Скелет человека. Строение, химический состав и соединение костей

Жаилганова Гульгиза Азыкановна
Акмолинская область, с. Улан, КГУ «Уланская основная школа»
137146
Биология
Тема:
Скелет человека. Строение, химический состав и соединение костей

Цели обучения:

cмогут различать отделы скелета, типы костей по форме, химический состав костей и типы их соединений.

 

Все учащиеся смогут:

Различать отделы скелета человека

Большинство учащихся будут уметь:

Определить типы и строение костей

Некоторые учащиеся смогут:

Различать и сравнивать отделы скелета человека и животного, определить типы, строение и состав костей

Языковая цель:

Учащиеся могут: использовать предметную терминологию, наглядный и раздаточный материал.

Ключевые слова и фразы: строение, состав, типы, соединение, скелет, кости.

Стиль языка, подходящий для диалога/письма в классе: устный, жесты.

Вопросы для обсуждения:

- значение ОДС;

- выделить типа костей по строению;

- образование костей из клеток и тканей;

- состав костей из веществ, придающих костям твердость, прочность, гибкость, упругость, эластичность.

Можете ли вы сказать, почему кости требуют обогащения кальция, белка, витаминов?

Подсказки: детский организм растет и развивается.

Предыдущее обучение:

органы чувств

План

Планируемые сроки

Планируемые действия (замените записи ниже запланированными действиями)

Ресурсы

Начало урока

 

Учитель:  Создать рабочую атмосферу. 

Учитель: психологический настрой – прогноз какую оценку получу за урок.

Учащиеся: Повторить  правила урока.

Учитель: Напомнить – каждый присутствующий несет ответственность за исполнение данных правил.

 Учитель: организация повторения изученного материала.

Учащиеся:

- работа в паре: «Да – нетка»;

- работа в группе: установить соответствие

Правила урока на формате А 4 (приложение 1)

(приложение 2)

(приложение 3)

Постер, маркеры

Середина урока

Учитель. Создать условия для изучения темы урока.

Скелет человека. Строение, химический состав и соединение костей – 1

Учитель: можете назвать тему урока?

Учащиеся: называют тему урока.

Учитель: Замечательно! Молодцы! Изучая  скелет человека, что мы должны с вами узнать о нем? (учащиеся должны сами назвать цель урока)

Учащиеся: строение, состав, типы, соединения костей.

Учитель:  Превосходно! Отлично! Опорно-двигательная система представлена костями, мышцами, сухожилиями, связками и другими соединительнотканными элементами. Стр. 91

Что такое кость?

Учащиеся: высказывают свое понимание – что такое кость?

Учитель: Молодцы! Здорово!

Посмотрим отделы скелета человека (стр.92, схема 9)

Учащиеся: рассмотрев схему, называют отделы скелета.

Учитель: (формативное оценивание)

Какие существуют типы костей по форме (стр 92, схема 10, «Форма костей »стр.5  bilimland.kz)

Учащиеся:  рассмотрев схему, называют  типы костей по форме.

Учитель: (формативное оценивание)

Типы костей по строению: губчатые, трубчатые

Вспомните и назовите химический состав клетки?

Учащиеся – органические и неорганические вещества.

Учитель: Молодцы! Как вы думаете, из каких веществ может состоять кость?

Учащиеся: из органических и неорганических веществ.

Учитель: Правильно! Замечательно! Какие функции выполняют органические и неорганические вещества в кости? Можете ли вы сказать, почему кости требуют обогащения кальция, белка, витаминов?

Учащиеся: работа с текстом учебника - органические придают кости упругость, эластичность, гибкость. Неорганические вещества – прочность и твердость.

Учитель: Прекрасно!

Макроскопическое строение кости.

Рост кости в длину и ширину – как это происходит?

Учащиеся: работа с текстом учебника – как происходит рост кости в длину и ширину.

Учитель: Молодцы!

Как могут соединяться кости?

Учащиеся: работа с текстом учебника. Соединения  кости -  подвижные, полуподвижные, неподвижные.

Учитель: Молодцы!

Физминутка

Учитель: посмотрите внимательно видео ролик.

Обратите внимание на информацию, о чем мы на уроке не проговорили.

Что нового вы узнали из видеоматериала?

Учащиеся: работая в паре, обсуждают и делятся информацией с другой парой. Обсуждение в группе. Объяснение групп – о чем новом узнали из видео. (синтез, анализ, сравнение)

Учитель: Молодцы!

Учащиеся: закрепляют знания о строении скелета, сравнивая изображение показать на макете скелета:

1 группа: «Скелет (вид спереди)

2 группа: «Скелет (вид сзади)

выполняют задание – упражнение «Кости, образующие скелет»

1 группа: упражнение 1 «Сопоставьте названия костей с нумерацией, изображенной на рисунке»

2 группа: упражнение 2 «Определите соответствующие типы костей)

Учащиеся: выполняют лабораторную работу №7

Видеоролик (приложение 4)

Схема – слайд 2

Слайд - 4

Слайд – 5

Слайд – 6

Модель скелета человека

bilimland.kz

Bilimland

Слайд  - 8

Слайд – 9,10

Слайд - 11

Слайд - 12

Гербарий костей

Видеоролик

(приложение 5)

bilimland.kz

Bilimland

«Как устроен скелет»

 bilimland.kz

Bilimland

Учебник  стр.285-286

Конец урока

Д/з

Учащиеся: сдают тетради для лабораторных работ.

Учитель:

Что вы изучили? (скелет человека)

Что входит в состав ОДС?

Назовите основные отделы скелета? (череп, туловище, конечности)

Назовите типы костей по форме? (короткие и длинные)

Типы костей по строению? (плоские и трубчатые)

Каков химический состав кости?  (органические: эластичность, гибкость, упругость; неорганические – вода, соли кальция»)

Рефлексия

Выберите 1 фразу  для соседа по парте:

  • Ты молодец.
  • Я доволен твоей работой на уроке.
  • Ты мог бы поработать лучше.

Учитель: как оцениваете работу за урок одноклассников? Самооценка? Почему?

Учащиеся: взаимооценка и самооценка.

Учитель: подводит итог оценивания, оценивает (суммативное). Как ваш предполагаемый прогноз оценки - совпал?

Учащиеся: подводят итог самооценивания.

«Мишень: активно участвовал, было интересно, было понятно, узнал новое»

§ 20-читать, проработать вопросы параграфа

Критерии оценивания

Карточки

(приложение 7)

(приложение 8)

Стикеры

 

Слайд 13

Дополнительная информация: свойства прокаленной и декальцинированной костей

 

Дифференциация.

Как вы планируете поддерживать учащихся?

Как вы планируете стимулировать способных учащихся?

Оценивание.

Как вы планируете собирать доказательства обучения учащихся?

Межпредметные связи
соблюдение СанПиН

ИКТ компетентность
Связи с ценностями (креативное мышление, критическое мышление, коммуникативные навыки, уважение к другим точкам зрения, ответственность, дружелюбие, готовность обучаться в течение всей жизни, саморегуляция)

  • Формативное оценивание: словесное поощрение;
  • Оказать помощь при выполнении заданий - направлять.

 

  • Посредством наблюдения учителя на уроке проверяется умение учащегося правильно отвечать на вопросы. 

Карточки с выполненными заданиями, постер, лабораторная работа

  • Межпредметные связи: математика (геометрические тела),

химия (вещества)

  • Использование физминутки, следить за осанкой.
  • Креативное мышление - при анализе и восприятии  заданий.
  • Критическое  мышление - при  выполнении заданий (анализ, сравнение, синтез), определения цели и темы урока
  • Коммуникативные  навыки, уважение к другим точкам зрения, ответственность, дружелюбие – при взаимооценивании
  • Готовность обучаться в течение всей жизни –  жизненная необходимость знать свой организм
  • Саморегуляция  - реализоваться в практической работе

Рефлексия

Были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня изучили?

На что была направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация?

Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного плана я реализовал и почему?

Используйте пространство ниже, чтобы подвести итоги урока. Ответьте на самые актуальные вопросы об уроке из блока слева.

- Цели взяты из учебного плана, конкретные, реалистичные и достижимые, соответствуют возрастным особенностям учащихся.

- Что такое  скелет, его строение, химический состав,  соединение.

- На изучение ОДС.

- Все учащиеся достигли цели обучения, по  индивидуальному  уровню мотивации

- Этапы урока выдержаны по  времени.

- Использованная на уроке дифференциация показала эффективность ее использования, потому что этапы урока соблюдены без изменений и отступлений.

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо (с учетом преподавания и учения)?

1: восприятие новой информации

2: понимание значимости  знания строения, состава, соединения костей.

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок (с учетом преподавания и учения)?

1: понимание оценивание по критериям

2: объективное оценивание

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

Анастасия Потапова активно работала по схемам.

 

Приложение 1

Правила урока:

- уметь слушать и слышать;

- бать активным;

- сотрудничать;

- быть доброжелательным.

Приложение 2

Работа в  паре: «Да – нетка»

  1. зрительный нерв находится в теменной доле –
  2. слуховой анализатор находится в височных долях –
  3. вкусовая зона находится в лобной доле –
  4. в теменной доле находится центр координации движения –
  5. зона осязания находится в теменной доле -

Приложение 3

Работа  в группе: установить соответствие

Скелет человека. Строение, химический состав и соединение костей - 1

Зрение  обоняние  осязание  вкус  слух 

 

Приложение 7

Выберите 1 фразу  для соседа по парте:

  • Ты молодец.
  • Я доволен твоей работой на уроке.
  • Ты мог бы поработать лучше

 Выберите 1 фразу  для соседа по парте:

  • Ты молодец.
  • Я доволен твоей работой на уроке.
  • Ты мог бы поработать лучше

Выберите 1 фразу  для соседа по парте:

  • Ты молодец.
  • Я доволен твоей работой на уроке.
  • Ты мог бы поработать лучше

Выберите 1 фразу  для соседа по парте:

  • Ты молодец.
  • Я доволен твоей работой на уроке.
  • Ты мог бы поработать лучше

Выберите 1 фразу  для соседа по парте:

  • Ты молодец.
  • Я доволен твоей работой на уроке.
  • Ты мог бы поработать лучше

Приложение 8

«Мишень»

Скелет человека. Строение, химический состав и соединение костей - 2

Пояснительная записка

Предмет – биология

Класс - 8

Тема. Скелет человека. Строение, химический состав и соединение костей.

Учебник «Биология 8 класс», издательство «Атамұра» 2016 год.

Тип урока – изучение новой темы.

Формы урока – индивидуальная, парная, групповая.

Методы урока – диалог, беседа, демонстрация, практическая работа.

Урок построен по семи модулям Программы уровней.

Ценности, положенные в основу урока:

Общечеловеческие - здоровье детей. Здоровье - естественная, абсолютная и непреходящая ценность, занимающая одну из верхних ступеней в иерархической лестнице ценностей.

Общекультурные: личный успех ребенка, развитие способностей детей, уровень самооценки.

Педагогические: кооперация в обучении.

Актуальность.

Проект урока является одной из технологий, ориентированной на  приобретение и применение новых знаний. В ходе деятельности педагог  оценивает, насколько уместен именно данный проект, как его можно адаптировать для применения в конкретной ситуации, какими должны быть условия его применения, чтобы получить ожидаемый результат. Проектирование урока позволяет прогнозировать деятельность учителя и ученика на уроке. Проектная деятельность оказывает влияние на формирование следующих умений педагога: исследовательских (генерировать идеи, выбирать лучшее решение), информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации), оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности учащихся), презентационные и рефлексивные.

Место урока в разделе школьной программы.

Тема V Опорно-двигательная система. (6 часов)

Урок 1.  Скелет человека. Строение, химический состав и соединение костей. Лабораторная работа № 7 « Изучение свойств прокаленной и декальцинированной кости»

Уровень  знаний учащихся:

- значение скелета;

- форму и строение костей; 

- рост костей;

- типы соединения костей.

Уровень умений учащихся:

- узнавать основные отделы скелета;

- работать с разными источниками информации;

- организовать и планировать работу в группах;

- оценивать результаты выполненной  работы, учебного задания.

У учащихся развиты коммуникативные навыки.

Характеристика класса.

В классе обучаются 5 учащихся. Из них 3 девочки и 2 мальчика. Средний возраст 14 лет. В системе «ученик-учитель» отношения в классе строятся на основе взаимного уважения и доверия. 2 ученика с хорошей мотивацией, они охотно занимаются, принимают активное участие в учебном процессе. 2 ученика со средним уровнем мотивации, 1 ученица с низким уровнем. Трое учащихся требуют постоянного контроля со стороны учителя или одноклассника (хорошей мотивации).  В ходе учебного процесса им необходима поддержка, контроль, направление, стимулирование (формативное оценивание). Эффективности урока можно добиться, если учащиеся на всех этапах урока находятся под вниманием и вовлечены.  

Не уверенность всех учащихся в себе возникает при оценивании: самоценивание, оценивание по критериям. У ребят занижена самооценка.

Вот эти перечисленные проблемы были во внимании на протяжении урока, для того чтобы помочь учащимся преодолеть барьеры и повысить уровень мотивации. 

В начале урока учащиеся, провели прогноз, какую оценку получу за урок. Прогнозы соответствовали уровням мотивации учащихся, прогнозы оказались верными. Два ученика получили «4», трое- «3».

На следующий урок следует обратить внимание на 3 учеников, так как в конце урока, при самооценивании, прослеживалась не уверенность у учащихся в усвоении новой темы, не смотря на разнообразный наглядный материал и ИКТ.  А так же построить урок так, чтобы учащиеся могли,  закрепив материал, самостоятельно делать выводы по новой теме, при этом материал закрепления должен быть дифференцированным.

Использованные ресурсы:

  1. Учебник «Биология» 8 класс «Атамүра» Р.Алимкулова.
  2. Видеролики – интернет ресурсы.
  3. «Формативное оценивание в обучении: SMART-ЦЕЛИ и критерии успешности» - АОО «НИШ», библиотека ЦПМ  2015 год.
Сообщить об ошибке