Экологические проблемы почв

Усенов Даурен Тахирович
Павлодарская обл., с. Ленино, КГУ «Ленинская СОШ»
508
География
Тема:
Экологические проблемы почв

Цели обучения:

7.3.4.5 - классифицирует экологические проблемы почв и предлагает пути их решения.

Цели урока:

- определяет естественные и антропогенные экологические проблемы почв;

- делает анализ на пути решения данных проблем.

Критерий оценивания:

- умеет классифицировать экологические проблемы почвы;

- умеет предложить пути решения экологических проблем.

Языковые цели:

Чтение: читают текст учебника.

Письмо: заполняют таблицу.

Слушание: алгоритм выполнения заданий, слушают друг друга.

Говорение: делают выводы, отвечают перед классом.

Предметная лексика и терминология: эрозия, загрязнение почв, хранилища отходов, золоотвалы, рекультивация, заболачивание, опустынивание, засоление.

Привитие ценностей:

Казахстанский патриотизм и гражданская ответственность, любовь к малой родине, уважение, сотрудничество, труд и творчество, открытость и самообучение в течение всей жизни.

Межпредметные связи:

Экология, Биология, История.

Использование ИКТ:

Интерактивная доска, презентация, ресурсы сайта BilimLand

BilimLand.jpg2019

Предварительные знания:

3.4 Биосфера. Виды почв Казахстана.

 


Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

0–2 мин. (2 мин.)

Приветствие. Организационный момент. Психологический настрой – «Круг пожеланий»: учащиеся становятся в круг и говорят друг другу хорошие и добрые пожелания.

 

Видеоролик – 1.40

3–8 мин. (5 мин.)

Посмотр видеоролика с сайта BilimLand.

Ученики должны определить тему и цели урока. Просмотрев видеоролик, они должны заполнить таблицу.

ЗАДАНИЕ 1.

«Экологические проблемы почв»

Естественные

Антропогенные

 

 

 

 

 

Дескрипторы:

-          Определяет естественные проблемы почв.

-          Определяет антропогенные проблемы почв.

https://bilimland.kz/upload/content/lesson/15171/media/dbb85735fc464ed678f0cd1d2d4f71c1/content/script_00027/media/geo_kaz_04_27_01a. 
mp4

BilimLand.jpg2019

Приложение 1

8–15 мин. (7 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеоролик – 1 мин.

 

 

 

 

15–20 мин. (5 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеоролик – 27 сек.

 

 

20–27 мин. (7 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеоролик – 2.51

 

27–30 мин. (3 мин.)

ЭКСПЕРЕМЕНТ.

Учащиеся, делая следующие эксперименты, должны определить виды эрозии почвы, при этом соблюдая правила безопасности и следуя инструкции учителя.

1 эксперимент – эрозия воды:

· картонная бумага;

· бутылка с водой (в крышке должно быть не большое отверстие);

· 2–3 столовой ложка чернозема.

Ученики насыпают чернозем на бумагу и капают водой с бутылки.

2 эксперимент – эрозия ветра.

· 5–6 ложек чернозема (нужно сделать не большой холмик);

· фен для сушки волос (нужно быть аккуратным при работе с феном, включать на малую скорость).

ФИЗМИНУТКА. «Зарядка со смешариками». Просмотр видеоролика, учащиеся повторяют все движения.

Учащиеся, внимательно наблюдая за эксперементами и прочитав текст, заполняют таблицу.

ЗАДАНИЕ 2.

Существует два вида эрозии почвы: ветровая и водная.

Ветровая эрозия возникает в основном в степных засушливых районах, водная – только на склонах. Преобладание ветровой эрозии связано, во-первых, с равнинным рельефом большей части Казахстана, во-вторых, с частыми сильными ветрами и, в-третьих, с легким механическим составом почвы. Освоение таких земель требует очень ответственного отношения, так как это может привести к непригодности и потере почв.

Водной эрозией почвы называют смывание проточной водой верхнего слоя почвы. Потоки воды после дождей и ливней, при таянии снега не успевают впитываться в почву, смывают ее частицы и образуют вымоины. При мощных потоках воды образуются глубокие промоины – овраги. Они уменьшают площадь пашни, создают неудобства для проведения полевых работ.

Виды эрозии

почвы

Районы распространения эрозии почв

Причины эрозии

Последствия

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

Дескрипторы:

Обучающийся

- определяет виды эрозии;

- определяет районы распространения видов эрозии;

- определяет причины видов эрозии;

- определяет последствия видов эрозии.

Просмотр видеоролика «Губительная деятельность человека»

 

ЗАДАНИЕ 3.

Учащиеся, просмотрев видеоролик и пользуясь текстом учебника, отвечают на вопросы по ромашке Блума.

почвы_1.png

Правильно ли я понял, что эрозия почвы бывает водная и ветровая?

Назовите «+» и «–» деятельности человека, оказывающие плохое влияние на почву.

Назовите отрасли, которые плохо влияют на почву.

Что было бы, если бы человек не использовал почву в хозяйственной деятельности?

Почему борьба с экологическими проблемами почв так важна для человечества?

Кто основал национальную школу почвоведения и географии почв?

Дескрипторы:

- Знает виды эрозии.

- Называет «+» и «–» деятельности человека оказывающие плохое влияние на почву.

- Называет отрасли, которые плохо влияют на почву.

- Определяет, что было бы, если бы человек не использовал почву в хозяйственной деятельности.

- Определяет значимость экологических проблем почв для человечества.

- Знает, кто основал национальную школу почвоведения и географии почв.

 

Просмотр видеоролика «Загрязнение Земли»

ЗАКРЕПЛЕНИЕ. Учащиеся решают тест с сайта BilimLand.

Деградация почвы

Что не является угрозой для почвы?

- Защита почвы от загрязнения

- Преобразование земель в строительные участки

- Вырубка леса

Тест 1

Для нормального роста растений должны быть следующие условия в почве. Укажите неверный вариант.

- Должны быть питательные элементы, которые растение может впитать в себя

- Должна быть вода, которую может впитывать растение

- Для жизнедеятельности растение должно быть в необходимой степени обеспечено кислородом

- Массовая структура почвы должна быть благоприятной

- Должны быть вредные для растений соединения

Тест 2

Укажите условие, ухудшающее органические свойства почвы и снижающее производительность лесов.

- Деградация

- Опустынивание

- Заболачивание

-Засоление

- Снижение плодородности

Тест 3

Как называется необратимый процесс изменения почвы и растений, превращающий местность в пустыню?

- Опустынивание

- Заболачивание

- Засоление

- Деградация

- Снижение плодородности

Тест 4

Как называется снижение плодородности почвы в результате воздействия ветра или потоков воды?

- Почвенная эрозия

- Засоление

- Заболачивание

- Опустынивание

- Деградация

Тест 5

Как называются химические соединения, используемые для защиты культурных растений от вредителей, паразитов, сорняков, болезней и микроорганизмов?

- Бытовые сточные воды

- Искусственные удобрения

- Промышленные отходы

- Пестициды

- Неправильный дренаж

 

 

 

Картонная бумага, бутылка, чернозем, фен, ведро или пластиковый контейнер

 

 

 

 

 

 

 

https://cloud.mail.ru/public/BNUK/knVxFT5p1

Задание ФО

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Губительная деятельность человека»

https://bilimland.kz/upload/content/lesson/14897/media/39d340461543ec0be09068921348647a/content/script_00015/media/mcc_sc_up_16_01_02s.mp4

 

 

Приложение 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Twig.jpg2019

Загрязнение Земли

https://twig-bilim.kz/ru/film/pollution-land

 

тест

https://bilimland.kz/ru/courses/geografiya-ru/litosfera-i-zemnaya-kora/lesson/zagryazneniya-pochv

 

Приложение 4

30–35 мин.

РЕФЛЕКСИЯ. Учащиеся приклеивают стикеры и комментируют свой выбор.

почвы_2.png

Стикеры

35–40 мин.

ОЦЕНИВАНИЕ. Самооценивание и взаимооценивание по карточкам. Учащиеся оценивают себя, своих одноклассников и оставляют комментарий.

ФИО

Оценка

Комментарий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

§ 34 прочитать, написать мини эссе «Какие экологические проблемы почв встречаются в Казахстане и какие пути их решения?»

 

Спасибо за урок. До свидания!

Приложение 5

 

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

 

На данном уроке дифференциация осуществляется по уровню мыслительных навыков. Этот прием основан на работе с текстом. Главным в работе с текстом является осмысление информации. Одним из основных приемов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. «Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов.

 

На каждом этапе уроке используется формативное оценивание с дескрипторами. Также предусмотрено самооценивание знаний и умений учащихся при помощи лесенки успеха, который позволит учащимся определить, что было усвоено, а над чем еще необходимо поработать.

Оценивание учителем осуществляется путем наблюдения, а также при помощи заданий на уроке, где предусмотрены определенные дескрипторы.

Психологический настрой – «Круг пожеланий»: учащиеся становятся в круг и говорят друг другу хорошие и добрые пожелания.

Физминутка «Зарядка со смешариками»: просмотр видеоролика, учащиеся повторяют все движения.

Приложение 1

ЗАДАНИЕ 1
Экологические проблемы почв

Естественные

Антропогенные

 

 

Приложение 2

ЗАДАНИЕ 2

Прочитайте текст и заполните таблицу.

Существует два вида эрозии почвы: ветровая и водная. 
Ветровая эрозия возникает в основном в степных засушливых районах, водная – только на склонах. 
Преобладание ветровой эрозии связано, во-первых, с равнинным рельефом большей части Казахстана, во-вторых, с частыми сильными ветрами и, в-третьих, с легким механическим составом почвы. Освоение таких земель требует очень ответственного отношения, так как это может привести к непригодности и потере почв. 
Водной эрозией почвы называют смывание проточной водой верхнего слоя почвы. Потоки воды после дождей и ливней, при таянии снега не успевают впитываться в почву, смывают ее частицы и образуют вымоины. При мощных потоках воды образуются глубокие промоины – овраги. Они уменьшают площадь пашни, создают неудобства для проведения полевых работ.

Виды эрозии

почвы

Районы распространения эрозии почв

Причины эрозии

Последствия

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

Дескриптор
Обучающийся
– определяет виды эрозии;
– определяет районы распространения видов эрозии;
– определяет причины видов эрозии;
– определяет последствия видов эрозии. 

Приложение 3

ЗАДАНИЕ 3. Ромашка Блума

почвы_3.png

Приложение 4
Деградация почвы
Что не является угрозой для почвы?
- Защита почвы от загрязнения
- Преобразование земель в строительные участки
- Вырубка леса

Тест 1
Для нормального роста растений должны быть следующие условия в почве. Укажите неверный вариант.
- Должны быть питательные элементы, которые растение может впитать в себя
- Должна быть вода, которую может впитывать растение
- Для жизнедеятельности растение должно быть в необходимой степени обеспечено кислородом
- Массовая структура почвы должна быть благоприятной
- Должны быть вредные для растений соединения

Тест 2
Укажите условие, ухудшающее органические свойства почвы и снижающее производительность лесов.
- Деградация
- Опустынивание
- Заболачивание
-Засоление
- Снижение плодородности

Тест 3
Как называется необратимый процесс изменения почвы и растений, превращающий местность в пустыню?
- Опустынивание
- Заболачивание
- Засоление
- Деградация
- Снижение плодородности

Тест 4
Как называется снижение плодородности почвы в результате воздействия ветра или потоков воды?
- Почвенная эрозия
- Засоление
- Заболачивание
- Опустынивание
- Деградация

Тест 5
Как называются химические соединения, используемые для защиты культурных растений от вредителей, паразитов, сорняков, болезней и микроорганизмов?
- Бытовые сточные воды
- Искусственные удобрения
- Промышленные отходы
- Пестициды
- Неправильный дренаж


Приложение 5

ФИО

Оценка

Комментарий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИО

Оценка

Комментарий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИО

Оценка

Комментарий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщить об ошибке