Порядок в природе(По рассказу М.Пришвина "Этажи леса")
Порядок в природе(По рассказу М.Пришвина "Этажи леса")
| Цели обучения (ссылка на учебную программу): | 6.3.5.1 составлять простой план; 6.2.5.1 участвовать в диалоге-расспросе, меняя позицию «говорящий» на «слушающий» с учетом выбранной роли. |
| Цели урока: | Все учащиеся смогут: - выделить микротемы в рассказе М.Пришвина «Этажи леса»; - выделить структуру рассказа и отразить её в плане; - участвовать в блиц-интервью относительно обсуждаемого вопроса о воздействии человека на природу. Большинство учащихся смогут: - отразить смысловые части в простом плане, точно формулируя его пункты; - создать «Колесо последствий» по проблематике рассказа; - строить свою речь с учетом выбранной роли, меняя позицию «говорящий» на «слушающий». Некоторые учащиеся смогут: - составлять вопросный план к тексту. - аргументировать свою точку зрения в блиц-интервью примерами из рассказа. |
| Критерии успеха: | - выделяет микротемы рассказа и отражает их в плане; - составляет простой план; - участвует в блиц-интервью; - высказывает свою точку зрения; - строит схему возможных последствий исследуемой проблемы. |
| Привитие ценностей: | На уроке прививаются общечеловеческие ценности, основанные на патриотической идее «Мәңгілік Ел»: бережное отношение к природе |
| Межпредметная связь: | Интеграция с предметом «Естествознание» осуществляется через выявление закономерностей окружающей среды. |
| Предыдущие знания: | Для эффективного достижения целей урока осуществляется связь с предыдущими знаниями: определять основную мысль текста на основе вопросов, пересказывать содержание близко к тексту. |
Ход урока
| Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
|---|---|---|
|
Начало урока |
Психологический настрой. Метод:Релаксация под музыку звуков природы Закройте глаза, положите руки на колени, расслабитесь и мысленно перенеситесь в волшебный осенний лес. Послушайте как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело подсвистывают синички. А как пахнет в осеннем лесу? Глубоко вдохните чистый, свежий воздух... Окружающий вас мир - большое волшебное зеркало. Мы видим и чувствуем всю красоту окружающей природы. Подведение к теме урока Приём «Работа с понятиями» Задание: расшифруйте слова, читайте только русские буквы. RCҚYҰИULҢНSDҒИZӘWWVЦIӨGRҢАYUS JLҒSҰYWДӨSҺUРҢVӘОWLЗZRДUҒ SҢДRYӘЯUWDТGҮFЕLҰЛVӨ STӘRЯҢUIСӘGLЕҮVWТSҰРУЕӨSБRY (СИНИЦА, ДРОЗД, ДЯТЕЛ, ЯСТРЕБ) - Как Вы думаете, о чём мы сегодня поведем разговор? Тема нашего урока: «Порядок в природе». Речь сегодня пойдет о рассказе Михаила Пришвина «Этажи леса». А расшифровав слова, Вы назвали главных героев этого произведения. - Какие цели мы поставим перед собой? Сформулируйте их, используя наречия: необходимо, ясно, чётко, умело, нужно. ФО: комментарий учителя Актуализация прежних знаний Метод:«Копилка интересных фактов» Форма: коллективная Беседа: -Как вы думаете, в какую природную зону мы сегодня отправимся? -Что вы знаете о лесе как о природной зоне? -Чем является лес для всех живых организмов? -Можно ли сравнить жителей леса с семьей? Почему? Деление на гетерогенные группы по методу «Мозаика»: 1 группа «Дятлы» 2 группа «Ястребы» 3 группа «Дрозды» |
https://useraudio.net/search/ |
|
Середина урока |
Предтекстовый этап Метод «Ассоциации». Цель: подведение к проблематике исследуемого рассказа, развитие ассоциативного мышления. Задание: какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «порядок»? (Слова должны начинаться с букв данного слова.) П – понятие… О – органичность… Р – разумность… Я – ясность… Д – дом… О – обязанности … К – комфорт… Беседа: - Как Вы думаете, как слово «порядок» связано с птицами? - Можно ли сказать, что природа – лаборатория, в которой всё на своих местах? - Чем грозит нарушение этого порядка? Форма: коллективная ФО: «Знаю – Хочу узнать – Узнал» Текстовый этап Прием «Чтение по частям» Форма: групповая Цель: первичное прочтение и восприятие текста. Задание: прочитайте каждый свою часть текста. Перескажите друг другу по очереди. Совместно определите основную мысль текста. ФО: «Три М» Приём «Составление плана» Задание: составьте простой план к рассказу. Способ дифференциации – по степени и характеру помощи учителя: Учащиеся с высокими учебными возможностями составляют вопросный план к тексту, используя вопросительные слова: как, сколько, когда, почему. Учащимся со средними учебными возможностями предоставляется пример составления простого плана:
Учащимся с низкими учебными возможностями предоставляются алгоритм составления плана.
Критерии оценивания: Составляет простой план к рассказу Дескрипторы: -соблюдает структуру простого плана: вступление, середину, заключение; -соблюдает логическую связь между частями; - -точно формулирует название части; -отражает основную мысль рассказа в плане. Форма: групповая ФО: комментарии учителя Метод «Колесо последствий» Цель: ученики наглядно отображают последствия поступка охотников. Задание: 1. Назовите и поместите основное событие или действие в центральном круге середины страницы. 2. Прямые последствия события - в круге, который примыкает к главному кругу при помощи прямой линии. 3.Затем рассмотрите вторичные последствия. Нарисуйте снова в круге и свяжите с прямыми последствиями двойными линиями. Последствия третьего порядка имеют три линии и т.д.
После выполнения проводится опрос мнений, который поможет сравнить и сопоставить последствия действий и способствовать более глубокому размышлению и обсуждению вопросов. - Как вы считаете, хотели ли охотники разрушить гнездо? -Как вы думаете, какие чувства испытали птенчики? Почему? -Как бы вы поступили на месте автора? Форма: групповая ФО:взаимооценивание «Правильно-неправильно-интересно» Презентация групп. Послетекстовый этап Приём «Техника драмы - Опрос Общественного Мнения». Цель: развитие навыков говорения и умений участвовать в диалоге-расспросе. Задание: разыграйте блиц-интервью о воздействии человека на природу, меняя позицию «говорящий на слушающий». Выберите заинтересовавшую вас роль: журналист и эколог. Форма: парная Критерии оценивания: Учащийся – участвует в диалоге-расспросе (блиц-интервью) с учетом выбранной роли. Дескрипторы: - правильно формулирует и задает вопросы; -отвечает на заданные вопросы; - соблюдает речевые нормы; - аргументирует свою точку зрения примерами из рассказа; - отражает позицию выбранной роли. ФО: наблюдение и оценка учителя |
|
|
Конец урока |
Итог урока. Домашнее задание: 1.Составьте синквейн к слову «лес». 2. Составьте картинный план к рассказу М.Пришвина «Этажи леса». 3.Сравните прочитанные рассказы «Ласточки на паровозе» и «Этажи леса», используя диаграмму Венна. |
|
|
Рефлексия |
Рефлексия. Приём «Чемодан, мясорубка, корзина» На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины. Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу. Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке. |



Отзывы(0)