Состав и функции крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты

Гуменюк Людмила Александровна
Костанайская обл., с. Денисовка, КГУ «Денисовская СШ №2»
74
Биология
Тема:
Состав и функции крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты

Цели обучения:

8.1.3.1 описывать состав и функции крови.

Цель урока:

По окончанию урока:
- учащиеся знают функцию крови;
- учащиеся различают форменные элементы, определяют их значение, строение и функции.

Критерии оценивания:

Называют функции крови.
Различают белые кровяные клетки – лейкоциты, красные кровяные клетки – эритроциты, красные пластинки – тромбоциты.
Определяют заболевания анемия и гемофилия.
Дают характеристики компонентам крови.

Тип урока:

Изучение нового материала.

Формы организации учебной деятельности:

Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Языковые цели:

Предметная лексика и терминология:
Состав и функции крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма. Функции крови: транспортная, защитная.

Навыки использования ИКТ:

Activboard, activstudio, power point, bilimland.kz, twig-bilim.kz, learningapps.org, itest.kz

BilimLand.jpg2019Twig.jpg2019iTest.jpg2019

Предшествующие знания:

Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость) и ее роль для поддержания гомеостаза. Лимфатическая система.

 

Ход урок

Этапы урока

Процесс

Ресурсы

Приветствие (Эмоциональный настрой)

Приветствие учеников учителем.
Учащиеся выбирают настрой на урок соответственно своему настроению, им предложены смайлы: 
«Готов учиться», «Отличное настроение», «Хочется спать!»
В случае, если выбрано «Готов учиться» и «Отличное настроение», учитель отмечает положительный настрой на урок, а если кто-то из учащихся выбрал «Хочется спать!», то перед уроком физорг проводит физкультминутку – это неожиданный поворот для учеников и практически у всех на лице появляется улыбка, в процессе зарядки все заметно оживляются.
 

Иллюстрация настроения

гуменюк_2.png

Проверка домашнего задания

Работа в парах

 

Индивидуальная работа

 

Интерактив


Работа в парах
 

На прошлом уроке мы изучили «Внутреннюю среду организма», прежде чем мы начнем изучать новый материал, необходимо повторить прошлый.
Для этого используется несколько приемов проверки:
• идет устный опрос (по конспекту в тетради) у двух успешных учеников с последующим комментированием их ответа. Затем эти же учащиеся индивидуально слушают ответ среднего и ниже среднего ученика. По окончанию опроса они также дают свои комментарии по ответу вслух для учителя и остальных ребят;
 у доски с мелом работают трое учащихся, отвечая на заготовленные учителем вопросы.
После написания ответов, также комментирует ответ учитель:
• у интерактивной доски по очереди двое учащихся решают задание на сайте bilimland.kz: Упражнение1, 2.
• три пары учащихся работаю на месте, за партой.

гуменюк_1.png

Им необходимо выполнить задание: восстановить таблицу (предложены слова, которые нужно выстроить в правильном порядке): 
У каждой пары свой набор, необходимо справиться с заданием как можно быстрее. После выполнения совместная проверка с классом и комментарий учителя.
Таким образом прошел опрос всего класса, по итогу всех заданий учувствовало 15 учащихся, каждому из которых был дан краткий комментарий.

гуменюк_3.png 
BilimLand.jpg2019

https://bilimland.kz/ru/courses/biologiya-ru/chelovek-kak-biologicheskij-vid/vnutrennyaya-sreda-organizma/lesson/limfa


внутренняя среда организма, кровь, тканевая жидкость, лимфа, форменные элементы, плазма, неорганические вещества, органические вещества, заполняет пространство между клетками тканей, образуется из тканевой жидкости.
 

Новая тема

Кластер

 

Видео

Беседа с учителем

Вопросы

 

 

 

 

Работа в группах

 

 

Задание: связь с жизнью

 

 

 

 

 

Поисковое задание

Изменение состава групп

Объяснение материала внутри группы

После повторения пройденного материала переходим к изучению нового. На экране высвечивается слайд, где можно прочесть слова и словосочетания, относящиеся к теме урока. Учащиеся должны догадаться, о чем более подробно будет идти речь.

После того как произнесли ответ, записываем тему урока:

«Состав и функции крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты»

Для ознакомления с темой учащимся предлагается посмотреть видеоматериал на twig-bilim.kz.

После просмотра учитель задет вопросы?
- Какие функции выполняет кровь?
Определяем, что кровь имеет несколько функций, проговариваем их и записываем в тетрадь. 
- Из чего состоит кровь?
(ответы: плазма и форменные элементы)
- Как форменные элементы вы слышали?
(ответы: лейкоциты, тромбоциты и эритроциты)

Оформляем схему и переносим в тетрадь.
Для подробного изучения форменных элементов формируется 3 группы, каждой из которых дается определенное задание:
(деление на группы осуществляется путем выбора цветных шариков: синие, красные и зеленые, учащиеся выбирают любой цвет, но каждый шарик при этом пронумерован, поэтому они рассаживаются не по цвету, а по номерам).

НО, для начала им нужно понять, какой форменный элемент им достался, им необходимо прочитать симптоматику пациента и определить какой из форменных элементов в этом задействован.

1 группа. Эритроциты
«Пациент жалуется на постоянное головокружение, сонливость, бледный цвет лица, а при анализах показатели гемоглобина очень низкие»

2 группа. Тромбоциты
«Пациент жалуется, что при ранах и порезах очень долгое время не останавливается кровь, чрезмерная потеря крови провоцирует слабость и состояние, близкое к потере сознания»

3 группа. Лейкоциты
«Пациент жалуется на высокую температуру, жар и озноб, заложенность носа и боль в горле»

После определения названия своей группы учащиеся с помощью материала учебника заполняют таблицу:

В процессе работы групп учитель контролирует правильность заполнения таблицы и выполняет роль консультанта в поиске информации.

После того как все заполнено верно, по сигналу учителя начинает меняться состав групп таким образом, что в каждой новой образовавшейся обязательно присутствуют представители всех трех форменных элементов. (расходятся по цветам шариков)

В новых образовавшихся группах учащиеся делятся рассказами о своих форменных элементах крови, заполняют таблицы по недостающим компонентам, в результате чего у всего класса получается полный конспект всей темы урока.

гуменюк_4.png

https://twig-bilim.kz/ru/film/blood

Twig.jpg2019

гуменюк_5.png

гуменюк_6.png

гуменюк_7.png

гуменюк_8.png

Закрепление материала

Фронтальная работа

 

 

 

 

 

Симулятор

Вопросы учащихся
 

Учащиеся возвращаются на свои места, им предлагается задание в формате «Да/нет», учитель зачитывает утвердительные предложения, а учащиеся поднимают сигнальные карты.
1. Лейкоциты – красные кровяные тельца (нет)
2. Тромбоциты переносят кислород (нет)
3. В 1 мм3 находится 4,5–5 млн клеток эритроцитов (да)
4. В эритроцитах особый белок – гемоглобин (да)
5. Основная функция лейкоцитов – защита организма (да)
6. Низкое содержание тромбоцитов приводит к анемии (нет)
7. Лейкоциты – это безъядерные клетки (нет)
8. Тромбоциты обеспечивают свертываемость крови (да)
9. Низкое содержание тромбоцитов приводит к гемофилии (да)
10. Эритроциты переносят кислород (да)

Задание «Пазл» с помощью программы learningapps.org

Для подведения итогов учащимся предлагается придумать по одному вопросу пройденной темы и адресовать этот вопрос тому учащемуся, кто, по их мнению, был менее активным на уроке. (вопросы не повторяются)

https://learningapps.org/3160076

гуменюк_9.png

гуменюк_10.png

 

Домашнее задание
Интерактив

Чтение параграфа учебника, учить конспект, пройти тестирование на сайте itest.kz: Биология, 8 класс, Состав крови, клетки крови.

iTest.jpg2019

https://itest.kz/ru/exam-test?test_id=831296408

Рефлексия

По окончанию урока учащиеся выбирают эмоциональный настрой на конец урока: 
«Тема мне понятна полностью».
«Тема понятна, но стоит разобраться в некоторых вопросах». 
«Тема сложная, мне нужна консультация учителя».

гуменюк_11.png

 

Сообщить об ошибке