Местоимение как часть речи

МЕРКУЛОВА ДИАНА АЛЕКСЕЕВНА
МЕРКУЛОВА ДИАНА АЛЕКСЕЕВНА
Қостанай облысы
ГУ "СШ №30"
Русский язык
Класс:
4 класс
Раздел:
Природные явления
Тема:

Местоимение как часть речи

28.01.2020
88
Скачать в PDF Скачать в WORD
Цели обучения (ссылка на учебную программу):

4.1.2.1 определять тему и основную мысль высказывания, доказывая ее фактами; 4.3.8.1 различать на основе существенных признаков имена существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, числительные, наречия, предлоги и союзы и определять их роль в предложении  

Критерии успеха:

Узнать какая часть речи называется местоимением; о личных местоимениях 1, 2, 3-го лица. Находит местоимения в тексте. Обозначать лицо и число личных местоимений. Составить и записать предложения с личными местоимениями. Заменить существительные местоимениями. Составить предложения с местоимениями мужского, среднего, женского рода. Разгадать шарады с помощью местоимений.   

Привитие ценностей:

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. 

Межпредметная связь:

Познание мира, естествознание, математика,литературное чтение, самопознание

Предыдущие знания:

Имя числительное как часть речи. Имена числительные количественные и порядковые. Правописание количественных и порядковых числительных. Составление словосочетаний и предложений с числительными. Морфологический разбор имени числительного. 

Ход урока

Этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы

Начало урока

(1-2 мин.)

Создание положительного эмоционального настроя: - Доброе утро, мои дорогие! Давайте улыбнемся друг другу, подарите свои улыбки. Тихо сели девочки. Тихо сели мальчики.  

Середина урока

(2-32 мин)

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.

В гости к нам пришёл Дед Всевед. Имя его – от слов всё ведать, то есть всё знать. Он решил взять вас помощниками для своего исследования и проверить на сколько вы умные и внимательные.Если пройдете его проверку, то получите подарки. Чтобы приступить к исследованию нужно разбудить знания.

Задание 1 «Зоркий глаз». Прочитайте текст и скажите, какая ошибка в нем допущена. Сова – хищная птица. Сова считается лучшим охотником. Сова имеет мощные когти и чуткие уши. ( на слайде)

- О какой птице говорится в данном тексте? ( о сове)

- Какая речевая ошибка допущена в этом тексте? ( Повтор слова сова)

- Как исправить эту ошибку? ( Заменить слова сова другим словом.)

- Каким словом можно заменить слово сова? ( Птица, она)

- Какой текст получится? Прочитайте.

Сова – хищная птица. Она считается лучшим охотником. У нее мощные когти и чуткие уши.

- Какой частью речи является слово сова? ( именем существительным)

- Вместо какой же части речи мы употребили слово она? ( вместо имени существительного).

- Как вы думаете, о какой части речи мы будем говорить? ( о местоимении)

- Кто сформулирует тему урока?

- Итак, тема урока « Местоимение как часть речи».

- Какую цель мы поставим перед собой на этот урок? ( Должны узнать, что такое местоимение; будем учиться отличать местоимения от других частей речи)

-Дед Всевед, знал , что вы справитесь с этим заданием и подготовил еще несколько и исследовательскую карту, которую мы будем заполнять в течение всего урока.

Открытие нового знания ( построение проекта выхода из затруднения).

- Для начала выясним, почему же эта часть речи получила такое название?

- Может быть это уже кто-то знает? ( ответы уч-ся)

Оказывается, слово местоимение произошло от двух греческих слов анти ( вместо) и онима ( имя)

- Попробуйте сделать вывод, что такое местоимение. ( спросить несколько человек)

-У деда Всеведа есть свое мнение на этот счет. Дед Всевед решил отдохнуть и предлагает вам принять участие,для этого все встали.

Физминутка Если я назову местоимение, то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете. Я, красивый, друзья, мы, ты, солнечный, убежать, он, она, и, вы, зимний, прыгать, оно.

-Вы были внимательны, поэтому Дед Всевед приготовил для вас один факт

-Как вы думаете почему они ЛИЧНЫЕ?

-Личными они называются , потому что указывают на лицо , но не называют его. Местоимения я, мы – ( 1-го лица ) указывают на говорящего.

ты, вы – (2 – го лица) указывают на собеседника, то есть на того, с кем говорят).

он, она, оно,они – ( 3 –го лица) указывают на того, о ком говорят, или на то, о чём говорят.

Местоимения бывают единственного и множественного числа.

Местоимения я, ты, он, она, оно – местоимения единственного числа. Местоимения мы, вы, они – местоимения множественного числа.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

В следующем задании проверим новые знания.Ребята, посмотрите на слайд. Перед вами текст. Прочитайте этот текст, выпишите предложения с местоимениями и определите их лицо и число. Местоимения подчеркните.

1 ряд: Видел ли ты, что ночью выпал снег? Невероятная красота!Он покрыл землю пушистым ковром. Мы очень рады!

2 ряд: Налетела вьюга. Она подняла в воздух легкие снежинки. Они закружились в хороводе.

3 ряд: Мы смотрели в окно на ночное небо. Яркие звезды быстро падали. Я загадал желание.

- Поднимите руки те, кто выполнил задание верно. А вас ждёт новое задание. Представьте, что вы получили телеграмму. Для экономии в них пропущены местоимения. Ваша задача — расшифровать телеграмму, вставляя нужные местоимения. Не забудьте обратить внимание на форму глагола.

… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку.

Кого … ждёте? Почему … улетают? Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать?

Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку. Завтра … вернетесь из путешествия. Чем … будут заниматься? Откуда … взял большие ракушки? Подарки … подарила отличные.

Текст для проверки: Я нарисую ёлочку. А ТЫ что будешь рисовать? Когда ОН приедет? Завтра МЫ пойдём на речку. Кого ВЫ ждёте? Почему ОНИ улетают? Вечером МЫ читаем сказки. Что ОН вырезает из бумаги? А ВЫ умеете так вырезать? Какую задачу ОНИ решают? Куда ТЫ идёшь? Завтра Я пойду в библиотеку.

(Резерв) Какое местоимение составлено из двух предлогов? (О-на).

* Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево? (Оно).

* В каком местоимении 2 звука, одна буква? (Я)

* Какие 2 личные местоимения мешают движению по дорогам? (Я-мы)

* К какому местоимению нужно прибавить слог «ло», чтобы получить неодушевлённый предмет? (мы-ло)

* Какую букву и за какое местоимение нужно запрятать, чтобы получилось название животного? (За – я – ц).

* Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным? ( Я – всегда говорит о себе, но в алфавите последнее).  

Конец урока

(33-40 мин)

Итог урока (заполнение схемы) - Ребята, Всевед очень доволен вашей работой, вы очень постарались. Чтобы получить призы расскажите, что вы узнали о новой части речи. (кластер)      Учитель: - Какие молодцы! Всевед передал вам сладости. Запишите домашнее задание с доски пока я их раздам. Спасибо за урок!   

Приложение:

Открыть файл Презентация
Открыть файл План урока
Открыть файл Дополнительный материал

Отзывы(0)