"Имя существительное. Синтаксическая роль"
"Имя существительное. Синтаксическая роль"
Цели обучения (ссылка на учебную программу): | 4.1.5.1 строить монологическое высказывание, используя самостоятельно разработанный план и наглядные материалы; 4.3.5.1 исправлять лексические, стилистические, орфографические и пунктуационные ошибки; 4.3.8.2 определять род, число и падеж имен существительных, изменять их по падежам; 4.3.8.8 различать главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (обстоятельство, дополнение), задавать к ним вопросы. |
Цели урока: | Определение главной и второстепенной роли имени существительного в предложении. |
Языковые цели: | Учащиеся могут: следуя алгоритму, задавая вопросы, склонять имена существительные по падежам. Предметная лексика и терминология: главные члены, второстепенные члены, подлежащее, дополнение, обстоятельство, поясняет сказуемое. |
Ожидаемый результат: | Обучающийся: 1. анализирует и строит монологические высказывания; 2. задает вопросы, называет имена существительные, склоняет по падежам; 3. следуя алгоритму, определяет синтаксическую роль имен существительных; 4. правильно употребляет новые слова (подлежащее, дополнение, обстоятельство) в речи. |
Критерии успеха: | Обучающийся: 1. Понимает роль существительного в речи в предложении; 2. Умеет задавать вопросы; 3. Различает члены предложения (главные, второстепенные); 4. Определяет и выделяет главные и второстепенные члены. |
Привитие ценностей: | Коммуникабельность, уважение к мнению одноклассников, сотрудничество. |
Навыки использования ИКТ: | Учебная презентация. |
Межпредметная связь: | Литературное чтение, математика (диаграмма в рефлексии).
|
Предыдущие знания: | Имя существительное как часть речи: вопросы, что обозначает, постоянные и непостоянные признаки. |
Тема урока: | Урок русского языка (гимназический) "Имя существительное. Синтаксическая роль". |
Ход урока
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
---|---|---|
Начало урока (5 мин) |
1. Организационный момент. Есть необычная страна, Которой не найдёшь на карте, Для нас доступная она Вот здесь на нашей парте. И путешествовать в неё Отправимся мы снова, А называется она…. (дети читают хором) МОРФОЛОГИЯ - Мы начинаем урок русского языка. Перед тем, как начать работу, давайте вспомним правила посадки за партой и положение тетради на парте. Я тетрадь свою открою И с наклоном положу. Я, друзья, от вас не скрою Ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. - Записываем сегодняшнее число, классная работа. |
|
Середина урока |
2. Сообщение темы и целей урока (Слышится стук в дверь, заходит почтальон и передает конверт с письмом для учащихся, ученица читает послание) Добрый день, дорогие четвероклассники! Вы уже давно знакомы со мной, знаете мои постоянные и непостоянные признаки, умеете склонять меня по падежам, научились правильно употреблять меня в речи и красиво писать в тетради. Я очень радо этому! Сегодня я хочу рассказать вам, ребята, о себе новое и интересное, то, что обязательно пригодится вам в пятом классе. Имя существительное. (вместе с посланием ребята получают разноцветные конверты с заданиями) - От кого послание, ребята? - Чтобы выполнить все задания быстро и качественно, надо работать сообща. Я предлагаю разделиться на группы по цвету конвертиков. (ребята делятся на группы) - А что мы знаем об имени существительном? (на доске домик с планом) - Составьте по данному плану кластер на тему имя существительное. (группы работают, презентует кластер тот, у кого наклеена розовая фишка на конверте) - Молодцы, ребята! А сегодня на уроке мы узнаем какую роль в предложении выполняет имя существительное. 3. Введение в тему урока. Чистописание (элементы буквы Д, д) - Откройте конвертик, достаньте белую карточку. Выполните задание самостоятельно. - Придумайте существительное на букву Д (ед.ч, И. п.). Запишите с этим словом предложение. (дети читают предложения) - О чем говорится в ваших предложениях? - Какую роль выполняет это имя существительное? Как оно называется? Как выделяется в предложении? (дети начинают составлять схему на доске) 4. Изучение нового материала. - Достаньте из конвертика розовую карточку. Прочитайте текст. В деревня моро… запуш…л д…ревья снежок. Огромный пру… зима зат…нула гла…ким лёд. Ребята расчистили к…ток. Ло…ко и ле…ко ск…льзят реб…тишки по лёд на коньки. У дети бл…стят от счастье глаза. По лёд бегает за ребята (Ш/ш)арик и всем мешает. Вес…ло и радос…но звуч…т де…ские голоса. - Почему так трудно читается текст? (все существительные в начальной форме) - Поставьте имена существительные в косвенную форму и снова прочитайте текст. В деревне моро… запуш…л д…ревья снежком. Огромный пру… зима зат…нула гла…ким льдом. Ребята расчистили к…ток. Ло…ко и ле…ко ск…льзят реб…тишки по льду на коньках. У детей бл…стят от счастья глаза. По льду бегает за ребятами (Ш/ш)арик и всем мешает. Вес…ло и радос…но звуч…т де…ские голоса. - Сделайте вывод (существительные меняют свою форму, чтобы речь была связной). - Вставьте пропущенные буквы и спишите текст. В деревне мороз запушил деревья снежком. Огромный пруд зима затянула гладким льдом. Ребята расчистили каток. Ловко и легко скользят ребятишки по льду на коньках. У детей блестят от счастья глаза. По льду бегает за ребятами Шарик и всем мешает. Весело и радостно звучат детские голоса. - Выполните взаимопроверку, по критериям. Каллиграфия (1 балл. Пишет чисто и аккуратно, соблюдает каллиграфию). Орфография (4 балла. Пишет без ошибок. Выделяет пропущенные буквы. Соблюдает границы предложения. Связывает слова в предложениях по смыслу и грамматически). Всего баллов 5 - Определим роль существительных в первом предложении. В деревне мороз запушил деревья снежком. (ребята дополняют схему на доске) 5. Физминутка (демонстрирует тот, у кого в конвертике оранжевая фишка) |
|
Конец урока |
6. Закрепление нового материала. - Выполните синтаксический разбор второго и третьего предложения. Обсудите в группе, сделайте выводы, проверьте по эталону. Огромный пруд зима затянула гладким льдом. Ребята расчистили каток. -Самостоятельно выполни разбор следующего предложения. Выполните самопроверку по эталону. Ребята расчистили каток. 7. Домашнее задание. (выполнить тестовое задание на фиолетовой карточке из конверта) |
|
Рефлексия |
8. Рефлексия «Построй диаграмму» |
Отзывы(0)