Мои предки – кипчаки.

МЕХОВА АНАСТАСИЯ ИВАНОВНА
МЕХОВА АНАСТАСИЯ ИВАНОВНА
Қостанай облысы
ГУ "СШ №23"
Познание мира. Компонент история
Класс:
3 класс
Раздел:
Знаменитые личности
Тема:

Мои предки – кипчаки.

27.02.2020
193
Скачать в PDF Скачать в WORD
Цели урока: <p>-&nbsp;&nbsp; &nbsp;знать, где жили и чем занимались кипчаки; </p><p>-&nbsp;&nbsp; &nbsp;какой образ жизни они вели; </p><p>-&nbsp;&nbsp; &nbsp;сравнивать образ жизни, занятия, одежду, язык, внешний облик казахов и кипчаков, находить общее и различное; </p><p>-&nbsp;&nbsp; &nbsp;образно представлять жизнь кипчаков в форме сценария или ролевой игры. <br></p>
Критерии успеха: <p>- Строят&nbsp; высказывания, используя опорные слова.</p><p> - Представляют полученную информацию. <br></p>
Привитие ценностей: Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.
Навыки использования ИКТ: На данном занятии ИКТ не используется.
Межпредметная связь: <p>Взаимосвязь с предметами посредством&nbsp; деятельности и содержания:&nbsp;&nbsp; </p><p>– самопознание </p><p>– естествознание&nbsp; <br></p>
Предыдущие знания: Тюрки и их образ жизни.

Ход урока

Этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы

Начало урока

<p>-Сәлеметсізбе балалар! Good morning dear children! I’m glad to see you Здравствуйте дорогие ребята, я рада вас всех видеть.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; </p><p><b>Создание положительного эмоционального настроя:</b> тренинг «Шанырак». Учащиеся становятся в круг под шанырак (кольцо с лентами). Говорят пожелания друг другу. </p><p><u>Настрой на работу</u>: Пусть этот день несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.</p><p><b>Проверка д/з&nbsp;</b></p><p><b> Беседа. </b></p><p>На предыдущих уроках мы исследовали страницы истории казахского народа. Что вы узнали о предках казахского народа, изучая различные источники? ( О саках, гуннах, тюрках, их образе жизни, занятиях) Давайте вспомним о роде занятий тюрков. Чем они занимались? Как слово земледелие звучит на каз. и англ. языках? Переведите слово ремесло на каз. и англ. языки</p><p>. Ok. Very good.</p><p> - Чтобы определить тему и цели нашего урока, нужно разгадать кроссворд.&nbsp; </p><p>1. Название представителя потомков гуннов и предков казахов. </p><p>2.&nbsp;&nbsp;&nbsp; Название океана, до которого простирались земли тюрков на востоке.</p><p> 3.&nbsp;&nbsp;&nbsp; Броня, которая защищала тюркских воинов в бою.</p><p> 4.&nbsp;&nbsp;&nbsp; Название моря, до берегов которого простирались земли тюрков на западе. </p><p>5.&nbsp;&nbsp;&nbsp; Переносное разборное жилище, изобретенное тюрками. </p><p>6.&nbsp;&nbsp;&nbsp; Тюркский ремесленник – мастер&nbsp; ковки из металлов. </p><p>7.&nbsp;&nbsp;&nbsp; Предшественники тюрков и гуннов, населявших земли современного Казахстана.&nbsp; -&nbsp; <b>Прочитайте ключевое слово.&nbsp; </b></p><p>Сформулируйте тему нашего урока.&nbsp; (Наши предки – кипчаки.)&nbsp; По-казахски&nbsp; их называют также кыпшаки. </p><p><b>Целеполагание. </b></p><p>•&nbsp;&nbsp;&nbsp; Определите цели урока: Учащиеся: -</p><p> Мы узнаем, как жили кипчаки и чем они занимались. </p><p>-Мы научимся сравнивать язык, одежду, внешний облик казахов и кипчаков. </p><p>- Мы узнаем, как жили кипчаки и чем они занимались. </p><p><b>ФО «Похвала со стороны учителя»&nbsp; </b></p><p>- Откройте учебники на стр. 58. Прочитайте, совпала ли наша цель с той, которую ставят перед нами авторы учебника?&nbsp; Прочитайте 2-ю цель нашего исследования.&nbsp;&nbsp;&nbsp; Прочитайте ключевые слова нашего урока на русском, казахском и английском языках.&nbsp; - Как вы думаете, какие источники помогут нам достичь цели урока? ( Слово учителя, учебник, компьютер, архивные документы, видеофильмы, карты) </p><p>Перед вами, ребята, древо казахского народа. Найдите на нем род кипчаков. ( Показывает ученик) К какому жузу относится род кыпшаков? ( К Среднему)&nbsp; На территории которого мы проживаем. <b>ФО «Приятные слова» </b></p><p>- Молодец, отличный ответ; Сегодня ты меня просто удивил. <b><br></b><br></p>

Середина урока

<p><b>СЛОВО УЧИТЕЛЯ ( сопровождается презентацией)&nbsp;&nbsp;</b> </p><p>Рассмотрите&nbsp;&nbsp; на&nbsp; карте&nbsp; Кипчакскую&nbsp; степь.&nbsp; Она простиралась&nbsp; от&nbsp; Алтайских&nbsp; гор&nbsp; до&nbsp; Дуная.&nbsp; На&nbsp; этой&nbsp; территории&nbsp; сейчас&nbsp; проживает&nbsp; множество&nbsp; народов:&nbsp; казахи,&nbsp; татары, башкиры, кумыки, балкарцы, карачаевцы и др. Все они своими предками считают кипчаков. Рассмотри&nbsp; иллюстрации&nbsp; казахов&nbsp; и кипчаков.&nbsp; Что&nbsp; вы&nbsp; находите&nbsp; общего&nbsp; в одежде&nbsp; кипчаков&nbsp; и в казахском&nbsp; национальном костюме? Есть ли общие черты в облике кипчаков и казахов? (Ответы учащихся.)&nbsp; </p><p>- Обратимся к следующему источнику знаний – архивным документам. В учебнике – статья, написанная по материалам архивных документов. Изучите её методом инсёрт.</p><p><b>(П)&nbsp; Изучаем документ.&nbsp; </b></p><p><u>Историк пишет: </u>«Лошади кипчаков высоко&nbsp; ценились&nbsp; в других странах. В Индии хороший конь&nbsp; из&nbsp; кипчакской&nbsp; степи&nbsp; стоил&nbsp; 500&nbsp; динаров –&nbsp; золотых&nbsp; монет».&nbsp; Подумайте,&nbsp; какие&nbsp; качества&nbsp; были&nbsp; у&nbsp; кипчакской&nbsp; лошади, если за нее платили такую высокую цену. </p><p><u>Учащиеся.</u> Степные лошади были необычайно выносливыми, неприхотливыми, быстроногими. </p><p><u>Путешественник пишет&nbsp; о кипчаках: </u>«Чаще всего у них встречается просо. Им они питаются, в нем заключается их главная еда». Вспомните, какие кушанья можно приготовить из проса. </p><p><u>Учащиеся.</u>&nbsp; Из проса&nbsp; казахи&nbsp; готовили&nbsp; пшено, из него –&nbsp; пшенную похлебку. Жареное пшено –&nbsp; тары ели&nbsp; с молоком,&nbsp; маслом.&nbsp; Из&nbsp; пшена&nbsp; мололась&nbsp; мука,&nbsp; приготавливались&nbsp; пресные просяные лепешки –&nbsp; тары&nbsp; табанан.&nbsp; Тары&nbsp; перемалывали&nbsp; и делали&nbsp; толокно –&nbsp; талкан.&nbsp; Одним&nbsp; из&nbsp; изысканных&nbsp; лакомств&nbsp; у&nbsp; казахов&nbsp; считается&nbsp; жент из талкана с сахаром и маслом.&nbsp; </p><p>Выполнение заданий:&nbsp; Чтобы проверить себя, насколько вы хорошо изучили документ , выполним работу в группах. </p><p><b>(ФО)&nbsp; Стратегия «Изучи документ и исправь» ( в группах ) <br></b>Я вам раздам информационные листы о культуре древних тюрков,&nbsp; в тексте есть 3 фактологические ошибки. Вам нужно прочесть текст, найти ошибки и отметить их.&nbsp; Выполним взаимопроверку. Кто закончил, передайте свой лист другой группе для проверки. Сверьте с правильным текстом. </p><p>Критерии оценивания:</p><p> - найдут 3фактологические ошибки в тексте про культуру древних тюрков– отлично Найдут 2 ошибки – хорошо <br></p><p> Найдут 1 ошибку – удовлетворительно </p><p>Не найдут ошибку – плохо</p><p> <b>(П)</b>&nbsp; Казахский&nbsp; язык&nbsp; возник&nbsp; на&nbsp; основе&nbsp; кипчакского.&nbsp; Сравни&nbsp; слова&nbsp; в таблице&nbsp; и сделай&nbsp; выводы&nbsp; об&nbsp; особенностях кипчакского языка.&nbsp;</p><p>В кипчакском языке вместо «с»&nbsp; в словах типа «тас», «бес» произносили «ш»: «таш», «беш».&nbsp; в начале&nbsp; слова вместо «ж» употребляли «й».&nbsp; Проверить, насколько вы хорошо исследовали материал о достижениях кипчаков нам поможет тест. </p><p>Вы ответите на вопросы, а затем сами оцените свои ответы по критериям. </p><p>9-10 верно выполненных задания – молодец, отлично </p><p>7-8 верно выполненных заданий – хорошо </p><p>4-5-6 верно выполненных заданий – удовлетворительно,&nbsp; повтори материал</p><p> 0--3 верно выполненных заданий – материал усвоен слабо, плохо </p><p>Тест. </p><p>1.Самое многочисленное среди тюркских племён</p><p> А) саки&nbsp; б) гунны в) кипчаки </p><p>2. Где расселялись кипчаки в 11-12 веках?</p><p> А) Между Тихим океаном и Черным морем Б) Между Алтаем и Дунаем В) Между Азией и Европой </p><p>3. Чем занимались кипчаки? </p><p>А) скотоводством&nbsp; Б) ремеслом В) рыболовстовом </p><p>4.Что выращивали кипчаки-земледельцы? </p><p>А) Рожь, овёс, гречиху Б) Ячмень, пшеницу, просо В) Пшеницу, горох, чечевицу </p><p>5. Сколько видов скота разводили кипчаки? </p><p>А) 3 Б) 2 В) 4&nbsp;&nbsp; </p><p>6. В какой стране кипчакские лошади стоили 500 динаров? </p><p>А) Китай&nbsp; Б) Россия В) Индия </p><p>7.&nbsp;&nbsp;&nbsp; Название цифры 7 на кипчакском языке: А</p><p>) жеті&nbsp;&nbsp; Б) Беш&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; В) Йети </p><p>8.&nbsp;&nbsp;&nbsp; Главная еда кипчаков <br></p><p> А) просо&nbsp; Б) кумыс&nbsp; В)&nbsp; пшеница </p><p>9.&nbsp;&nbsp;&nbsp; Как называется Кипчакская степь?</p><p> А) Кипчакский каганат&nbsp;&nbsp; Б) Кипчакское ханство&nbsp; В) Дешт – и Кипчак </p><p>10.&nbsp;&nbsp;&nbsp; В состав какого жуза вошли кипчакские племена? </p><p>А) Младшего Б) Среднего В) Старшего </p><p><b>ФО – «Карусель» </b><br></p>

Конец урока

<p><b>Итог урока. Рефлексия. </b></p><p>Обратите внимание на доску (на доске изображение лошади). Из урока мы узнали, что кыпчакских коней высоко ценили в других странах за их выносливость неприхотливость, быстроту. У вас на парте картинка война, вам необходимо расположить война&nbsp; так, как они усвоили материал На лошади - все усвоил, могу рассказать соседу. Возле лошади - было понятно, но&nbsp; остались вопросы, которые бы я хотел еще узнать Вдалеке от лошади - не понял, ничего не узнал&nbsp; </p><p>Дифференцированное домашнее задание </p><p>1. Составить стихотворение. Приём «Диаманта» </p><p>2.Составить закрытые и открытые вопросы по изученной теме </p><p>3.Нарисовать афишу к спектаклю «Мои предки – кипчаки» <br></p>

Приложение:

Открыть файл презентация к уроку

Отзывы(0)