Выталкивающая сила (в жидкостях).

МЕХОВА АНАСТАСИЯ ИВАНОВНА
МЕХОВА АНАСТАСИЯ ИВАНОВНА
Қостанай облысы
ГУ "СШ №23"
Физика
Класс:
7 класс
Раздел:
Давление
Тема:

Выталкивающая сила (в жидкостях).

27.02.2020
52
Скачать в PDF Скачать в WORD
Цели обучения (ссылка на учебную программу): <p>7.3.1.11 - определять выталкивающую силу и исследовать ее зависимость от объема тела, погруженного в жидкость; </p><p>знать и соблюдать технику безопасности в кабинете физики <br></p>
Цели урока: <p><b>Все ученики:</b></p><p> •&nbsp;&nbsp; &nbsp;исследуют зависимость силы Архимеда от объёма тела, погруженного в жидкость; </p><p>•&nbsp;&nbsp; &nbsp;определяют выталкивающую силу.</p><p> <b>Многие ученики: </b></p><p>•&nbsp;&nbsp; &nbsp;используют формулу для вычисления силыАрхимеда при решении задач. </p><p><b>Некоторые:</b> Классифицируют физические явленния; вещества и тела. <br></p>
Языковые цели: <p><b>Предметная лексика и терминология</b>:</p><p> природа, физика, физическое явление, физическая величина, физические тела, вещество</p><p> <b>Серия полезных фраз для диалога/письма </b></p><p>К физическим явлениям относятся … </p><p>Физические тела характеризуются … </p><p>Как видно из этой таблицы... <br></p>
Привитие ценностей: Привитие ценностей осуществляется посредством ценности общенациональной идеи «Мәнгілік Ел» Общество Всеобщего Труда. Привитие ценностей осуществляется через работу в парах, работу с текстом, изучение нового материала. Воспитание сотрудничества, труд и творчество, обучение на протяжении всей жизни через групповую работу, экспериментальную работу.
Навыки использования ИКТ: Работа с интерактивной доской (презентация)
Межпредметная связь: <p>Связь с математикой:</p><p> решение задач и выведение формул, </p><p>История: </p><p>исторические факты.</p><p> Естествознание и биология: </p><p>восприятие информации о физических явлениях через органы чувств. </p><p>Техника: перечисляют научно-технические достижения <br></p>
Предыдущие знания: Естествознание: знают понятие: жидкость, твердое тело и газ.

Ход урока

Этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы

Начало урока

<p><b>Орг.момент </b></p><p><b>Дидактическая задача: </b>подготовить учащихся к работе на уроке, постановка цели урока. </p><p><b>всесторонняя проверка знаний </b></p><p>Дидактическая задача: глубоко и всесторонне проверить знания учащихся по теме «Давление в газах и в жидкостях. Закон Паскаля», выявив причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования. <b>вопрос - ответ</b> </p><p>Обоснованно поясните свои ответы на вопросы: </p><p>1.&nbsp;&nbsp; &nbsp;Давление газа — это физическое явление или физическая величина? </p><p>2.&nbsp;&nbsp; &nbsp;Каковы причины давления газа на стенки сосуда? </p><p>3.&nbsp;&nbsp; &nbsp;Может ли оказать давление на стенку сосуда одна молекула? </p><p>4.&nbsp;&nbsp; &nbsp;Верно ли утверждение: «При уменьшении объема данной массы газа его давление увеличивается. </p><p>5.&nbsp;&nbsp; &nbsp;Всегда ли справедлив закон Паскаля? </p><p>6.&nbsp;&nbsp; &nbsp;Зачем физикам нужно знать закон Паскаля? </p><p>7.&nbsp;&nbsp; &nbsp;Можно ли считать, что давление зависит от силы, действующей перпендикулярно поверхности, и от площади этой поверхности?</p><p> 8.&nbsp;&nbsp; &nbsp;Всегда ли можно воспользоваться формулой р = ρgh для расчета давления? <b>Микровывод:</b> знания, которые мы только что вспомнили, пригодятся для понимания нового материала. <br></p>

Середина урока

<p>Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала Дидактическая задача: организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся с опорой на их жизненный опыт, постановка перед учащимися учебной проблемы, показ ее практической значимости. Учебная проблема: &nbsp;&nbsp; &nbsp;Действует ли жидкость на погруженное в нее тело? Обратимся к жизненному опыту школьников и дополнительным экспериментам. (Вспомним лето. Вы у водоема (озеро, река, море). Вы входите в воду, учите плавать своих друзей. Легко ли поддерживать на воде тело своего друга? Можете ли вы удержать его не в воде, а в воздухе? Погрузим мяч в воду и уберем руку. Мяч выпрыгивает на поверхность). Видеофрагмент. </p><p>Микровывод: В жидкости (в воде) на тела действует выталкивающая сила.&nbsp; Учебная проблема: &nbsp;&nbsp;&nbsp; Всегда ли жидкость действует на погруженное тело? Опущенный в воду цилиндр из металла тонет. Заметно ли действие воды на это тело? (Возможно выдвижение гипотез при обсуждении данного явления)&nbsp; Ставится опыт. Цилиндр подвешивается к динамометру, и наблюдается растяжение пружины в воздухе, а затем в воде. Тело в жидкости намного легче.</p><p> По плану, записанному на доске, ученики приступают к выполнению эксперимента по вариантам по микрогруппам: С помощью Xplorer GLX, флеш-ролика (или видео-файлов) и динамометра, мензурки и набора разных тел находящихся на ученическом рабочем столе. Результат опыта учащиеся заносят в таблицу. </p><p>План. </p><p>1.&nbsp;&nbsp;&nbsp; Определить вес данного вам тела в воздухе: Р1 (динамометр). </p><p>2.&nbsp;&nbsp;&nbsp; Определить вес этого тела в воде: Р2. </p><p>3.&nbsp;&nbsp;&nbsp; Сравните результаты и сделайте вывод: - Вес тела в воде меньше веса тела в воздухе: Р2  Р1 - Почему вес тела в воде меньше веса тела в воздухе? </p><p>Вывод: Существует сила, действующая на тело в воде и направленная вертикально вверх. Да действительно существует такая сила, она называется выталкивающей, или Архимедовой силой в честь древнегреческого ученого Архимеда, он впервые указал на ее существование и рассчитал ее значение. А как можно найти величину этой силы. - Из веса тела в воздухе надо вычесть вес тела в воде. Записи в тетради 1) Рв воде  Р в воздухе 2) существует&nbsp;&nbsp; Fвыт 3) Fвыт = FА = P1 – P2 Микровывод: Жидкость действует на любое тело, погруженное в нее.&nbsp;</p><p> Рассказ учителя – Легенда об Архимеде (на усмотрение учителя можно прочитать стихи, подготовить силами учащихся сценку, использовать компьютерную технологию, посмотреть видеофрагмент)&nbsp; Закон Архимеда. Тело, в жидкость погружаясь, Массы той же оставаясь, В весе потеряет столько, Сколько весит, вытесняясь, Жидкости такой объём, Что погруженное частью Занимает тело в нём. </p><p>Жил в Сиракузах мудрец Архимед (легенда об Архимеде в стихах)&nbsp; усвоение новых знаний Дидактическая задача: дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого вопроса, правила, принципа закона; добиться от учащихся восприятия, осознания первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки. Учебная проблема: &nbsp;&nbsp;&nbsp; Как теоретически объяснить это действие жидкости на погруженное в нее тело? &nbsp;&nbsp;&nbsp; Известно, что всякая жидкость давит на погруженное в неё тело со всех сторон: и сверху, и снизу, и с боков. Почему же на тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, всегда направленная вверх?&nbsp; Опыты показывают, что действие жидкости направлено вверх. Сила, характеризующая это действие, получила название силы Архимеда. Какова ее величина? От чего она зависит? Для объяснения используется представление о давлении жидкости на тело. Давление внутри жидкости p = ρ*g* h. если верхняя грань находится на глубине h1, то р2 &gt; р1. Давление на боковые грани компенсируется, т.к., по закону Паскаля, давление на одном уровне по всем направлениям одинаково. F1 = p1 * S F2 = p2 * S Поэтому если р2 &gt; р1, то тогда F2 &gt; F1&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Микровывод: Выталкивание тела происходит в результате действия разного давления на нижнюю и верхнюю грани рна нижнюю &gt; рна верхнюю и направлена вертикально в верх (в сторону большей силы). Учебная проблема: &nbsp;&nbsp;&nbsp; от каких физических величин зависит сила Архимеда, а от каких не зависит? Выведем величину силы Архимеда:&nbsp; Учащиеся работают в группах по карточкам (№1 - 5) и флеш-ролику. С флеш-роликом работает группа из наиболее подготовленных учащихся. </p><p>Карточка № 1&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; FA не зависит от m</p><p> Карточка № 2&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; FA зависит от V Карточка № 3&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; FA зависит от  жидкости</p><p> Карточка № 4&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; FA не зависит от глубины погружения (h) Карточка № 5&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; FA не зависит от формы тела.&nbsp; После получения результатов каждая группа устно отчитывается о своей работе и сообщает свои выводы. Микровывод: записывается в тетрадях в виде схем. </p><p>По формуле это вес жидкости, вытесненной данным телом. Учащимися составляется формула Архимеда из букв, находящихся на рабочее поле, используя свойство объектов "перетащить копию".&nbsp; F1 = p1 * S p1 = ρж*g*h1 F1 = ρж*g*h1 *S&nbsp;&nbsp;&nbsp; F2 = p2 * S P2 = ρж*g*h2 F2 = ρж*g*h2 *S F2 &gt; F1 FA = F2 – F1 = ρж*g*h2 *S - ρж*g*h1 *S = ρж*g* S (h2 – h1) = ρж*g* S * h FA = ρж*g*Vт&nbsp;</p><p> На усмотрение учителя школьникам предлагается один из интересных фактов ... средняя плотность тела человека около 1 г/см3, или 1 кг/л. Из этого следует, что масса человека в килограммах численно равна объему его тела в литрах. То есть, например, человек массой 75 кг имеет объем тела около 75л. Именно такой объем воды выльется на пол при погружении человека в ванну, заполненную водой до краев.&nbsp; Закрепление усвоеных новых знаний Работа по учебнику Решение задач <br></p>

Конец урока

<p>Информация о домашнем задании. Записывают д/задание Предлагаю вам побывать учеными, философами, писателями, но для этого необходимо выполнить домашнее задание: 1. § 23; и вы можете выбрать одно из интересных для вас практических заданий: 2. Подготовить сообщение о Архимеде. </p><p>3. Написать небольшое физическое сочинение на тему «Человек и сила Архимеда»&nbsp; Рефлексия: закончите предложение Сегодня на уроке я... <br></p>

Отзывы(0)