Электрическое поле

Куандыкова Акмарал
г. Астана, НИШ ФМН
3005
Физика
Тема:
Электрическое поле

Скачать в PDF
 
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке 1) Понимать физический смысл понятия электрическое поле и определять силу электрического поля (напряженность).
2) Знать и применять принцип суперпозиции.
3) Рассчитывать напряженность электрического поля между двумя параллельными пластинами, используя формулу E=U/d.
4) Знать и использовать формулу напряженности поля точечного заряда в вакууме E=Q/кr.
5) Уметь сравнивать характеристики гравитационного и электростатического поля.
6) Определять потенциал в точке электрического поля как работу по перемещению единичного положительного заряда из бесконечности в данную точку.
Цель урока Закрепить ранее изученный материал и решить качественные задачи
Критерии успеха 1) Знает и понимает смысл терминов по электростатике;
2) Применяя правила сложения векторов, анализирует и показывает направление напряженности;
3) Объясняет опыты по электростатике;
4) Решает графические задачи и правильно делает математические вычисления.
Языковые цели Учащиеся могут: начертить (на доске) силовые линии для двух одноименных зарядов и для двух разноименных зарядов и обсудить свои чертежи с другими учащимися (навыки говорения и слушания).
Предметная лексика и терминология: Суперпозиция, электрическое поле, равнодействующее поле, вектор, плотность силовых линий, силовая характеристика поля, напряженность, потенциал, работа электрического поля.
Серия полезных фраз для диалога/письма:
Поле сильнее, если...
Поле слабее, если...
Равнодействующее поле вычисляется…
Принцип суперпозиции означает…
Напряженность электрического поля означает…
Межпредметные связи Химия, математика
Предварительные знания 8 класс: заряд; кулон; закон Кулона; представление электрического поля в виде силовых линий.
9 класс: закон всемирного тяготения Ньютона; понятие напряженности гравитационного поля
 

Ход урока

 

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

 

Ресурсы

1урок

 

Организационный момент (обсуждение задач заданных на дом)

Урок- конкурс «Лучший тандем»

1)  (2 мин) Определение цели и задач урока (объяснить правила, все задания выполняются в парах, в конце урока по заработанным баллам определить «лучший тандем»)  

Объявить учащимся, что на занятии слово «взаимодействие» - одно из ключевых. И для того, чтобы решить поставленные задачи, должны взаимно действовать. Вопрос для всех: Какие знаете виды взаимодействий?

2)  №1 Гейм  Игра разминка  «Электрическое поле чудес»

Проверка учащихся на понимание основных терминов раздела

10А- Электрическое поле

Электрическое поле - 1

каждая пара должна исследовать свое «поле», после дать полную характеристику и заполнить таблицу (Приложение 1)

та пара которая заполнит таблицу верно- достигает ЦО: «понимать физический смысл понятия электрическое поле и определять силу электрического поля (напряженность)»

Свои ответы пара проверяет, сверяя с интерактивной доски, и оценивают себя, если:

– «0» ошибок- 5 балла

–   «1» ошибка – 4балла

–  «2» ошибки - 3 балла

–   «3» или «4» ошибок -1 балл

–  «5» или более ошибок - 0 баллов

№2 Гейм «Соображай и решай»

Время: 5 мин+ 2мин на проверку

Задание на взаимооценивание каждой  паре предоставляется по жребию (вытягивают номера заданий из конверта)  упражнения со страниц сайта bilimland.kz раздел «Электростатика»

Учащиеся в паре достигают ЦО урока, если правильно выполняют задание.

Электрическое поле - 2

–  Без ошибок на max - 5 баллов

–  С 1 ошибкой -4 балла

–  С 3 ошибками - 2 балла

Упражнение 1

E1 является величиной напряженности электрического поля, создаваемого зарядом q в точке, расположенной на расстоянии r от этого заряда. E2 является напряженностью электрического поля, создаваемого зарядом 2q. Мы знаем, что отношение E2 и E1 равно 8. Учитывая картину, укажите точку, в которой напряженность электрического поля Е2 была измерена.

Электрическое поле - 3
Электрическое поле - 4

Упражнение 2 Изучите, как форма линий  электрического поля зависит от пространственного распределения зарядов, которое образует поле. Что такое направление вектора силы, с которой поле действует на заряд,  помещенный в нем? Как ответ зависит от знака заряда?

Упражнение 3 Определите какую работу необходимо совершить электрическому полю по перемещению заряда в 2 Кл из точки А в точку В

Электрическое поле - 5Электрическое поле - 6
Электрическое поле - 7Электрическое поле - 8

Упражнение 4 Обратите внимание на систему зарядов, представленную в иллюстрациях а и  b. Вычислите отношение расстояний  rи rв обоих случаях. Заметьте изменение в иллюстрации b, когда система частично перемещается  в среду с двойной диэлектрической проницаемостью.

Электрическое поле - 9

Упражнение 5 На диаграмме расположена система зарядов, укажите точку в которой потенциал поля системы зарядов должен быть равен 0.   

В какой из указанных точек потенциал  наибольшей?

Электрическое поле - 10Электрическое поле - 11

Упражнение 6 Сила притяжения между Землей и Луной составляет около 2*1020Н.   Укажите, на каком расстоянии между зарядами Q1 и Q2, кулоновская сила, действующая, между ними будет равна гравитационному притяжению  FG.

№3 Гейм  «Хоккей на электрическом поле»

Время: 5 мин+ 2 мин на проверку

Задание на проверку знаний и пониманий ЦО : «Понимать физический смысл понятия электрическое поле и определять силу электрического поля (напряженность) »

Электрическое поле - 12

Оценка:

–  5 баллов- «1» ошибка 3 уровень

–  4балла- «1» - ошибка, 2 уровень

–  3 балла «0»- ошибок , 1 уровень

–  2 балла «2»- ошибки , 3 уровень

–  1 балл- «2»- ошибки,2 уровень

Электрическое поле - 13

№4 Гейм «ОРЕШЕК ЗНАНИЙ»

Время: 10 минут на подготовку +15 мин на обсуждение и выставление оценок.

Условие

По жребию парам достаются задания (вытягивают из конверта карточки). Свои ответы пары предоставляют на альбомном листе в виде схем или рисунков, на листах не должен содержаться текст, свои ответы они должны изложить в трех предложениях с ключевыми словами урока.  Пары оценивают друг друга.

Ответы должны быть краткими и лаконичными (учащиеся находят видео-подсказки на свои вопросы со  страницы  сайта bilimland.kz  и готовят ответы, также им разрешается использовать учебники)

Лист оценивания (раздать каждой паре)

Задания

Аргументированно объясняет или доказывает свой вопрос (ключевые слова) – изложить ответ в 3-х предложениях- 

   3 балла

Глубина раскрытия вопроса- 3балла

 

Рисунок, схема, график или чертеж (одно из них) отображает смысл вопроса - 3балла

Эстетика- 1балл

 

Задание 1

 

 

 

 

Задание 2

 

 

 

 

Задание 3

 

 

 

 

Задание 4

 

 

 

 

Задание 5

 

 

 

 

Задание 6

 

 

 

 

Задание 1

1.От листа полиэтиленовой пленки отрежьте две полоски шириной до 1 см. Положив их рядом на стол, несколько раз проведите по ним листом чистой сухой бумаги. 

2. Возьмите в одну руку полоску, а в другую бумагу. Сблизьте их. Что произойдет? (Полоска из пленки начнет изгибаться в сторону бумаги, что говорит о том, что пленка и бумага наэлектризованы и имеют различные заряды).

3. Бумажный лист отложите в сторону и возьмите вторую полиэтиленовую полоску. Попробуйте сблизить их. (Полоски отталкиваются в противоположные стороны).  Вывод сделайте сами.

Задание 2 Объясни опыт Кулона

Задание 3 Изобразите следующее: В однородном электрическом маленькая заряженная капля масла падает под действием  силы тяжести. Приблизившись к отрицательно заряженной пластине, она постепенно останавливается и в какой-то момент зависает над пластиной. Каков знак заряда капли? Объясните явление. Нарисуйте силы, действующие на каплю масла.

Задание 4 Объяснить отчего бывают грозы? Как защититься от молнии? 

Задание 5 Можно ли почувствовать электрическое поле? Рассмотрите, что же на самом деле воспринимают наши органы чувств?

Задание 6 Объясните, как электрическое поле «борется» с пылью?

Презентация

 

 

 

На каждую парту раздать по одному ноутбуку, подключенному к сети интернет

Bilimland

https://bilimland.kz/index.php/ru/catalog/lesson/6199-ehlektricheskoe_pole_chudes

 

 

 

 

Лист А4 и раздаточные материалы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://bilimland.kz/ru/content/structure/1046-ehlektrostatika

 

 

 

 

2урок

№5 Гейм «Нарисуй и реши!» (Задачи на принцип суперпозиции)

Время :15 минут+ 5 минут на проверку

Задания на выполнение ЦО: «Знать и применять принцип суперпозиции»

Учащиеся вытягивают из конверта пронумерованные карточки (номер карточки- номер задачи).

Учащиеся достигают ЦО если:

1)  Применяя правила сложения векторов, анализирует - 4балла

2)   Правильно показывает направление напряженности-3 балла

3)  Правильно делает математические вычисления -3 балла

№1 задача

Одноименные отрицательные заряды расположены на расстоянии r друг от друга. Найти напряженность поля в точке, удаленной от каждого заряда на расстояние b

№2задача

 Одноименные положительные заряды расположены на расстоянии r друг от друга. Найти напряженность поля в точке, удаленной от каждого заряда на расстояние b

№3 задача

Разноименные заряды расположены на расстоянии r друг от друга. Найти напряженность поля в точке, удаленной от каждого заряда на расстояние b

№4 задача

Изобразить вектор напряженности двух одноименных, разноименных зарядов вдоль одной линии на одинаковом расстоянии друг от друга и определить напряженность в центре.

№5 задача

Изобразить вектор напряженности двух одноименных зарядов

Вдоль одной линии на расстоянии r друг от друга и определить напряженность в точке А, если первый заряд находится на расстоянии d от этой точки.

№6 задача

Изобразить вектор напряженности двух разноименных зарядов

Вдоль одной линии на расстоянии r друг от друга и определить напряженность в точке А, если положительный заряд находится на расстоянии d от этой точки.

№6 Гейм «Статическое электричество»

Объяснить видео демонстрацию

 

Электрическое поле - 14

Время 5 минут

Задание на критическое мышление учащихся, если они ответят правильно, то за этот гейм получают -5 баллов

ИТОГ УРОКА

1)  Комментировать работу каждой пары и каждого участника

2)  Max балл- 40 баллов

3)  «Лучший тандем» та пара, которая набрала  40-35 баллов

4)  Объявление результатов, награждение

5)  Д/работа

Карточки с задачами

(приложение 6)

Рефлексия:

- что узнал, чему научился

- что осталось непонятным

- над чем необходимо работать

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

 

Все учащиеся будут: описывает действие электростатического поля, правильно рассуждают и делают выводы

Некоторые учащиеся будут: анализируют, определяют действие электростатического поля на движение заряда; решают задачи повышенной сложности

 Самооценивание

Взаимооценивание

В процессе обсуждения задач учащимися демонстрируется креативный и критический подход. Индивидуальная работа учащихся формирует умения самооценивания своих знаний.

Сообщить об ошибке