Рефлекс. Рефлекторная дуга

Станкевич Татьяна Михайловна
Алматинская обл., г. Саркан, КГУ «Школа-гимназия №1»
91
Учитель-новатор 2019
Биология
Тема:
Рефлекс. Рефлекторная дуга

Цели обучения:

Определить понятия рефлекса как ответной реакции организма. Установить значение частей рефлекторной дуги на примере коленного рефлекса в ходе проведения эксперимента. Выяснить влияние рефлексов на поведение человека. Развивать навыки наблюдательности и проведения эксперимента.

Цели обучения:

Все учащиеся смогут:

· объяснять понятие рефлекса и простой рефлекторной дуги;

· называть составляющие части коленного рефлекса и проводить эксперимент по его изучению.

Большинство учащихся будут уметь:

· определять составляющие части сложных рефлексов на примере мигательного рефлекса.

Некоторые учащиеся смогут:

· объяснять рефлексы с помощью моносинаптической и полисинаптической теории.

Языковая цель

Объяснять биологические термины рефлекс, рецептор, центробежный нерв, центростремительный нерв, рефлекторная дуга.

Ключевые слова и фразы: рефлекторная дуга, рефлекс, аксон, дендрит, нерв.

Стиль языка, подходящий для диалога/письма в классе – научный.

Вопросы для обсуждения: Можете ли вы сказать, почему при рождении ребенка никто не учит дышать, чихать, кашлять…?

Подсказки: нейрон, аксон, дендриты, нервная система.

Предыдущее обучение:

Нервная система, отделы нервной системы.

 

План урока

Планируемые сроки

Планируемые действия

Ресурсы

Начало урока

8-10 минут

*Тренинг «Встреча» создание эмоционального настроя. Предлагаем ребятам повернуться друг к другу и представить себе встречу друзей-весельчаков, которые не виделись целый год. Здравствуй, друг мой дорогой! (изображаем радость, удивление, объятия) 
Год не виделись с тобой. 
Я здороваться могу 
Другу крепко руку жму! (жмём друг другу руки) 
И по-дружески хочу 
Друга хлопнуть по плечу. (изображаем похлопывание) 
Улыбнусь ему задорно, (улыбаемся) 
Рожицу сострою, (строим рожицы) 
И потопаю, как будто 
Марширую с ним в строю. (топаем ногами) 
Я руками помашу – (машем руками как крыльями) 
Другу спину почешу. (чешем друг другу спину – просто весело!) 
Воротник ему поправлю, прозвенел уже звонок начинается урок. 

*Группы вместе дополняют и презентуют, составленные на предыдущем уроке презентации по заданиям и резюмируют итог.

 

Выполнение задания

 «ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА»

1 группа «Нейрон»

2 группа «Синапс»

3 группа «Функции нервной системы»

Выполнение индивидуального задания «Строение клетки нервной ткани»

Инструктивная карта урока по группам: зеленые, желтые, красные

Определение таймкипера и ответственного за оценивание

 

 

 

 

Листы оценивания

Групповые работы всех оцениваются по предложенным листам с дескрипторами (оценивание ведет группа)

 

 

Логическая цепочка составляется из разноцветных кубиков (для выполнения задания предлагаются составные части)

 

Оценивание задания по предложенным дескрипторам

Середина урока

1 минута

 

 

 

 

 

 

12-13 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 минут

 

Мозговой штурм «Буквы и цифры»

Определяем тему урока ************дуга. *******.

Заготовленные буквы и цифры определяют тему урока.

Внимание вопрос:

Можете ли вы сказать, почему при рождении ребенка никто не учит дышать, чихать, кашлять…?

 

Групповая работа по теоретическому исследованию частей простой рефлекторной дуги. Просмотр видеофрагмента и работа с учебным материалом из 12 параграфа для понимания частей рефлекторной дуги и составления схемы дуги.

1 группа «Зеленые»

1. Рецептор 2. Чувствительны нервы

2 группа «Желтые»

3. центральные нервы

3 группа «Красные»

4. двигательное волокно      5. рабочий орган

 

 

 

Минутка знаний беседа врача невропатолога о роли и видах рефлекса человека, знакомство с синаптической теорией сложных рефлексов, значения для развития памяти.

 

 

Выполнение лабораторной работы: «Изучение коленного рефлекса и наблюдение за коленным рефлексом при эксперименте». Минутка знаний беседа врача невропатолога по проведению эксперимента за наблюдением коленного рефлекса, ФО «самооценивание» по выполненным этапам работы

 

Песочные часы

Цветные буквы с цифрами

 

Определение понятия РЕФЛЕКСА

https://bilimland.kz/ru/courses/biologiya-ru/chelovek-kak-biologicheskij-vid/nervnaya-sistema/lesson/refleksy

Просмотр видеофрагмента Рефлекторная дуга из ресурсов портала BILINLAND.KZ (https://www.bilimland.kz/ru/content/lesson/13071-refleksy)

Составление и защита органайзеров схемы частей рефлекторной дуги

Апология рефлекторной дуги командами схема – проекция на доске ИКТ – определение числа синапсов в рефлекторной дуге

Оценивание работ в листах оценивания

Фрагмент учебного фильма

https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/uchebnye-filmy/biologiya/lesson/chto-takoe-chelovecheskaya-pamyat видеофрагмент с 45 сек по 1 минута 25 секунд

 

Инструктивные карты

Тетради для лабораторных работ

Резиновые молоточки

Таблица «рефлекторная дуга»

Пошаговая работа по инструктивной карте.

Проведение эксперимента Оформление отчетов

Конец урока

8-10 минут

Определение уровня достигнутых целей обучения через выполнение заданий разного уровня от понимания, объяснения до анализа и оценивания

Обсуждение в группах:

«ЗЕЛЕНЫЕ»

Виртуальная лаборатория по физике симулятор «звук» https://bilimland.kz/ru/courses/simulyaczii/fizika/lesson/zvuk

«ЖЕЛТЫЕ»

Виртуальная лаборатория по биологии симулятор «Зрение» https://bilimland.kz/ru/courses/simulyaczii/biologiya/lesson/czvetovoe-zrenie

«КРАСНЫЕ»

Виртуальная лаборатория симулятор «Нейрон» https://bilimland.kz/ru/courses/simulyaczii/fizika/lesson/nejron

Выполнение и оценивание результатов теста

Домашнее задание.

Синие стикеры: параграф 12, Интересное о авторе слова рефлекс

А*

Вспомните приветствие вначале урока и приведите примеры рефлексов, которые вы проделали подумайте в чем их сходство и различие. Назовите общую часть во всех примерах.

 

Зеленые стикеры: параграф 12,

«все о сером и белом в нервной системе человека»

В*

Сядьте, согнув ноги под углом 90 градусов и скрестив руки на груди. Попытайтесь встать, не нагибая корпуса вперед. Это невозможно. Дайте объяснения.

С*

Вспомните средства ИКТ, которые использует человек, и найдите то, которое по принципу работы будет аналогом простой рефлекторной дуги.

Работа со схемами простых рефлексов и обсуждение вывода о целостности рефлекторной дуги на примере рефлексов зрения, слуха и работы нейрона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение теста 

https://itest.kz/ru/ent/biologiya/8-klass/lecture/stroenie-i-funkcii-nervnoj-sistemy-refleks-i-reflektornaya-duga

Сообщить об ошибке