"Имя существительное. Синтаксическая роль"
Русский язык
Класс:
4 класс
Раздел:
Природные явления
Тема:
"Имя существительное. Синтаксическая роль"
13.02.2020
78
2
Цели обучения (ссылка на учебную программу): | <p>4.1.5.1 строить монологическое высказывание, используя самостоятельно разработанный план и наглядные материалы;</p><p>4.3.5.1 исправлять лексические, стилистические, орфографические и пунктуационные ошибки;</p><p>4.3.8.2 определять род, число и падеж имен существительных, изменять их по падежам;</p><p>4.3.8.8 различать главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (обстоятельство, дополнение), задавать к ним вопросы. </p> |
Цели урока: | Определение главной и второстепенной роли имени существительного в предложении. |
Языковые цели: | <p><b>Учащиеся могут: </b>следуя алгоритму, задавая вопросы, склонять имена существительные по падежам.</p><p><b>Предметная лексика и терминология:</b> главные члены, второстепенные члены, подлежащее, дополнение, обстоятельство, поясняет сказуемое. </p> |
Ожидаемый результат: | <p>Обучающийся:</p><p>1. анализирует и строит монологические высказывания;</p><p>2. задает вопросы, называет имена существительные, склоняет по падежам;</p><p>3. следуя алгоритму, определяет синтаксическую роль имен существительных;</p><p>4. правильно употребляет новые слова (подлежащее, дополнение, обстоятельство) в речи.</p> |
Критерии успеха: | <p>Обучающийся:</p><p>1. Понимает роль существительного в речи в предложении;</p><p>2. Умеет задавать вопросы;</p><p>3. Различает члены предложения (главные, второстепенные);</p><p>4. Определяет и выделяет главные и второстепенные члены. </p><p><br></p> |
Привитие ценностей: | Коммуникабельность, уважение к мнению одноклассников, сотрудничество. |
Навыки использования ИКТ: | Учебная презентация. |
Межпредметная связь: | <p>Литературное чтение, математика (диаграмма в рефлексии).</p><p> </p> |
Предыдущие знания: | Имя существительное как часть речи: вопросы, что обозначает, постоянные и непостоянные признаки. |
Тема урока: | Урок русского языка (гимназический) "Имя существительное. Синтаксическая роль". |
Ход урока
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
---|---|---|
Начало урока (5 мин) |
<p>1. Организационный момент.</p><p> Есть необычная страна, </p><p>Которой не найдёшь на карте,</p><p> Для нас доступная она</p><p> Вот здесь на нашей парте. </p><p>И путешествовать в неё</p><p> Отправимся мы снова, </p><p>А называется она…. <i>(дети читают хором)</i> </p><p>МОРФОЛОГИЯ</p><p> - Мы начинаем урок русского языка. Перед тем, как начать работу, давайте вспомним правила посадки за партой и положение тетради на парте. </p><p> Я тетрадь свою открою </p><p>И с наклоном положу. </p><p>Я, друзья, от вас не скрою</p><p> Ручку правильно держу. </p><p>Сяду прямо, не согнусь, </p><p>За работу я возьмусь. </p><p>- Записываем сегодняшнее число, классная работа.</p> | |
Середина урока |
<p>2. Сообщение темы и целей урока </p><p><i>(Слышится стук в дверь, заходит почтальон и передает конверт с письмом для учащихся, ученица читает послание)</i></p><p> Добрый день, дорогие четвероклассники! </p><p>Вы уже давно знакомы со мной, знаете мои постоянные и непостоянные признаки, умеете склонять меня по падежам, научились правильно употреблять меня в речи и красиво писать в тетради. Я очень радо этому! Сегодня я хочу рассказать вам, ребята, о себе новое и интересное, то, что обязательно пригодится вам в пятом классе. </p><p> Имя существительное. </p><p><i>(вместе с посланием ребята получают разноцветные конверты с заданиями)</i></p><p> - От кого послание, ребята?</p><p> - Чтобы выполнить все задания быстро и качественно, надо работать сообща. Я предлагаю разделиться на группы по цвету конвертиков.</p><p><i> (ребята делятся на группы)</i></p><p> - А что мы знаем об имени существительном? </p><p><i>(на доске домик с планом) </i> </p><p>- Составьте по данному плану кластер на тему имя существительное. </p><p><i>(группы работают, презентует кластер тот, у кого наклеена розовая фишка на конверте) </i></p><p>- Молодцы, ребята! А сегодня на уроке мы узнаем какую роль в предложении выполняет имя существительное. </p><p>3. Введение в тему урока. </p><p> Чистописание (элементы буквы Д, д) </p><p> - Откройте конвертик, достаньте белую карточку. Выполните задание самостоятельно. - Придумайте существительное на букву Д (ед.ч, И. п.). Запишите с этим словом предложение. </p><p><i> (дети читают предложения)</i></p><p>- О чем говорится в ваших предложениях?</p><p> - Какую роль выполняет это имя существительное? Как оно называется? Как выделяется в предложении? </p><p><i> (дети начинают составлять схему на доске)</i></p><p><b> 4. Изучение нового материала.</b><i> </i></p><p> - Достаньте из конвертика розовую карточку<i>.</i> Прочитайте текст.<i> </i></p><p> В деревня моро… запуш…л д…ревья снежок. Огромный пру… зима зат…нула гла…ким лёд. Ребята расчистили к…ток. Ло…ко и ле…ко ск…льзят реб…тишки по лёд на коньки. У дети бл…стят от счастье глаза. По лёд бегает за ребята (Ш/ш)арик и всем мешает. Вес…ло и радос…но звуч…т де…ские голоса.</p><p> - Почему так трудно читается текст? <i>(все существительные в начальной форме)</i></p><p>- Поставьте имена существительные в косвенную форму и снова прочитайте текст.</p><p> В деревне моро… запуш…л д…ревья снежком. Огромный пру… зима зат…нула гла…ким льдом. Ребята расчистили к…ток. Ло…ко и ле…ко ск…льзят реб…тишки по льду на коньках. У детей бл…стят от счастья глаза. По льду бегает за ребятами (Ш/ш)арик и всем мешает. Вес…ло и радос…но звуч…т де…ские голоса. - Сделайте вывод (существительные меняют свою форму, чтобы речь была связной).</p><p> - Вставьте пропущенные буквы и спишите текст. </p><p> В деревне мороз запушил деревья снежком. Огромный пруд зима затянула гладким льдом. Ребята расчистили каток. Ловко и легко скользят ребятишки по льду на коньках. У детей блестят от счастья глаза. По льду бегает за ребятами Шарик и всем мешает. Весело и радостно звучат детские голоса.</p><p> - Выполните взаимопроверку, по критериям. <i> </i></p><p><i><b>Каллиграфия</b> (1 балл. </i><i>Пишет чисто и аккуратно, соблюдает каллиграфию).</i></p><p><i><b>Орфография</b> (4 балла. Пишет без ошибок. Выделяет пропущенные буквы. Соблюдает границы предложения. Связывает слова в предложениях по смыслу и грамматически).</i></p><p><i><b>Всего баллов 5 </b></i></p><p>- Определим роль существительных в первом предложении. </p><p> В деревне мороз запушил деревья снежком. </p><p> <i>(ребята дополняют схему на доске) </i> <b style="font-style: italic;"> </b></p><p><b>5. Физминутка</b></p><p><span style="font-style: italic;"> (демонстрирует тот, у кого в конвертике оранжевая фишка) </span></p><p><i><br></i></p> | |
Конец урока |
<p><span style="font-weight: bolder;">6. Закрепление нового материала.</span><br></p><p><i></i></p><p><i></i>- Выполните синтаксический разбор второго и третьего предложения. Обсудите в группе, сделайте выводы, проверьте по эталону.</p><p><i>Огромный пруд зима затянула гладким льдом.</i></p><p><i>Ребята расчистили каток.</i></p><p><i>-</i>Самостоятельно выполни разбор следующего предложения. Выполните самопроверку по эталону.</p><p><i>Ребята расчистили каток. </i></p><p>7. Домашнее задание. </p><p><i> (выполнить тестовое задание на фиолетовой карточке из конверта) </i> </p> | |
Рефлексия |
<p><b>8. Рефлексия «Построй диаграмму» </b></p><p><br></p> |
Приложение:
Открыть файл
Презентация к уроку "Имя существительное. Синтаксическая роль".
Отзывы(0)