Сила трения

Еременко Валентина Мухамадьяровна
Павлодарская область, с. Шарбакты, ГУ «СОШ Щербактинского района»
2666
Физика
Тема:
Сила трения

 
Цель урока: создание условий, в которых ученик сам будет открывать, приобретать и конструировать знания
Задачи: Образовательные: изучить силу трения, виды силы трения, причины возникновения силы трения, учет влияния силы трения в технике и в повседневной жизни.

Воспитательные: воспитывать толерантность, культуру умственного труда.

Развивающие: развить у учащихся коммуникативные навыки, навык исследовательской деятельности, наблюдательность, самостоятельность, умение работать с текстом, выделять главное, обобщать, интерпретировать и делать выводы.
Учащиеся должны уметь: - давать определения объектам Windows; - определять тип объекта; - давать имена объектам Windows; - создавать папки и ярлыки.
Оборудование: 1. Экран, проектор, ноутбук, компьютеры.
2. Квадратики по цветам (красный, желтый, зеленый).
3. Листы оценивания с критериями (Приложение 1).
4. Карточки с заданиями (Приложение 2).
5. Карточки с практической работой (Приложение 3).
6. Презентация для объяснения нового материала «Файлы, папки, ярлыки».
7. Образовательная онлайн-платформа bilimlаnd.kz
8. Видеоролик «Физминутка».
9. Постеры, маркеры, фломастеры.

Активные стратегии:

Этапы урока: Задачи Деятельность учителя Деятельность ученика Организационные формы Оценивание
Мотивационно-целевой этап Психологический настрой • Подарим улыбки друг другу.
• Создание проблемной ситуации с помощью видео.
Прием «мозговой штурм». Проведение эксперимента Групповая Аплодисменты
Операционный этап Активизировать Применение стратегий активного обучения: коллаборативное решение проблем, использование приемов критического мышления. Стратегия: «Думаем вместе». Обсуждение, Проведение исследований Групповая формативное,
прием «большого пальца»
Рефлексивный Обратная связь Решение разно уровневых заданий Самопроверка Индивидуальная Лист само оценивания с критериями
Учиться можно только весело…
Чтобы переварить знания,
Надо поглощать их с аппетитом

А. Франс

Ход урока

Учитель: (создание проблемной ситуации, с помощью фрагмента мультфильма «Почемучка. Сила трения») Вашему вниманию представлен фрагмент мультфильма, давайте его вместе посмотрим и попробуем понять, о чем в нем ведется речь.
И прежде чем мы с вами ответим на вопрос Сережи и Лены: «Почему самокат останавливается?», давайте проделаем еще один маленький эксперимент. Перед вами лежит чистый лист и простой карандаш. Нарисуйте на листе все, что хотите. А теперь вернемся к вопросу Лены и Сережи, но добавим второй вопрос: «Почему пишет карандаш на бумаге?». (Проведение эксперимента, «мозговой штурм»)

Учащиеся: проводят эксперимент, приходят к выводу, что карандаш пишет и самокат останавливается, потому что действует сила. сообщает тему урока

Учитель: Тема урока: Сила трения (Слайд № 1) Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами сегодня должны ответить? Давайте попробуем их сформулировать (Слайд № 2)

Учащиеся: формируют цель урока 1. Что такое сила трения?
2. Виды силы трения?
3. Почему возникает трение?
4. Применение. Польза и вред.

Учитель: (организует работу с учебником в группах, с помощью которого необходимо ответить на вопросы (делают записи в тетради)).
Что такое сила трения?
В каких случаях появляется сила трения?
Какое направление имеет сила трения? (показать графически)
Какие виды силы трения существуют?
(Слайд № 3, 4)
 
Сила трения - 1
Учащиеся: защита своих постеров, каждая группа отвечает на один из поставленных вопросов.

Учитель: Прежде чем мы приступим к экспериментам проверим себя: насколько мы знаем динамометр и как мы умеем им пользоваться. Для этого перейдем по ссылке
 

и выполним задание № 335:
 1) Как устроен динамометр
 2) Какой из динамометров находится под воздействием наибольшей силы.

Учащиеся: садятся за компьютеры и выполняют задание на сайте https://bilimland.kz/

Учитель: Теперь, проделаем несколько экспериментов. Перед каждой группой на столе находится оборудование и карточка с описанием задания.

Учащиеся:
Группа 1: динамометр, брусок (перевернутая каретка) – трение скольжения
Группа 2: динамометр, каретка – трение качения
Группа 3: наклонная плоскость, брусок – трение покоя

Учитель: (Проведение эксперимента, «думаем вместе») Продолжим наш эксперимент с карандашом и бумагой, только теперь попробуем написать не на бумаге, а на стекле.
Какой вывод мы можем сделать?
Почему на бумаге карандаш пишет, а на стекле нет?

Учащиеся: проводят эксперимент, сравнивают поверхность стекла и бумаги и приходят к выводу, сила трения зависит от состояния поверхности взаимодействующих тел.
(Слайд №5)
Сила трения - 2
Причины возникновения трения:
• Шероховатость (неровность) поверхностей соприкасающихся тел;
• Притяжение молекул, взаимодействующих тел.
Учитель: («Думай – Объединяйся - Делись») Остался один неразрешенный вопрос. Где же находит применение трение? Я предлагаю изучить предложенный вам материал, по картинкам определить пользу или вред приносит сила трения.

Учащиеся:
Группа 1: работают с материалом (Приложение 1)
Группа 2: работают с материалом (Приложение 2)
Группа 3: работают с материалом (Приложение 3)
Выступление представителей от группы.(Слайд № 6, 7, 8)

Учитель: Подведем итог.

Учащиеся: учащиеся выполняют задания на закрепление и заполняют лист самооценки.
 
Задание на закрепление
Вопрос 1. По картинке определите направление силы трения
Варианты ответа:
А) 1
В) 2
С) 3
D) 4
Ответ: А), D)
Сила трения - 3


Вопрос 2. Определите пословицы, в которых сила трения играет положительную роль.
 
Пословица Да/нет
1 От безделья и лопата ржавеет.  
2 От того телега запела, что давно дегтя не ела.  
3 Три, три, три – дырка будет.  
4 Нет, такого человека, который хоть раз не поскользнулся по льду.  
5 Задумал муравей Фудзияму-гору сдвинуть.  
Ответ: 1 – да, 2 – нет, 3 – нет, – нет, 5 – да Вопрос 3
Почему после дождя шоссе становится скользким?
Ответ: Слой воды на поверхности дороги уменьшает неровности, поэтому сила трения уменьшается и шоссе становиться скользким.

Вопрос 4
Использование подшипников в различных механизмах позволяет уменьшить силу трения в 20-30 раз. Какой вид силы трения используется в подшипнике?
Сила трения - 4
Ответ: сила трения качения

Лист самооценивания
ФИ____________________________________________
Проставьте 1 балл, если «да», 0 баллов, если «нет»
Оценки Критерии ошибок Шкала оценки
«3» - знаю понятие «сила трение»  
  - знаю направление вектора силы трения  
  - знаю виды силы трения  
  - знаю, причины возникновения силы трения  
  - знаю положительное и отрицательное действие силы трения  
«4» могу проводить исследование, анализировать, делать выводы  
  могу анализировать, делать выводы  
«5» могу объяснить, почему возникает сила трения  
могу оценить результаты эксперимента  
могу толковать с научной точки зрения причины изменения силы трения  
На оценку «3» -5 баллов
На оценку «4» - 6-7 баллов
На оценку «5» - 8-10 баллов

Раздаточный материал

1. Оборудование для групп
Группа 1: динамометр, брусок (перевернутая каретка) – трение скольжения
Группа 2: динамометр, каретка – трение качения
Группа 3: наклонная плоскость, брусок – трение покоя

2. Карточки с заданиями
Группа 1
1. Динамометр – прибор для измерения величины силы.
2. Взять брусок, закрепить динамометр к бруску и плавно тянуть по столу.
Вопросы:
1. Записать показания динамометра _____ Ньютонов
2. Какой вид силы трения вы наблюдали? _________________
1 деление = 0,1 Н
Группа 2
1. Динамометр – прибор для измерения величины силы.
2. Взять каретку, прикрепить динамометр к ней и плавно тянуть по столу.
Вопросы:
1. Записать показания динамометра _____ Ньютонов
2. Какой вид силы трения вы наблюдали? _________________
1 деление = 0,1 Н
Группа 3
1. Установить плоскость под наклоном и поместить на ней брусок. Вопросы:
1. Почему брусок не падает? Что его удерживает?
2. Какой вид трения вы наблюдали? ________________________

3. Карандаши, ручки, 3 листа бумаги, стекло.


Приложение 1

В технике и в повседневной жизни силы трения играют огромную роль. В одних случаях силы трения приносят пользу, в других - вред. При отсутствии силы трения нельзя было бы сшить одежду, собрать станок, сколотить ящик.

Наличие трения покоя позволяет человеку передвигаться по поверхности Земли. Идя, человек отталкивает от себя Землю назад, а Земля с такой же силой толкает человека вперед. Вспомним, как трудно ходить по скользкому льду. Чтобы легче было идти, необходимо увеличить трение покоя. С этой целью скользкую поверхность посыпают песком.

Силой трения также пользуются для удержания тел в состоянии покоя или для их остановки, если они движутся. Вращение колес прекращается с помощью тормозных колодок, тем или иным способом прижимаемых к ободу колеса.
 
Сила трения - 5
Приложение 2

В технике и в повседневной жизни силы трения играют огромную роль. В одних случаях силы трения приносят пользу, в других - вред. При отсутствии силы трения нельзя было бы сшить одежду, собрать станок, сколотить ящик.

Наличие трения покоя позволяет человеку передвигаться по поверхности Земли. Идя, человек отталкивает от себя Землю назад, а Земля с такой же силой толкает человека вперед. Вспомним, как трудно ходить по скользкому льду. Чтобы легче было идти, необходимо увеличить трение покоя. С этой целью скользкую поверхность посыпают песком.

Силой трения также пользуются для удержания тел в состоянии покоя или для их остановки, если они движутся. Вращение колес прекращается с помощью тормозных колодок, тем или иным способом прижимаемых к ободу колеса.
Сила трения - 6
Приложение 3

В технике и в повседневной жизни силы трения играют огромную роль. В одних случаях силы трения приносят пользу, в других - вред. При отсутствии силы трения нельзя было бы сшить одежду, собрать станок, сколотить ящик.

Наличие трения покоя позволяет человеку передвигаться по поверхности Земли. Идя, человек отталкивает от себя Землю назад, а Земля с такой же силой толкает человека вперед. Вспомним, как трудно ходить по скользкому льду. Чтобы легче было идти, необходимо увеличить трение покоя. С этой целью скользкую поверхность посыпают песком.

Силой трения также пользуются для удержания тел в состоянии покоя или для их остановки, если они движутся. Вращение колес прекращается с помощью тормозных колодок, тем или иным способом прижимаемых к ободу колеса.
Сила трения - 7
Сообщить об ошибке