Лирика поэтов ХIХ века. А.С.Пушкин. «На холмах Грузии», «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил»

Бычкова Нина
Бычкова Нина
Костанайская
г.Костанай
СШ №6
Русская литература
Класс:
8 класс
Раздел:
Любовь и честь
Тема:

Лирика поэтов ХIХ века. А.С.Пушкин. «На холмах Грузии», «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил»

29.02.2020
84
Скачать в PDF Скачать в WORD
Цели обучения (ссылка на учебную программу): <ul><li><b>8.1.2.1</b>.понимать художественное произведение, критически осмысливая; - различать скрытую (подтекст) и открытую информацию </li><li><b> 8.2.8.1</b>.анализировать способы авторской характеристики героев, изобразительные средства, в том числе звукопись и цветопись, фигуры поэтического синтаксиса (риторические фигуры, перифраз, антитеза, инверсия, эпитет, метафора, градация, анафора, оксюморон, лексичеcкий повтор , литературные приёмы (символ, психологический параллелизм, автобиографизм)&nbsp;&nbsp;</li></ul>
Цели урока: <ul><li><b>Все учащиеся</b> будут понимать художественное произведение, критически осмысливая; </li><li> - различать скрытую (подтекст) и открытую информацию, анализировать способы авторской характеристики героев, изобразительные средства, в том числе звукопись перифраз, антитеза, инверсия,эпитет, метафора, градация, анафора, лексичекий повтор), автобиографизм) </li><li><b> Большинство учащихся </b>будут знать адресатов пушкинской любви, историю создания лирических произведений, смогут задавать «тонкие» и «толстые» вопросы, характеризовать лирического героя на основании его поступков, составляя графический органайзер, указывать средства выразительности поэтической речи: звукопись, эпитет, анафора, инверсия, метафора, повтор, оксюморон. </li><li><b> Некоторые учащиеся смогут </b>сравнивать художественное произведение с музыкальными произведениями (романс), характеризуя специфические средства создания образов в разных видах искусства, работать с первоисточниками, находить информацию&nbsp; &nbsp;</li></ul>
Языковые цели: <ul><li>&nbsp;Использовать риторические вопросы, вводные конструкции: во-первых, во-вторых, я считаю, по моему мнению, по словам ученых, таким образом и т.п.</li><li> Использовать подчинительные союзы: потому что, так как, если, что и т.п&nbsp;&nbsp;</li><li>Использовать выражения: «я думаю…», «мне кажется…», я прочитал …, я познакомился … , я услышал в музыке … , я научился…, я узнал, что …</li></ul>
Ожидаемый результат: <ul><li><b>Учащийся умеет:</b> определять тему, основную мысль текста; находить выразительные средства языка, строить высказывание по теме урока.</li><li><b>Предметно-специфический словарь и терминология: </b>любовная лирика, лирический герой, лирическое произведение, изобразительные средства, метафора, повтор, инверсия, анафора, оксюморон, звукопись, автобиографизм, критически осмысливать, подтекст, динамика, ритм, тон, романс. </li><li><b>Полезный набор фраз для диалогов и письма:</b> «я думаю…», «мне кажется…», я прочитал …, я познакомился … , я услышал в музыке … , я научился…, я узнал, что … .&nbsp; &nbsp;&nbsp;</li></ul>
Критерии успеха: <ul><li><b>Критерии&nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp;Дескрипторы&nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp;Баллы </b></li><li> 1)понимать художественное произведение:</li><li>&nbsp; &nbsp;определяют тему, идею стих-я указывают адресата, историю создания стиха -&nbsp; 4б</li></ul><table class="table table-bordered"><tbody><tr><td><br></td></tr></tbody></table><ul><li> 2) анализировать способы авторской характеристики героев: </li><li>классифицирует изобразительные средства: </li><li> повторы оксюморон инверсия метафора - 4б</li><li> соблюдает речевые нормы -&nbsp; 2 б&nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp;<b>Всего 10б&nbsp;&nbsp;</b></li></ul>
Привитие ценностей: <ul><li>Привитие чувства прекрасного, сопереживания, сочувствия, соучастия в жизни другого человека, умение прощать и прощаться. </li><li>- через работу в парах и группах развивать взаимоуважение при сотрудничестве, умение комментировать, проявляя корректность, доброжелательность.&nbsp;&nbsp;</li></ul>
Навыки использования ИКТ: <ul><li>презентация к уроку</li><li>видеофрагменты</li></ul>
Межпредметная связь: музыка, русский язык, мировая&nbsp; литература, французский язык, история
Предыдущие знания: <ul><li>учащиеся знают некоторые моменты из биографии А.С. Пушкина: сказки, поэмы, стихи, прозу, образные средства языка, темы лирики поэта.&nbsp;</li></ul>

Ход урока

Этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы

Начало урока

(3 мин)

<ul><li><b>&nbsp;</b>Оргмомент. Приветствие. Рассаживание. Деление на группы. </li><li> Дифференциация: деление по классификации (в корзине будут находиться фотографии Гончаровой, Керн, Олениной: учащиеся достают фото и идут в группу к столу, где написано имя героини).</li><li> Создание коллаборативной среды "Ладонь любви"</li><li> Цель данного тренинга: создание коллаборативной среды, т.е. установление атмосферы сотрудничества, доверия. </li><li> Чтоб урок наш стал светлее, </li><li> Мы поделимся добром. </li><li> Вы ладони протяните, </li><li> В них любовь свою вложите, </li><li> Ей с друзьями поделитесь </li><li> И друг другу улыбнитесь.&nbsp; &nbsp;</li></ul>

Середина урока

(30 мин.)

<ul><li><b>Актуализация знаний </b></li><li><b> Задание: -</b> Определите автора данных высказываний? (<b>работа в парах</b>) </li><li> Зачитайте. </li><li> 1. Любовь одна — веселье жизни хладной, Любовь одна — мучение сердец: Она дарит один лишь миг отрадный, А горестям не виден и конец.</li><li> 2. Любви все возрасты покорны.</li><li> 3. Я очарован, а в общем я огончарован. </li><li> 4. Любовь - это восхитительный обман, на который человек соглашается по доброй воле. </li><li> 5.И сердце вновь горит и любит - оттого, Что не любить оно не может </li><li> 6. Чем меньше женщину мы любим, Тем легче нравимся мы ей.. </li><li> Вывод: Автором этих высказываний является А.С. Пушкин. </li><li><b> ФО «Комплимент»&nbsp; &nbsp;</b></li><li><b>-</b> Определение темы урока (Тема любви в творчестве Пушкина) </li><li> - Оценивание знаний по указанной теме: «Дерево моего успеха»</li><li> Целеполагание - Поставьте себе цели на урок (познакомиться с любовной лирикой поэта на основе стихов: «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил», «На холмах Грузии …», кому он их адресовал). </li><li><b> ФО.</b>&nbsp;«Комментарий». </li><li> Запись темы и эпиграфа: Тема любви в творчестве Пушкина </li><li> Эпиграф: Прошли года, пройдут века – Его любовь осталась с нами. И так же трепетна строка, И так же искренне признанье. А. Дементьев </li><li> Учитель: Сегодня мы поговорим лишь о нескольких адресатах любовной лирики (А.П.Керн, Н.Н.Гончарова, А.Оленина,). Они вдохновляли поэта, были его музой в определённый период жизни. Мы прочитаем стихи, проанализируем их и выясним путём умозаключений, какой была любовь Пушкина к этим женщинам, которая осталась с нами. Давайте посмотрим, как это делает поэт в своих стихах .</li><li>&nbsp;ЦО. 8.1.2.1.понимать художественное произведение, критически осмысливая; - различать скрытую (подтекст) и открытую нформацию. </li><li> 8.2.8.1.анализировать способы авторской характеристики героев, изобразительные средства, в том числе звукопись, фигуры поэтического синтаксиса ( метафора, эпитет, оксюморон, инверсия, анафора) , литературные приёмы ( автобиографизм). </li><li> 1 группа. Наталья Николаевна Гончарова. Звучит стихотворение «На холмах Грузии» Задание 1. Расскажите историю появления стихотворения «На холмах Грузии», проведите его анализ, используя приём РАФТ. </li><li> Роль – Я., (Наталья Николаевна Гончарова) </li><li> Аудитория – ученики 8 класса</li><li> Форма – монолог (Будет состоять из выступления Биографов, Лингвистов). </li><li> Т – тема. (История создания и анализ стихотворения «На холмах Грузии») </li><li> Задание: Задайте выступающим два «тонких вопроса» и один «толстый».&nbsp;&nbsp;</li><li>Критерии оценивания (см. выше)</li><li>2 группа. Анна Петровна Керн.</li><li> Звучит стихотворение, романс «Я помню чудное мгновенье». </li><li> Задание: Расскажите историю появления стихотворения «Я помню чудное мгновенье» (см. карточка – информатор) </li><li> Проведите его анализ, используя стратегию «Демонстрация персонажа на стене» и «Горячий стул» На вопросы, которые формулируют ученики, ответ проводится в форме приёма «Горячий стул» (работает над ответами вся группа).</li><li> ФО Приём «Плюс – Минус - Интересно»</li><li> Вывод: В данном стихотворении говорится о любви, которая даёт силы, чтобы жить. Композиционную основу стихотворения составляют не события жизни поэта, а развитие лирического чувства. Пушкин закольцовывает композицию, чтобы убедить нас в том, что любовь, способная дать человеку счастье. В стихотворении тема любви совместилась с темой любви к жизни.&nbsp;&nbsp;</li><li><b>Дифференцированная исследовательская работа</b> задание (в малой мотивированной группе). </li><li> Прослушайте романс «Я помню…» и подготовьте исследование: Как музыка помогает понять содержание романса и передать чувства лирического героя? </li><li> Памятка: сравните текст стих-я «Я помню..» его выразительные средства с романсом и укажите музыкальные средства создания образа (темп (скорость), динамика, тон (минор, мажор)). </li><li> Задание: Задайте два «тонких» вопроса по карточке.&nbsp;&nbsp;</li><li>Критерии оценивания:</li><li>&nbsp; сравнивать художественное произведение с романсом, характеризуя специфические средства создания образов в разных видах искусства:</li><li>классифицирует выразительные средства создания образа в художественном произведении ( 2- 3 сравнения, 3 и более эпитета, анафора, звукопись) - 4б.</li><li>дифференцирует музыкальные средства создания образа (темп (скорость движения в музыке), динамика (громко, тихо), тон (минор, мажор))&nbsp; - 3б.</li><li>отбирает нужную информацию - 2</li><li>делает выводы - 2</li><li>соблюдает речевые нормы -2</li><li>Разбалловка: 6-8б – «3» , 9-11б – «4», 12-13б – «5»&nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp;всего: 13б</li><li>3 группа. Анна Оленина. </li><li> Задание: Расскажите об истории любви Пушкина и Анны Олениной, используя стратегию «РАФТ». </li><li> Проведите анализ этого стихотворения.</li><li> Роль – знатоки русской классической литературы </li><li> Аудитория – иностранцы </li><li> Форма – SMS – сообщение, обсуждение в блоге (один ученик задаёт вопросы, остальные учащиеся группы будут отвечать на вопросы </li><li>Биографов, Лингвистов). </li><li> Т – тема. История любви Пушкина и Аннет Олениной, лингвистический анализ стихотворения «Я вас любил».</li><li><b> Проблемное задание.</b> В блог по переписке с иностранцами на сотовый телефон нам пришло сообщение на ломаном русском языке, вставляя туда слова на английском языке (любовь, счастье, человек): «Что это за человек, который так смело разбрасывается своими чувствами, не борется за них, отпускает свою возлюбленную и желает ей счастья?»</li><li> Учащиеся в группе делятся (дифференциация по уровню разных требований): </li><li>1- 2 учащихся будет задавать вопросы по SMS тем,&nbsp; &nbsp;кто будет отвечать на эти вопросы, т.е. знатоки русской классической литературы. </li><li> Чтение наизусть. </li><li>ФО «Комментарий» </li><li> После ответов учащихся оценить ответы SMS. </li><li> ФО учителем SMS – сообщение</li><li> - О какой любви рассказал поэт в этом стихотворении? – не взаимной, но сильной со стороны лирического героя. </li><li> - Как ведёт себя герой при расставании с любимой? </li><li> - Объясните, почему столь малое по объёму стихотворение вошло в классику любовной лирики? </li><li><b> Вывод:</b> «Я вас любил…» - послание. Подобный жанр требует от поэта краткости и в то же время ёмкости в передаче мысли. В восьми строчках стихотворения всего два предложения, в которых поместилась история любви от начала до конца. Тут все: любовь в настоящем, прошлом, даже в будущем. И целая гамма чувств: робкая надежда, благородство, робость, ревность, нежность… Можно сказать, это маленький гимн любви. Действительно, это стихотворение о печали прощения, о нежности, о потере, о благородстве и красоте человеческих чувств, о великой силе любви.&nbsp;&nbsp;</li><li>Критериальное оценивание (критерии см. выше)</li><li>&nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp; &nbsp;&nbsp;<br></li></ul> <p>mindmuz.ru›mp3/романсына стихи а.с.пушкина</p><p><br></p><p>Раздаточный материал:</p><p>карточки</p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p> </p><p>"На холмах Грузии",&nbsp;</p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p>"Я помню чудное мгновенье".</p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p> Яндекс.</p><p> Видеоистория любви Пушкина и Керн.ссылка</p><p><br></p><p>youtube.com›watch?v=AawLqU1eIOw&nbsp;&nbsp;</p>

Конец урока

(5 мин)

<ul><li><b>Обобщение</b></li><li><b><br></b>&nbsp;Составьте «Диаграмму Венна», что есть особенного в каждой истории любви, что в них общего. </li><li><b> Различия</b>: 1.любовь – счастье общения 2. любовь, дающая силы 3. безответная, сильная, отпускает свою любовь. </li><li><b> Сходства: </b>- любовь к женщине - светлая, красивая, нежная, </li><li> В<b>ывод: ФО учителем «Комментарий».&nbsp;&nbsp;</b></li><li><br></li></ul>

Рефлексия

(2мин.)

<ul><li><b>Рефлексия «Острова»</b></li><li><b> </b> - На каком острове вы сегодня побывали? «Остров Знаний», «Остров Радости», «Остров Грусти»</li></ul><p><b>Д/З </b>- наизусть «Керн» (все) - подготовить на выбор информацию по стих-ю «Нищий», «Я не достоин, может быть », «Нет, не тебя так пылко я люблю».&nbsp; &nbsp;&nbsp;</p>

Отзывы(0)