Основные систематические группы растений и животных: царства, типы, отделы, классы. Значение классификации растений и животных

Касенова Бахитжан Гомаровна
г. Нур-Султан, КГУ «СШ №44»
2180
Учитель-новатор 2019
Биология
Тема:
Основные систематические группы растений и животных: царства, типы, отделы, классы. Значение классификации растений и животных

Учебные цели:

7.1.1.2 – определять систематическое положение живых организмов.

Цель урока:

Все учащиеся смогут: перечислить систематические группы растений и животных.

Большинство учащихся смогут:

сравнить систематические группы растений и животных.

Некоторые учащиеся смогут определить систематическое положение живых организмов, составить биологическую схему классификации растений и животных и определять значимость классификации.

Критерии оценки:

Учащиеся могут: составлять схему классификации растений и животных, сравнить систематические таксоны животных и растений.

Языковые цели:

Учащиеся могут использовать термины: систематика, классификация, таксон царства, типы отделы, классы в устной и письменной речи при описании схем в и диалоге.

Набор фраз:

Систематика – это наука…

Классификация – основная задача систематики…

Основными систематическими группами растений являются…

Основными систематическими группами животных являются...

Систематика растений отличается от систематики животных…

Значение систематики заключается…

Привитие ценности:

Коммуникативные навыки: умение слушать друг друга, навыки сотрудничества, умение работать в паре и группах.

Межпредметная связь:

Естествознание, химия, анатомия, экология – система, классификация.

История, иерархия – соподчинение.

Предшествующие знания:

Знание свойств живых организмов, характерных признаков пяти царств органического мира, признаки растений и животных.

Необходимое оборудование и ресурсы:

kasenova_gruppy_1.png

Цветные рисунки с изображениями животных и растений маркеры, лист бумаги, готовые схемы и таблицы для заполнения, листы оценивания, примеры схем классификаций (приложение №1), карточки «Светофор»

«Кубик Блума».

https://bilimland.kz/ru/courses/biologiya-ru/ehvolyucziya/razvitie-zhizni-na-zemle/lesson/mnogoobrazie-organicheskogo-mir

 

https://bilimland.kz/ru/courses/biologiya-ru/czarstvo-zhivotnyx/klassifikacziya-zhivotnyx/lesson/czarstvo-podczarstvo-tip-klass-otryad-semejstvto-rod-vid-i-populyacziya

 

https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/uchebnye-filmy/biologiya/lesson/chto-takoe-bioraznoobrazie

 

 

https://itest.kz/ru/ent/biologiya/7-klass/lecture/mir-zhivyh-organizmov-sistematika-zhivoj-prirody

Тесты по теме «Мир живых организмов. Систематика живой природы».

 

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

 

7 мин

1. Орг.момент. Приветствие. Психологический настрой.

Ребята, добрый день. Хочу обратиться к вам словами поэта:

Считай, ты потерял день,

В который не улыбнулся.

Не подарил кому-то доброту.

«Доброта в ладошках»

И я предлагаю собрать свою доброту в ладошки, подуть на них и подарить ее друг другу. Я вижу улыбку на ваших лицах, это значит у вас прекрасное настроение.

2. Деление на группы «Мозаика»Класс делится на 5 групп (по количеству царств) при помощи цветных рисунков(фотографий) представителей различных царств, разрезанных на кусочки.

Напоминаются правила работы в группе

3. (И\Г) Актуализация знаний «Мозговой штурм»

Цель проведения: сбор информации, актуализация прежних знаний.

Формируемые навыки: мышления, принятия решений;

Алгоритм реализации метода

1. Учащиеся маркерами пишут на листе бумаги ассоциации из разных областей, связанные со словом «Система».

2. Учащиеся используют данное слово для развития идей.

Слова и фразы записываются на учебном плакате.

3. Каждый ученик в группе говорит свою фразу. Все идеи выслушиваются и оцениваются с помощью смайликов.

4. Спикеры групп представляют идеи, при этом подчеркивают сходные слова и фразы ,таким образом учащиеся выделяют основное ключевое значение термина в биологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

Цветные рисунки

 

Правила работы в группе.

 

 

Маркеры, лист бумаги

Середина

18 мин

4. Операционно-исполнительский этап.

(П) Задание №1

Учащиеся просматривают видеофрагменты по темам «Систематика животных и растений». В парах обсуждают и отвечают на итоговые вопросы и выполняют задания. Предлагается выполнить задание на работу с терминами и заполнить следующие варианты таблиц и схем:

Вопросы для обсуждения:

1. Что изучает систематика?

2. Зачем ученые классифицируют растения?

3. Кто создал первую научную классификацию растений?

4. Какой язык используют систематики всего мира?

5. Какие единицы систематики растений вы знаете?

Задание №2. Объясните и расшифруйте следующие понятия

*Систематика – это наука…

*Классификация – это…

*Таксон – это…

*Систематика растений отличается от систематики животных…

*Значение систематики заключается…

2. Напишите названия сходных таксонов у животных и растений

kasenova_gruppy_0.png

Задание № 3. Определите систематические таксоны животных и растений

 

Основные систематические таксоны

 

Животных

Растений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивание осуществляется согласно проверочного листа ответов в презентации после проведения взаимооценки учащимися в паре.

 

№4328.

https://bilimland.kz/ru/courses/biologiya-ru/czarstvo-zhivotnyx/klassifikacziya-zhivotnyx/lesson/czarstvo-podczarstvo-tip-klass-otryad-semejstvto-rod-vid-i-populyacziya

 

№4552. Многообразие органического мира

Готовые схемы и таблицы для заполнения

Конец урока

15 мин

5. Этап закрепления

(Г) Задания для (ФО)

Цель обучения: 7.1.1.2 Определять систематическое положение живых организмов.

Критерии оценивания. Учащийся:

*определяет систематическое положение живых организмов;

*составляет схемы по аналогии.

Уровень мыслительных навыков: знание и понимание и применение.

Просмотр видеофрагмента фильма «Биологическое разнообразие».

Задание: Используя виды, приведенные в видеофрагменте, составить схемы классификации животных и растений по методу «Летучка».

(Г) Метод «Летучка». На основании данных схем составьте свою схему классификации животных и растений. Затем поменяйтесь схемами. В группе происходит обмен схемами, затем происходит сложение двух схем в одну с последующим взаимооцениванием по дескрипторам.

Взаимооценивание пар в группе.

Дескрипторы

Баллы

Представлено название схемы

1

Выдержана структура схемы, ее последовательность

2

Приведены соответствующие примеры названий систематических групп животных и растений

1

Отсутствуют лексические, орфографические, грамматические ошибки

1

Выступление групп с презентацией схем от группы.

Взаимооценивание групп по стратегии «Светофор».

Каждая группа оценивает с комментарием работу других групп с помощью карточек.

kasenova_gruppy_2.png

Тема раскрыта, все понятно – 3 балла.

Остались вопросы – 2 балла.

Не удалось разобраться в теме – 1 балл.

(Г) Метод «Кубик Блума».

От каждой группы 1 ученик идет в другую группу, бросает кубик и задает вопрос, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Смайлик получает ученик, ответивший на вопрос и задавший вопрос.

kasenova_gruppy_3.png

6. Подведение итога урока: Выставление баллов в «Карту успеха».

7. Домашнее заданиеВыполнение тестовых заданий из радела iTest (распечатанный вариант).

8. Рефлексия. Метод «Чемодан, мясорубка, корзина»

Формируемые навыки самоуправления.

Цель: определение степени уверенности учащихся в успешности достижения целей.

Сущность метода: Метод направлен на формирование навыков самооценивания успешности достижения ожидаемых результатов по окончании урока.

Алгоритм реализации метода

На столе стоят коробки с изображением чемодана, мясорубки и корзины.

Чемодан – все, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию перерабатываю.

Корзина – все выброшу.

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке. В коробку закидывают фишки полученные на уроке.

kasenova_gruppy_1.png

https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/uchebnye-filmy/biologiya/lesson/chto-takoe-bioraznoobrazie

 

Листы оценивания

 

Примеры схем классификаций

(приложение №1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки «Светофор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Кубик Блума»

 

 

 

 

 

 

 

Карта успеха

(приложение №2)

 

https://itest.kz/ru/ent/biologiya/7-klass/lecture/mir-zhivyh-organizmov-sistematika-zhivoj-prirody

Тесты по теме «Мир живых организмов. Систематика живой природы»

 

Приложение № 1

Примеры схем классификаций.

 kasenova_gruppy_4.png

Приложение № 2

Карта успеха

 

1 группа

2 группа

3 группа

Мозговой штурм

 

 

 

 

Составление схемы

 

 

 

Светофор

 

 

 

Кубик Блума

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

Замечательно

Молодцы

Хорошо

Постарайтесь

Итого

17–15

14–12

11–10

9–8

 

Сообщить об ошибке