Глагол как часть речи. Роль глаголов в предложении. Разнообразие лексических значений глаголов

Мицуля Елена Андреевна
Мицуля Елена Андреевна
Акмолинская
с.Узынколь
КГУ Ушаковская средняя школа
Русский язык
Класс:
3 класс
Раздел:
Выдающиеся личности
Тема:

Глагол как часть речи. Роль глаголов в предложении. Разнообразие лексических значений глаголов

27.01.2020
225
Скачать в PDF Скачать в WORD
Цели обучения (ссылка на учебную программу): 3.1.4.1 - участвовать в диалоге, планируя свою речь в соответствии с целями, условиями, временем, ситуацией, соблюдая речевые нормы 3.2.4.1 - определять типы текстов – описание, повествование – по их особенностям 3.3.8.1 - различать имена существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги и союзы; определять их роль в предложении  
Цели урока: 3.1.4.1 - участвовать в диалоге, планируя свою речь в соответствии с целями, условиями, временем, ситуацией, соблюдая речевые нормы 3.2.4.1 - определять типы текстов – описание, повествование – по их особенностям 3.3.8.1 - различать имена существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги и союзы; определять их роль в предложении  
Языковые цели: <p>Основные термины и словосочетания: </p><p> Герои космоса, космический корабль, казахстанские космонавты, главные члены предложения, сказуемое, публицистический деловой стиль </p><p> Используемый язык для диалога/письма на уроке: </p><p> Вопросы для обсуждения: Кого можно назвать героями космоса? Каких космонавтов ты знаешь? Что обозначают глаголы? На какие вопросы отвечают глаголы?&nbsp;&nbsp;</p>
Ожидаемый результат: <p>Все учащиеся смогут: Узнать о роли глаголов в предложении. Узнать о разнообразии лексических значений глаголов. </p><p> Большинство учащихся смогут: Ответить на вопросы после чтения текста. Исследовать группы глаголов и называть лексические значения. Приводить свои примеры глаголов. Составлять из слов предложения. Выписывать главные члены предложения. Определять тип текстов </p><p> Некоторые учащиеся смогут: Найти информацию о космонавтах и презентовать ее в классе&nbsp;&nbsp;</p>
Критерии успеха: <p>1.4 Участие в диалоге с соблюдением речевых норм в зависимости от ситуации общения 2.4 Определение типов и стилей текстов 3.8 Соблюдение грамматических норм&nbsp;&nbsp;</p>
Привитие ценностей: Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.
Навыки использования ИКТ: На данном уроке учащиеся не используют ИКТ
Межпредметная связь: - Литература * физическая культу¬ра * самопознание * трудовое обучение казахский язык, английский язык
Предыдущие знания: Материал 2 класса. 3 класса 1-2 четверти. Главные и второстепенные члены предложения. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Имена собственные и нарицательные. Род и число имён существительных. Изменение имен существительных по падежам во множественном числе. Имя прилагательное как часть речи. Роль в предложении. Разнообразие лексических значений имен прилагательных. Разнообразие лексических значений имен прилагательных. Связь имени прилагательного с именем существительным. Изменение имен прилагательных по родам и числам. Глагол как часть речи.

Ход урока

Этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы

Начало урока

(0-3 мин)

<p>Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся. Создание положительного эмоционального настроя. </p><p>Вы спешите, ребята в свой класс, </p><p> Без учебы дела не пойдут. </p><p> Космонавты растут среди нас.</p><p> Но без знаний на Марс не возьмут. </p><p> Ребята! Готовьтесь к полету. </p><p> Скоро, скоро настанет тот час, </p><p> Когда будут дороги открыты. </p><p> На Луну, на Венеру, на Марс!</p><p> Актуализация жизненного опыта. </p><p> Ребята, сегодня наш урок мы проведем в космосе. Прошу вас отгадать загадку, и узнаем на чем мы соберёмся в полет. </p><p> Чудо- птица, алый хвост, </p><p> Полетела в стаю звезд. (Ракета)</p><p> Совершая космическое путешествие , нужно совершить волшебное превращение. Чтобы узнать, в кого предстоит превратиться, послушайте еще одну загадку. </p><p> Он не летчик, не пилот</p><p> Он ведет не самолет</p><p> А огромную ракету </p><p> Дети, кто, скажите это? (космонавт)&nbsp;&nbsp;</p>

Середина урока

(22 мин)

<p>Работа над новой темой. </p><p> А сейчас я вам задам вопросы, а вы как космонавты должны на них ответить.</p><p> -Можно ли назвать космонавтов народными героями? </p><p> - Знаете ли вы, кто был первым космонавтом в мире? </p><p>(Юрий Алексеевич Гагарин. Он первый из землян облетел нашу планету и благополучно вернулся на Землю. Этот полет был произведен12 апреля 1961 года. С космодрома Байконур, который находится у нас в Казахстане. Полет продолжался всего 108 минут . Просмотр видео-ролика «Выход первого человека в космос»&nbsp; &nbsp;</p><p> (Г) Проверка домашнего задания. </p><p> Упр. 10 Учащиеся в группах читают упражнение Работа по учебнику. </p><p> (К, И) Минутка чистописания: </p><p> 1. «Угадай букву». </p><p> 2. Запись слов корабль, космонавт, ракета, самолёт в тетради, выделение орфограмм, постановка ударения. </p><p>3. Знакомство с этимологией слова космонавт.</p><p> – Первого человека, вышедшего в космическое пространство, назвали космонавтом. Состоит это слово из двух древних частей: греческих слов космос, означающего «мир», «вселенная», и наутес, означающего «плаватель». </p><p>В слове космонавт мы выделяем корень Другая часть этого слова – навт встречается и в некоторых других словах. Приведите свои примеры. (Аэронавт, астронавт.) </p><p> – Запишите группу однокоренных слов с корнем (Космос, космонавт, космический, космонавтика, космодром.) </p><p> 4. Работа над значением слова корабль. </p><p> – Сколько значений имеет слово корабль? Расскажите о них. (1) Крупное морское судно. 2) Летательный аппарат большой мощности.) </p><p> – Составьте и запишите два предложения, в которых слово корабль употребите в разных значениях. Могут писать в тетради в широкую линейку, отрабатывать каллиграфические навыки: соблюдение высоты, ширины и наклона прописных и строчных букв и их соединений</p><p> Упр. 10 Эталон И.п И.п И.п И.п Ласково смотрит доброе солнце. Свежий ветерок гонит Р.п Р.п. П.п П.п В.п В.п лёгкие облака. В лесной лазури поёт звонкую песню И.п И.п. И.п. Д.п В.п жаворонок. Пёстрый дятел стучит по коре белой В.п П.п П.п И.п И.п берёзы. В глубоком овраге звучит говорливый ручей. Легко дышать чистым утренним воздухом.&nbsp;</p><p>&nbsp; &nbsp;Работа над лексической темой урока</p><p> (К) Работа с текстом </p><p> Упр. 1. – Прочитайте отрывок из воспоминаний о первом космонавте Земли. Что о нём знаете? Задайте вопросы к выделенным словам.</p><p> Что они обозначают?</p><p> – К какой части речи относятся эти слова?</p><p> – Выпишите глаголы. Поставьте к ним вопросы. </p><p> (К, И) Знакомство с правилом стр. 61 (секреты учёного Ата). </p><p> Вывод: Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? читать прочитать </p><p> В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим. сущ. глаг. Народ гордится нашими космонавтами.&nbsp; &nbsp;&nbsp;</p><p>Упр. 1 Эталон </p><p> поднялся – что сделал? </p><p> оторвался что сделал? </p><p> помчался – что сделал?</p><p> спрашивают – что делают? </p><p> чувствуешь что делаешь?</p><p> чувствую – что делаю?</p><p> облетела – что сделала?</p><p>Динамическая пауза.</p><p>&nbsp;Наши первые казахстанские космонавты тоже отправлялись в космос с космодрома Байконур. Обратите внимание на портреты первых казахстанских космонавтов в учебнике. Токтар Онгарбаевич Аубакиров и Талгат Амангельдинович Мусабаев. Справка: Токтар Онгарбаевич Аубакиров- первый космонавт Казахстана. Родился 27 июля 1946 года. Полет в космос совершил в октябре 1991 года в составе международного экипажа на корабле «Союз ТМ-13». Выполнял работу космоната-исследователя. В открытом космосе провел 7 дней 22 часа 13 минут Космонавт Талгат Амангельдинович Мусабаев- родился 7 января 1951 года. Занесен в книгу рекордов Гиннесса: до него никто не находился в открытом космосе больше суток в течении одного полета. Айдын Аканович Аимбетов-казахский космонавт, первый гражданин Республики Казахстан, совершивший полет в космос, 545-й космонавт мира. Родился 27 июля 1972 года. Народный Герой Казахстана (2015) , генерал- майор ВВС Казахстана. За выдающиеся заслуги перед Казахстаном в освоении космоса ему присвоено звание «Народный герой». «Халық Каһарманы»&nbsp;&nbsp;</p><p>&nbsp; Работа над грамматической темой урока. </p><p> Цель: усвоение содержания темы. (П И)</p><p> Определение лексического значения глаголов. </p><p> Упр. 2. – Рассмотрите группы слов, объединённых одинаковым действием. Исследуйте, и назовите разнообразие лексического значения глагола. Приведите свои примеры.</p><p> Упр. 3. – Прочитайте глаголы. Определите лексическое значение каждой группы. Запишите столбики глаголов по указанному порядку.</p><p> Упр. 4 – Составьте из слов предложения. Запишите.&nbsp;&nbsp;</p>

Конец урока

(10 мин)

<p>Творческая работа </p><p> Упр. 5 – Прочитайте отрывки из биографии казахстанских космонавтов. Определите, какие это тексты: художественные или нехудожественные.&nbsp;&nbsp;</p><p>(К,И) Из полета возвратились. </p><p>Мы на Землю приземлились. </p><p>А чему мы научились? </p><p> Рефлексивное оценивание</p><p> Детям предлагается оценить свою работу на уроке с помощью звезд. </p><p>Учитель обращает внимание детей, что космонавты очень требовательные к себе люди и умеют самокритично&nbsp; оценивать свои знания. Одну звездочку дети оставляют себе, а другую дарят другу, который очень активно работал на уроке. Таким образом, учитель анализирует принятие информации всем классом. </p><p> Домашнее задание: 3 класс Стр. 63 упр. 6. </p><p> Стратегия критического мышления «Выбери одну фразу» Ученикам предлагается выбрать одну фразу, касающуюся со¬держания урока и завершить ее.&nbsp;&nbsp;</p>

Рефлексия

(5 мин)

<p>&nbsp;Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке. </p><p> Продолжают высказывания:</p><p> • Я почувствовал, что…</p><p> • Было интересно… </p><p> • Меня удивило… </p><p> • Своей работой на уроке я… </p><p> • Материал урока мне был… </p><p> • Мне захотелось… </p><p> • Мне больше всего удалось… </p><p> • Мое настроение…&nbsp;&nbsp;<br></p>

Отзывы(0)