Внутренняя энергия и способы ее изменения

Свиридова Ирина Викторовна
Костанайская область, г. Рудный, КГУ «Школа-лицей №4»
15606
Физика
Тема:
Внутренняя энергия и способы ее изменения

Цель урока:

изучить понятие внутренней энергии, рассмотреть на опытах способы ее изменения.

Задачи урока:

 

Образовательная:  - создать условия для понимания новой физической величины и самостоятельного опытного доказательства основных способов изменения данной величины.

Развивающая:  развивать умения  анализировать выделять главное, обобщать, объяснять и доказывать свою точку зрения на основе эксперимента и видео доказательств.

Воспитательная: способствовать развитию диалогического обучения, умения работать в группах, воспитывать в учениках средствами урока уверенности в своих силах.

Тип урока:

комбинированный (повторение пройденного материала +изучение нового + первичное закрепление нового материала)

Методы обучения:

словесный, наглядный, практический

Форма работы:

индивидуальная, групповая.

Технология:

РКМ, ИКТ, проблемное обучение.

Основные модули: 

1.Обучение критическому мышлению.2.Оценивание для обучения и оценивание обучения 3.Новые подходы в преподавании и обучении.4.Использование ИКТ. 5.Преподавание о обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников 6.Управление и лидерство в обучении. 7.Обучение талантливых и одаренных детей

Ресурсы: материалы сайта bilimland.kz (основной курс физика + iTest), проектор, учебник, оборудование для проведения опытов, ватман, фломастеры, карточки.

BilimlandiTest

План урока.

1.Орг момент

  • деление на группы
  • психологический настрой

2.АБЗ

  • самостоятельная работа с использованием взаимопроверки по шаблону
  • доклад ученика о проведении домашнего эксперимента + выводы

3.Изучение нового материала

  • вступительное слово учителя
  • постановка цели основного этапа урока
  • экспериментальное доказательство способов изменения внутренней энергии- работа в группах
  • представление проведенной работы

4..Проверка понимания новой темы:  фронтальный опрос групп

5.Д/з

6.Рефлексия

Этапы урока

Задачи этапа

Модули

Виды деятельности

Оценивание

Ресурсы

1

Орг.момент.

2 мин.

 

-Создание коллаборативной среды.

-Подготовка учащихся к активной учебной деятельности.

Новые подходы в преподавании и обучении.

Установка на положительную и плодотворную работу.

Похвала учителя

 

2

АБЗ

8 мин

-Контроль степень усвоения пройденного материала

-Развитие КМ

-Развитие одаренных детей

1.1. Обучение критическому мышлению.

2. Оценивание для обучения и оценивание обучения.

3. Использование ИКТ.

4. Обучение талантливых и одаренных детей

1. вопрос - ответ

2. Устный опрос (на местах)

3. Разбор графика (у доски)

1. Взаимопроверка

(правильный ответ –  +)

2. Оценивание учителем

3. Оценивание учителем

Презентация

Учебник

доска

3

Изучение нового материала и первичное осмысление.  25 мин

 

 

 

 

 

-Развитие функциональной грамотности

1.Новые подходы в преподавании и обучении.

2.Преподавание о обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников

3.Управление и лидерство в обучении.

4. Использование ИКТ.

1. читают;

2. проводят опыт

3. самостоятельно у доски демонстрируют опыт и видео доказательства, объясняют основные особенности, записывают  в тетрадь;

4. анализируют полученный ОК;

 

Взаимооценивание группы, формативное оценивание

 

Учебник, оборудование для проведения опытов материалы сайта bilimland.kz (основной курс физика, ватман

4

Проверка понимания новой темы:

5 мин

-Закрепить ЗУН по данной теме.

-Выявить проблемы ученика с усвоением новой темы

1. Обучение критическому мышлению.

2. Новые подходы в преподавании и обучении.

3. Обучение талантливых и одаренных детей

Разбор ситуаций

Формативное,

 

Учебник, bilimland.kz

Bilimland

(iTest)

iTest

5

Итог урока. Дом.задание

3 мин

- Оценить работу учащихся

- Инструктаж к выполнению дом.работы

1. Использование ИКТ.

Запись в дневниках

Оценивание учителем

Учебник

6

Рефлексия

2 мин.

-Оценить урок

Новые подходы в преподавании и обучении, развитие саморегуляции учащихся

Создание кластера

Самооценивание

Составление кластера из карточек.

 

Ход урока

План урока:

1.Орг момент - создание коллаборативной среды.

  • деление на группы - при входе каждый учащийся вытягивает жетон в виде бабочки, цветка, облака, солнца, травки, тем самым формируются группы.
  • психологический настрой - здравствуйте ребята наш урок я бы хотела начать  со слов «В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развивать, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком»

А. Бебель 

Пусть эти слова станут нашем девизом! 

2.АБЗ Для того чтобы приступить к новой теме нам необходимо проверить знание прошлого материала.

  • самостоятельная работа с использованием взаимопроверки по шаблону

Вам предлагаются вопросы на которые необходимо дать ответ или произвести расчеты. Какие критерии оценивания вы предлагаете?Хорошо каждый правильныйответ будет оцениваться в 1 балл и того 8 баллов.

Вопросы

1.Температура это.....

2.Какие шкалы вам известны? на чем основаны данные шкалы?

3.Что произойдет, если ртутный термометр показывающий 380С не встряхивая поставить здоровому человеку с температурой 36,60С? Почему?

4.Переведите температуры из 0С в К

450С, 200С.

5. Переведите температуры из К в  0С

5К, 730К

Проведите взаимопроверку и выставите оценки, листочки с оценками сдать.

Ответы:

1.Температура - это мера средней кинетической энергии движения молекул.

2.Шкала Цельсия - основана на агрегатных состояниях воды. Шкала Кельвина - основана на понятии абсолютный ноль.

3.Термометр будет показывать 380С, так как его не встряхнули, особенность ртути.

4.318К, 293К

5.-2680С, 4570С.

  • доклад ученика о проведении домашнего эксперимента + выводы - на доске ученик оформляет результаты проведенного опыта в виде графика зависимости температуры от времени, комментирует полученный результат.

3.Изучение нового материала - итак переходим к изучению нового материала.

  • вступительное слово учителя (начала составления ОК совместно с учениками) - Внутренняя энергия тела — это суммарная кинетическая энергия теплового движения его частиц плюс потенциальная энергия их взаимодействия друг с другом.

Если тело упало с 5 этажа что можно сказать о его энергии? - верно потенциальная перешла в кинетическую, а она во внутреннюю энергию тела. А как можно изменить внутреннюю энергию тела??? Это именно тот вопрос на который вам предстоит найти ответ.

  • постановка цели основного этапа урока - А как можно изменить внутреннюю энергию тела??? Вам предстоит поработать в группах, у каждой группы будет свое задание. Вам необходимо поставить цель и найти пути решения данной проблемы. После выступления мы обобщим полученный результат в виде ОК.
  • экспериментальное доказательство способов изменения внутренней энергии- работа в группах - каждая группа получает свое задание - там только одно слово, вам необходимо раскрыть суть данного слова использую учебник и оборудование для проведения опыта, видео доказательства.
  • представление проведенной работы - использование видео фрагментов из коллекции bilimland.kz

1группа - совершение работы - проведение опыта с колбой и насосом

2группа - теплопроводность

предполагаемый ответ - Теплопроводность — это перенос внутренней энергии от более нагретых участков тела к менее нагретым за счёт теплового движения и взаимодействия частиц тела + опыт +

видео фрагмент из урока (физика - молекулярная физика - термодинамика - теплообмен - 7слайд - 1 видео)

3группа - конвекция

предполагаемый ответ - Конвекция — это перенос внутренней энергии в жидкостях или газах в результате цирку- ляции потоков и перемешивания вещества + опыт +

видео фрагмент из урока (физика - молекулярная физика - термодинамика - теплообмен - 7слайд - 2 видео)

4группа - излучение

предполагаемый ответ - Излучение - перенос энергии электромагнитными волнами + особенности +

видео фрагмент из урока (физика - молекулярная физика - термодинамика - теплообмен - 8 слайд - 1 видео)

5группа - составление ОК на ватмане.

предполагаемый ответ - защита кластера.

4.Проверка понимания новой темы:  фронтальный опрос групп (весь класс)+

дополнительное тестирование одаренных детей на опережение (индивидуальное задание  - iTest - физика - термодинамика - внутренняя энергия, теплоемкость).

  1. Какие существуют способы изменения внутренней энергии?
  2. В каких случаях меняется внутренняя энергия при совершении работы?
  3. Что такое теплопередача?
  4. В каком направление происходит переход внутренней энергии при теплопередаче?
  5. Какие способы теплопередачи существуют?

5.Д/з выучить тему используя учебник и тетрадь, ответить на вопросы в конце параграфа. Индивидуально - создание видео ролика по теме Изменение внутренней энергии.

6.Рефлексия - Каждый из вас сегодня хорошо поработал в группе - лидеры группы сдайте листы контроля с оценками каждого учащегося вашей команды. Сегодня мы с вами подтвердили слова А. Бабеля

«В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развивать, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком»

А. Бебель 

У вас на столах лежат жетоны которые вы выбирали в начале урока, я хочу чтобы каждый из вас дал оценку нашему уроку, а из получившихся жетонов составим картину. Спасибо за урок!

Дополнительные материалы к уроку

Карточка для учащегося.

1.Темпиратура это.....

2.Какие шкалы вам известны? на чем основаны данные шкалы?

3.Что произойдет, если ртутный термометр показывающий 380С не встряхивая поставить здоровому человеку с температурой 36,60С? Почему?

4.Переведите температуры из 0С в К

450С, 200С.

5. Переведите температуры из К в  0С

5К, 730К

Карточки для групп

1группа - совершение работы

2группа - теплопроводность

3группа - конвекция

4группа - излучение

5группа - составление ОК на ватмане.

Материалы для деления на группы и составления кластера рефлексии (размеры регулирует учитель при распечатке).

Внутренняя энергия и способы ее изменения - 1

Самоанализ урока

Класс 8м1 кол-во присутствующих 25  кол-во по списку 25

Тема урока Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии.

Тип урока комбинированный.

Данный урок это 3 урок в разделе, имеет большое отношение к прошлой теме Температура, так как понимание новой темы опирается на знание прошлого материала. Данный урок проводился в сильном классе, где активность учеников, организаторские способности и интеллектуальный фон находятся на хорошем высоком уровне.

На мой взгляд все этапы урока продуманы, формы и методы соответствуют комбинированному уроку и способствовали достижению основных целей урока. Модули программы и материалы сайта bilimland.kz (основной курс физика + iTest), способствовали более продуктивной работе учеников, осмыслению, пониманию и запоминанию новой темы.

Время на уроке было распределено рационально. Дидактический материал был подобран с учетом возрастных особенностей учащихся. Контроль знаний проводился самими учащимися по критериям.

  Психологическая атмосфера настраивала учащихся на достижении поставленных целей, творчество и сотрудничество.

  Я считаю, что урок достиг своей цели. В перспективе я постараюсь чтобы каждый урок был запоминающимся как и этот. 

Сообщить об ошибке