: Устная и письменная речь. Виды речевой деятельности.
Русский язык
Класс:
4 класс
Раздел:
Моя Родина-Казахстан
Тема:
: Устная и письменная речь. Виды речевой деятельности.
27.03.2020
87
7
Цели обучения (ссылка на учебную программу): | 4.1.1.1 строить высказывания по прослушанной информации на основе своих заметок, передавая ее смысл 4.2.3.1 формулировать вопросы и ответы, отражающие понимание и свое отношение к содержанию текста, чтобы углубить понимание и уточнить ответ 4.3.6.1 совершенствовать каллиграфические навыки: Соблюдение высоты, ширины и наклона прописных и строчных букв и их соединений |
Цели урока: | Понимание содержания информации/сообщения Формулирование вопросов и ответов по содержанию текста Соблюдение каллиграфических норм |
Языковые цели: | Все учащиеся смогут: Повторить отличия устной речи от письменной. Повторить требования к устной и письменной речи. Писать в тетради в широкую линию. Большинство учащихся смогут: Соблюдать каллиграфические нормы. Определять основную мысль произведения. Вставлять подходящие пропущенные слова. Отвечать на открытые и закрытые вопросы. Высказывать мнения об информации, содержащейся в тексте. Учиться задавать вопросы. Рассказать о правилах устной речи. Объяснять смыл пословиц. Некоторые учащиеся смогут: Приводить примеры использования видов речевой деятельности. Делать выводы в конце эксперимента-наблюдения. |
Ожидаемый результат: | Все учащиеся смогут: Повторить отличия устной речи от письменной. Повторить требования к устной и письменной речи. Писать в тетради в широкую линию. Большинство учащихся смогут: Соблюдать каллиграфические нормы. Определять основную мысль произведения. Вставлять подходящие пропущенные слова. Отвечать на открытые и закрытые вопросы. Высказывать мнения об информации, содержащейся в тексте. Учиться задавать вопросы. Рассказать о правилах устной речи. Объяснять смыл пословиц. Некоторые учащиеся смогут: Приводить примеры использования видов речевой деятельности. Делать выводы в конце эксперимента-наблюдения. |
Критерии успеха: | <p>Понимать содержания информации</p><p>отличать устную речи от письменной</p><p>Определять основную мысль произведения.Отвечать на открытые и закрытые вопросы.Приводить примеры использования видов речевой деятельности.</p> |
Привитие ценностей: | Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. |
Навыки использования ИКТ: | интерактивное оборудование |
Межпредметная связь: | Взаимосвязь с предметами: – литература – физическая культура – естествознание – самопознание |
Предыдущие знания: | Материал 3 класса |
Ход урока
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
---|---|---|
Начало урока |
Создание положительного эмоционального настроя Есть на свете земном разные края. Только там, где отчий дом, Родина твоя. Веселись, расти и пой, Знай, что Родина с тобой. Помни главные слова: «мама», «Родина», «семья». | Видеоролик о Казахстане |
Середина урока |
Актуализация жизненного опыта. Целеполагание 1. – Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.Поздравляю вас с началом нового учебного года и желаю больших успехов. (Д) –Какие главные слова вы услышали в стихотворении? – Как называется наша Родина? Дети, становятся в круге, здороваются друг с другом на родном своем языке: казахском, русском, украинском, татарском и др. – Какой язык является государственным в нашей стране? – А какой язык является языком межнационального общения? –Как вы думаете, зачем нам необходимо изучать русский язык? Сообщение темы и целей урока – Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. Знание родного языка дается вам с детства, выовладеваете им так же естественно, как дышите и растёте. Но этосложная дисциплина, которая требует большого труда. (К) Устно закончите предложения: – Когда мы говорим, мы произносим …(звуки) – На письме звуки обозначаются…(буквами) – Сколько в алфавите букв? 33 – Сколько гласных букв? 10 – Сколько согласных букв? 21 (звуков 36) – Скажите, ребята, а к какой речи относятся звуки, а к какой – буквы? (Звуки – это устная речь, а буквы – письменная речь.) – При записи письменной речи записываем предложения. Начало предложения начинается с заглавной буквы, а в конце ставим точку. Сегодня на уроке мы будем говорить о нашей речи. Как вы думаете: – Что называют речью? Для чего человеку нужна речь? – Из чего состоит речь? – Приведите примеры использования устной и письменной речи. – А задумывались ли вы над тем, что такое язык? – Посмотрите вокруг – ивы увидите много удивительных вещей, созданных разумом и руками человека: радио, телефон, компьютер, автомашины, корабли, самолёты, ракеты. Но самое удивительное и мудрое, что создало человечество, – это язык. Говорить умеют все люди на Земле. Языки разные, но у всех одна главная задача – помочь людям понимать друг друга при общении, при общей работе. (Д)– Так же на уроке мы поговорим о нашем Казахстане. – Ребята, а как на английском звучит наша тема? На казахском? – Ребята, представьте, что наш класс – это маленький Казахстан. В нашем классе есть разные национальности. Дети могут озвучить тему урока на другом языке. Знакомство с учебником, вступительной статьей, условными обозначениями Минутка чистописания: работа с пословицей - По речам узнают жигита, по жигиту судят о его Родине. Работа с пословицей по плану: 1) Чтение пословицы. 2) Объяснение значения непонятных слов. 3) Выяснение смысла посло¬вицы в целом: о чем она и чему учит? 4) Подбор жизненной си¬туации, в которой можно употребить данную пословицу. Работа над лексической темой урока (К) Чтение стихотворения Т. Айбергенова «Моя Республика» Высказывание мнения об информации, содержащейся в стихотворении. Списывание понравившегося отрывка. Определение видов речи. Формулирование правил речи. Работа над грамматической темой урока (К) Работа со схемой «Виды речевой деятельности». Учитель выясняет понимание детьми слова «деятельность», знакомит с видами речевой деятельности. Дети приводят свои примеры из жизни. (К) Чтение и анализ правила из учебника Речь бывает устной и письменной: её можно услышать и произнести, увидеть и написать. Речь должна быть грамотной, точной, выразительной и вежливой. (К) Работа с диаграммой «Использование видов речевой деятельности». Высказывают мнение, проанализировав данные диаграммы. Предлагают случаи, в которых определенные доли могут увеличиться. (Г) Эксперимент-наблюдение: работая в группе, ученики выясняют, какую речь на уроки используют больше всего. Словарная работа Республика, Казахстан, Родина. Значения слов могут быть раскрыты путем: – показа предмета или его изображения (картины) – наглядный метод; – расчленения понятия, указание на его признаки, перечисление их; – введение слова в предложение или развернутый связный текст (в контексте или фразе значение слова выступает ярче), а также путем дописывания предложений; – синонимической замены слов; – сравнения и сопоставления по сходству, различию; – разбор слова по составу; – справок в энциклопедических и толковых словарях; – прямого вопроса: например, что такое «Родина»? Опыт показывает, что количество новых слов, вводимых за один раз, не должно превышать трех–пяти слов. Но и это условие еще не дает полной гарантии в том, что раз объясненное на уроке слово ученики обязательно прочно запомнят в правильном виде и значении. Значение слова усваивается учащимися несколько позже, чем само слово. Это связано с недостаточностью жизненного опыта и знаний детей определенного возраста; многое может сглаживаться из памяти учащихся. Учитель должен возвращаться к данным словам, проверять, как понимают их школьники, давать дополнительные разъяснения. Запоминанию нового слова способствуют такие приемы и упражнения: – запись слова на доске с последующим проговариванием его по слогам и правильной постановкой ударения в нем; – упражнения в определении значений слов путем перечисления признаков понятия; – составление предложений с новым словом в его разных значениях; – введение в орфографические упражнения новых слов; – творческие работы с вновь усвоенными словами (составление рассказов, изложений, сочинений); – ведение детских словарей. (Д,К) Динамическая пауза В Казахстане мы живём, (разводят руки в стороны) Есть у каждого свой дом (руки домиком) Есть работа (кулаком об кулак) Есть друзья, (хлопаем в ладоши) Мама, папа, есть и я! (Обнимаем себя) (Г, П., И) Творческое задание Дети списывают предложения, вставляя пропущенные слова. В каждом предложении определяют, о каком виде речи говорится. Определяют и подчёркивают слова, связанные с речевой деятельностью человека. 1. Я (читаю) книгу об Астане. 2. Учитель (рассказал) нам о Республике Казахстан. 3. Мы (написали) сочинение о Родине. 4. Ученики (слушают) кюй¹ Курмангазы о степных² просторах. Ученики знакомятся с рубрикой «Это интересно», где сообщается о скорости речи и речевом аппарате человека. Развитие речи. Работа с пословицами. Дети объясняют смысл пословиц о речи, проверяемые и непроверяемые орфограммы. Определяют тип речи, о которой говорится в пословицах. Приводят ситуации, в которых их использовать. (П) Записывают две пословицы по памяти. Взаимооценивание или самооценивание по учебнику. Работа над речевыми ситуациями. Составление окончание диалога детьми с разыгрыванием. Высказывают свое мнение об использовании слов речевого этикета в разных ситуациях, опираясь на материал рубрики «Совершенствуй красноречие!». Дополнять свое высказывание можно началом фраз: Я считаю, что ... Я думаю, что ... На мой взгляд ... По-моему, … Викторина «Патриот своей Родины» 1. Первый Президент Республики Казахстан? (Н.А.Назарбаев) 2. Как называется основной закон нашего государства? (Конституция) 3. Вы, как граждане Казахстана, какие имеете права и обязанности? (основное право – учиться в школе, получать образование и становиться достойными гражданами своей Родины) 4. Государственные символы республики Казахстан? (Флаг, герб, гимн) 5. Какой города является столицей Казахстана? (Астана) 6. С какими странами граничит Казахстан? (С Россией, Китаем, Кыргызстаном, Узбекистаном, Туркменистаном) 7. Национальная валюта? (Тенге) 8. Первый летчик-космонавт Республики Казахстан? (Т.Аубакиров) 9. Город – центр по изучению космоса? (Байконур) 10. Национальное жилище казахов? (Юрта) (Д, К) Пальчиковая гимнастика Живут в Казахстане разные народы с давних пор, (Массаж пальцев рук) Одним – тайга по нраву, Другим – родной простор. Каждого народа язык свой и наряд. (Руки вперед, пальцы соединить) Один черкеску носит, Другой надел халат. Одни – рыбак с рожденья, (Ладони имитируют плаванье рыбки) Другой – оленевод (Пальцы расставлены в стороны, руки перекрещены над головой). Одни кумыс готовит, (Круговое поглаживание живота рукой) Другой готовит мед. (Тыльной стороной ладони вытирают рот) Одним милее осень (Руки опускают сверху вниз, потряхивая кистями) Другим – милей весна (Приседают, поглаживают «траву») А Родина – Наш Казахстан У нас у всех одна. (Показывают «домик») Работа в «Рабочей тетради» В тетради представлены методы и приемы формативного оценивания: перед выполнением заданий, учащимся предлагается познакомиться с критериями выполняемого задания с помощью таблицы регистрации достижений, чтобы ученики имели представление о том, какого уровня знаний они должны достичь на уроке (Стратегия «Куда я иду»); после выполнения заданий учащимся предлагается оценить себя по шкале «Дорожки успеха» (Стратегия «Где я сейчас»); учитель с помощью комментариев может предоставить возможность учащимся обратить внимание на пробелы и выявить их уровень понимания изученного материала (Стратегия «Как я могу заполнить пробелы»). | |
Конец урока |
Отработать полученные навыки помогут тренажеры, расположенные в конце тетради. Тетрадь содержит задания в соответствии с уровнями Таксономии Блума, содержит задания, направленные на развитие критического мышления, внесены задания, помогающие анализировать и формулировать обоснованные выводы, создавать собственную оценку происходящему, интерпретировать его. Тетрадь помогает в ходе формативного оценивания учителю определить уровень усвоения программного материала каждым учеником, а также осуществить обратную связь, проанализировать по «дорожке успеха» мотивированность ученика, спланировать дальнейшую работу по преодолению пробелов в знаниях, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. В УМК имеется электронное приложения для учащихся, с диском можно работать на уроке или дома. Развитие речи В учебнике приведены минутки чистописания, материал рубрик «Это интересно», «Хочу знать больше». Такая работа является подготовительной и подводит детей к знакомству с разными типами, стилями, жанрами речи, дает возможность расширить кругозор, познакомить с великими деятелями в области культуры прошлого и настоящего. | |
Рефлексия |
Итог урока В конце урока предлагаются вопросы, по которым учащиеся могут подвести итог. Предлагается стратегия критического мышления «Выбери одну фразу» Ученикам предлагается выбрать одну фразу, касающуюся содержания урока и завершить ее. Одну и ту же фразу могут выбрать несколько учеников. Желательно, чтобы каждый из учеников завершил хотя бы одну фразу. Речь бывает … и … . Речь должна быть … . … . Мне понравился урок … Мне запомнился урок … В этом году я буду … Рекомендации для учителя В разделе «Моя Родина – Казахстан» лексическая тема представлена темами: Здравствуй, мой Казахстан! Казахстан – многонациональное государство. Казахстан – твоя родная земля. Природа Казахстана. Природные богатства Казахстана. Щедрый дастархан. Напевы степи. Белое золото Казахстана. Учителю совместно с детьми нужно заранее продумать и подобрать дополнительный материал по разделу. Учитывая уровень подготовленности детей, учитель может расширить этот список тем, дополнить актуальными для детей темами. | |
урок русского языка №1 |
Дополнительная информация *Рекомендации по выполнению домашнего задания даны в пояснительной записке. В качестве домашнего задания может быть рекомендовано упражнение для самостоятельной работы; повторить правила раздела, словарные слова; творческая деятельность по созданию или завершению проекта, поиску информации по теме. *Краткосрочное планирование носит рекомендательный характер, позволяет каждому учителю выбрать задания, ориентируясь на уровень подготовленности учащихся. * Стратегии критического мышления более подробно описаны во введении |
Отзывы(0)