Работа сил электрического поля. Потенциал электрического поля

Эндерс Светлана Николаевна
ВКО, г. Зыряновск, КГУ «СШ №7»
31382
Физика
Тема:
Работа сил электрического поля. Потенциал электрического поля

Цели урока:

Все учащиеся смогут:

  • объяснить физический смысл: работы электрических сил, потенциала, разности потенциалов электрического поля; понятия эквипотенциальные поверхности, потенциальная энергия заряда;
  • определять: как зависит значение потенциала от расстояния, значение потенциала системы зарядов; как связаны напряженность и напряжение.

Большинство учащихся сможет:

  • воспроизвести определение и формулы для вычисления потенциала, работы и энергии электрического поля;
  • применять формулы к решению задач.

Некоторые учащиеся:

  • смогут решать задачи на определение результирующего значения потенциала от системы зарядов.

Критерии оценивания:

Обучающиеся:

  • объясняют физический смысл понятий работа, потенциал, энергия электрического поля;
  • вычисляют потенциал заряда, работу электрического поля и потенциальную энергию заряда;
  • объясняют понятие эквипотенциальной поверхности.

Языковые цели:

  • использовать термины, которые демонстрируют их понимание;
  • они могут представить в письменной и устной форме пути решения, стоящей перед ними задачи;
  • терминология: потенциал, эквипотенциальные поверхности.

Привитие ценностей:

  • воспитание сотрудничества, казахстанского патриотизма, труд и творчество, обучение на протяжении всей жизни.

Межпредметные связи:

  • математика, геометрия.

Предыдущие знания:

  • напряженность, сила электрического поля заряда.

 

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

I. Организационный момент: (3 мин)

- Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке физики. У вас на столах лежат разноцветные кружочки со знаками. Как вы думаете, что они обозначают? (электрон, протон, нейтрон – различные частицы). Используя данные кружочки, прошу вас выбрать частицу, соответствующую вашему настроению – отрицательную, положительную или нейтральную. Надеюсь, что в конце урока у нас всех будет только позитивное настроение!

II. Актуализация  знаний: (12 мин)

Делимся на 5 групп по 3 человека, по цвету кружочка.

Для подготовки к изучению новой темы повторим пройденный материал. Ребята выбирают задание для группы:

  1. Дать характеристику напряженности электрического поля по плану: определение, обозначение, единицы, формулы напряженности поля, точечного заряда, системы зарядов.
  2. Силовые линии напряженности: определение, графическое изображение, свойства, понятие однородного поля.
  3. Выполнить задания по карточкам. Объяснить.

Электрическое поле 1.PNG Электрическое поле 2.PNG

  1. Выполнить задания по карточкам. Объяснить.

Электрическое поле 3.PNG Электрическое поле 4.PNG

  1. Выполнить задания по карточкам. 

Объяснить.

Электрическое поле 5.PNG

  1. Физкультминутка (3 мин.)

Разноцветные кружочки (красные, желтые, синие, зеленые, розовые), на одной стороне которых написано «-», «+», «0». На другой – символы е, р, n соответственно. По своему настроению на букву У ставят символы «-», «+», «0».

Группы выбирают задание, написанное на карточках, и работают над данным зданием в течение пяти минут.

На формате А-3 выполняют, зарисовывают ответы на свою карточку. Затем защищают свой плакат.

После выступления групп дается формативная оценка по методу «Две звезды, одно пожелание». Оценку ставят на букву Р.

Электрическое поле 6.PNG

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Середина урока

III. Изучение нового материала: (25 мин)

  1. Постановка цели и задач урока: на слайде высказывания (5 мин)

У нас у всех есть возможности, о которых мы даже не подозреваем. Мы способны делать то, о чем даже не можем мечтать. Но если вы никогда не решитесь, то никогда не узнаете свой потенциал, свои возможности.

Дейл Карнеги

Нам всем с рожденья дан потенциал,
Таланты и способности даны …..

- Как вы понимаете смысл этих высказываний?

(У любого человека есть потенциал и он должен работать для его реализации, приносить пользу своему государству, своему народу).

- Как вы думаете, а у электрического поля заряда есть потенциал? Оно может совершать работу?

- А вы знаете, как определить потенциал и работу электрического поля? (нет) Сформулируйте сами тему и задачи урока.

2. Работа в парах. (18 мин)

На сайте https://bilimland.kz/ru/courses/physics-ru/ehlektrodinamika – открывают уроки «работа сил электрического поля», «потенциал электрического поля».

Электрическое поле 7.PNG

Прорабатывают, составляя конспект по данным темам.

Каждая пара получает одно из заданий (вопросы): Чтобы ответить на данные вопросы нужно составить на А-3 кластер и защитить его.

Работа с образовательным ресурсом bilimland.kz.

1-я пара: дать определение напряжения и работы электрического поля (урок работа электрического поля).

Электрическое поле 8.PNG

2-я пара: что такое потенциал и как зависит значение потенциала от расстояния?

Электрическое поле 9.PNG

Электрическое поле 10.PNG

3-я пара: понятие эквипотенциальных поверхностей.

Электрическое поле 11.PNG

Электрическое поле 12.PNG

4-я пара: связь между напряжением и напряженностью.

Электрическое поле 13.PNG

5-я пара: общий потенциал системы зарядов.

Электрическое поле 14.PNG

6-я пара: потенциальная энергия заряда.

Электрическое поле 15.PNG

7-я пара: разность потенциалов.

Электрическое поле 16.PNG

После составления конспекта в тетради учащиеся составляют опорный конспект на А-3, записывают или зарисовывают нужные ответы на свой вопрос и отвечают у доски.

Физкультминутка (2 мин)

IV. Первичное закрепление нового учебного материала. Ответы учеников на задания. (15 минут)

Ответы ребят оцениваются по стратегии «тепло – холодно» (на «кружочках с символами пишут, что в ответе было хорошо, что было плохо).

4. Закрепление.

Работа в парах: работаем с ресурсом https://itest.kz/ru/exam_test?test_id=301395665. iTest.jpg_электр_поле

Электрическое поле 17.PNG

V. Первичное осмысление материала (15 минут )

Выполняем тест по теме «Работа электрического поля» (в тетради).

 

Презентация, высказывания на слайде.

 

 

BilimLand.jpg_электр_поле

 

 

 

 

 

 

лист бумаги формата А3; тетради рабочие.

лист большого формата, фломастеры, скотч.

Конец урока

VI. Рефлексия. (5 минут)

На кружках с символами «–», «+», «0» написать:

«–» что не усвоил, что было трудно;

«+» что хорошо усвоил, что было легко; 

«0» ничего не понял, зря потерял время.

Приклеить на

VII. Задание на дом (2 мин.):

§8.6,8.7 Упражнение 17 (1,3,4).

 

 

 

 

 

 

Сообщить об ошибке