Н.В.Гоголь. Поэма «Мёртвые души». «Прореха на человечестве».

Едигенова Зинаида Салимовна
Едигенова Зинаида Салимовна
Костанайская
Костанай
СШ №30
Русская литература
Класс:
9 класс
Раздел:
Сатира на общество
Тема:

Н.В.Гоголь. Поэма «Мёртвые души». «Прореха на человечестве».

19.03.2020
86
Скачать в PDF Скачать в WORD
Цели обучения (ссылка на учебную программу):

9.2.5.1 характеризовать героев произведения на основе их социальных и межличностных отношений;

9.2.6.1 - анализировать художественный мир произведения, оформляя своё представление с помощью различных способов свертывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, ПОПС-формулы, диаграммы и пр.);

9.2.7.1 - определять способы выражения авторского отношения к героям и изображаемым событиям;

9.2.8.1 - анализировать средства и приемы создания образов, изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса (эпитеты, сравнения метафоры, олицетворения, риторические фигуры, антитезы, перифразы, аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры, градация, парцелляция и др.);  

Цели урока:

Все учащиеся смогут: обсуждать и оценивать поведение и поступки героев, приводя в качестве аргументов не менее 3-х примеров из текста; обосновать позицию автора;

Большинство учащихся смогут: характеризовать Плюшкина, составлять паспорт героя, инфографику и концептуальную таблицу, отстаивая свою точку зрения.

Некоторые учащиеся смогут: характеризовать героя, определять отношение автора к Плюшкину, отстаивая свою точку зрения; определять актуальность произведения.  

Критерии успеха:

Обучающийся: Характеризует образ Плюшкина в его эволюции. Определяет авторское отношение к своему герою. Анализирует средства и приёмы создания образа.  

Привитие ценностей:

На примере образа Плюшкина формирование негативного отношения к бессмысленному накопительству. Исследовать вопросы об этических нормах поведения, нравственных ценностях. способствовать формированию нравственной позиции учащихся.  

Навыки использования ИКТ:

Интерактивная доска, ресурсы Интернет: фрагмент из фильма «Мёртвые души»

Межпредметная связь:

Русский язык, история

Предыдущие знания:

Этот урок основан на знаниях, умениях и навыках, которые обучающиеся получили на предыдущих уроках. Учащиеся знают биографию Н.В.Гоголя, знают содержание поэмы, литературные понятия: поэма, пейзаж, портрет.

Языковая цель

Определить роль художественных средств для создания образов.

Ход урока

Этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы

Начало урока

(3 мин)

I.Организационный момент.

Стратегия «Говорящие руки»:

1. Поздоровайтесь!

2. Выразите поддержку друг друга!

3. Выразите радость!

4. Пожелайте удачи друг другу!

II. Актуализация знаний

Задание №1. Стратегия "Мозговой штурм"

Сегодня на уроке мы продолжим работу по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Эпиграф к уроку «…И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» (Н.В.Гоголь) -Как вы думаете, какая сегодня будет у нас тема урока? Обучающиеся озвучивают тему, цель урока.

ОС (обратная связь). «Аплодисменты!»  

Стратегия "Мозговой штурм"

Хрестоматия по русской литературе

Середина урока

(31 мин)

III.Осмысление изучаемого материала.

Задание №2. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите фамилию «Плюшкин»?

Приём «Ключевые слова». Дать характеристику Плюшкину одним словом или словосочетанием. (Духовный распад Жадность Скупость Накопительство Грубость Подозрительность Духовная нищета мёртвая душа Предел морального падения человека)  ОС «Словесная похвала».

Задание №3. ФО Задание №5. Работа в группах. Дифференцированное задание разработано по ресурсам.

Группа А. Дать характеристику Плюшкину при помощи инфографики, приведя не менее 5 примеров.  Критерий:  Представляет образ Плюшкина при помощи способа свертывания информации –инфографика. Дескрипторы: 1. Находит информацию в тексте 2. Составляет инфографику 3. Заполняет, приведя не менее 5 примеров 4. Характеризует Плюшкина

Группа В. Дать характеристику Плюшкина, составив «Паспорт героя» из пунктов не менее 7, выразив своё отношение к герою. Критерий:  Представляет образ Плюшкина при помощи способа свертывания информации – паспорт героя. Дескрипторы: 1. Составляет и заполняет бланк паспорта Плюшкина из пунктов не менее 7-и. 2. Характеризует Плюшкина и выражает своё отношение к герою.

Группа С. Заполнить концептуальную таблицу, определить отношение автора к Плюшкину, приведя не менее 5 примеров. Критерий:  Представляет образ произведения при помощи концептуальной таблицы, определяет отношение автора к герою. Дескрипторы: 1. Заполняет концептуальную таблицу из пунктов не менее 5-и 2. Характеризует внешность, усадьбу, отношение к просьбе Чичикова 3. Определяет отношение автора к герою.

Оценивание спикерами групп в процессе обсуждения выполненной работы.

Группа Д. Вывод, обобщение.

Задание №4 Фрагмент из фильма «Мёртвые души». Сцена купли-продажи.

Метод «Свободная беседа». ФО Задание. ОС «Большой палец».

ФО Лист оценивания

Итоговое оценивание учителем  

Приём «Ключевые слова».

Иннокентий Смоктуновский, Александр Калягин в фильме Михаила Швейцера "Мёртвые души", 1984 год

Конец урока

(1 мин)

IV. Домашнее задание. Дифференцированное по выбору. 1. Составить 5 «толстых» вопросов. 2. Устное эссе «У какого помещика я был бы крепостным». 3. Сравнительная характеристика Манилова и Коробочки. 4. Сравнительная характеристика Ноздрёва и Собакевича  

Рефлексия

(3 мин)

V.Рефлексия

Синквейн «Плюшкин»  

Отзывы(0)

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить отзыв
Авторизоваться