А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Петрухно Валентина Ивановна
Петрухно Валентина Ивановна
Акмолинская область
с.Тимашёвка
КГУ "Тимашёвская средняя школа отдела образования Атбасарского района"
Русская литература
Класс:
5 класс
Раздел:
Литературная поэтическая сказка
Тема:

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

18.03.2020
50
Скачать в PDF Скачать в WORD
Цели обучения (ссылка на учебную программу):

5 А И 1 Анализировать эпизоды важные для характеристики главных героев, при поддержке учителя.

5 О С 1 Сопоставлять произведения(или фрагменты) русской,казахской и мировой литературы близкие по тематике при поддержке учителя  

Цели урока:

Все учащиеся смогут: понимать содержание текста, определять главную информацию для характеристики героев, сравнивать героев,находить общее в сказках А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»и братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов».

Большинство учащихся смогут: понимать и анализировать отдельные эпизоды,характеризовать героев сказки,сравнить заключительные эпизоды в сказках А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»и братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов».

Некоторые учащиеся смогут: анализировать текст, характеризовать героев, цитируя строки из текста, представлять информацию в виде схем, таблиц, выражать своё отношение к прочитанному, давать развёрнутые ответы на вопросы, находить общие и отличительные признаки в событиях и героях.  

Языковые цели:

Учащийся умеет: -составлять вопросы высокого и низкого порядка; - отвечать на вопросы ;

-восстанавливать текст ;

-обосновывать свой ответ;

-прогнозировать исход событий ;

- аргументируя свои предположения.

Предметно-специфический словарь и терминология: Богатырь, принцесса, веретено, народная, литературная сказка

Полезный набор (ы) фраз для диалогов и письма:

 я хочу рассказать вам одну сказку…,

эту сказку мне рассказали … и т.д.  

Ожидаемый результат:

Все учащиеся смогут: понимать содержание текста, определять главную информацию для характеристики героев, сравнивать героев,находить общее в сказках А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»и братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов», понимать и анализировать отдельные эпизоды,характеризовать героев сказки,сравнить заключительные эпизоды в сказках,  анализировать текст, характеризовать героев, цитируя строки из текста, представлять информацию в виде схем, таблиц, выражать своё отношение к прочитанному, давать развёрнутые ответы на вопросы, находить общие и отличительные признаки в событиях и героях.  

Критерии успеха:

Учащийся:

- понимает и анализирует главные эпизоды;

-определяет главную информацию для характеристики героев;

-сопоставит произведения; -сравнивает заключительные эпизоды;

-находит общие и отличительные признаки в событиях и героях.  

Привитие ценностей:

Привитие ценностей осуществляется через знакомство с литературной сказкой, взаимоуважение, открытость и умение слушать и слышать партнёра через парную, групповую и индивидуальную работу

Навыки использования ИКТ:

Интерактивная доска, слайды

Межпредметная связь:

В разделе прослеживаются межпредметные связи с дисциплинами: «Технология», «Самопознание».

Предыдущие знания:

Данный урок основывается на знаниях , полученных на предыдущих уроках, полученных в процессе изучения сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Ход урока

Этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы

Начало урока

(2минуты)

1. Орг.момент: психологический настрой «Давайте говорить друг другу комплименты»

К

2 Повторение по разделу « Литературная поэтическая сказка» по стратегии «Поймай вопрос».

Уровень мыслительных навыков: знание, понимание.

- Что впервые появилось: народная сказка или литературная?

- В чем отличие народной и литературной сказок?

- Какова особенность литературной поэтической сказки?

Ф: «Сигнал рукой»

К

3 Стратегия «Вопрос -ответ!» Просмотр видеоресурса м/ф « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»(отравление принцессы)

-Ребята, какие эмоции вызвал у вас этот отрывок? Почему?

-Что делают герои?

- Почему царица так сильно хочет убрать с пути молодую принцессу?

Деление на группы по принципу «Чей предмет? (яблоко, зеркало, веретено)

Г

4 Задание группам: рассказать о предмете (яблоко, зеркало, веретено) на основе анализа эпизодов сказки.

Уровень мыслительных навыков: знание, понимание.

Дескрипторы:

-рассказывает о предмете ;

-описывает предмет на основе анализа эпизодов сказки.

Ф: взаимооценивание прием «Плюсы и минусы» (Дифференциация: в качестве поддержки учащимся даются иллюстрациями из сказки).  

сказка о мертвой царевне и семи богатырях...malchishki-i-devchonki.ru›m-7-bogatyrey.html

Середина урока

(35 минут)

Целеполагание.

5 Работа по стратегии «Собери ожерелье» Слова для работы со стратегией «Собери ожерелье»: А. С. Пушкин царевне и богатырях». ключевых эпизодов. «Сказка мертвой семи Анализ сказки

Уровень мыслительных

навыков:знание,понимание.

(Данная стратегия поможет учащимся определить тему урока. Цели урока будут определены при поддержке учителя.)

- Сегодня на уроке нам предстоит проанализировать заключительные эпизоды сказки А.Пушкина, сделать выводы, выделять главное, аргументировать, составлять вопросы разного порядка по тексту сказки,сопоставить сказку А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»со сказкой  братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов».

П

6 Стратегия «Разговоры в паре»

Уровень мыслительных навыков: знание, понимание, применение.

Задание: 1. Прочитайте эпизод сказки, обсудите прочитанное, восстановите пропущенные слова, спрогнозируйте окончание эпизода

2. Составить вопросы высокого и низкого порядка.

1гр.- Отравление принцессы (вывод: заснула мёртвым сном),

2гр- поиски Елисея (увенчались успехом), 3гр- прощание богатырей с принцессой(схоронили в хрустальном гробу на цепях, между холмов)

(Данное задание способствует выражению непосредственных реакций и мыслей учащихся, совершенствуя свои существующие идеи и дополняя свои мысли другими, помогая им расширить свое мышление).

Дескрипторы к заданию:

- обсуждает прочитанное;

- восстанавливает пропущенные слова;

- прогнозирует окончание эпизода;

- составляет вопросы высокого и низкого порядка;

- аргументирует свой ответ

По завершению работы будет применена стратегия «Горячий стул» (Дифференциация: слабым в качестве поддержки можно опираться на текст)

*Просмотр видео ресурса для проверки

Ф: «Обмен мнениями»

Г

7 Работа по стратегии «Двойной пузырь» Уровень мыслительных навыков:знание, понимание, применение

5e721cdabf1e9.png

Задание: Записать общие признаки героинь из сказки А.С.Пушкина и что их различает.

Данная стратегия поможет рассмотреть сравнительную характеристику героев. Дескрипторы: 

 - сопоставляет черты характера героинь;

- находит общие признаки героинь;

- находит их отличительные признаки.

По завершению работы выступят спикеры от каждой из трёх групп и покажут умение находить общее в сказках, сравнивать заключительные эпизоды, находить общие и отличительные признаки

Ф: Взаимопроверка «Словесная похвала»  

4. Физкультминутка

Г

8 Заполни таблицу «Сравнение»

Уровень мыслительных навыков: навыки высокого порядка.

Задание:

1 группа

–найти общее в сказках А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»и братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов».

2 группа

- сравнить заключительные эпизоды в сказках А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»и братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов».

3 группа

- найти общие и отличительные признаки в событиях и героях. «Белоснежка и семь гномов гномов» «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Дескрипторы:

1. находит общее в сказках А.С.Пушкина и братьев Гримм ;

2. сравнивает заключительные эпизоды сказок;

3. находит и объясняет общие и отличительные признаки в событиях и героях.

Ф: «Аплодисменты» (Дифференциация: разноуровневые задания)    

Слова для работы со стратегией 




Видео ресурс: сказка о мертвой царевне и семи богатырях...malchishki-i-devchonki.ru›m-7-bogatyrey.html








Конец урока

(1минута)

9 Домашнее задание (дифференцированное):

1 нарисовать иллюстрацию к одному из эпизодов

2-пересказать понравившийся эпизод

3- составить карту поиска принцессы королевичем.

И  

Слайд

Рефлексия

(2 минуты)

Учащиеся при помощи стикеров оценивают работу на уроке

5e721de471443.png

Слайд

Отзывы(0)