"Имя существительное. Синтаксическая роль"

Габитова Елена Владимировна
Габитова Елена Владимировна
Северо-Казахстанская
г. Мамлютка
КГУ Мамлютская школа - гимназия № 1
Русский язык
Класс:
4 класс
Раздел:
Природные явления
Тема:

"Имя существительное. Синтаксическая роль"

13.02.2020
78
Скачать в PDF Скачать в WORD
Цели обучения (ссылка на учебную программу): <p>4.1.5.1 строить монологическое высказывание, используя самостоятельно разработанный план и наглядные материалы;</p><p>4.3.5.1 исправлять лексические, стилистические, орфографические и пунктуационные ошибки;</p><p>4.3.8.2 определять род, число и падеж имен существительных, изменять их по падежам;</p><p>4.3.8.8 различать главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (обстоятельство, дополнение), задавать к ним вопросы.&nbsp;</p>
Цели урока: Определение главной и второстепенной роли имени существительного в предложении.&nbsp;
Языковые цели: <p><b>Учащиеся могут: </b>следуя алгоритму, задавая вопросы, склонять имена существительные по падежам.</p><p><b>Предметная лексика и терминология:</b> главные члены, второстепенные члены, подлежащее, дополнение, обстоятельство, поясняет сказуемое.&nbsp;</p>
Ожидаемый результат: <p>Обучающийся:</p><p>1. анализирует и строит монологические высказывания;</p><p>2. задает вопросы, называет имена существительные, склоняет по падежам;</p><p>3. следуя алгоритму, определяет синтаксическую роль имен существительных;</p><p>4.&nbsp; правильно употребляет новые слова (подлежащее, дополнение, обстоятельство) в речи.</p>
Критерии успеха: <p>Обучающийся:</p><p>1. Понимает роль существительного в речи в предложении;</p><p>2. Умеет задавать вопросы;</p><p>3. Различает члены предложения (главные, второстепенные);</p><p>4. Определяет и выделяет главные и второстепенные члены.&nbsp;</p><p><br></p>
Привитие ценностей: Коммуникабельность, уважение к мнению одноклассников, сотрудничество.&nbsp;
Навыки использования ИКТ: Учебная презентация.&nbsp;
Межпредметная связь: <p>Литературное чтение, математика (диаграмма в рефлексии).</p><p>&nbsp;</p>
Предыдущие знания: Имя существительное как часть речи: вопросы, что обозначает, постоянные и непостоянные признаки.&nbsp;
Тема урока: Урок русского языка (гимназический) "Имя существительное. Синтаксическая роль".&nbsp;

Ход урока

Этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы

Начало урока

(5 мин)

<p>1. Организационный момент.</p><p> Есть необычная страна, </p><p>Которой не найдёшь на карте,</p><p> Для нас доступная она</p><p> Вот здесь на нашей парте. </p><p>И путешествовать в неё</p><p> Отправимся мы снова, </p><p>А называется она…. <i>(дети читают хором)</i> </p><p>МОРФОЛОГИЯ</p><p> - Мы начинаем урок русского языка.&nbsp; Перед тем, как начать работу, давайте вспомним правила посадки за партой и положение тетради на парте.&nbsp;</p><p> Я тетрадь свою открою </p><p>И с наклоном положу. </p><p>Я, друзья, от вас не скрою</p><p> Ручку правильно держу. </p><p>Сяду прямо, не согнусь, </p><p>За работу я возьмусь. </p><p>- Записываем сегодняшнее число, классная работа.</p>

Середина урока

<p>2. Сообщение темы и целей урока </p><p><i>(Слышится стук в дверь, заходит почтальон и передает конверт с письмом для учащихся, ученица читает послание)</i></p><p> Добрый день, дорогие четвероклассники! </p><p>Вы уже давно знакомы со мной, знаете мои постоянные и непостоянные признаки, умеете склонять меня по падежам, научились правильно употреблять меня в речи и красиво писать в тетради. Я очень радо этому! Сегодня я хочу рассказать вам, ребята, о себе новое и интересное, то, что обязательно пригодится вам в пятом классе.&nbsp;</p><p> Имя существительное. </p><p><i>(вместе с посланием ребята получают разноцветные конверты с заданиями)</i></p><p> - От кого послание, ребята?</p><p> - Чтобы выполнить все задания быстро и качественно, надо работать сообща. Я предлагаю разделиться на группы по цвету конвертиков.</p><p><i> (ребята делятся на группы)</i></p><p>&nbsp; - А что мы знаем об имени существительном?&nbsp; </p><p><i>(на доске домик с планом)&nbsp;</i> &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp;</p><p>- Составьте по данному плану кластер на тему имя существительное.&nbsp; </p><p><i>(группы работают, презентует кластер тот, у кого наклеена розовая фишка на конверте)&nbsp; </i></p><p>- Молодцы, ребята! А сегодня на уроке мы узнаем какую роль в предложении выполняет имя существительное.&nbsp;</p><p>3. Введение в тему урока. </p><p> Чистописание (элементы буквы Д, д) </p><p> - Откройте конвертик, достаньте белую карточку. Выполните задание самостоятельно. - Придумайте существительное на букву Д (ед.ч, И. п.). Запишите с этим словом предложение. </p><p><i> (дети читают предложения)</i></p><p>- О чем говорится в ваших предложениях?</p><p> - Какую роль выполняет это имя существительное? Как оно называется? Как выделяется в предложении? </p><p><i> (дети начинают составлять схему на доске)</i></p><p><b>&nbsp;4. Изучение нового материала.</b><i> </i></p><p> - Достаньте из конвертика розовую карточку<i>.</i> Прочитайте текст.<i> </i></p><p>&nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp;В деревня моро… запуш…л д…ревья снежок. Огромный пру… зима зат…нула гла…ким лёд. Ребята расчистили к…ток. Ло…ко и ле…ко ск…льзят реб…тишки по лёд на коньки. У дети бл…стят от счастье глаза. По лёд бегает за ребята (Ш/ш)арик и всем мешает. Вес…ло и радос…но звуч…т де…ские голоса.</p><p> - Почему так трудно читается текст? <i>(все существительные в начальной форме)</i></p><p>- Поставьте имена существительные в косвенную форму и снова прочитайте текст.</p><p>&nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp;В деревне моро… запуш…л д…ревья снежком. Огромный пру… зима зат…нула гла…ким льдом. Ребята расчистили к…ток. Ло…ко и ле…ко ск…льзят реб…тишки по льду на коньках. У детей бл…стят от счастья глаза. По льду бегает за ребятами (Ш/ш)арик и всем мешает. Вес…ло и радос…но звуч…т де…ские голоса. - Сделайте вывод (существительные меняют свою форму, чтобы речь была связной).</p><p> - Вставьте пропущенные буквы и спишите текст. </p><p>&nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; В деревне мороз запушил деревья снежком. Огромный пруд зима затянула гладким льдом. Ребята расчистили каток. Ловко и легко скользят ребятишки по льду на коньках. У детей блестят от счастья глаза. По льду бегает за ребятами Шарик и всем мешает. Весело и радостно звучат детские голоса.</p><p> - Выполните взаимопроверку, по критериям.&nbsp; <i>&nbsp;&nbsp;</i></p><p><i><b>Каллиграфия</b> (1 балл.&nbsp;</i><i>Пишет чисто и аккуратно, соблюдает каллиграфию).</i></p><p><i><b>Орфография</b>&nbsp;(4 балла. Пишет без ошибок. Выделяет пропущенные буквы. Соблюдает границы предложения. Связывает слова в предложениях по смыслу и грамматически).</i></p><p><i><b>Всего баллов 5&nbsp;&nbsp;</b></i></p><p>- Определим роль существительных в первом предложении. </p><p> В деревне мороз запушил деревья снежком. </p><p> <i>(ребята дополняют схему на доске)&nbsp;</i> <b style="font-style: italic;">&nbsp;</b></p><p><b>5. Физминутка</b></p><p><span style="font-style: italic;"> (демонстрирует тот, у кого в конвертике оранжевая фишка)&nbsp; &nbsp;</span></p><p><i><br></i></p>

Конец урока

<p><span style="font-weight: bolder;">6. Закрепление нового материала.</span><br></p><p><i></i></p><p><i></i>- Выполните синтаксический разбор второго и третьего предложения. Обсудите в группе, сделайте выводы, проверьте по эталону.</p><p><i>Огромный пруд зима затянула гладким льдом.</i></p><p><i>Ребята расчистили каток.</i></p><p><i>-</i>Самостоятельно выполни разбор следующего предложения. Выполните самопроверку по эталону.</p><p><i>Ребята расчистили каток.&nbsp;&nbsp;</i></p><p>7. Домашнее задание. </p><p><i> (выполнить тестовое задание на фиолетовой карточке из конверта)&nbsp; </i>&nbsp;</p>

Рефлексия

<p><b>8. Рефлексия «Построй диаграмму»&nbsp;</b></p><p><br></p>

Приложение:

Открыть файл Презентация к уроку "Имя существительное. Синтаксическая роль".

Отзывы(0)