Классификация программного обеспечения

Адылова Алтын Сагингалиевна
Адылова Алтын Сагингалиевна
Актюбинская
Хромтау
Коммунальное государственное учреждение «Хромтауская гимназия №2»
Информационно-коммуникационные технологии/Информатика
Класс:
8 класс
Раздел:
Интегрированные среды разработки программ
Тема:

Классификация программного обеспечения

27.03.2020
13
Скачать в PDF Скачать в WORD
Цели обучения (ссылка на учебную программу):  8.1.2.1 – различать системное, прикладное программное обеспечение и системы программирования
Цели урока:  - знать понятие «программное обеспечение», виды программ; -знать классификацию ПО и различать системное, прикладное программное обеспечение и системы программирования ; -демонстрировать понимание основной информации, отвечать на вопросы - уметь применять изученные понятия на практике и развивать исследовательскую культуру - анализировать, сравнивать и делать выводы по классификации ПО.  
Языковые цели:  1.Могут описывать и анализировать ситуации. 2.Предметная лексика и терминология: Программное обеспечение- программалық жабдықтама-Software Системное программное обеспечение- Жүйелік программалық жабдықтама-System software Прикладное программное обеспечение- Қолданбалы программалық жабдықтама- Application saftware Программные системы- Программалық жүйелер-Software systems Программа, программное обеспечение, классификация программного обеспечения, драйверы, утилиты, антивирусы, архиваторы 3.Навыки и умения введения диалога/письма  
Привитие ценностей:  1.Важность общенациональной идеи «Мәңгілік Ел» - единство «Единая цель, единые интересы, единое будущее». а)Индустриализация и экономический рост, базирующийся на инновациях б)Национальная безопасность и глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем. 2.Привитие навыков сотрудничества: включает в себя развитие теплых отношений во время групповой работы, формирование навыков сотрудничества и развитие конструктивного подхода, умение критически мыслить при выстраивании взаимоотношений. 3.Формирование информационной культуры и обеспечение личной информационной безопасности, развитие коммуни-кативных способностей. 4. Привитие навыков академической честности: уважение идей и мыслей других людей, заключающееся в соблюдении принципов академической честности.  
Межпредметная связь:  Математика
Предыдущие знания:  История развития вычислительной техники, устройство ПК, назначение устройств и принцип работы

Ход урока

Этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы

Начало урока

 Вводная часть 1. Приветствие. Учитель приветствует учеников. Эмоциональный настрой учащихся. Технология «Цепочка пожеланий» Каждому учащемуся по цепочке (в определенной последовательности – по часовой стрелке) предлагается обратиться с пожеланиями к себе и другим, заканчивает цепочку пожеланий учитель, подводя итог. 2. Создание коллаборативной среды. Деление на 3 группы по стратегии «Номера» -1,2,3. 3. Повторение правил работы в группах  

Середина урока

 Стадия «Вызова» Вопросы ученикам: Если мне нужно создать рисунок на компьютере, что мне потребуется? Если мне нужно оформить доклад, без чего я не обойдусь? Если мне нужно посетить сайт, что мне потребуется? Программа! верно! нам нужны программы. Все, что мы с вами делаем на компьютере, мы делаем с помощью той или иной программы. Даже сама операционная система – это программа, которая управляет работой компьютера. Тема сегодняшнего урока –классификация программного обеспечения Задание для групп: Актуализация знаний с помощью метода «Ассоциативная карта» ( научить учащихся свободно рассуждать и излагать свои мысли. Стадия «Осмысления»: Презентация новой темы. Ученики записывают тему урока, учитель раздает группам схемы для изучения, выделяя ключевые слова по каждой схеме: Схема №1 Программное обеспечение Системное ПО-это совокупность программных средств, предназначенных для организации диалога с пользователем , поддержания функционирования компьютера и управления устройствами компьютера Прикладное ПО- программы, позволяющие решать информационные задачи с использованием компьютера Системы программирования- совокупность программ для разработки, отладки и внедрения новых программных продуктов. Схема №2 1.Системное ПО Базовое ПО- минимальный набор программных средств, обеспечивающих работу компьютера. Сервисное ПО(утилиты)- программы и программные комплексы, которые расширяют возможности базового программного обеспечения и организуют более удобную среду работы пользователя. Операционная система Программы диагностики работоспособности компьютера Операционная оболочка Антивирусные программы Сетевая операционная система Программы обслуживания дисков Программы архивирования Программы обслуживания сети Схема №3 2.Прикладное ПО (приложения) • Текстовые процессоры • Табличные процессоры • Базы данных • Интегрированные пакеты • Графические процессоры • Экспертные системы • Обучающие программы • Программы математических расчетов, моделирования и анализа • Коммуникационные программы Схема№4 3.Системы программирования Назначение систем программирования Режим работы систем программирования Создание, отладка и выполнение программ с целью: • Решения вычислительных задач • Обработки текстов и графики • Создание системного ПО • Создание прикладного ПО • Ввод текста • Редактирование • Отладка • Компиляция • Исполнение • Работа с файлами • Режим помощи Программирование- процесс создания программ, разработки всех типов программного обеспечения. Популярные системы программирования- Turbo Pascal, Turbo C, Borland Delphi, Borland C++, Miсrosoft Visual Basic и др. Задание №1 «Найди соответствие» Учащиеся в группах находят соответствие между терминами и определениями. При выполнении заданий учащиеся используют учебник и ресурсы сети Интернет: № Термины Определение 1 Операционная система совокупность программ для разработки, отладки и внедрения новых программных продуктов. 2 Коммуникационная программа компьютерная программа, предназначенная для упаковки без потерь одного и более файлов в единый файл-архив или в серию архивов для удобства переноса и/или хранения данных 3 Система программирования комплекс взаимосвязанных программ, предназначенных для управления ресурсами компьютера и организации взаимодействия с пользователем 4 Антивирусная программа категория программного обеспечения, предназначенного для работы с электронными таблицами. 5 Архиватор план последовательных операций, определяющий, какой информацией необходимо обмениваться для решения конкретной задачи. 6 Текстовый процессор программа, служащая для организации игрового процесса (геймплея), связи с партнёрами по игре, или сама выступающая в качестве партнёра. 7 Табличный процессор специализированная программа для обнаружения компьютерных вирусов, а также нежелательных программ и восстановления заражённых файлов 8 Компьютерная игра компьютерная программа, используемая для написания и модификации документов, компоновки макета текста и предварительного просмотра документов в том виде, в котором они будут напечатаны Обсуждение в группах. Формативное оценивание: в группах сверка правильных ответов с презентацией, учащиеся взаимооценивают методом «верно-неверно» Дифференциация по использованию источников информации. Дескрипторы: - находят правильное соответствие терминам; - дaют oбрaтную связь. Задание №2 «Кто быстрее» Задание каждой группе, учащиеся выполняют поиск в Интернете информации для своей таблицы. Найденную информацию заполняют в таблицу: Группа №1 Программное обеспечение Пример ы программ баллы Операционная система Архиватор Антивирусная программа Коммуникационная программа итого Группа №2 Программное обеспечение Пример ы программ баллы Система программирования Текстовый процессор Графический редактор Редактор презентаций итого Группа №3 Программное обеспечение Пример ы программ баллы Электронная таблица Компьютерная игра Редактор работы со звуком Редактор работы с видеоинформацией итого Обсуждение в группах, дети записывают как можно больше программ. Формативное оценивание: взаимооценивание в группах кто быстрее, сколько правильных ответов -программ столько баллов зарабатывает группа. Подсчет баллов по группам: 1 группа- 2 группа- 3 группа Группа поощряется смайликами. Дифференциация по темпу, по использованию источников информации. Дескрипторы: - учащиеся различают и классифицируют программы ПК; -различают и записывают программы по категориям. Физкультминутка. Учащиеся выполняют упражнения для глаз (фокусируются на дальнем и ближнем предмете попеременно, вращают в разные стороны), разминают руки, потягиваются вверх. Задание №3 «Слайд-шоу»: Создайте слайд- шоу на тему «Популярные системы программирования». Учащиеся выполняют поиск информации в Интернете для своего проекта, найденную информацию сохраняют в папке общего доступа. Формативное оценивание: самооценивание учащихся в парах по критериям. Оценивание проекта: Критерии Дескрипторы Баллы 1.Полнота раскрытия темы -полно -частично -не раскрыта 10 5 0 2.Логика изложения информации -логическое изложение материала -нарушение логики -отсутствие логики 10 5 0 3.Исполь¬зование научной терминологии -полно -частично -не раскрыта 10 5 0 итого 30 25-30 баллов- «отлично» 20-24 баллов- «хорошо» 15-19 баллов- «удовлетворительно» 0-14 баллов- «неудовлетворительно» Дифференциация по выводам, по использованию источников информации, по темпу. Задание №4 Метод «Мозговой штурм». Задать учащимся следующий вопрос: Что описывает эта графическая схема из ходя из сегодняшней темы? Давайте совместно заполним опорную схему: ? ? ? ? ? ? ? ? ? Изучив схемы ПО, каждая группа получает карточку с разноуровневыми заданиями (1,2,3). Каждой группе предстоит в течение 10 минут выполнить следующие задания и после выполнения заданий выделить по каждому заданию ключевое слово: Группа№1 №1 «Отвечаем на вопросы»: А №2 «Думаем и обсуждаем» Б №3 «Анализируем и сравниваем»: С 1.Назовите виды программного обеспечения. 2.Дайте определение прикладному ПО. 3.Какие программы относятся к прикладному ПО? 1.Почему антивирусные программы, программы обслуживания дисков называют сервисными ПО? 2.Какова роль прикладных программ? 1.Найдите взаимосвязь между системным ПО и прикладным ПО. Выделите ключевое слово по заданию №1 (________________) Выделите ключевое слово по заданию №2 (________________) Выделите ключевое слово по заданию №3 (________________) (Программа) (Классификация) (Взаимосвязь) Группа №2 №1 «Отвечаем на вопросы»: А №2 «Думаем и обсуждаем» Б №3 «Анализируем и сравниваем»: С 1.Что такое программное обеспечение? 2.Назовите классы программного обеспечения. 3.Что такое системное программное обеспечение? 1.Какова роль программного обеспечения компьютера? 2.Почему работа компьютера невозможна без операционной системы? 1.Назовите различия между тремя классами программного обеспечения. Выделите ключевое слово по заданию №1 (________________) Выделите ключевое слово по заданию №2 (________________) Выделите ключевое слово по заданию №3 (________________) Группа№3 №1 «Отвечаем на вопросы»: А №2 «Думаем и обсуждаем» Б №3 «Анализируем и сравниваем»: С 1.Что такое системы программирования? 2.В чем состоит назначение систем программирования? 3.Дайте определение программированию. . 1.Почему системы программирования называют инструментальными системами? 2.Назовите популярные системы программирования 1.Сравните программы: А)графические редакторы и прикладные программы Б)антивирусные программы и системные программы Выделите ключевое слово по заданию №1 (________________) Выделите ключевое слово по заданию №2 (________________) Выделите ключевое слово по заданию №3 (________________) Обсуждение Каждая группа презентуют результаты своей работы. Дифференциация по уровню сложности заданиий. Формативное оценивание: Комментарий учителя. Учитель вслух оценивает смайликами работу групп: Дескрипторы: - дают определение терминам по ПО - выделяют ключевые слова по классификации - определяют, сравнивают и анализируют программы и категорию ПО. Учащиеся слушают и принимают к сведению.  

Конец урока

 Обратная связь «Ладошка» На листе бумаги обводят ладошку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Большой – для меня было важным и интересным… Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию. Средний – мне было трудно (мне не понравилось). Безымянный – моя оценка психологической атмосферы. Мизинец – для меня было недостаточно. (Учитель просматривает самооценку учеников). Учитель. Теперь я оценю вашу работу на уроке. Мне было очень интересно и приятно с вами работать. Спасибо, ребята за урок. Желаю всем здоровья и мирного неба над головой.  

Рефлексия

 Стадия «Рефлексия»: Учитель на доске прикрепляет изображение светофора и предлагает разместить свой стикер на одном из трех цветов Зеленый – было понятно и интересно. Желтый – в целом все понятно, но я не всегда мог сам дать ответы на вопросы. Красный – было очень трудно и меня спасло только то, что я работал в паре, группе. Просмотрите полученный результат. Воспользуйтесь им при планировании следующего урока.  

Отзывы(0)