Среда обитания животных

Морозова Ильмира Тулебаевна
Морозова Ильмира Тулебаевна
Актобе
Хромтау
№4 Хромтау орта мектебі
Естествознание
Класс:
3 класс
Раздел:
Живая природа. Животные
Тема:

Среда обитания животных

24.12.2019
169
Скачать в PDF Скачать в WORD
Цели и задачи

Познакомить учащихся со средами обитания животных и их отличительными особенностями.

•    Выяснить особенности приспособления организмов к среде обитания.

•    Учить систематизировать, выделять главное и существенное.

•    Развить умение анализировать, высказывать свои мысли, обосновывать их.

•    Формировать познавательный интерес к предмету.

•    Обучать решению простых экологических задач.

•    Продолжить обучение работе в группе

Ход урока

Этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы

Ход урока

I. Орг. момент

II. Актуализация  опорных знаний На Земле существует около 2 млн.  видов животных, которые распространены повсеместно. В любом природном сообществе: в лесу, степи или  даже в пустыне обитают животные. - Можете ли вы назвать такое место  на нашей планете, где не было бы животных? - Что такое среда обитания?

III. Мотивация Но, рассматривая  многообразие животных,  следует отметить, что их распространение ограничено определенными рамками. Нам хорошо известно, что щука, например, обитает в водной среде, сокол ловит добычу в воздухе, а дождевой червь, питаясь листовым опадом, обитает в почве. Возникает вопрос: а что мешает этим животным освоить менее привычную среду обитания?

IV. Постановка задачи урока Цель нашего урока – рассмотреть условия,  определяющие распространение животных, отметить их взаимосвязь в природных сообществах.    Просмотр презентации 

V. Систематизация и обобщение - Предположите, какие среды обитания есть? -  А чем отличаются эти среды обитания?  Рассмотрите рисунок учебника и отметьте, как приспособлены эти животные к  соответствующей среде обитания?  Но в пределах каждой среды обитания животные занимают те места, которые более благоприятны для их жизни. Поэтому существует понятие «место обитания»  Вам также хорошо известно, что в любом природном сообществе животные связаны друг с другом в основном пищей, общими условиями обитания.    •    Эти птицы – чемпионы по скорости полёта среди птиц. Обычная для них скорость – 120 км/ч. Весной эти птицы прилетают поздно. Их прилёт означает наступление устойчивой тёплой погоды. •    Это небольшие птицы. Клюв у них короткий, широкий. Крылья – длинные, заострённые. В полёте они бывают до 19 ч. Ловят и едят  насекомых. Ноги совсем маленькие, не приспособленные для хождения.  •    О каких птицах идёт речь?  •    В какой среде обитают? •    Какие у них есть приспособления к обитанию в данной среде? Ответ – стриж     Самое быстроногое из зверей. Развивает скорость до 110 км/ч, но довольно быстро устаёт. Если в течение минуты он не догоняет добычу, то прекращает погоню.     Какое это животное?     В какой среде обитает?      Какие у него приспособления к обитанию в данной среде?            Ответ – гепард     Живя в этой среде, животные либо дышат жабрами, либо поднимаются к поверхности для вдоха. Животные, активно передвигающиеся в этой среде, имеют обтекаемую форму тела.     Какое это животное?     В какой среде обитает?     Какие у него приспособления к обитанию в данной среде?                Ответ – дельфин. •    Среда обитания характеризуется тем, что она плотная. В ней обитатели находят воздух, воду. А вот свет сюда почти не проникает. Поэтому животные обычно имеют маленькие глаза или вовсе лишены органов зрения. Выручают их в жизни обоняние и осязание. •    Какое это животное?  •    В какой среде обитает? •    Какие у него приспособления к обитанию в данной среде?                 Ответ – крот.

VI. Применение учебного материала Определение  среды обитания  « Кто здесь лишний?»      Проверка задания      Работа с учебником.  Прочитайте текст учебника, выделите основные формы взаимосвязи животных в природе.  --  Как хищник приспосабливается к тому, чтобы поймать жертву, а жертва, наоборот, избежать хищника и т.д.? Используя материал урока, расположите формы взаимоотношений животных в соответствии с их значимостью для организмов. Какие утверждения верны? Поставьте знак «+» или «-». 

VII. Проверка уровня обученности 1. - Чем отличаются понятия «среда обитания» и «место обитания»?  2. Определи среду обитания данных животных Животное     Среда обитания камбала     белка     белый медведь     жаворонок     верблюд     пингвин     страус     лебедь     суслик      3. Угадай,  у каких животных среда обитания – лес?     3        5  1       2        4                                                         1. Не барашек и не кот,  Носит шубу круглый год.  Шуба серая — для лета,  Для зимы — другого цвета.   Заяц  2. На овчарку он похож, Что ни зуб - то острый нож, Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть.              Волк    3. Рыжий маленький зверёк По деревьям прыг да скок. Он живёт не на земле, А на дереве в дупле.     БелкаББелка  4. Огромная кошка по лесу скачет, В ушках серёжки она не прячет, Ей не скажешь слова – брысь, Потому, что это –          рысь    5. Рыжая, с пушистым хвостом,  живёт в лесу под кустом.      Лиса 

VIII. Информация о домашнем задании Стр. 146 - 147 читать Подготовить доклад о животных 1 и 4 гр. водной среды обитания                                                                              2 гр. почвенной среды обитания                                                                3 и 5 гр. наземно - воздушной среды обитания

IХ.Рефлексия (подведение итогов) Что вы узнали на уроке? Что было трудным для понимания? - Что было интересным? Итак, распространение животных ограничено определенными  условиями, в живой природе все организмы сосуществуют друг с другом.

Дополнительная информация

1. Различают две среды обитания: наземно – воздушную и водную.&nbsp;&nbsp; 2. Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму.&nbsp;&nbsp; 3 Крупные кенгуру совершают прыжки до 9 м, это помогает им лучше схватывать пищу. 4. Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живёт это животное в воздушной среде.&nbsp;&nbsp; 5. Дельфины, как и водные жуки, поднимаются на поверхность воды, захватывают воздух и опять ныряют.&nbsp;&nbsp; 6. Есть такие животные, которые поселяются в организме человека и вызывают различные заболевания.&nbsp; Проверка задания.&nbsp; 1. -&nbsp;&nbsp;&nbsp; 2.+&nbsp;&nbsp; 3. –&nbsp;&nbsp;&nbsp; 4.–&nbsp;&nbsp;&nbsp; 5.+&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; 6. +&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; По описанию узнай, о какой среде идёт речь.&nbsp; •&nbsp;&nbsp;&nbsp; 1. Эта среда довольно плотная, и в ней передвигаться нелегко. Зачастую в ней не хватает кислорода для дыхания животных. Обитатели этой среды часто имеют плавники как приспособления к движению. •&nbsp;&nbsp;&nbsp; 2. Дом для животных, имеющих крылья. Лёгкая, неплотная среда. •&nbsp;&nbsp;&nbsp; 3. В эту среду проникает мало света. А на глубину и совсем не проникает. •&nbsp;&nbsp;&nbsp; 4. Ноги животных этой среды приспособлены к бегу, прыжкам. Проверка задания •&nbsp;&nbsp;&nbsp; 1. Водная •&nbsp;&nbsp;&nbsp; 2. Наземно – воздушная •&nbsp;&nbsp;&nbsp; 3. Почвенная •&nbsp;&nbsp;&nbsp; 4. Наземно – воздушная <br>

Отзывы(0)