О.Уайльд. «Соловей и роза»
Русская литература
Класс:
5 класс
Раздел:
Литературная прозаическая сказка
Тема:
О.Уайльд. «Соловей и роза»
10.02.2020
52
1
Цели обучения (ссылка на учебную программу): | |
Цели урока: | <p>Чтение и анализ сказки.</p><p> Определение авторской идеи и темы произведения. </p><p> Характеристика главных героев показать своеобразие литературных персонажей в произведении; помочь учащимся перейти от уровня содержания к уровню смысла; расширить культурный кругозор учащихся </p> |
Критерии успеха: | Учащийся достигает цели обучения, если: научаться формировать речевые умения: обозначать тему, выделять основную мысль; выбрать заголовок, деление на части, записать план ; использование языковых средств. |
Привитие ценностей: | <p>Способствовать осознанию учащимися ценностей «Мәңгілік ел». </p><p> Привитие через чтение произведения таких ценностей, как любовь, находчивость и справедливость.</p> |
Навыки использования ИКТ: | На данном уроке ИКТ используются для просмотра слайдов |
Межпредметная связь: | Связь с предметом самопознание |
Предыдущие знания: | На данном уроке учащиеся будут работать по заранее прочитанному произведению, по выученному отрывку из произведения. |
Ход урока
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
---|---|---|
Начало урока |
Создание коллаборативной среды Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Учитель совместно с учащимися определяет цели урока/ЦО и критерии успеха. Проверка домашнего задания: Учащиеся в парах проводят взаимоопрос по теме домашнего задания. Выписать из текста «Сказки о царе Берендее» В.А. Жуковского и выразительно читать цитаты, которые соотносятся с основными элементами сказочной композиции – зачином, завязкой, кульминацией и развязкой. Критерии успеха: 1. выписанные цитаты соответствуют основным элементам сказочной композиции – зачином, завязкой, кульминацией и развязкой; 2. демонстрирует выразительное чтение фрагментов текста небольшого объема | <br>https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/televizionnye-programmy/bolshie-lyudi/lesson/01-abai-kunanbaev-gans-xristian-andersen-al-farabi |
Середина урока |
<p><br></p><p>Деление на две группы (по желанию учителя или учащихся) Г. Стратегия «Бисер» Работа над произведением Понравилось ли вам произведение? Оно является сказкой? Какими приемами автор добивается этого? Какие чувства оно у вас вызвало? И почему? (грусти, жалости, печали) Встретились ли незнакомые слова? Словарная работа (слайд 7) (Индивидуальное задание) Трель - мелодичное звучание Камергер – высокий придворный чин Философия – дословно любовь к мудрости, наука о мудрости Логика – наука умозаключений Ладан - душистая смола, используемая при богослужении Репродуктивные вопросы на знание содержания сказки Кто является главными героями произведения? Почему плачет Студент? Зачем ему нужна роза? Что будет, если Студент не найдет розу? Кто поддерживает Студента в печали? Кто посмеялся над его страданиями? Аналитическая работа по содержанию сказки Тема произведения О чем это произведение? О любви. Что такое любовь? (слайд 8) (Индивидуальное задание) Любовь – чувство самоотверженной, сердечной привязанности. Любовь - высокое чувство, которое живет в человеческих сердцах и душах. Понятие нематериальное. Нет однозначного ответа, что такое любовь. Люди понимают ее по-разному. По-разному понимают ее и наши герои. Попробуем разобраться в чувствах, которые испытывают наши герои. Кто из них прав в своих высказываниях о любви? Практическая работа по вариантам (слайд 9) Найдите по тексту высказывания Соловья, девушки и Студента о любви: Соловей Студент Девушка Воистину любовь-это чудо. Она драгоценнее изумруда и дороже прекраснейшего опала. Жемчуга и гранаты не могут купить ее, и она не выставляется на рынке. Ее не приторгуешь в лавке и не выменяешь на золото. (стр.194) Какая глупость-эта любовь.В ней и на половину нет той пользы, какая есть в логике. Она ничего не доказывает, всегда обещает несбыточное и заставляет верить в невозможное. Она удивительно непрактична. (стр.199) Боюсь, что эта роза не подойдет к моему туалету. Каменья куда дороже цветов. (стр.199) Любовь дороже Жизни. (стр.196) В Любви больше мудрости. Любовь сильнее любой власти. (стр.196) Чьи высказывания вам кажутся правильнее? Почему? ( Соловей говорит о высоком чувстве любви, которое не имеет цены и не знает смерти; Студент ищет в любви практический смысл; любовь девушки корыстна, измеряется драгоценностями) Чье мнение вы разделяете? О какой любви поет Соловей? Какие ее этапы он упоминает в своей песне? Прочитаем отрывок песни Соловья о любви (стр.197,198). Выразительное чтение (до слов … о той Любви, которая не умирает в могиле). Сделайте вывод, какая она настоящая любовь? Вывод: настоящая любовь живет в человеческих душах, песнях, стихах, она не умирает. Почему расцвела роза? (Соловей наполнил ее силой любви) Какие средства использует автор, чтобы передать перерождение розы: от бледной до алой, «подобно утренней заре»? (Эпитеты («нежный румянец», «алая великолепная роза», «сравнения («как легкий туман над рекой», «подобно утренней заре на рассвете»; олицетворение («затрепетав, раскрыла свои лепестки») Трель соловья (слайд 10) Удалось ли автору передать красоту и мелодичность пения Соловья? Каким оно вам показалось? (Мастерство писателя: «пение напоминало журчание воды, льющейся из серебряного кувшина», «он пел о Любви, которая обретает совершенство в Смерти, о той Любви, которая не умирает в могиле», «холодная хрустальная луна слушала») Почему именно Соловей в произведении поет о любви, а не воробей? Соловей в народе славится прекрасными звуками своего голоса. Закройте глаза и послушайте трель настоящего соловья. (Звучит фонограмма) Характеристика героев Как отнеслась девушка к подарку студента? Как это ее характеризует? (девочки) (Неблагодарная, черствая, бессердечная, корыстная) Как поступил Студент с розой после разговора с девушкой? Что сказал? Как вы можете охарактеризовать его? (мальчики) (Эгоистичный, трусливый, бездушный) Можно ли назвать этих героев положительными? Несут ли они добро в сказке? данного текста с того места, где остановится предыдущий ученик. Задание (групповое), карточки в форме красных сердечек: 1 группа «Любовь!» (Какое это чувство?) 2 группа «Любовь?» (Что это такое? Мука или радость?) 3 группа «Любовь…» (Как вы понимаете это чувство…) 1. Почему Соловей решил помочь Студенту? 2. Найдите в тексте песню Соловья о Любви. О каких этапах Любви он пел? 3. Почему расцвела красная роза? 4. Найдите отрывок из сказки, где Соловей поет о Жизни и Смерти. Что для него дороже- Жизнь или Смерть? 5. Как оценивает девушка подарок Студента? Сравните ее слова со словами Соловья о Любви и драгоценностях. 6. Сравните, что говорят о любви Соловей и Студент. Чье мнение вы разделяете? 7. Определите позицию автора. Как она выражена в тексте произведения? 8. Почему автор назвал свою сказку «Соловей и роза», а не «Соловей и Студент»? 9. Сформулируйте основную идею сказки. Ф. Взамооценивание Критерии успеха: 1. имеет общее представление о художественном произведении, осмысливает тему; </p> | |
Конец урока |
Заключение. Переход к идее произведения Почему Соловей решил помочь Студенту? (Он жертвует собой ради любви) Как самоотверженный поступок характеризует Соловья? (Бескорыстный, преданный, верный, готовый к самопожертвованию) Он является положительным героем, носителем добра в сказке. Мы подошли к моменту определения идеи сказки, зачем она написана. Предлагаю вам подумать над вопросом: почему произведение называется «Соловей и роза», а не «Соловей и Студент»? Ответ на вопрос поможет вам в раскрытии позиции автора и определении значения сказки. Звучит романс Н. Носкова «Однообразные мелькают». Дети формулируют письменно свои высказывания. Соловей в сказке является носителем… (слайд 11) Носителем позиции автора является Соловей, который своим поступком и смертью утверждает, что любовь – высокое светлое чувство. Любовь дороже Жизни. Подведение итогов. Рефлексия Вопросы слабым детям: Какое произведение изучали? Кто автор? Любовь – это… Может ли подвиг Соловья вдохновить нас, людей, на хорошие поступки ради любимых и близких? Взаимооценивание «Две звезды и одно пожелание» Критерии успеха Учащийся достигает цель, если 1. заполняя таблицы, демонстрирует понимание прочитанного текста; 2. указывает сходства народной и литературной сказки (не менее 3); 3. указывает различия между народной и литературной сказками (не менее 3) | |
Рефлексия |
Рефлексия по уроку Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему? |
Отзывы(0)