: Устная и письменная речь. Виды речевой деятельности.

Галенко Оксана Анатольевна
Галенко Оксана Анатольевна
Актюбинская
Хромтау
Коммунальное государственное учреждение «Хромтауская гимназия №2»
Русский язык
Класс:
4 класс
Раздел:
Моя Родина-Казахстан
Тема:

: Устная и письменная речь. Виды речевой деятельности.

27.03.2020
87
Скачать в PDF Скачать в WORD
Цели обучения (ссылка на учебную программу): 4.1.1.1 строить высказывания по прослушанной информации на основе своих заметок, передавая ее смысл 4.2.3.1 формулировать вопросы и ответы, отражающие понимание и свое отношение к содержанию текста, чтобы углубить понимание и уточнить ответ 4.3.6.1 совершенствовать каллиграфические навыки: Соблюдение высоты, ширины и наклона прописных и строчных букв и их соединений  
Цели урока: Понимание содержания информации/сообщения Формулирование вопросов и ответов по содержанию текста Соблюдение каллиграфических норм  
Языковые цели: Все учащиеся смогут: Повторить отличия устной речи от письменной. Повторить требования к устной и письменной речи. Писать в тетради в широкую линию. Большинство учащихся смогут: Соблюдать каллиграфические нормы. Определять основную мысль произведения. Вставлять подходящие пропущенные слова. Отвечать на открытые и закрытые вопросы. Высказывать мнения об информации, содержащейся в тексте. Учиться задавать вопросы. Рассказать о правилах устной речи. Объяснять смыл пословиц. Некоторые учащиеся смогут: Приводить примеры использования видов речевой деятельности. Делать выводы в конце эксперимента-наблюдения.   
Ожидаемый результат: Все учащиеся смогут: Повторить отличия устной речи от письменной. Повторить требования к устной и письменной речи. Писать в тетради в широкую линию. Большинство учащихся смогут: Соблюдать каллиграфические нормы. Определять основную мысль произведения. Вставлять подходящие пропущенные слова. Отвечать на открытые и закрытые вопросы. Высказывать мнения об информации, содержащейся в тексте. Учиться задавать вопросы. Рассказать о правилах устной речи. Объяснять смыл пословиц. Некоторые учащиеся смогут: Приводить примеры использования видов речевой деятельности. Делать выводы в конце эксперимента-наблюдения.   
Критерии успеха: <p>Понимать содержания информации</p><p>отличать устную речи от письменной</p><p>Определять основную мысль произведения.Отвечать на открытые и закрытые вопросы.Приводить примеры использования видов речевой деятельности.</p>
Привитие ценностей: Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.
Навыки использования ИКТ: интерактивное оборудование
Межпредметная связь: Взаимосвязь с предметами: – литература – физическая культура – естествознание – самопознание&nbsp; &nbsp;
Предыдущие знания: Материал 3 класса

Ход урока

Этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы

Начало урока

Создание положительного эмоционального настроя Есть на свете земном разные края. Только там, где отчий дом, Родина твоя. Веселись, расти и пой, Знай, что Родина с тобой. Помни главные слова: «мама», «Родина», «семья».&nbsp; &nbsp; Видеоролик о Казахстане&nbsp; &nbsp;

Середина урока

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание 1. – Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.Поздравляю вас с началом нового учебного года и желаю больших успехов. (Д) –Какие главные слова вы услышали в стихотворении? – Как называется наша Родина? Дети, становятся в круге, здороваются друг с другом на родном своем языке: казахском, русском, украинском, татарском и др. – Какой язык является государственным в нашей стране? – А какой язык является языком межнационального общения? –Как вы думаете, зачем нам необходимо изучать русский язык? Сообщение темы и целей урока – Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. Знание родного языка дается вам с детства, выовладеваете им так же естественно, как дышите и растёте. Но этосложная дисциплина, которая требует большого труда. (К) Устно закончите предложения: – Когда мы говорим, мы произносим …(звуки) – На письме звуки обозначаются…(буквами) – Сколько в алфавите букв? 33 – Сколько гласных букв? 10 – Сколько согласных букв? 21 (звуков 36) – Скажите, ребята, а к какой речи относятся звуки, а к какой – буквы? (Звуки – это устная речь, а буквы – письменная речь.) – При записи письменной речи записываем предложения. Начало предложения начинается с заглавной буквы, а в конце ставим точку. Сегодня на уроке мы будем говорить о нашей речи. Как вы думаете: – Что называют речью? Для чего человеку нужна речь? – Из чего состоит речь? – Приведите примеры использования устной и письменной речи. – А задумывались ли вы над тем, что такое язык? – Посмотрите вокруг – ивы увидите много удивительных вещей, созданных разумом и руками человека: радио, телефон, компьютер, автомашины, корабли, самолёты, ракеты. Но самое удивительное и мудрое, что создало человечество, – это язык. Говорить умеют все люди на Земле. Языки разные, но у всех одна главная задача – помочь людям понимать друг друга при общении, при общей работе. (Д)– Так же на уроке мы поговорим о нашем Казахстане. – Ребята, а как на английском звучит наша тема? На казахском? – Ребята, представьте, что наш класс – это маленький Казахстан. В нашем классе есть разные национальности. Дети могут озвучить тему урока на другом языке.&nbsp; Знакомство с учебником, вступительной статьей, условными обозначениями Минутка чистописания: работа с пословицей - По речам узнают жигита, по жигиту судят о его Родине. Работа с пословицей по плану: 1) Чтение пословицы. 2) Объяснение значения непонятных слов. 3) Выяснение смысла посло¬вицы в целом: о чем она и чему учит? 4) Подбор жизненной си¬туации, в которой можно употребить данную пословицу. Работа над лексической темой урока (К) Чтение стихотворения Т. Айбергенова «Моя Республика» Высказывание мнения об информации, содержащейся в стихотворении. Списывание понравившегося отрывка. Определение видов речи. Формулирование правил речи. Работа над грамматической темой урока (К) Работа со схемой «Виды речевой деятельности». Учитель выясняет понимание детьми слова «деятельность», знакомит с видами речевой деятельности. Дети приводят свои примеры из жизни. (К) Чтение и анализ правила из учебника Речь бывает устной и письменной: её можно услышать и произнести, увидеть и написать. Речь должна быть грамотной, точной, выразительной и вежливой. (К) Работа с диаграммой «Использование видов речевой деятельности». Высказывают мнение, проанализировав данные диаграммы. Предлагают случаи, в которых определенные доли могут увеличиться. (Г) Эксперимент-наблюдение: работая в группе, ученики выясняют, какую речь на уроки используют больше всего. Словарная работа Республика, Казахстан, Родина. Значения слов могут быть раскрыты путем: – показа предмета или его изображения (картины) – наглядный метод; – расчленения понятия, указание на его признаки, перечисление их; – введение слова в предложение или развернутый связный текст (в контексте или фразе значение слова выступает ярче), а также путем дописывания предложений; – синонимической замены слов; – сравнения и сопоставления по сходству, различию; – разбор слова по составу; – справок в энциклопедических и толковых словарях; – прямого вопроса: например, что такое «Родина»? Опыт показывает, что количество новых слов, вводимых за один раз, не должно превышать трех–пяти слов. Но и это условие еще не дает полной гарантии в том, что раз объясненное на уроке слово ученики обязательно прочно запомнят в правильном виде и значении. Значение слова усваивается учащимися несколько позже, чем само слово. Это связано с недостаточностью жизненного опыта и знаний детей определенного возраста; многое может сглаживаться из памяти учащихся. Учитель должен возвращаться к данным словам, проверять, как понимают их школьники, давать дополнительные разъяснения. Запоминанию нового слова способствуют такие приемы и упражнения: – запись слова на доске с последующим проговариванием его по слогам и правильной постановкой ударения в нем; – упражнения в определении значений слов путем перечисления признаков понятия; – составление предложений с новым словом в его разных значениях; – введение в орфографические упражнения новых слов; – творческие работы с вновь усвоенными словами (составление рассказов, изложений, сочинений); – ведение детских словарей. (Д,К) Динамическая пауза В Казахстане мы живём, (разводят руки в стороны) Есть у каждого свой дом (руки домиком) Есть работа (кулаком об кулак) Есть друзья, (хлопаем в ладоши) Мама, папа, есть и я! (Обнимаем себя) (Г, П., И) Творческое задание Дети списывают предложения, вставляя пропущенные слова. В каждом предложении определяют, о каком виде речи говорится. Определяют и подчёркивают слова, связанные с речевой деятельностью человека. 1. Я (читаю) книгу об Астане. 2. Учитель (рассказал) нам о Республике Казахстан. 3. Мы (написали) сочинение о Родине. 4. Ученики (слушают) кюй¹ Курмангазы о степных² просторах. Ученики знакомятся с рубрикой «Это интересно», где сообщается о скорости речи и речевом аппарате человека. Развитие речи. Работа с пословицами. Дети объясняют смысл пословиц о речи, проверяемые и непроверяемые орфограммы. Определяют тип речи, о которой говорится в пословицах. Приводят ситуации, в которых их использовать. (П) Записывают две пословицы по памяти. Взаимооценивание или самооценивание по учебнику. Работа над речевыми ситуациями. Составление окончание диалога детьми с разыгрыванием. Высказывают свое мнение об использовании слов речевого этикета в разных ситуациях, опираясь на материал рубрики «Совершенствуй красноречие!». Дополнять свое высказывание можно началом фраз: Я считаю, что ... Я думаю, что ... На мой взгляд ... По-моему, … Викторина «Патриот своей Родины» 1. Первый Президент Республики Казахстан? (Н.А.Назарбаев) 2. Как называется основной закон нашего государства? (Конституция) 3. Вы, как граждане Казахстана, какие имеете права и обязанности? (основное право – учиться в школе, получать образование и становиться достойными гражданами своей Родины) 4. Государственные символы республики Казахстан? (Флаг, герб, гимн) 5. Какой города является столицей Казахстана? (Астана) 6. С какими странами граничит Казахстан? (С Россией, Китаем, Кыргызстаном, Узбекистаном, Туркменистаном) 7. Национальная валюта? (Тенге) 8. Первый летчик-космонавт Республики Казахстан? (Т.Аубакиров) 9. Город – центр по изучению космоса? (Байконур) 10. Национальное жилище казахов? (Юрта) (Д, К) Пальчиковая гимнастика Живут в Казахстане разные народы с давних пор, (Массаж пальцев рук) Одним – тайга по нраву, Другим – родной простор. Каждого народа язык свой и наряд. (Руки вперед, пальцы соединить) Один черкеску носит, Другой надел халат. Одни – рыбак с рожденья, (Ладони имитируют плаванье рыбки) Другой – оленевод (Пальцы расставлены в стороны, руки перекрещены над головой). Одни кумыс готовит, (Круговое поглаживание живота рукой) Другой готовит мед. (Тыльной стороной ладони вытирают рот) Одним милее осень (Руки опускают сверху вниз, потряхивая кистями) Другим – милей весна (Приседают, поглаживают «траву») А Родина – Наш Казахстан У нас у всех одна. (Показывают «домик») Работа в «Рабочей тетради» В тетради представлены методы и приемы формативного оценивания: перед выполнением заданий, учащимся предлагается познакомиться с критериями выполняемого задания с помощью таблицы регистрации достижений, чтобы ученики имели представление о том, какого уровня знаний они должны достичь на уроке (Стратегия «Куда я иду»); после выполнения заданий учащимся предлагается оценить себя по шкале «Дорожки успеха» (Стратегия «Где я сейчас»); учитель с помощью комментариев может предоставить возможность учащимся обратить внимание на пробелы и выявить их уровень понимания изученного материала (Стратегия «Как я могу заполнить пробелы»).&nbsp;

Конец урока

Отработать полученные навыки помогут тренажеры, расположенные в конце тетради. Тетрадь содержит задания в соответствии с уровнями Таксономии Блума, содержит задания, направленные на развитие критического мышления, внесены задания, помогающие анализировать и формулировать обоснованные выводы, создавать собственную оценку происходящему, интерпретировать его. Тетрадь помогает в ходе формативного оценивания учителю определить уровень усвоения программного материала каждым учеником, а также осуществить обратную связь, проанализировать по «дорожке успеха» мотивированность ученика, спланировать дальнейшую работу по преодолению пробелов в знаниях, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. В УМК имеется электронное приложения для учащихся, с диском можно работать на уроке или дома. Развитие речи В учебнике приведены минутки чистописания, материал рубрик «Это интересно», «Хочу знать больше». Такая работа является подготовительной и подводит детей к знакомству с разными типами, стилями, жанрами речи, дает возможность расширить кругозор, познакомить с великими деятелями в области культуры прошлого и настоящего.&nbsp;&nbsp;

Рефлексия

Итог урока В конце урока предлагаются вопросы, по которым учащиеся могут подвести итог. Предлагается стратегия критического мышления «Выбери одну фразу» Ученикам предлагается выбрать одну фразу, касающуюся содержания урока и завершить ее. Одну и ту же фразу могут выбрать несколько учеников. Желательно, чтобы каждый из учеников завершил хотя бы одну фразу. Речь бывает … и … . Речь должна быть … . … . Мне понравился урок … Мне запомнился урок … В этом году я буду … Рекомендации для учителя В разделе «Моя Родина – Казахстан» лексическая тема представлена темами: Здравствуй, мой Казахстан! Казахстан – многонациональное государство. Казахстан – твоя родная земля. Природа Казахстана. Природные богатства Казахстана. Щедрый дастархан. Напевы степи. Белое золото Казахстана. Учителю совместно с детьми нужно заранее продумать и подобрать дополнительный материал по разделу. Учитывая уровень подготовленности детей, учитель может расширить этот список тем, дополнить актуальными для детей темами.&nbsp;&nbsp;

урок русского языка №1

Дополнительная информация *Рекомендации по выполнению домашнего задания даны в пояснительной записке. В качестве домашнего задания может быть рекомендовано упражнение для самостоятельной работы; повторить правила раздела, словарные слова; творческая деятельность по созданию или завершению проекта, поиску информации по теме. *Краткосрочное планирование носит рекомендательный характер, позволяет каждому учителю выбрать задания, ориентируясь на уровень подготовленности учащихся. * Стратегии критического мышления более подробно описаны во введении&nbsp;&nbsp;

Отзывы(0)