Витамины и их значение. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Суточная норма витаминов. Авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Куриная слепота (при авитаминозе А), болезнь бери-бери (при авитаминозе В1), цинга (при авитаминозе С), рахит (при

Батурина Елена Викторовна
Батурина Елена Викторовна
Костанайская
п. Боровской
Боровская санаторная школа-интернат
Биология
Класс:
8 класс
Раздел:
Питание
Тема:

Витамины и их значение. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Суточная норма витаминов. Авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Куриная слепота (при авитаминозе А), болезнь бери-бери (при авитаминозе В1), цинга (при авитаминозе С), рахит (при

03.11.2019
256
Скачать в PDF Скачать в WORD
Учебные цели, достигаемые на этом уроке (ссылка на учебный план)

8.1.2.5 описывать значение витаминов в организме человека

8.1.2.6 составлять список продуктов питания со значительным содержанием витаминов  

Ход урока

Этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы

Начало урока

(12 минут)

Приветствие. Психологический настрой. Упражнение «комплименты» (учащиеся становятся в круг и по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь назвать достоинства своих одноклассников). Актуализация знаний. «Вопрос-ответ» Учитель задаёт вопросы ученикам: -Как вы думаете что помогает нам сохранить здоровье? -Остановимся с вами на питании. Какое значение пищи для организма? -Какие питательные вещества необходимы человеку для жизни? Как они называются? - Для чего они необходимы, назовите их роль? - А какие ещё вещества нужны организму человека? -Что вы уже знаете о витаминах? Словесное оценивание учителя.  

слайд 1

Середина урока

(20 минут)

Изучение нового материала. «Вызов» «Мыслительная разминка». Отгадайте загадки: В овощах и фруктах есть. Детям нужно много есть. Есть ещё таблетки Вкусом как конфетки. Принимают для здоровья Их холодною порою. Для Сашули и Полины Что полезно? - ... Ответ: Витамины Никогда не унываю И улыбка на лице, Потому что принимаю Витамины… Ответ: А, В, С Словесное оценивание учителя. После ответов учащимся предлагается упорядочить и расширить свои знания о витаминах и роли, которую они играют в организме человека. Учитель озвучивает тему урока: «Витамины и их значение». Немного исторической справки. Прослушивается доклад ученика на тему «История открытия витаминов» (опережающее задание). Словесное оценивание учителя. Работа в паре .«Пазл» У учащихся на партах лежат листы со словами. Каждой паре из представленных слов необходимо составить правильное определение термину «витамины», используя ресурсы учебника. После ответов учащихся выходит слайд № 2 на доске, они сравниваю свои ответы с правильным определением. Самоценивание «Светофор». Зеленый- задание выполнено хорошо. Желтый - задание выполнено с недочётами. Красный- задание выполнить не удалось. Витамины это органические вещества, содержащиеся в пище, необходимые для образования ферментов и других биологически активных веществ. Записываем определение в тетрадь. Классификация витаминов. Прежде чем познакомиться с классификацией, мы должны знать, чем являются с точки зрения химии витамины. Витамины - низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, катализаторы, биорегуляторы процессов, протекающих в живом организме. Записываем определение в тетрадь. Все жизненные процессы протекают в организме при непосредственном участии витаминов. «Демонстрационный опыт». Например, возьмём апельсин, выжимаем из него сок и добавим воды. Вопрос: Что произойдёт в результате химического процесса? (Ответы учащихся: растворение или концентрация сока уменьшится.) Второй опыт. Учитель показывает учащимся кусочек свежей рыбы и кусочек жареной рыбы. Вопрос изменился ли вид после жарки рыбы и как? (Ответы учащихся: изменился, витамины, которые содержатся в рыбе растворились в масле). Словесное оценивание учителя. «Схема» Итак, ребята, все известные витамины по классификации подразделяются на два типа. Откройте учебники и составьте самостоятельно схему классификации витаминов. Запишите в тетрадь. Сравните со слайдом № 3. Самооценивание «Фигурки» с уточнениями учителя. Звезда - справилься Квадрат - есть неточности Круг - не справился Словесное оценивание учителя. Основным источником типа водорастворимых витаминов служат овощи и фрукты. А источник жирорастворимых витаминов чаще всего продукты животного происхождения. Для нормальной жизнедеятельности человека витамины необходимы в небольших количествах, но так как в организме они не синтезируются в достаточном количестве, то должны поступать с пищей в качестве ее необходимого компонента. Самостоятельная работа с учебником. «Найди определение» Учащимся предлагается, используя ресурсы учебника самостоятельно найти в параграфе определения терминам авитаминоз, гиповитминоз, гипервитаминоз. Время на выполнение 3 минуты. Учащиеся сравнивают свои ответы со слайдом № 4 и записывают определения в тетрадь.Самооценивание. «Руки» Поднимите руки те кто справился с заданием. Словесное оценивание учителя.  Гиповитаминоз – витаминная недостаточность, возникающая при недостаточном поступлении витаминов в организм.  Авитаминоз – заболевание, являющееся следствием длительного отсутствия каких-либо витаминов или витамина.  Гипервитаминоз – интоксикация, вызываемая приёмом резко повышенных доз витаминов. Вредны все крайности: как недостаток, так и избыток витаминов. Так как при избыточном потреблении витаминов развивается отравление (интоксикация). Предварительно учащиеся делятся на 3 группы. Работа с таблицей. «Проблема» Задание группам. Используя таблицу (слайд № 5) и ресурсы учебник, помогите решить проблему. Группа 1. Ваша знакомая жалуется на то, что кожа стала сухой, трескается, ногти ломаются, а волосы стали выпадать и сечься. Что бы вы ответили своей знакомой? И какие продукты питания больше употреблять в свой рацион? ( Нехватка витамина А, гиповитаминоз, нужноупотреблять в пищу овощи, содержащие этот витамин, печень, молоко и др.). Группа 2. Мужчина пришёл к врачу с жалобой на быструю утомляемость, головную боль, сильноесердцебиение, дрожь в конечностях.Как вы думаете, что предположил врач? Что посоветовал больше употреблять в пищу? ( Гиповитаминоз витамина В1, необходимо употреблять бобовые, орехи, каши, молоко и др.). Группа 3. Ваш знакомый жалуется, головокружение, судороги, немеют руки и ноги, на коже появились покраснения. Что бы вы предположили? И какие продукты питания больше употреблять в свой рацион? (Гиповитаминоз витамина В6, необходимо обратиться к врачу, необходимо употреблять свежие овощи, орехи, яйцо, рыба и др.). Обсуждение ответов групп, проводится взаимооценивание. «Движения». Аплодисменты - проблемы решена Топот ногами - проблема решена не до конца Без движений - проблема не решена «Поход в магазин». Учащимся предлагается набрать в корзину как можно больше продуктов питания, содержащих значительное количество витаминов.1 группа - витамин С,Д. 2 группа- витамин Е,А. 3 группа - витамин В1, К. (Учащиеся на столах в классе ищут овощи, фрукты, пищевые продукты, картинки с изображением объектов, в которых может содержаться витамин, за который отвечает команда (время выполнения 1 минута). Учащиеся меняются своими корзинами по часовой стрелке и проводят взаимоценивание групп опираясь на таблицу слайда№ 6. Обсуждаются результаты и правильность выполненного задания. «Сигналы рукой» Палец вверх -собрано наибольшее количество продуктов, задание соответствует таблице. Палец в бок - собрано не много продуктов, задание задание не до концасоответствует таблице. Палец вниз - нет ни одного продукта, задание не соответствует таблице. Формативное оценивание. Уровень навыков мышления: знание, понимание, применение. Критерии оценивания: -составляет список продуктов питания со значительным содержанием витаминов - определяет значение витаминов в организме человека Дескрипторы: -распределяет все представленные витамины - приводит пример одного продукта питания на каждый витамин -приводит по одному примеру заболевания при нехватке представленных витаминов Задания. 1. Определите какие из представленных витаминов относятся к жирорастворимым и водорастворимым : В1, В2, В6, В5, В9, В12 РР, С, А, Д, Е, К. В каких продуктах они содержатся? Заполните таблицу. Жирорастворимые Продукт Водорастворимые Продукт 2. Приведите примеры заболеваний, вызываемые нехваткой таких витаминов как А, Д, В1, Е, С.   

                                                          Учебник биология 8 класс Слайд № 2 https://bilimland.kz/ru/courses/biologiya-ru/chelovek-kak-biologicheskij-vid/pishevarenie/lesson/zhirorastvorimye-vitaminy Слайд № 3 https://bilimland.kz/ru/courses/biologiya-ru/chelovek-kak-biologicheskij-vid/pishevarenie/lesson/vodorastvorimye-vitaminy Слайд № 4 Слайд № 5, учебник биологии 8 класс Слайд № 6                            

Конец урока

(8 минут)

Рефлексия «Пятерочка». На листах формата А4 предлагается обвести свою руку и написать информацию на пальцах: Большой – «Для меня важно и интересно…» Указательный – «Мне было трудно…» Средний – «Для меня недостаточно…» Безымянный – «Мне понравилось…» Мизинец – «Мои предложения» • Домашнее задание. Для всех : изучить параграф учебника. Для некоторых: составить рацион питания для человека на день, богатый витаминами  

5dbf0211f36aa.png

Дополнительная информация

На данном уроке учащиеся смогут давать определение термину «витамины», объяснять роль и значение витаминов в жизнедеятельности человека; составлять список продуктов питания с наибольшим количеством витаминов.  Смогут различать водорастворимые и жирорастворимые витамины; показывать значимость витаминов для здоровья человека и их роли в обмене веществ.  Смогут устанавливать взаимосвязь между нарушениями здоровья и недостатком витаминов в организме человека.

Приложение:

Открыть файл Витамины и их значение. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Суточная норма витаминов. Авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Куриная слепота (при авитаминозе А), болезнь бери-бери (при авитаминозе В1), цинга (при авитаминозе С), рахит (при

Отзывы(0)

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить отзыв
Авторизоваться