинно-следственные связи между кочевым и оседлым видами хозяйства и особенностями строительного искусства, скульптуры. Отражение в скульптуре тюрков традиций захоронений сакских племен. Привить учащимся навыки самостоятельной и совместной работы в группе.

Воспитательные

эстетическое воспитание учащихся, расширение кругозора знаний учащихся, продолжить развитие познавательного интереса, творческих способностей учащихся.

Технологии
  • интерактивные технологии,
  • здоровьесберегающие,
  • поэтапное формирование умственных действий, 
  • технология развивающего обучения,
  • система преподавания истории как предмета, формирующего личность,
  • технология работы в малых группах,
  • технология сотрудничества.
Методы

репродуктивный, сравнительный анализ, интерактивные методы, поисковые, исследование, дифференцированный подход в обучении, межпредметная интеграция с географией, всемирной историей, словесный, диалог.

Тип урока

политическая карта Республики Казахстан, ACTIVBOARD, проектор, флипчарт, электронный носитель для общеобразовательных школ, раздаточный материал с трехуровневыми заданиями, ресурсы (ЦОР)

https://bilimland.kz и www.iTest.kz   

Ход урока

Этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы

1. Мотивационно- организационный

(2 минуты)

Вступительное слово.

Погружение в тему, через разбор эпиграфа. Определение цели урока.

Флипчарт1.

2. Этап актуализации опыта и обобщения знаний

(2 минуты)

Задачи:

- обеспечить мотивацию учения;

- включение учащихся в деятельность по определению целей;

- актуализировать опорные знания и способы деятельности.

 1. Понятие об архитектуре, скульптуре.

Архитектура (лат. язык architectura, греч. язык architectonike) – строительное искусство, зодчество, искусство проектировать и строить, художественный характер постройки.

Скульптура (лат. язык sculptura) – один из видов пространственных искусств, ваяние, создающий объемные изображения из глины, воска, высеченных из камня, вырезанных из дерева, а также совокупность таких изображений.

Запись понятий в рабочую тетрадь.

3. Работа по карте  3 минуты - демонстрация учителем на карте средневековых городов, существовавших в VI- IX вв. (слайды). Рассказ учителя сопровождается коллективным заполнением схемы учащимися.

Результаты работы: города тюрков как центры торговли и ремесла, выполняли административную, торгово-экономическую, культурную функцию и, в основном, располагались на трассах Великого Шелкового пути:

- на реках Южного Казахстана - Сырдарья, Шу и Талас, - в Жетысу (Семиречье).

Города на территории получили развитие благодаря расположению на трассах Шелкового пути. В XIII веке города пришли в упадок из- за нашествия Шынгысхана.

Диалоговое общение


Учащиеся предлагают ответ на заданный вопрос


ЦОР

3. Этап - подготовки к активной учебно-познавательной деятельности

(5 минут)

Задачи:

- подготовить учащихся к деятельности;

- активизация познавательных мотивов пред стоящей деятельности;

- обеспечить систематичность и преемственность знаний.

Первичное закрепление.

Размышление – работа в парах - 2 минуты

- почему дома средневековых горожан были, в основном, белого цвета?

- почему заборы-дувалы домов должны были быть высокими?

- почему монгольские войска Чингисхана 5 месяцев не могли взять город Отрар (Фараб), а Каирхану- правителю Отрара удавалось 1 месяц укрываться в цитадели?

почему оконные проемы вырезались не в боковой стене, а на потолке?

- какие функции выполняли бани-хаммамы?

4. Этап усвоения и применения новых знаний посредством системного анализа

(10 минут)

Задачи:

- развитие умений работать с текстом учебника,

- структурировать изучаемый материал,

- анализировать полученные данные.

Закрепление нового материала: 10 минут.

Рефлексия знаний учащихся - задания выполняются одновременно на ноутбуках.   

Определяют вопросы системного анализа. Флипчарт 3

- Заполнение СЛС: Анализ

Влияющие факторы Основное содержание Проблемы

Новые слова Исследование

Итог

Флипчарт 4, 5.

Флипчарт 6.

5. Этап проверки полученных знаний

(10 минут)

Первичное закрепление.

Размышление - 2 минуты

- Почему на территории тюркских каганатов, исповедующих тенгрианство, возводились буддийские храмы, христианские храмы, мусульманские мечети?

- Почему религиозные сооружения тюркского периода был увенчаны голубыми куполами?

- Почему с середины X века у тюркских домов крыши плоской формы?

- В современном религиозном зодчестве прослеживается традиция поклонения Тенгри. Догадайтесь, о чем идет речь?

- С какой целью возводились сардобы над колодцами?

Флипчарт 7

6.Этап закрепления, применения знаний

(5 минут)

Задачи:

– установить правильность выполнения заданий.

Закрепление на основе электронного тестирования 5 вопросов (www.iTest.kz)

Учитель подводит итоги, выставляет оценки.5db3f81446744.jpg

  

Решение тестов в течение 5 мин.

- анализируют и делают вывод

7.Этап оценивания, д/з

(5 минут)

Задачи:

– подведение итогов.

Оценки (на основе устного опроса, карточки, тестирование).  

Флипчарт 8

Д/З: пар. 45. глоссарий

Отзывы(0)