Образ Германна в повести А.С.Пушкина «Пиковая дама»
Образ Германна в повести А.С.Пушкина «Пиковая дама»
| Цели обучения (ссылка на учебную программу): | 9.2.7.1. – определять способы выражения авторского отношения к герою 9.4.2.1. – сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя специфические средства создания образов в разных видах искусства |
| Цели урока: | Все учащиеся смогут: определять отношение автора к герою повести, сравнивать художественное произведение с произведениями живописи, отвечать на вопросы теста Большинство учащихся смогут: определять способы выражения авторского отношения к герою повести, сравнивать художественное произведение с произведениями музыки Некоторые учащиеся смогут: выражать авторскую позицию, аргументировать, сравнивать текст художественного произведение с его экранизацией, характеризовать специфические средства создания образов в литературе и кино |
| Языковые цели: | Учащиеся смогут: определять авторское отношение к герою, сравнивать произведения разных видов искусства Ключевые слова и фразы: демоническая личность, профиль Наполеона, душа Мефистофеля, тройка, семерка, туз, дама Терминология: тема произведения, проблематика, светская повесть, главный герой, второстепенный герой, эпизодический персонаж, эпизод, завязка конфликта, кульминация, развязка конфликта Полезные выражения для диалогов и письма: Я считаю … На мой взгляд … Я думаю … Во-первых,….во-вторых,… Используемый язык для диалога/письма на уроке: русский Вопросы для обсуждения: - Какими качествами характера обладает Германн? - С какой целью Германн начинает оказывать знаки внимания Лизавете Ивановне? - Какие мотивы движут героем? - Почему желание Германна разбогатеть терпит крах? |
| Критерии успеха: | Обучающийся: - определяет способы выражения авторского отношения к герою повести - сопоставляет художественное произведение с произведениями живописи, музыки и кинематографии - отвечает на вопросы теста |
| Привитие ценностей: | Формирование открытости и сотрудничества, пожизненного образования согласно общенациональной идее «Мәңгілік Ел», воспитание ценности коллективного труда, уважения мнения собеседника |
| Навыки использования ИКТ: | Интернет-ресурсы, аудиозапись оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама», видеофрагменты фильма Я.Протазанова https://bilimland.kz/ru |
| Межпредметная связь: | Самопознание, музыка, изобразительное искусство |
| Предыдущие знания: | Учащиеся знакомы с историей создания повести, художественными особенностями произведения, владеют навыками сравнения, интерпретации |
Ход урока
| Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
|---|---|---|
|
Начало урока |
I. Организационный этап. Приветствие учащихся - Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым. - Какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи фишек разного цвета, которые лежат у вас на парте. Красная фишка настроение отличное, зелёная хорошее, синяя - грустное. - Я тоже покажу вам своё настроение. - Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведём наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное. II. Деление на группы. Прием «Атомы-молекулы». Каждый учащийся объявляется одиноким атомом, блуждающим в пространстве. Учащиеся совершают «броуновское движение», встречаясь с другими атомами и даже совершая легкие столкновения. Но по команде учителя атомы объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле называет учитель. III. (К) Актуализация знаний Графический органайзер «Гора истории». Определить элементы композиции повести «Пиковая дама» Формативное оценивание: наблюдения учителя, «Словесное оценивание» IV. Подведение к теме урока Обсуждение эпиграфа: «...В «Пиковой даме» герой повести — создание истинно оригинальное, плод глубокой наблюдательности и познания сердца человеческого...» (А.А.Краевский) - Как вы думаете, о каком герое повести идет речь? V. Ознакомление с целями урока и критериями оценивания |
Фишки разного цвета Графический органайзер «Русская литература» учебник для учащихся 9 класса – Шашкина Г.З. |
|
Середина урока |
(К) Анализ и интерпретация текста Уровни мыслительных навыков: Понимание Применение Оценка Критерии оценивания: Понимает содержание и основную мысль повести Определяет способы выражения авторского отношения к герою повести Оценивает позицию автора, обосновывает Дескрипторы Обучающийся - Определяет основную мысль, отвечает на вопросы - Находит способы выражения авторского отношения к герою через внешность, речь, поведение, эпиграф - Выделяет особенности авторского отношения к герою, приводит примеры Задание: определите способы выражения авторского отношения к герою
Формативное оценивание: стратегия «Две звезды и одно пожелание» (Г) Оценка и сравнительный анализ Дифференцированное задание (по источнику информации, заданию) Уровень А. Сравните иллюстрации: «Германн и графиня» художника Г.Гагарина, стр.114, «Проигрыш Германна» художника А.Кравченко, стр.113 – с эпизодами повести и ответьте на вопросы: - Какие эпизоды изображены на картинах? - Какие цвета используют художники для описания героев повести? - Почему художник А.Кравченко не соблюдает пропорции, изображая Германна и три карты (стр.112)? - Какие чувства возникли у вас после прочтения повести и просмотра картин? - Есть ли сходства и различия эпизодов повести и репродукций картин? Какие? Уровень В. «Созвездие муз» задание 2 стр.116. Сравните повесть А.С.Пушкина с оперой П.А.Чаковского. Какие чувства у вас вызвало музыкальное воплощение пушкинской повести? Наблюдения оформить в виде «Графика эмоций». Уровень С. «Созвездие муз» задание 1 стр.116. Сравните повесть «Пиковая дама» с фильмом Я. Протазанова. Удалось ли режиссеру передать замысел автора? Свои наблюдения оформить в виде «Диаграммы Венна» Дескрипторы: Обучающийся - находит эпизоды повести, соответствующие иллюстрациям, музыкальному произведению; - сравнивает повесть с ее экранизацией; - находит общие и отличительные признаки; - отвечает на вопросы; - оформляет свои наблюдения в виде графика; - заполняет диаграмму Венна Формативное оценивание: прием «Лист взаимооценивания»
Разминка «Пароход пришел в порт» |
Графический органайзер Стикеры Русская литература» учебник для учащихся 9 класса – Шашкина Г.З. стр.112-114 https://www.youtube.com/watch?v=16I8grKxD5w «Русская литература» учебник для учащихся 9 класса – Шашкина Г.З. стр.116 https://www.youtube.com/watch?v=60GFl-WvdXI «Русская литература» учебник для учащихся 9 класса – Шашкина Г.З. стр.116 Листы взаимооценивания |
|
Конец урока |
(К) Задание на закрепление Решение тестирования онлайн Обучающийся -отвечает на вопросы теста Формативное оценивание: прием «Сэндвич» Дифференцированное домашнее задание (по уровню знаний учащихся): Уровень А: написать письмо главному герою Уровень В: «Проба пера» стр.113. Определить, кем является главный герой – злодеем или жертвой – размышления изложить в дискуссионной карте Уровень С: сформулировать вопросы для «Ромашки Блума» |
https://itest.kz/ru/test/469929808
|
|
Рефлексия |
«Чемодан, мясорубка, корзина» На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины. Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу. Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке. |
|
|
Дополнительная информация |
Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими? На протяжении урока учащиеся работают во взаимосвязи с учителем. Дифференциация проводится по уровню знаний учащихся, диалогу и поддержке, заданиям и темпу Оценивание – как Вы планируете проверять уровень освоения материала учащимися? В течение урокам предусмотрено формативное оценивание по критериям и дескрипторам с использованием приемов: наблюдение учителя «Словесное оценивание», листы взаимооценивания, «Две звезды и одно пожелание», прием «Сэндвич» Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности Психологический настрой на урок, сопровождающийся движениями по классу, смена видов деятельности, постоянный контроль за выполнением требований Сан ПиНа при работе с компьютерами |

Отзывы(0)