"Имя существительное. Синтаксическая роль"

Габитова Елена Владимировна
Габитова Елена Владимировна
Северо-Казахстанская
г. Мамлютка
КГУ Мамлютская школа - гимназия № 1
Русский язык
Класс:
4 класс
Раздел:
Природные явления
Тема:

"Имя существительное. Синтаксическая роль"

13.02.2020
78
Скачать в PDF Скачать в WORD
Цели обучения (ссылка на учебную программу):

4.1.5.1 строить монологическое высказывание, используя самостоятельно разработанный план и наглядные материалы;

4.3.5.1 исправлять лексические, стилистические, орфографические и пунктуационные ошибки;

4.3.8.2 определять род, число и падеж имен существительных, изменять их по падежам;

4.3.8.8 различать главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (обстоятельство, дополнение), задавать к ним вопросы. 

Цели урока:

Определение главной и второстепенной роли имени существительного в предложении. 

Языковые цели:

Учащиеся могут: следуя алгоритму, задавая вопросы, склонять имена существительные по падежам.

Предметная лексика и терминология: главные члены, второстепенные члены, подлежащее, дополнение, обстоятельство, поясняет сказуемое. 

Ожидаемый результат:

Обучающийся:

1. анализирует и строит монологические высказывания;

2. задает вопросы, называет имена существительные, склоняет по падежам;

3. следуя алгоритму, определяет синтаксическую роль имен существительных;

4.  правильно употребляет новые слова (подлежащее, дополнение, обстоятельство) в речи.

Критерии успеха:

Обучающийся:

1. Понимает роль существительного в речи в предложении;

2. Умеет задавать вопросы;

3. Различает члены предложения (главные, второстепенные);

4. Определяет и выделяет главные и второстепенные члены. 


Привитие ценностей:

Коммуникабельность, уважение к мнению одноклассников, сотрудничество. 

Навыки использования ИКТ:

Учебная презентация. 

Межпредметная связь:

Литературное чтение, математика (диаграмма в рефлексии).

 

Предыдущие знания:

Имя существительное как часть речи: вопросы, что обозначает, постоянные и непостоянные признаки. 

Тема урока:

Урок русского языка (гимназический) "Имя существительное. Синтаксическая роль". 

Ход урока

Этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы

Начало урока

(5 мин)

1. Организационный момент.

Есть необычная страна,

Которой не найдёшь на карте,

Для нас доступная она

Вот здесь на нашей парте.

И путешествовать в неё

Отправимся мы снова,

А называется она…. (дети читают хором)

МОРФОЛОГИЯ

- Мы начинаем урок русского языка.  Перед тем, как начать работу, давайте вспомним правила посадки за партой и положение тетради на парте. 

Я тетрадь свою открою

И с наклоном положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

- Записываем сегодняшнее число, классная работа.

Середина урока

2. Сообщение темы и целей урока

(Слышится стук в дверь, заходит почтальон и передает конверт с письмом для учащихся, ученица читает послание)

Добрый день, дорогие четвероклассники!

Вы уже давно знакомы со мной, знаете мои постоянные и непостоянные признаки, умеете склонять меня по падежам, научились правильно употреблять меня в речи и красиво писать в тетради. Я очень радо этому! Сегодня я хочу рассказать вам, ребята, о себе новое и интересное, то, что обязательно пригодится вам в пятом классе. 

Имя существительное.

(вместе с посланием ребята получают разноцветные конверты с заданиями)

- От кого послание, ребята?

- Чтобы выполнить все задания быстро и качественно, надо работать сообща. Я предлагаю разделиться на группы по цвету конвертиков.

(ребята делятся на группы)

  - А что мы знаем об имени существительном? 

(на доске домик с планом)                 

- Составьте по данному плану кластер на тему имя существительное. 

(группы работают, презентует кластер тот, у кого наклеена розовая фишка на конверте) 

- Молодцы, ребята! А сегодня на уроке мы узнаем какую роль в предложении выполняет имя существительное. 

3. Введение в тему урока.

Чистописание (элементы буквы Д, д)

- Откройте конвертик, достаньте белую карточку. Выполните задание самостоятельно. - Придумайте существительное на букву Д (ед.ч, И. п.). Запишите с этим словом предложение.

(дети читают предложения)

- О чем говорится в ваших предложениях?

- Какую роль выполняет это имя существительное? Как оно называется? Как выделяется в предложении?

(дети начинают составлять схему на доске)

 4. Изучение нового материала.

- Достаньте из конвертика розовую карточку. Прочитайте текст.

                 В деревня моро… запуш…л д…ревья снежок. Огромный пру… зима зат…нула гла…ким лёд. Ребята расчистили к…ток. Ло…ко и ле…ко ск…льзят реб…тишки по лёд на коньки. У дети бл…стят от счастье глаза. По лёд бегает за ребята (Ш/ш)арик и всем мешает. Вес…ло и радос…но звуч…т де…ские голоса.

- Почему так трудно читается текст? (все существительные в начальной форме)

- Поставьте имена существительные в косвенную форму и снова прочитайте текст.

               В деревне моро… запуш…л д…ревья снежком. Огромный пру… зима зат…нула гла…ким льдом. Ребята расчистили к…ток. Ло…ко и ле…ко ск…льзят реб…тишки по льду на коньках. У детей бл…стят от счастья глаза. По льду бегает за ребятами (Ш/ш)арик и всем мешает. Вес…ло и радос…но звуч…т де…ские голоса. - Сделайте вывод (существительные меняют свою форму, чтобы речь была связной).

- Вставьте пропущенные буквы и спишите текст.

                В деревне мороз запушил деревья снежком. Огромный пруд зима затянула гладким льдом. Ребята расчистили каток. Ловко и легко скользят ребятишки по льду на коньках. У детей блестят от счастья глаза. По льду бегает за ребятами Шарик и всем мешает. Весело и радостно звучат детские голоса.

- Выполните взаимопроверку, по критериям.    

Каллиграфия (1 балл. Пишет чисто и аккуратно, соблюдает каллиграфию).

Орфография (4 балла. Пишет без ошибок. Выделяет пропущенные буквы. Соблюдает границы предложения. Связывает слова в предложениях по смыслу и грамматически).

Всего баллов 5  

- Определим роль существительных в первом предложении.

В деревне мороз запушил деревья снежком.

(ребята дополняют схему на доске)   

5. Физминутка

(демонстрирует тот, у кого в конвертике оранжевая фишка)   


Конец урока

6. Закрепление нового материала.

- Выполните синтаксический разбор второго и третьего предложения. Обсудите в группе, сделайте выводы, проверьте по эталону.

Огромный пруд зима затянула гладким льдом.

Ребята расчистили каток.

-Самостоятельно выполни разбор следующего предложения. Выполните самопроверку по эталону.

Ребята расчистили каток.  

7. Домашнее задание.

(выполнить тестовое задание на фиолетовой карточке из конверта)   

Рефлексия

8. Рефлексия «Построй диаграмму» 


Приложение:

Открыть файл Презентация к уроку "Имя существительное. Синтаксическая роль".

Отзывы(0)