Фотоэффект. Применение фотоэффекта. Фотоны

Сихимбаева Раушан Рауаяновна
ВКО, п. Жангизтобе
13346
Физика
Тема:
Фотоэффект. Применение фотоэффекта. Фотоны

 

Цель урока:

Учащиеся узнают, как

описывать фотоэлектрический эффект;

рассчитывать пороговую длину волны;

определять работу выхода;

применять экспериментальные измерения для определения постоянной Планка.

Задачи урока:

Для всех учеников: знают определения явления и законы Столетова.

Для основной части класса: знают определения явления, законы Столетова, уравнение Эйнштейна, понятие фотона.

Для некоторых учеников: умеют объяснять явление, используя законы Столетова и уравнение Эйнштейна, знают применение явления.

Коммун-икатив-ная цель:

Ученики свободно и правильно используют основные слова и термины, умеют объяснять явление по схеме установки

 

Основные слова и термины:свет, фототок, красная граница, фотоэффект, работа выхода, кинетическая энергия электронов, задерживающее напряжение, фотоэлемент, вакуумный, вентильный, фотон, масса покоя, волновое число.

 

Диалог в классе: при проверке домашнего задания на знание технического словаря на трех языках; использование технологии «вертушка» при объяснении материала.

 

Отрывки для обсуждения: история открытия явления, установка для эксперимента, законы Столетова, теория явления, применение явления, все о фотонах.

 

Вы можете ответить

  1. Можно ли назвать Солнце ачт?
  2. Чему равна энергия одного кванта?

 

Предложения по теме учащиеся к уроку должны знать:

основные законы, касающиеся электромагнитных волн;

уметь рассчитывать длину волны при заданной частоте, и наоборот;

основы электростатики;

как измерители тока подсоединяются к цепи.

Пройден
ный материал:

Тепловое излучение, ачт, закон Стефана-Больцмана, Вина, виды люминесценции, правило Стокса, применение люминесценции.

План

  1. Ознакомить учащихся с критериями на урок
  2. Проверка домашнего задания

Технический словарь

  1. Проблемный вопрос
  2. Изучение новой темы
  3. Работа с симулятором
  4. Закрепление материала
  5. Домашнее задание
  6. Рефлексия
  7. Оценивание
  8. Выводы по уроку

Заплани
рованное время

Запланированные упражнения и задачи

Ресурсы

Начало
2 мин

Ознакомление с таблицей Блума, ожидаемыми результатами, дескриптором.
Обсуждение, поправки, дополнения (приложение 3)

Дескриптор, таблица Блума

Середина
2 мин

 

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

4 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

4 мин

 

 

 

4 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проверка домашнего задания
  1. Перечислите виды люминесценции:

Фотоэффект. Применение фотоэффекта. Фотоны - 1

 

  1. Вспомним, где применяется люминесценция?Фотоэффект. Применение фотоэффекта. Фотоны - 2
  2. Технический словарь «Горячий стул»
    излучение
    фототок
    анод
    катод
    металлическая пластина
    работа выхода
    фотоэлектрон
    фотоэлемент
    красная граница
    фотоэффект -
  1. Проблемный вопрос: для объяснения какого явления используются слова и словосочетания, рассмотренные в техническом словаре?
  2.  

А) Когда излучение попадает на металлическую пластину, оно может вызвать выброс электронов с поверхности пластины. Этот эффект известен как внешний фотоэлектрический эффект, а вырванные электроны - фотоэлектронами. Примером устройства, в котором применяется этот эффект, является фотоэлемент.

В 1873 году, английский инженер-электрик Смит заметил, что сопротивление селена зависит от интенсивности падающего на него света. Это пример внутреннего фотоэлектрического эффекта, в котором электроны в полупроводнике поглощают энергию света и не разряжаются.

Б) Просмотр «Излучение и заряд»
Фотоэффект. Применение фотоэффекта. Фотоны - 3

В) Изучение законов Столетова
а) формулировки закона по тексту учебника стр 210-211
б) экспериментальное подтверждение по симулятору
1. Для разных металлов
2. Для разных значений силы тока

Фотоэффект. Применение фотоэффекта. Фотоны - 4

Г) Экспериментальное подтверждение законов фотоэффекта удалось объяснить Эйнштейну:
видео «Фотоэлектрический эффект», «Объяснение фотоэлектрического эффекта»
Фотоэффект. Применение фотоэффекта. Фотоны - 5

Фотоэффект. Применение фотоэффекта. Фотоны - 6
 

Д) Расчет работы выхода

Фотоэффект. Применение фотоэффекта. Фотоны - 7 

 

  1. Работа с симулятором.

Индивидуальная работа за ПК:
а) изучение внешнего фотоэффекта для одного атома, непрерывного потока
Фотоэффект. Применение фотоэффекта. Фотоны - 8

б) дать объяснение увиденному.

6. Закрепление материала

Фотоэффект. Применение фотоэффекта. Фотоны - 9

Плакаты интерференции, дифракции, дисперсии, поляризации.

 

ПК, проектор, Wi-Fi

 На рабочие столы загрузить симулятор «Изучение внешнего фотоэффекта»

 

Видео из сайта BilimLand.kz:
1) Курс Физика-Квантовая физика- Световые кванты- Люминесценция

https://bilimland.kz/ru/courses/physics-ru/kvantovaya-fizika/svetovye-kvanty/lesson/lyuminesczencziya

2)Курс Физика-Квантовая физика- Световые кванты- Фотоэффект.

 

https://bilimland.kz/ru/courses/physics-ru/kvantovaya-fizika/svetovye-kvanty/lesson/fotoehffekt-foton-ehnergiya-fotona

 

3)Курс Виртуальная лаборатория -Физика- Изучение внешнего фотоэффекта

https://bilimland.kz/ru/courses/simulyaczii/fizika/lesson/izuchenie-vneshnego-fotoehffekta

Bilimland

4)Учебник 11 класса

Параграфы 4.3-4.7

Оконча-ние
5 мин

Рефлексия учеников,

Оценивание по дескриптору

Домашнее задание параграфы 6.4-6.6, читать, задачи для самостоятельного решения

 

Дополни-
тельная информ-ация

К следующему уроку: найти переводы на каз. и анг.  языки следующие словосочетания: торможение быстрых электронов, рентгеновское излучение, короткая волна, линейчатый спектр, рентгеновский структурный анализ, рентгенография, рентгеновская топография

Рефлексия по уроку:

Какие два действия  были производительны на уроке:

  1. Использование дескрипторов при оценивании

 

  1. Использование видеоматериалов из сайта BilimLand.kz

 

Какие 2 действия смогли улучшить урок:

  1. «Горячий стул» при проверке знаний технического словаря

 

  1. Использование симуляторов из сайта BilimLand.kz  «Виртуальная лаборатория» для экспериментального подтверждения законов фотоэффекта и решения задач.

 

Что нужно сделать в помощь классу или отдельному ученику для улучшения обучения на следующем уроке?   Ученикам дать задания просмотреть видео на казахском и английском языках для усвоения технического иностранного языка.

 

Сообщить об ошибке