Мои предки – кипчаки.
Познание мира. Компонент история
Класс:
3 класс
Раздел:
Знаменитые личности
Тема:
Мои предки – кипчаки.
27.02.2020
193
4
Цели урока: | <p>- знать, где жили и чем занимались кипчаки; </p><p>- какой образ жизни они вели; </p><p>- сравнивать образ жизни, занятия, одежду, язык, внешний облик казахов и кипчаков, находить общее и различное; </p><p>- образно представлять жизнь кипчаков в форме сценария или ролевой игры. <br></p> |
Критерии успеха: | <p>- Строят высказывания, используя опорные слова.</p><p> - Представляют полученную информацию. <br></p> |
Привитие ценностей: | Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. |
Навыки использования ИКТ: | На данном занятии ИКТ не используется. |
Межпредметная связь: | <p>Взаимосвязь с предметами посредством деятельности и содержания: </p><p>– самопознание </p><p>– естествознание <br></p> |
Предыдущие знания: | Тюрки и их образ жизни. |
Ход урока
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
---|---|---|
Начало урока |
<p>-Сәлеметсізбе балалар! Good morning dear children! I’m glad to see you Здравствуйте дорогие ребята, я рада вас всех видеть. </p><p><b>Создание положительного эмоционального настроя:</b> тренинг «Шанырак». Учащиеся становятся в круг под шанырак (кольцо с лентами). Говорят пожелания друг другу. </p><p><u>Настрой на работу</u>: Пусть этот день несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.</p><p><b>Проверка д/з </b></p><p><b> Беседа. </b></p><p>На предыдущих уроках мы исследовали страницы истории казахского народа. Что вы узнали о предках казахского народа, изучая различные источники? ( О саках, гуннах, тюрках, их образе жизни, занятиях) Давайте вспомним о роде занятий тюрков. Чем они занимались? Как слово земледелие звучит на каз. и англ. языках? Переведите слово ремесло на каз. и англ. языки</p><p>. Ok. Very good.</p><p> - Чтобы определить тему и цели нашего урока, нужно разгадать кроссворд. </p><p>1. Название представителя потомков гуннов и предков казахов. </p><p>2. Название океана, до которого простирались земли тюрков на востоке.</p><p> 3. Броня, которая защищала тюркских воинов в бою.</p><p> 4. Название моря, до берегов которого простирались земли тюрков на западе. </p><p>5. Переносное разборное жилище, изобретенное тюрками. </p><p>6. Тюркский ремесленник – мастер ковки из металлов. </p><p>7. Предшественники тюрков и гуннов, населявших земли современного Казахстана. - <b>Прочитайте ключевое слово. </b></p><p>Сформулируйте тему нашего урока. (Наши предки – кипчаки.) По-казахски их называют также кыпшаки. </p><p><b>Целеполагание. </b></p><p>• Определите цели урока: Учащиеся: -</p><p> Мы узнаем, как жили кипчаки и чем они занимались. </p><p>-Мы научимся сравнивать язык, одежду, внешний облик казахов и кипчаков. </p><p>- Мы узнаем, как жили кипчаки и чем они занимались. </p><p><b>ФО «Похвала со стороны учителя» </b></p><p>- Откройте учебники на стр. 58. Прочитайте, совпала ли наша цель с той, которую ставят перед нами авторы учебника? Прочитайте 2-ю цель нашего исследования. Прочитайте ключевые слова нашего урока на русском, казахском и английском языках. - Как вы думаете, какие источники помогут нам достичь цели урока? ( Слово учителя, учебник, компьютер, архивные документы, видеофильмы, карты) </p><p>Перед вами, ребята, древо казахского народа. Найдите на нем род кипчаков. ( Показывает ученик) К какому жузу относится род кыпшаков? ( К Среднему) На территории которого мы проживаем. <b>ФО «Приятные слова» </b></p><p>- Молодец, отличный ответ; Сегодня ты меня просто удивил. <b><br></b><br></p> | |
Середина урока |
<p><b>СЛОВО УЧИТЕЛЯ ( сопровождается презентацией) </b> </p><p>Рассмотрите на карте Кипчакскую степь. Она простиралась от Алтайских гор до Дуная. На этой территории сейчас проживает множество народов: казахи, татары, башкиры, кумыки, балкарцы, карачаевцы и др. Все они своими предками считают кипчаков. Рассмотри иллюстрации казахов и кипчаков. Что вы находите общего в одежде кипчаков и в казахском национальном костюме? Есть ли общие черты в облике кипчаков и казахов? (Ответы учащихся.) </p><p>- Обратимся к следующему источнику знаний – архивным документам. В учебнике – статья, написанная по материалам архивных документов. Изучите её методом инсёрт.</p><p><b>(П) Изучаем документ. </b></p><p><u>Историк пишет: </u>«Лошади кипчаков высоко ценились в других странах. В Индии хороший конь из кипчакской степи стоил 500 динаров – золотых монет». Подумайте, какие качества были у кипчакской лошади, если за нее платили такую высокую цену. </p><p><u>Учащиеся.</u> Степные лошади были необычайно выносливыми, неприхотливыми, быстроногими. </p><p><u>Путешественник пишет о кипчаках: </u>«Чаще всего у них встречается просо. Им они питаются, в нем заключается их главная еда». Вспомните, какие кушанья можно приготовить из проса. </p><p><u>Учащиеся.</u> Из проса казахи готовили пшено, из него – пшенную похлебку. Жареное пшено – тары ели с молоком, маслом. Из пшена мололась мука, приготавливались пресные просяные лепешки – тары табанан. Тары перемалывали и делали толокно – талкан. Одним из изысканных лакомств у казахов считается жент из талкана с сахаром и маслом. </p><p>Выполнение заданий: Чтобы проверить себя, насколько вы хорошо изучили документ , выполним работу в группах. </p><p><b>(ФО) Стратегия «Изучи документ и исправь» ( в группах ) <br></b>Я вам раздам информационные листы о культуре древних тюрков, в тексте есть 3 фактологические ошибки. Вам нужно прочесть текст, найти ошибки и отметить их. Выполним взаимопроверку. Кто закончил, передайте свой лист другой группе для проверки. Сверьте с правильным текстом. </p><p>Критерии оценивания:</p><p> - найдут 3фактологические ошибки в тексте про культуру древних тюрков– отлично Найдут 2 ошибки – хорошо <br></p><p> Найдут 1 ошибку – удовлетворительно </p><p>Не найдут ошибку – плохо</p><p> <b>(П)</b> Казахский язык возник на основе кипчакского. Сравни слова в таблице и сделай выводы об особенностях кипчакского языка. </p><p>В кипчакском языке вместо «с» в словах типа «тас», «бес» произносили «ш»: «таш», «беш». в начале слова вместо «ж» употребляли «й». Проверить, насколько вы хорошо исследовали материал о достижениях кипчаков нам поможет тест. </p><p>Вы ответите на вопросы, а затем сами оцените свои ответы по критериям. </p><p>9-10 верно выполненных задания – молодец, отлично </p><p>7-8 верно выполненных заданий – хорошо </p><p>4-5-6 верно выполненных заданий – удовлетворительно, повтори материал</p><p> 0--3 верно выполненных заданий – материал усвоен слабо, плохо </p><p>Тест. </p><p>1.Самое многочисленное среди тюркских племён</p><p> А) саки б) гунны в) кипчаки </p><p>2. Где расселялись кипчаки в 11-12 веках?</p><p> А) Между Тихим океаном и Черным морем Б) Между Алтаем и Дунаем В) Между Азией и Европой </p><p>3. Чем занимались кипчаки? </p><p>А) скотоводством Б) ремеслом В) рыболовстовом </p><p>4.Что выращивали кипчаки-земледельцы? </p><p>А) Рожь, овёс, гречиху Б) Ячмень, пшеницу, просо В) Пшеницу, горох, чечевицу </p><p>5. Сколько видов скота разводили кипчаки? </p><p>А) 3 Б) 2 В) 4 </p><p>6. В какой стране кипчакские лошади стоили 500 динаров? </p><p>А) Китай Б) Россия В) Индия </p><p>7. Название цифры 7 на кипчакском языке: А</p><p>) жеті Б) Беш В) Йети </p><p>8. Главная еда кипчаков <br></p><p> А) просо Б) кумыс В) пшеница </p><p>9. Как называется Кипчакская степь?</p><p> А) Кипчакский каганат Б) Кипчакское ханство В) Дешт – и Кипчак </p><p>10. В состав какого жуза вошли кипчакские племена? </p><p>А) Младшего Б) Среднего В) Старшего </p><p><b>ФО – «Карусель» </b><br></p> | |
Конец урока |
<p><b>Итог урока. Рефлексия. </b></p><p>Обратите внимание на доску (на доске изображение лошади). Из урока мы узнали, что кыпчакских коней высоко ценили в других странах за их выносливость неприхотливость, быстроту. У вас на парте картинка война, вам необходимо расположить война так, как они усвоили материал На лошади - все усвоил, могу рассказать соседу. Возле лошади - было понятно, но остались вопросы, которые бы я хотел еще узнать Вдалеке от лошади - не понял, ничего не узнал </p><p>Дифференцированное домашнее задание </p><p>1. Составить стихотворение. Приём «Диаманта» </p><p>2.Составить закрытые и открытые вопросы по изученной теме </p><p>3.Нарисовать афишу к спектаклю «Мои предки – кипчаки» <br></p> |
Приложение:
Открыть файл
презентация к уроку
Отзывы(0)