Расчеты по химическим формулам

Губенко Виктория Витальевна
Губенко Виктория Витальевна
Костанайская
Костанай
Школа-лицей№1
Химия
Класс:
8 класс
Раздел:
Формулы веществ и уравнения химических реакций
Тема:

Расчеты по химическим формулам

29.01.2020
185
Скачать в PDF Скачать в WORD
Цели обучения (ссылка на учебную программу): 8.2.3.1 вычислять массовые доли элементов в составе вещества, выводить формулы веществ по массовым долям элементов
Цели урока: Все учащиеся вычисляют массовые доли элементов в составе вещества, выводят формулы веществ по массовым долям элементов&nbsp; Большинство учащихся могут объяснить содержание вещества в смеси&nbsp; Некоторые учащиеся самостоятельно составляют условия задач <br>
Языковые цели: Массовая доля элемента
Ожидаемый результат: Учащиеся смогут вычислять массовые доли элементов в составе вещества, выводить формулы веществ по массовым долям элементов<br>
Критерии успеха: <p>- вычисляют массовые доли элементов в составе вещества, выводят формулы веществ по массовым долям элементов&nbsp; </p><p>- могут объяснить содержание вещества в смеси&nbsp; </p><p>-&nbsp; составляют условия задач <br></p>
Привитие ценностей: Взаимное сотрудничество, толерантность, ответственность, готовность учится
Навыки использования ИКТ: Youtube, bilimland<br>
Межпредметная связь: Алгебра
Предыдущие знания: Расчет относительной молекулярной массы по формуле вещества

Ход урока

Этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы

Начало урока

(7 минут)

<p>1.&nbsp;&nbsp; &nbsp;Психологический настрой&nbsp; </p><p>Релаксация (под музыку звуков природы).</p><p> Закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой. </p><p>- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу. Я посчитаю до 5 . На счёт «5» – вы откроете глаза. Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы.&nbsp; </p><p>В течение всего урока вы будете заполнять лист оценивания по описанным критериям после каждого задания. (приложение 1)&nbsp;&nbsp; </p><p>2. Актуализация опорных знаний</p><p> Прием «Закончи предложение» </p><p>Химическая формула это…&nbsp; </p><p>По химической формуле можно рассчитать… </p><p>Относительная молекулярная масса это…&nbsp; </p><p>Чтобы найти относительную молекулярную массу нужно… </p><p>Относительная молекулярная масса оксида калия равна…&nbsp; </p><p>Ф.О. Самооценивание&nbsp;&nbsp; </p><p>Обратная связь </p><p>- Что вызвало затруднения? </p><p>- Какие возникли вопросы?&nbsp; </p><p>Работа в парах «Морской бой» </p><p>Рассчитайте относительные молекулярные массы веществ. Определите зашифрованные слова (Приложение 2)</p><p>Критерии оценивания&nbsp;&nbsp; &nbsp;Дескрипторы Рассчитывают относительные молекулярные массы веществ и определяют зашифрованные слова&nbsp;&nbsp; &nbsp;</p><p>1. Рассчитывают относительную молекулярную массу веществ по формуле </p><p>2. Соотносят формулу вещества и его относительную молекулярную массу </p><p>3. Определяют зашифрованные слова&nbsp;&nbsp; </p><p>Ф.О. Самооценивание, взаимооценивание</p><p>&nbsp; Обратная связь </p><p>- Что вызвало затруднения? - Какие возникли вопросы?&nbsp; </p><p>По химической формуле можно рассчитывать не только относительную молекулярную массу, но и массовую долю. И сегодня мы с вами научится совершать новые для вас расчеты.&nbsp; </p><p>Учитель и ученики формулируют тему урока, цели и критерии успеха. <br></p> <p>&nbsp;&nbsp; Аудиозапись «Звуки Природы - Весна в лесу» и презентация&nbsp;&nbsp;&nbsp; </p><p>Лист оценивания (приложение 1)&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; </p><p>Карточки (приложение 2) <br></p>

Середина урока

(30 минут)

<p>Просмотр видеоролика&nbsp; </p><p>Сколько процентов от апельсина получили котята? </p><p>Обсуждение Учитель и учащиеся проводят аналогию с нахождением массовой доли</p><p>Учащиеся определяют, что такое формула вещества и что по ней можно рассчитать&nbsp;</p><p>Индивидуальная работа </p><p>Работа с учебником. Параграф 6. Страница 26. Прием «Заполни пропуски». (Приложение 3) </p><p>Работая с учебником, заполните пропуски </p><p>Критерии оценивания&nbsp;&nbsp;&nbsp; Дескрипторы Заполняют пропуски&nbsp;&nbsp;&nbsp; </p><p>1. Читает параграф </p><p>2. Заполняет пропуски в тексте&nbsp; </p><p>Ф.О. Самооценивание&nbsp;&nbsp; </p><p>Обратная связь </p><p>- Что вызвало затруднения? </p><p>- Какие возникли вопросы? </p><p>Деление на группы по 4 человека жеребьевкой. </p><p>Каждая группа получает задание. По примерам задач из учебника составить алгоритмы решения задач на вычисление массовых долей элементов в составе вещества и на вывод формул веществ по массовым долям элементов.&nbsp; </p><p>Задание (приложение 4) </p><p>Просмотрите образцы решения задач на стр 27,28 и составьте свои алгоритмы решения (последовательность действий)&nbsp; </p><p>I.&nbsp; Вычисление массовых долей элементов в составе вещества </p><p>1. Прочитайте… </p><p>2. Запишите… </p><p>3. Найдите…&nbsp; </p><p>4. По формуле… </p><p>5. Запишите... </p><p>II. Вывод формул веществ по массовым долям элементов </p><p>1.Прочитайте… </p><p>2.Запишите … </p><p>3. Напишите… </p><p>4. Составьте…&nbsp; </p><p>5. Если… </p><p>6.Запишите … </p><p>&nbsp;Критерии оценивания&nbsp;&nbsp;&nbsp; Дескрипторы</p><p> Составляют алгоритмы решения задач на вычисление массовых долей элементов в составе вещества и на вывод формул веществ по массовым долям элементов &nbsp;&nbsp;&nbsp; </p><p>1. Изучают образцы решения задач в учебнике </p><p>2. Анализируют </p><p>3. Формируют алгоритмы решения </p><p>4. Сверят свои алгоритмы с предложенными учителем </p><p>Ответ </p><p>I.&nbsp; Вычисление массовых долей элементов в составе вещества </p><p>1.Прочитайте текст задачи </p><p>2.Запишите условие </p><p>3.Найдите молекулярную массу вещества </p><p>4. По формуле ω=&nbsp; (n∙Ar(элемента))/(Mr(вещества)) рассчитайте&nbsp; массовую долю элемента в соединении </p><p>5.Запишите ответ. </p><p>II. Вывод формул веществ по массовым долям элементов </p><p>1.Прочитайте текст задачи </p><p>2.Запишите условие&nbsp; </p><p>3. Напишите формулу вещества, заменив неизвестные индексы на x,y,z </p><p>4. Составьте соотношения массовой доли элемента к его относительной атомной массе </p><p>5. Если получается десятичная дробь, то необходимо избавиться от десятичной дроби </p><p>6.Запишите ответ </p><p>Ответ </p><p>I.&nbsp; Вычисление массовых долей элементов в составе вещества </p><p>1.Прочитайте текст задачи </p><p>2.Запишите условие </p><p>3.Найдите молекулярную массу вещества </p><p>4. По формуле ω=&nbsp; (n∙Ar(элемента))/(Mr(вещества)) рассчитайте&nbsp; массовую долю элемента в соединении </p><p>5.Запишите ответ. </p><p>II. Вывод формул веществ по массовым долям элементов </p><p>1.Прочитайте текст задачи </p><p>2.Запишите условие&nbsp; </p><p>3. Напишите формулу вещества, заменив неизвестные индексы на x,y,z </p><p>4. Составьте соотношения массовой доли элемента к его относительной атомной массе </p><p>5. Если получается десятичная дробь, то необходимо избавиться от десятичной дроби </p><p>6.Запишите ответ</p><p>Ф.О. Самооценивание, взаимооценивание, оценивание в группе </p><p>Обратная связь </p><p>- Что было непонятно?&nbsp; </p><p>- Что вызывает затруднения? </p><p>- Что необходимо уточнить?&nbsp;</p><p> Физминутка </p><p>Раз- подняться на носки и улыбнуться, </p><p>Два – руки вверх и подтянуться, </p><p>Три- согнуться, разогнуться, </p><p>Четыре- снова всё начать. </p><p>Пять- на пояс руки ставим,&nbsp; </p><p>Шесть -повороты туловища начинаем, </p><p>Семь- по глубже всем вздохнуть. </p><p>Восемь - мы разок присядем, </p><p>Девять- урок наш продолжаем.&nbsp; </p><p>Дифференцированные задания </p><p>Учащиеся самостоятельно определяют уровень сложности заданий и выполняют их. </p><p>После выполнения учитель показывает ответы.&nbsp; </p><p>Уровень А </p><p>1. Вычислить массовую долю кальция и кислорода в CaO </p><p>2. Вычислить массовую каждого из элементов в Н2SO4 </p><p>3. Массовая доля азота в оксиде азота равна 36,84 %. Найти формулу данного оксида&nbsp; </p><p>Уровень В </p><p>1. Вычислить массовую долю каждого из элементов в Na2O2 </p><p>2. Вычислить массовую долю каждого из элементов в Al(NO3)3 </p><p>3. В состав химического соединения входят 34,6% натрия, 23,3% фосфора и 42,1% кислорода. Определите простейшую формулу вещества. </p><p>4. Что такое смесь? Использую полученные знания на уроке, предположите, как можно найти массовую долю вещества в смеси&nbsp; </p><p>Уровень С </p><p>1. Вычислить массовую долю каждого из элементов в Al2O3 </p><p>2. Вычислить массовую долю каждого из элементов в Ca3(PO4)2 </p><p>3. В состав пищевой соды, применяемой в быту входят 27,38% натрия,1,19% водорода, 14,29- углерода, и кислород. Вывести формулу этого соединения </p><p>4.Что такое смесь? Использую полученные знания на уроке, предположите, как можно найти массовую долю вещества в смеси </p><p>5. Составьте условие задачи на вычисление массовой доли </p><p>&nbsp;Критерии оценивания&nbsp;&nbsp;&nbsp; Дескрипторы </p><p>Выполняют расчёты с массовой долей&nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp; </p><p>1. Выполняет задания используя изученные ранее алгоритмы </p><p>2. Смотрит верные ответы </p><p>3. Осуществляет проверку своих заданий (и взаимопроверку) </p><p>4. Осуществляет работу над ошибками</p><p>Ответы&nbsp; </p><p>Уровень А </p><p>1.ꞷ(Са) = 71,43%; ꞷ(О) = 28,57%. </p><p>2.ꞷ(Н) = 2,04%; ꞷ(S) = 32,65%; ꞷ(O) = 65,31%. </p><p>3. N2O3&nbsp; </p><p>Уровень В </p><p>1. ꞷ(Na) = 58,97%; ꞷ(O) = 41,03%. </p><p>2. ꞷ(Al) = 12,68%; ꞷ(N) = 19,72%; ꞷ(O) = 67,6%. </p><p>3. Na4P2O7 </p><p>4. Смесь — система, состоящая из двух или более веществ. Чтобы найти массовую долю вещества в смеси нужно массу этого вещества разделить на массу смеси (и умножить на 100%)&nbsp;</p><p> Уровень С </p><p>1.ꞷ(Al) = 52,94%; ꞷ (O) = 47,06%. </p><p>2.ꞷ(Ca) = 38,71%; ꞷ (P) = 20%; ꞷ (O) = 41,29%. </p><p>3. NaHCO3 </p><p>4. Смесь — система, состоящая из двух или более веществ. Чтобы найти массовую долю вещества в смеси нужно массу этого вещества разделить на массу смеси (и умножить на 100%)&nbsp;</p><p> Ф.О. Самооценивание, взаимооценивание Обратная связь </p><p>- Где были ошибки? </p><p>- Что необходимо пояснить? </p><p>- На чем нужно сделать упор? </p><p><br></p><p> <br></p><p> <br></p> <p>https://www.youtube.com/watch ?v=pl8oL_E_IXg </p><p><br></p><p><a href="https://bilimland.kz/ru/subject/ximiya/8-klass/raschety-po-ximicheskim-formulam?mid=ffb430c0-9d59-11e9-be78-49d30a05e051" target="_blank">https://bilimland.kz/ru/subject/ximiya/8-klass/raschety-po-ximicheskim-formulam?mid=ffb430c0-9d59-11e9-be78-49d30a05e051</a></p><p>Индивидуальные карточки (приложение 3)</p><p>Стикеры для деления на группы&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; </p><p>Карточки с заданиями для групп (приложение 4)&nbsp; </p><p>Карточками с заданиями по уровням (Приложение 5) <br></p>

Конец урока

(2 минуты)

<p>Учащиеся подчитывают баллы за урок </p><p>Максимальный балл –14 баллов </p><p>Цель достигнута - 10-14 баллов </p><p>Цель не достигнута – ниже 10 баллов </p><p><br></p><p>Разноуровневое домашнее задание </p><p>Уровень А: Параграф 6, №2(в), №4 </p><p>Уровень В: Параграф 6, №3, №5 </p><p>Уровень С: Параграф 6, составьте условие двух задач (по одно на каждый тип) и решите их. <br></p>

Рефлексия

(1)

<p>Рефлексия «Метод пяти пяльцев» </p><p>М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил? </p><p>Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг? </p><p>С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение? </p><p>У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал? </p><p>Б! (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; для своего здоровья? <br></p>

Приложение:

Открыть файл Поурочный план с приложениями

Отзывы(0)