Н.В.Гоголь. Поэма «Мёртвые души». «Прореха на человечестве».
Русская литература
Класс:
9 класс
Раздел:
Сатира на общество
Тема:
Н.В.Гоголь. Поэма «Мёртвые души». «Прореха на человечестве».
19.03.2020
86
6
Цели обучения (ссылка на учебную программу): | <p>9.2.5.1 характеризовать героев произведения на основе их социальных и межличностных отношений;</p><p> 9.2.6.1 - анализировать художественный мир произведения, оформляя своё представление с помощью различных способов свертывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, ПОПС-формулы, диаграммы и пр.); </p><p> 9.2.7.1 - определять способы выражения авторского отношения к героям и изображаемым событиям;</p><p> 9.2.8.1 - анализировать средства и приемы создания образов, изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса (эпитеты, сравнения метафоры, олицетворения, риторические фигуры, антитезы, перифразы, аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры, градация, парцелляция и др.); </p> |
Цели урока: | <p>Все учащиеся смогут: обсуждать и оценивать поведение и поступки героев, приводя в качестве аргументов не менее 3-х примеров из текста; обосновать позицию автора;</p><p> Большинство учащихся смогут: характеризовать Плюшкина, составлять паспорт героя, инфографику и концептуальную таблицу, отстаивая свою точку зрения.</p><p> Некоторые учащиеся смогут: характеризовать героя, определять отношение автора к Плюшкину, отстаивая свою точку зрения; определять актуальность произведения. </p> |
Критерии успеха: | Обучающийся: Характеризует образ Плюшкина в его эволюции. Определяет авторское отношение к своему герою. Анализирует средства и приёмы создания образа. |
Привитие ценностей: | На примере образа Плюшкина формирование негативного отношения к бессмысленному накопительству. Исследовать вопросы об этических нормах поведения, нравственных ценностях. способствовать формированию нравственной позиции учащихся. |
Навыки использования ИКТ: | Интерактивная доска, ресурсы Интернет: фрагмент из фильма «Мёртвые души» |
Межпредметная связь: | Русский язык, история |
Предыдущие знания: | Этот урок основан на знаниях, умениях и навыках, которые обучающиеся получили на предыдущих уроках. Учащиеся знают биографию Н.В.Гоголя, знают содержание поэмы, литературные понятия: поэма, пейзаж, портрет. |
Языковая цель | Определить роль художественных средств для создания образов. |
Ход урока
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
---|---|---|
Начало урока (3 мин) |
<p>I.Организационный момент. </p><p> Стратегия «Говорящие руки»: </p><p> 1. Поздоровайтесь! </p><p> 2. Выразите поддержку друг друга! </p><p> 3. Выразите радость! </p><p> 4. Пожелайте удачи друг другу! </p><p> II. Актуализация знаний </p><p> Задание №1. Стратегия "Мозговой штурм" </p><p> Сегодня на уроке мы продолжим работу по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Эпиграф к уроку «…И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» (Н.В.Гоголь) -Как вы думаете, какая сегодня будет у нас тема урока? Обучающиеся озвучивают тему, цель урока. </p><p> ОС (обратная связь). «Аплодисменты!» </p> | <p>Стратегия "Мозговой штурм"</p><p>Хрестоматия по русской литературе</p> |
Середина урока (31 мин) |
<p>III.Осмысление изучаемого материала. </p><p> Задание №2. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите фамилию «Плюшкин»? </p><p>Приём «Ключевые слова». Дать характеристику Плюшкину одним словом или словосочетанием. (Духовный распад Жадность Скупость Накопительство Грубость Подозрительность Духовная нищета мёртвая душа Предел морального падения человека) ОС «Словесная похвала». </p><p> Задание №3. ФО Задание №5. Работа в группах. Дифференцированное задание разработано по ресурсам. </p><p> Группа А. Дать характеристику Плюшкину при помощи инфографики, приведя не менее 5 примеров. Критерий: Представляет образ Плюшкина при помощи способа свертывания информации –инфографика. Дескрипторы: 1. Находит информацию в тексте 2. Составляет инфографику 3. Заполняет, приведя не менее 5 примеров 4. Характеризует Плюшкина </p><p> Группа В. Дать характеристику Плюшкина, составив «Паспорт героя» из пунктов не менее 7, выразив своё отношение к герою. Критерий: Представляет образ Плюшкина при помощи способа свертывания информации – паспорт героя. Дескрипторы: 1. Составляет и заполняет бланк паспорта Плюшкина из пунктов не менее 7-и. 2. Характеризует Плюшкина и выражает своё отношение к герою. </p><p> Группа С. Заполнить концептуальную таблицу, определить отношение автора к Плюшкину, приведя не менее 5 примеров. Критерий: Представляет образ произведения при помощи концептуальной таблицы, определяет отношение автора к герою. Дескрипторы: 1. Заполняет концептуальную таблицу из пунктов не менее 5-и 2. Характеризует внешность, усадьбу, отношение к просьбе Чичикова 3. Определяет отношение автора к герою. </p><p> Оценивание спикерами групп в процессе обсуждения выполненной работы. </p><p> Группа Д. Вывод, обобщение. </p><p>Задание №4 Фрагмент из фильма «Мёртвые души». Сцена купли-продажи.</p><p> Метод «Свободная беседа». ФО Задание. ОС «Большой палец». </p><p> ФО Лист оценивания</p><p> Итоговое оценивание учителем </p> | <p>Приём «Ключевые слова». </p><p>Иннокентий Смоктуновский, Александр Калягин в фильме Михаила Швейцера "Мёртвые души", 1984 год</p> |
Конец урока (1 мин) |
IV. Домашнее задание. Дифференцированное по выбору. 1. Составить 5 «толстых» вопросов. 2. Устное эссе «У какого помещика я был бы крепостным». 3. Сравнительная характеристика Манилова и Коробочки. 4. Сравнительная характеристика Ноздрёва и Собакевича | |
Рефлексия (3 мин) |
<p>V.Рефлексия </p><p> Синквейн «Плюшкин» </p> |
Отзывы(0)